Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной части учебного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._mir_prirody_i_cheloveka.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное специальное общеобразовательное учреждение
Запрудненская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО Протокол № ___ заседания МО от ____________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______________________ / Андрейченко Ю. В. / _______________ 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната ____________________ / Жемаева Л. В. / _______________ 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Мир природы и человека»
2 класс (вариант 1)
Составитель: Андрейченко Ю.В.
учитель высшей категории
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
I. Нормативно-правовая база
Тип программы: образовательная программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Статус программы: рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» (входит в предметную область "Естествознание" и относится к обязательной части учебного плана).
Назначение программы: программа обеспечивает реализацию прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Категория обучающихся: учащиеся 2 класса МСОУ Запрудненской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (вариант 1).
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 32 часа, из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным графиком на 2023-2024 учебный год.
Форма обучения: очная.
Рабочая программа разработана на основании:
- Федерального закона об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
- Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 "Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 – 15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Устава муниципального специального образовательного учреждения Запрудненской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (новая редакция от 11.04.2022, утверждена Приложением к Постановлению Главы Талдомского городского округа № 530.
- ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебного плана МСОУ Запрудненской школы – интерната для обучающихся с ОВЗ.
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Основной образовательной программы начального общего образования МСОУ Запрудненской школы – интерната для обучающихся с ОВЗ.
- Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ.
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ.
Программа ориентирована на использование учебника Н.Б. Матвеевой, И.А. Ярочкиной, М.А. Поповой. «Мир природы и человека». 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 6-е издание. В 2 частях. Москва. "Просвещение", 2022 г.
Учебник предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание», имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации".
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Рабочая тетрадь. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. «Мир природы и человека». 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. 6-е издание. Москва. "Просвещение", 2022г.
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Содержание учебного предмета:
Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит); облака
(облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара).
Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник", "молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи обучающегося: гигиенические принадлежности, игрушки, школьные канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.
Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из
поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Мир природы и человека":
Минимальный уровень:
- представление о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в образовательной организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
- представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Календарно-тематическое планирование по предмету мир природы и человека
2 класс (вариант 1)
№ п / п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание | |
1 триместр (10ч.) | ||||||
1 | Долгота дня. Введение. Влияние солнца на смену времен года. Влияние солнца на смену времен года. | 1 ч. | ||||
2 | Сутки. Солнце и жизнь растений. Утро, день, вечер ночь. | 1 ч. | ||||
3 | Долгота дня летом. Занятие людей в течение суток летом. | 1 ч. | ||||
4 | Долгота дня зимой. Занятие людей в течение суток зимой. | 1 ч. | ||||
5 | Времена года. Осень. | 1 ч. | ||||
6 | Растения осенью. Животные осенью. | 1 ч. | ||||
7 | Занятия людей и одежда осенью. | 1 ч. | ||||
8 | Погода. Календарь природы. | 1 ч. | ||||
9 | Зима. Признаки зимы. | 1 ч. | ||||
10 | Растения зимой. Животные зимой. Занятия и одежда зимой. | 1 ч. | ||||
2 триместр | ||||||
1 | Погода. Календарь природы. Весна. Признаки весны. | 1 ч. | ||||
2 | Растения весной. Животные весной. Занятия и одежда весной. | 1 ч. | ||||
3 | Погода. Календарь природы. Признаки лета. | 1 ч. | ||||
4 | Растения летом. Животные летом. | 1 ч. | ||||
5 | Занятия и одежда летом. | 1 ч. | ||||
6 | Неживая природа. Вода. | 1 ч. | ||||
7 | Вода горячая и холодная. Температура воды. | 1 ч. | ||||
8 | Вода в природе. Значение воды. | 1 ч. | ||||
9 | Живая природа. Растения. Жизнь растений. | 1 ч. | ||||
10 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. | 1 ч. | ||||
11 | Растения светолюбивые и тенелюбивые. | 1 ч. | ||||
3 триместр | ||||||
1 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. | 1 ч. | ||||
2 | Овощи. Огород. Овощи и питание человека. | 1 ч. | ||||
3 | Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода. | 1 ч. | ||||
4 | Животные. Кошка и рысь. Породы кошек. | 1 ч. | ||||
5 | Собака и волк. Породы собак. | 1 ч. | ||||
6 | Рыбы. | 1 ч. | ||||
7 | Человек. Гигиена человека. | 1 ч. | ||||
8 | Органы пищеварения. | 1 ч. | ||||
9 | Питание человека. Правила питания. | 1 ч. | ||||
10 | Профилактика отравлений. Беседа по т / б, ПДД перед каникулами. | 1 ч. | ||||
11 | Резервные уроки. Экскурсии в лес, в поле. | 1 ч. | ||||
Всего за год: 32 ч. |
Техническое оснащение реализации программы по предмету мир природы и человека
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
«Д» − демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
«К» − полный комплект (на каждого ученика класса);
«Ф» − комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
«П» − комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Наличие в кабинете | Примечание |
1 | Учебно-методические комплекты «Мир природы и человека» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Матвеевой Н. Б., Ярочкиной И. А., 2019 г. | К | + | |
2 | Примерная АООП для обучающихся с ОВЗ, 2015 г. | Д | + | |
3 | Методические пособия для учителя, дополнительная литература | Д | + | приобрести |
- Печатные пособия
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Наличие в кабинете | Примечание |
1 | Демонстрационный материал по предмету «Мир природы и человека» в соответствии с темами обучения | К, Ф | + | приобрести |
2 | Рабочая тетрадь к учебнику «Мир природы и человека» 2 класс, Матвеева, Попова М. А. | К | + | приобрести |
- Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1 | Аудиозаписи | Д | + | дополнить |
2 | Видеофильмы | Д | + | дополнить |
3 | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | Д | + | устарела приобрести |
- Технические средства обучения (средства ИКТ)
1 | Телевизор | Д | − | приобрести |
2 | Видеомагнитофон / видеоплеер | Д | − | приобрести |
3 | CD / DVD проигрыватели | Д | − | приобрести |
4 | Музыкальный центр (музыкальные колонки) | Д | + | |
5 | Слайд-проектор (переносной) | Д | + | |
6 | Мультимедийный проектор | Д | + | |
7 | Экран для мультимедийного проектора | Д | + | |
8 | Столик для мультимедийного проектора | Д | + | |
9 | Ноутбук | Д | + | |
10 | Принтер | Д | − | приобрести |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральный закон от 29.12.2012 ...
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Конспект урока по миру природы и человека в 4 классе по теме: «Растения полей. Поле в разное время года» (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)
Конспект урока по миру природы и человека в 4 классе по теме: "Растения полей. Поле в разное время года" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....
Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: «Лес. Растения леса». (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)
Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: "Лес. Растения леса" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....