Славься Русь — Отчизна моя! Методическая разработка комплексной тематической программы ко Дню народного единства
методическая разработка
Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям образовательных учреждений при подготовке воспитательных мероприятий, направленных на организацию содержательного досуга младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavsya_rus_-_otchizna_moya.docx | 335.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Наш адрес:
652600, г. Белово,
Кемеровская область,
ул. Советская 44,
тел.: 8(38452) 2-29-96
e-mail: dtdm_belovo@mail.ru
www.edudel.ru
Управление образования
Администрации Беловского городского округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дворец творчества детей и молодежи имени Добрабабиной А. П.
города Белово»
Славься Русь — Отчизна моя!
Методическая разработка
комплексной тематической программы ко Дню народного единства
С47Составитель: Колпакова Т. А., педагог – организатор, почётный работник общего образования
Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям образовательных учреждений при подготовке воспитательных мероприятий, направленных на организацию содержательного досуга младших школьников.
Содержание
1 | Пояснительная записка ……………………………………………. | 3 |
2 | Сценарий мероприятия……………………………………………… | 4 |
3 | Интернет - источники……………………………………………… | 9 |
Пояснительная записка
Заглядывая в наше героическое прошлое, невольно вспоминаешь те отношения между народами нашей необъятной страны, которые мы всегда называли Дружбой народов.
Именно эта дружба может сегодня вновь сплотить наши ряды, дать возможность подрастающему поколению с уважением и толерантностью относится к истории и народным традициям не только своей семьи, но и людей живущих рядом.
Обращаясь к теме празднования 4 ноября – Дня народного единства, хотелось бы, чтобы дети не только поняли и запомнили информацию о данном событии, но и больше узнали о своей стране, области, о народах, населяющих ее, о своей национальной принадлежности, устном народном творчестве.
Мероприятия о праздновании Дня народного единства для детей младшего школьного возраста могут быть разной формы: торжественное собрание, тематическая концертная программа, конкурсная программа, тематическая программа. Из названых форм, по моему мнению, именно комплексная тематическая программа наиболее полно соответствует достижению поставленной цели, а именно: воспитание патриотизма и формирование представления о том, что в России, Кузбассе живут в мире и согласии представители разных национальностей, и вытекающих из неё
и задач:
- приобщать младших школьников к изучению этнических традиций народов
России и Кузбасса.
- развивать интерес к устному народному творчеству;
- воспитывать в детях интерес к своим национальным корням.
Для повышения уровня заинтересованности в программе был использован метод соревнования, который с точки зрения доктора педагогических наук, профессора Подласого Ивана Павловича трактуется следующим образом: «соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества»
Для определения победителя соревнования введены жетоны, которые выдаются за правильно выполненные задания или активное участие.
Задания тематической программы подобраны таким образом, чтобы участники в игровой форме знакомились с народным костюмом, национальностями, проживающими на территории Кемеровской области, пословицами и поговорками русского народа.
Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям образовательных учреждений при подготовке воспитательных мероприятий, направленных на организацию содержательного досуга младших школьников.
Славься Русь — Отчизна моя!
Сценарий
комплексной тематической программы ко Дню народного единства.
Оформление: Стенд с плакатом, изображающим земной шар, название программы на заднике сцены, красочная тематическая заставка на презентации.
Оборудование: карточки, клей, ножницы, карандаши, планшеты.
Все слова в сценарии принадлежат Ведущей.
Ход мероприятия.
Здравствуйте дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в нашем зале в канун замечательного государственного праздника.
4 ноября вся страна будет отмечать праздник «День народного единства». Значение праздника скрывается в его названии:
День НАРОДНОГО - народ, это мы с вами, наши мамы, папы, дедушки, бабушки, тети, дяди, друзья и т. д.)
ЕДИНСТВА - когда мы все дружим, живем в согласии, понимании, уважении.
Что же нас всех объединяет?
– Родина. Это праздник нашего народа и нашей Родины.
Это новый и одновременно старый праздник. В начале XVII века столицу нашей Родины – Москву захватили поляки. На защиту Москвы и всей России поднялся народ. Объединились все сословия, все национальности, деревни, города - это было поистине народное ополчение, а возглавили его Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освободив Москву в 1612 году, Россия показала всему миру героизм, сплоченность всего нашего народа. В честь этой победы 4 ноября объявлен государственным праздником, который по праву называют Днем народного единства.
В этот день мы прославляем единство народа в борьбе с захватчиками и чтим память народных героев вставших на защиту своей Родины.
Именно поэтому наша тематическая программа носит название
«Славься Русь - Отчизна моя!»
Россия многонациональная страна в ней живут русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты и т.д. Мы не должны забывать, что Россия только тогда сильна, когда она едина.
Наша страна единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает свои объятия всем народам, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо.
Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Каждый из вас может сегодня, накануне Дня народного единства проверить как хорошо он знаком с народностями и национальностями нашей страны, края, города. Проверить свои знания о том народы, каких национальностей легли в основу вашей семьи.
Выполняя задания, вы будете получать жетоны. Обладатель самого большого количества жетонов получает звание «Патриот России».
Задание 1. «Национальности России»
На территории Кемеровской области проживают более 100 народов (наций, народностей, этнических групп).
Самые многочисленные национальные группы: русские, телеуты, татары, чуваши, мордва, украинцы, армяне, немцы, казахи, башкиры…
Посмотрите, как разнообразны и не похожи друг на друга народные костюмы этих национальностей:
Рисунки костюмов могут быть представлены в презентации или на отдельных карточках
Рисунок 1. «Национальные костюмы
многочисленных народов Кемеровской области»
рисунок 1, армяне рисунок 2, башкиры рисунок 3 казахи рисунок 4 мордва рисунок 5 немцы
Рисунок 6, русские рисунок 7, татары рисунок 8 украинцы рисунок 9 телеуты рисунок 10 чуваши
Скажите, а вы знаете, как называют девушку в русском костюме? Русская – правильно? А парня, наверное, русский?
Я предлагаю проверить свои познания в данном вопросе. Сейчас все желающие получат карточку, в которой в левом столбике написаны наименование народного костюма, а в правый нужно вписать национальность, пример выполнения задания под номером 1.
Карточка 1. «Представители мужского и женского рода самых многочисленных национальных групп Кемеровской области»
№ | Наименование народного костюма | национальность |
1 | русский костюм | Русский, русская |
2 | мордовский костюм | |
3 | татарский костюм | |
4 | украинский костюм | |
5 | казахский костюм | |
6 | башкирский костюм | |
7 | телеутский костюм | |
8 | немецкий костюм | |
9 | армянский костюм | |
10 | чувашский костюм |
Правильные ответы:
2. Мордвин, мордовка;
3. Татарин, татарка;
4. Украинец, украинка;
5. Казах, казашка;
6. Башкир, башкирка;
7. Телеут, телеутка;
8. Немец, немка;
9. Армянин, армянка;
10. Чуваш, чувашка.
Подведение итогов, выдача жетонов
Задание 2. «Хоровод дружбы»
Все многочисленные представители народов и народностей дружно проживают в нашем городе. А вы, ребята, знаете свою национальность? А народный костюм вашей национальности? Предлагаю сделать коллективную работу «Хоровод дружбы». Каждый из вас получит лист бумаги и шаблон, изображающий человека в народном костюме. Обведите и вырежьте фигурки по контуру и, раскрасьте их так, чтобы получился человек в народном костюме. Можете изобразить себя и своего друга. Затем мы на стенд с плакатом, изображающим земной шар, в общий хоровод, вклеим себя и своих друзей. Затем вместе придумаем название своей работе.
Карточка 2. «Шаблоны для изготовления фигур в национальных костюмах для хоровода дружбы»
Подведение итогов, выдача жетонов
А вы знаете, с чего началось празднование Дня Народного Единства?
Раньше Россия называлась великим словом Русь и не сразу она стала сильным, могущественным государством. Были у России трудные, тяжелые времена. В 161о году польские враги хотели завоевать нашу Родину. Но среди русского народа нашлись два мудрых человека. Они подняли и возглавили войска для победы над врагом. Один из них был из простого народа, имя его Кузьма Минин, другой князь Дмитрий Пожарский.
Демонстрация иллюстрации или слайда
Обратились они ко всему русскому народу с призывом:
«Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!»
Ребята, как можно назвать этих людей, что подняли народ для победы над врагом? (смелые, мужественные, стойкие).
О таких людях сложено немало пословиц. Вы, наверное, даже знаете некоторые из них?
Предлагаю проверить свои знания, а заодно и зрительную память. Я приглашаю на сцену тех, кто собирается принимать участие в конкурсе «Собери пословицу по памяти»
Задание 3. «Собери пословицу о Родине
и героизме по памяти»
Участникам игры выдаются карточки с пословицей. Задача игрока прочитать пословицу и собрать ёе из отдельных слов по памяти.
Карточка 3. «Собери пословицу о Родине
и героизме по памяти»
- Кто за родину горой – тот истинный герой
- Кто за Родину дерется – тому двойная сила дается!
- Родина мать умей за нее постоять!
- В мире нет краше родины нашей!
- Жить – Родине служить!
- Не тот герой кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт!
- Кто смел да стоек, тот десятка стоит
-Храбрый побеждает, трус погибает
- За край родной насмерть стой!
- Народы русской страны дружбой сильны.
Подведение итогов, выдача жетонов
Издавна Россия славилась своими мастерами. Талантливый и трудолюбивый русский народ! Сколько пословиц о труде сложил!
Трудно даже представить…
А показать, не используя при этом слова – ещё трудней! Но я уверена, что вы справитесь! Всех кто продолжает борьбу за звание «Патриот России» я приглашаю на сцену.
Задание 4. «Изобрази пословицы о труде»
Участник игры читает пословицу и показывает её присутствующим с помощью жестов. Кто угадал пословицу, получает жетон.
Карточка 4 . «Изобрази пословицы о труде»
1. Без меры и лапти не сплетешь.
2. Без охоты нет работы.
3. Без работы день годом станет.
4. Без ремесла как без рук.
5. Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.
6. Без труда и отдых не сладок.
И, конечно, во все времена умел народ российский в едином порыве праздники праздновать. Предлагаю и нам вспомнить и исполнить танцы народов мира.
Танцуют все вместе, кто старался больше всех получает жетон.
Пришла пора подвести итоги и определить победителя программы, того кто справился со всеми трудностями и гордо будет носить звание «Патриот России».
Вручение грамоты
Вот и подошла к концу наша встреча. Надеюсь, что вы знаете свои национальные корни, а если нет, то в ближайшее время спросите об этом у своих родителей. А прощаясь с вами, я хочу прочитать вам вот эти строки:
Мы – друзья, и мы – едины.
Вместе мы непобедимы.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – народ, и Мы – семья,
В праздник важный, всенародный
Вас хочу поздравить я
С Днём народного единства!
Славься Русь - Отчизна моя!
Интернет-источники
1. http://www. kemoblast.ru/region/population.html
2. http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdnika-ko-dnyu-narodnogo-edinstva.html
3. http://ds-81.ru/pedagogam/poslovitsi
4. http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-o-rodine.html
5. http://pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-293.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час и презентация ко Дню народного единства "Славься Русь - Отчизна моя"
С историей не спорят, с историей живут,Она объединяет на подвиг и на труд.Едино государство, когда един народ,Когда великой силой он движется вперёд.Врага он побеждает, встав, как один, на бой,И Русь ...
«СЛАВЬСЯ РУСЬ – ОТЧИЗНА МОЯ!»
Классный часко Дню Народного Единства «СЛАВЬСЯ РУСЬ – ОТЧИЗНА МОЯ!»3 класс...
Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс
Тема: «День народного единства»Цели деятельности учителя:1) содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...
Классный час "Славься Русь - Отчизна моя"
Презентация ко Дню народного единства "Славься Русь - Отчизна моя"...
Час общения ко Дню Народного Единства "Славься Русь - Отчизна моя!" в начальной школе.
Формирование понятий единение и патриот. Воспитывать патриотизм и прививать любовь к своей Родине....
Классный час "День воинской славы России — День народного единства"
Сегодня мы поведём разговор о главном государственном празднике России – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА....
Методическая разработка воспитательского занятия «День народного единства»
Тема: «День народного единства» (30-35 минут)....