Методическая разработка комплексного занятия. Космические дали.
план-конспект занятия по окружающему миру (3, 4 класс)

Сорокина Елена Сергеевна

Разработан материал занятия для закрепления знания о космосе, профессий людей, занятых в освоении космоса. Рисование сухой кистью, тычком, используя трафарет.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._kosmicheskie_dali.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема: Космические дали


Цель: закрепление знаний о космосе, профессий людей, занятых в освоении космоса. 

Задачи: 
1. систематизировать и обобщить знания детей о космосе, некоторых профессий людей, занятых в космической отрасли; 
совершенствовать умение слушать чтение рассказа и отвечать на вопросы по содержанию;
2.  развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;

3. учить использовать нетрадиционные техники рисования (сухой кистью через трафарет).

Используемые технологии: 

развивающее обучение, информационное – коммуникационная, здровьесберегающая.


Оборудование: 
- выставка книг о космосе (энциклопедии, роман-сказка Н. Носова «Незнайка на Луне» и т. д.); 
- мультимедийная презентация на тему «Космос»; 
- рассказ А. Митяева «Первый полёт». 

Предварительная работа: 
- чтение и беседы о космосе с показом иллюстраций, фотографий и т. д. ; 
- чтение Н. Носова «Незнайка на Луне»; рисование на космическую тему;

- заготовка трафаретов на космическую тему.


Ход занятия
Воспитатель предлагает детям побеседовать о космосе. 
       Первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики. 
       С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё твой прапрадедушка не мог себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу. Их называют космонавтами. И для таких полётов существуют специальные космические корабли. 
       Учёный Константин Циолковский был первым, кто заговорил о полётах в космос. Он придумал космический корабль. Люди смеялись над ним и говорили, что летать в космос невозможно. А конструктор Сергей Королёв взял и построил такой корабль. Он совсем не был похож на пиратский фрегат или на пассажирский пароход. 
       В космическом корабле — ракете — нет окон. В первой ракете, которая называлась «Восток», едва помещался один человек. При запуске из хвоста ракеты вырывается пламя, как из большой петарды, и огромная реактивная сила тянет её вверх. 
        Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек. Юрий Гагарин. 
        Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы. 
        Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.
       Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. 
        На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух. 
        Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. 
       Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. 
       В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ещё выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов. 
       А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве. 
       Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы.      

         Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками. 
        Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования. 

Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты. 
         Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. 
         А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане. 
         Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как? 
         Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки – это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор. 

Вопросы: 
1. Когда мы отмечаем День Космонавтики? Почему? 
2. Кто первый летал в космос? 
3. Много ли людей заняты в космической отрасли? 
4. Какие профессии нужны для освоения космоса? 
В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Для того, чтобы запомнить порядок расположения планет, можно заучить фразу, в которой первая буква каждого слова – это первая буква названия планеты: 
Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный. 
(повторение и заучивание фразы и названия планет). 

Чтение рассказа А. Митяева «Первый полёт». 
Вопросы: 
1. Кто совершил первый полёт в космос? 
2. Что такое состояние невесомости? 
3. Как выглядит космическое пространство из иллюминатора? 
Рисование космоса.

Воспитатель предлагает нарисовать космос, космический корабль, планеты, звездное небо. Рисунки можно выполнить в технике рисования – тычком сухой кистью через трафарет.

Оформление выставки рисунков ко дню космонавтики.

Подведение итогов занятия.


Приложение 

Рассказ А. Митяева

«ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».

Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года.

И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе.

За окном – иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма. 

Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Комплексное занятие "Космическое путешествие"

Комплексное занятие на тему: "Космическое путешествие"...

Славься Русь — Отчизна моя! Методическая разработка комплексной тематической программы ко Дню народного единства

Данная методическая разработка  может быть полезна  педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям образовательных учреждений при подготовке воспитательных мероприя...

Методическая разработка комплексного занятия по теме: «Снежинка». Разработала: Виноградская Н.Л., воспитатель ГПД, ГБОУ школа №346 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Знакомить детей с поэзией о зиме. Прививать любовь к поэзии, воспитывать чувство прекрасного.Развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову.Развивать творческие способности...

Методическая разработка комплексного занятия по теме: «Облака». Разработала: Виноградская Н.Л., воспитатель ГПД, ГБОУ школа №346 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Цель:1.Учить детей применять ранее приобретённые знания и умения при изготовлении изделий из разных материалов.2.Развивать творческое воображение, эстетический вкус и моторику рук.3. Воспитывать терпе...