Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» начальное общее образование (для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1) класс 3-4
рабочая программа по окружающему миру (3, 4 класс)
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталости МКОУ «Артёмовская СОШ», реализующей ФГОС НОО.
На изучение предмета по учебному плану МКОУ «Артемовская СОШ отводится:
3 класс - 1 час в неделю 34 часа в год
4 класс - 1 час в неделю 34 часа в год
Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
-ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
-составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
-развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
-знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-знание правил гигиены органов чувств;
-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
-готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
-ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
-выполнение доступных природоохранительных действий;
-готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мир природы и человека 3-4 | 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Артемовская средняя общеобразовательная школа»
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Мир природы и человека»
начальное общее образование
(для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1)
класс 3-4
Витковская Е.Б.
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
п. Артемовский
2020 г
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся легкой умственной отсталости МКОУ «Артёмовская СОШ», реализующей ФГОС НОО.
Цель:
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
-формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
-закрепление представлений о воде, воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека;
-воспитание интереса к природе ,бережного к ней отношения;
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета по учебному плану МКОУ «Артёмовская СОШ» отводится:
3 класс-2 часа в неделю, 68 часов в год
4 класс-2 часа в неделю, 68 часов в год
Результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные: Мир природы и человека
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Содержание учебного предмета
3 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года.
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
4 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема урока | Виды учебной деятельности |
Сезонные изменения в природе 22 ч | ||
1 2 | Времена года. Осень Осенние месяцы. Календарь | Рассматривание схем, иллюстраций .Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
3 4 | Растения и животные осенью | Рассматривание схем, иллюстраций .Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
5 6 | Занятия людей осенью Изучаем правила дорожного движения | Разучивание некоторых дорожных знаков |
7 8 | Зима. Признаки зимы Зимние месяцы | Чтение текста. |
9 10 | Растения зимой и животные зимой | Работа с иллюстрацией в учебнике |
11 12 | Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках). | Разучивание правил поведения |
13 14 | Весна. Признаки весны Весенние месяцы | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
15 16 | Растения и животные весной. Насекомые | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
17 18 | Признаки лета. Летние месяцы. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
19 20 | Растения и животные летом. | Работа с иллюстрацией в учебнике |
21 22 | Занятия людей весной и летом. | Работа с иллюстрацией в учебнике |
Неживая природа 8 ч | ||
23 24 | Солнце в разные времена года Восход и заход солнца. Сон – лучшая профилактика усталости. | Соотнесение схемы со временем года |
25 26 | Календарь. | Перечисление месяцев. Отгадывание загадок |
27 28 | Воздух. Значение воздуха. Термометр. | Рассматривание показаний термометра |
29 30 | Ветер. Направление ветра Поведение во время урагана. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
Живая природа 38 ч Растения 14 ч | ||
31 32 | Сравнение растений. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
33 34 | Части растений: корни, стебли. | Зарисовка |
35 36 | Части растений: листья, цветы. | Зарисовка |
37 38 | Растения сада. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
39 40 | Лес. Растения леса. Травы. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
41 42 | Плоды и семена Лесные ягоды. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
43 44 | Грибы. Съедобные и ядовитые. Профилактика отравлений . Правила поведения в лесу. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
Животные 10 ч | ||
45 46 | Животные. Охрана животного мира. | Составление рассказа по плану |
47 48 | Дикие и домашние животные. | Составление рассказа по плану |
49 50 | Сравнение животных: свинья и кабан, кролик и заяц (по выбору). Правила ухода за домашними животными. | Составление рассказа по плану |
51 52 | Птицы. Строение птиц. | Составление рассказа по плану |
53 54 | Перелетные, зимующие птицы. | Чтение текста, ответы на вопросы |
Человек 14 ч | ||
55 56 | Человек. Дыхание человека Профилактика простудных заболеваний. | Чтение стихотворений. Правил личной гигиены |
57 58 | Человек. Дыхание человека Профилактика простудных заболеваний. | Чтение текста. Ответы на вопросы |
59 60 | Кровь. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
61 62 | Сердце. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
63 64 | Пульс. Поведение во время болезни. Вызов врача из поликлиники. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
65 66 | Окружающая среда и здоровье человека. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
67 68 | Питание человека. | Запоминание правил хранения продуктов |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема урока | Виды учебной деятельности |
Сезонные изменения в природе 18 ч | ||
1 2 | Влияние Солнца на смену времен года Признаки осени. | Рассматривание схем, иллюстраций .Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
3 4 | Растения и животные осенью. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
5 6 | Признаки зимы. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
7 8 | Растения и животные зимой. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
9 10 | Труд людей зимой. | Составление рассказа |
11 12 | Растения и животные весной. | Составление рассказа |
13 14 | Труд людей осенью и весной. | Составление рассказа |
15 16 | Растения и животные летом. | Составление рассказа |
17 18 | Труд людей летом. | Составление рассказа |
Неживая природа 8 ч | ||
19 20 | Почва. Состав почвы. | Составление рассказа по плану |
21 22 | Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом. | Составление рассказа по плану |
23 24 | Песок и глина. | Составление рассказа по плану |
25 26 | Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги. | Составление рассказа по плану |
Живая природа 22 ч Растения 12 ч | ||
27 28 | Растения. Огород. | Работа с иллюстрацией в учебнике |
29 30 | Лес. Ориентировка в лесу. | Разучивание правил поведения |
31 32 | Сад. Растения культурные и дикорастущие. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
33 34 | Лекарственные растения Красная книга. | Рассматривание иллюстраций |
35 36 | Растения полей. Поле в разное время года | Рассматривание иллюстраций |
37 38 | Парки. | Рассматривание иллюстраций |
Животные 10 ч | ||
39 40 | Домашние животные: лошадь, корова. | Отгадывание загадок. Зарисовка |
41 42 | Свинья, овца Правила ухода за домашними животными. | Отгадывание загадок. Зарисовка |
43 44 | Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы. | Отгадывание загадок. Зарисовка |
45 46 | Дикие и домашние птицы. | Отгадывание загадок. Зарисовка |
47 48 | Насекомые. Пчела. Насекомые вредители. | Отгадывание загадок. Зарисовка |
Человек 12 ч | ||
49 50 | Человек. Мозг человека. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
51 52 | Профилактика травм головного мозга. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
53 54 | Режим дня. Часы. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
55 56 | Профилактика переутомления. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
57 58 | Загрязнение воздуха, воды, почвы. | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту |
59 60 | Заповедники. Зоопарк (по выбору). | Чтение текста Ответы на вопросы по тексту 1 |
Безопасное поведение 8 ч | ||
61 62 | Правила поведения в быту, в школе. | Разучивание правил поведения |
63 64 | Правила поведения в быту, в школе. | Разучивание правил поведения |
65 66 | ПДД. Дорога. Пешеходный переход. | Разучивание правил поведения |
67 68 | Транспорт. Мы – пассажиры. | Разучивание правил поведения |
Материально-техническое обеспечение
-Иллюстрации, таблицы
-Трафареты;
-Учебные модели;
-DVD-фильмы;
-Раздаточные карточки;
- Проектор;
-Мультимедийные образовательные программы
-Компьютер.
-Раздаточный материал
- Таблицы
-Схемы
- Картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью по предмету " Русский язык" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений: \ авторы программы: Э.В. Якубовская, Я. В. Коршунова/ Москва &qu...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)
Даннаякоррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...
Рабочая программа АООП внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1 (2-4 класс)
Рабочая программа АООП внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1. 2-4 класс. Срок реализации 3 года...