Технологическая карта урока окружающего мира «На воде и в лесу» УМК "Школа России" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний об опасностях на воде и в лесу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 02.02.24

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс:

Урок: 3

Время: 14:55-15:35   Кабинет: 203

Студент: Шарифьянова Виктория Эльдаровна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «На воде и в лесу»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний об опасностях на воде и в лесу.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление об видах опасностей встречающихся на воде и в лесу;

2. Проанализировать степень усвоения полученного материала.

Предметные:

1. Приводить примеры опасностей на природе;

2. Вывести правила безопасного нахождения на воде и в лесу.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес, внимание;

2. Формировать у обучающихся умения выделять главное, сравнивать, классифицировать.

Личностные:

1. Проявлять интерес к уроку окружающего мира;

2. Проявлять бережное отношение к природе и внимательного отношения к ней

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества.

2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

УМК: Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. А. А. Плешаков, Просвещение, 2012. Школа России; рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. А. А. Плешаков, Просвещение, 2014. Школа России

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный:

беседа

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Эльдаровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Предлагаю вам повернуться друг к другу и соединяя пальцы вашей руки с рукой соседа, сказать приятные слова или пожелания на урок.

- Спасибо, повернитесь назад, продолжим урок.

  1. Показывают готовность к уроку. Ответное приветствие.

Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

.

Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф,И,Г

Словесный: беседа, опрос

Практический: выполнение заданий на карточках.

Внешний контроль

Взаимоконтроль в парах.

1. Повторение пройденного материала

-Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с темой «Пожар!». Давайте проверим, какие правила безопасности вы усвоили. Я читаю предложения, если вы согласны- показываете палец вверх, если нет, то палец вниз.

1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.

2. Самостоятельно зажигайте газовую печь.

3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг и чайник.

4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

5. В лесу разжигайте костёр самостоятельно.

- Отлично, вы хорошо справились этим заданием.

1. Выполняют задание.

1. Вверх.

2. Вниз.

3. Вверх.

4. Вверх.

5. Вниз.

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипоте-зу об истинности со-бственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам расшифровать послание. Послание состоит из цифр,символов и букв. Ваша задача соотнести цифру в шифре с буквой.

- Кто готов предположить наше тему?

- Вы правы, предположите цель:

Узнать..

- Правильно. А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока. В нём пропущены некоторые слова, давайте их подберём:

План:

1) Узнать о _______.

2)  Выполнить ________ работу.

3) Сделать _______ о проделанной работе.

- В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

- Все верно!

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- На воде и в лесу.

- Узнать о видах опасности на воде и в лесу.

План:

1) Узнать о правилах безопасного поведения на воде и в лесу.

2) Выполнить самостоятельную работу.

3) Сделать вывод о проделанной работе.

Регулятивные:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

Познавательные:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Групповая

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение в учебнике.

Приёмы: наблюдение, анализ информации.

1.Открытие для детей новых сведений.

- Нам предстоит сегодня искупаться в реке и побывать в лесу, полюбоваться его красотами.

- Может ли такая красота леса и звонкость ручейка таить в себе опасность?

- Вы правы, предлагаю вам окунуться в атмосферу нашей природы нашей великой страны России. Закройте глаза и послушайте.

Сначала нам предстоит побывать в лесу, полюбоваться его красотами. Закройте на минутку глаза и представьте, что вы оказались в прекрасном лесу.

Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!

Прошу тебя, любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,

1.Выполняют задания, отвечают на вопросы.

- Да, опасность может поджидать везде.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Учебник.

Раздаточный материал.

Презентация.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П, Г

Групповая

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение в учебнике.

Приёмы: наблюдение, анализ информации.

Здесь полусон и полумрак, и звонкость ручейка...

Порханье бабочек в цветах,

Стрекоз стремительный полет,
Покой, медовый аромат,
Вокруг всё радует, цветет.

- Спасибо, можете открывать глаза.

- Что вы представили и почувствовали?

- Спасибо за ваши ответы. Да, приятно искупаться летом в речке. Вот и наш герой стихотворения решил искупаться. Давайте узнаем, что с ним случилось.

Ваня шёл купаться с другом

И с большим красивым кругом.

Ваня плавал на кругу-

Друг стоял на берегу.

Думал друг: «А если вдруг

Лопнет круг…Утонет друг.

Подниму-ка лучше лай».

-Далеко не заплывай!

-Не волнуйся, Дружок,

Выхожу на бережок!

-Ребята, почему заволновался Дружок?

- Предлагаю вам, составить памятку «Что бы не было беды у воды». Для этого нам нужно вспомнить правила работы в паре.

2. Выполняют задание на карточке.

- Хорошо, спасибо. Посмотрите на картинки. Обсудите в паре и запишите правила, которые нужно соблюдать на воде.  На выполнение задания у вас 3 минуты. По готовности поднимите руки домиком.

- Время вышло. Давайте послушаем что у вас получилось?

- Молодцы, а сейчас, давайте ответим на вопросы.



- Да, вы отлично справились с заданием.

3. Правила безопасности в лесу.

- Ребята, водоемы могут находится в лесу. А лес делится с нами своими богатствами, но вы должны знать, что не все грибы и ягоды наши друзья. Есть ядовитые, которые вызывают отравление и даже смерть.

- А в лесу прошёл дождь. После дождя в лесу появляются грибы. Кто из вас собирал грибы, поднимите руку?

- А вы знаете, какие есть съедобные грибы?

- Хорошо, а какие грибы есть нельзя?

- Ребята, а что вы знаете о ягодах, которые растут в лесу. Посмотрите на экран и назовите съедобные ягоды.

- Правильно, а знаете ли вы названия несъедобных ягод?

- Хорошо. А зачем они растут в лесу?

- Отлично. Какие правила надо помнить? В каком случае вы спокойно положите гриб и ягоды в корзину?

– Что надо сделать, если вы сомневаетесь, съедобный гриб или ядовитый?

– А если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо поступить?

4. Выполняют задание в группах.

-Я предлагаю вам распределить грибы и ягоды

на те, которые можно собирать и те, которые нельзя употреблять в пищу. Для этого разделимся на 6 групп. Вспомним правила работы в группах.

- Спасибо. Что бы выполнить задание, вы можете обратиться атласу определителю, я вывела его страницы вам на экран. На него вам дается 2 минуты.

- Время вышло, давайте проверим, что у вас получилось.

5. Опасные насекомые.

- Все верно. А какая еще опасность может поджидать нас в лесу?

- Правильно, насекомые. Некоторые из них имеют яд. Откройте учебник на странице 28, какие насекомые представлены на картинке?

- Правильно. Предлагаю прочитать вам информацию под картинкой.

- Укус этих насекомых набухает, а также может вызвать аллергическую реакцию. Сейчас вам нужно собрать пазл ,и узнать причины нападения насекомых и что предпринять если вас уже укусили. Задание выполняем в парах. Время на выполнение этого задания 1 минута.

- напоминаю. Работать тихо, не ругаться, учитывать мнение друг друга.

- Время вышло, давайте проверим что у вас получилось.

- Молодцы. Вы отлично справились.

- Я представил летний лес, где поют птички, все цветет. Услышал журчание реки. На душе стало тепло.

- Дружок боялся, что Ваня может утонуть.

- Работать дружно, не перебивать друг друга, говорить в пол голоса.

2. Выполняют задание на карточке.

Купайтесь только под присмотром взрослых.

Не плавайте в незнакомом месте. Там могут быть опасные подводные течения.

Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свести ногу.

Лучше купаться не в одиночку, а с друзьями, чтобы быть друг у друга на виду.

Купаться можно только в чистых водоемах.

Купаться в загрязнённой воде опасно для здоровья.

В море не заплывайте за буйки.

Не купайтесь в шторм.

- В лесу могут встретиться дикие звери, насекомые, ядовитые растения, ягоды и грибы. В лесу можно заблудиться.

- Опята, подберезовик, подосиновик, белый гриб, лисички и др.

- Мухомор, поганка, ложные опята и др.

- Малина, вишня, земляника, калина и др.

- Волчье лыко, вороний глаз, жимолость лесная, бузина, ландыш и др.

- Ими питаются дикие звери.

- Собирать только то, в которых мы уверены.

- Спросить у взрослых, воспользоваться книгой о грибах и ягодах.

- Оставить их на месте.

- С помощью атласа определителя…

- Уважать мнение друг друга. Не шуметь. При окончании работы поднять руки.

- Съедобные грибы и ягоды: малина, подберезовик, маслята, сыроежки, шиповник, голубика, калина.

- Не съедобные: волчье лыко, мухомор, ложные опята, бузина красная, бирючина, рогатик, навозник.

- Насекомые.

- Это пчела, оса, шмель, шершень.

Читают получившиеся правила.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный:

беседа.

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 15 номер 1. Обсудите в паре и запишите правила, которые нужно соблюдать на воде.  На выполнение задания у вас 2 минуты.

- Время вышло. Давайте послушаем что у вас получилось?

-  Молодцы. Откройте рабочую тетрадь на странице 17 номер 5. Прочитайте задание.

- Вы великолепно справились с заданием.

- Теперь нам нужно встать и размяться.

1. Выполняют задания в рабочих тетрадях.

Купайтесь только под присмотром взрослых.

Не плавайте в незнакомом месте. Там могут быть опасные подводные течения.

Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свести ногу.

Лучше купаться не в одиночку, а с друзьями, чтобы быть друг у друга на виду.

Купаться можно только в чистых водоемах.

Купаться в загрязнённой воде опасно для здоровья.

В море не заплывайте за буйки.

Не купайтесь в шторм.

- Съедобные растения: ежевика, арония, боярышник.

- Не съедобные растения: волчье лыко, снежноягодник, бузина.

- Съедобные грубы: подосиновик, опята, лисички.

- Не съедобные грибы: мухомор, трутовик, мицена.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Рабочая тетрадь.

Презентация.

Динамическая пауза (1мин)

Танец «В море»

Презентация.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

И, П

Словесный:

беседа.

Практический: выполнение заданий на карточках

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации.

Взаимоконтроль

1.Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- А теперь вам нужно будет выполнить тест самостоятельно.

-Тест состоит из пяти вопросов. На тест вам даётся 3 минуты.

1 вариант.

1.Можно ли заплывать за буйки?

1.Нельзя, так как там проплывают судна.

2.Можно с родителями, товарищами.

3.Можно в спасательных жилетах.

4.Можно, если хорошо плаваешь.

2. Найди неверное утверждение?

1.Собирай только знакомые тебе грибы.

2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы.

3. Ядовитыми бывают только грибы, а ягоды нет.

3.Почему ядовитые животные кусают или жалят?

1. В целях самозащиты  2. Просто так  3.Назло

4.Найди съедобный гриб?

1.Мухомор; 2. Бледная поганка; 3.Шампиньон.

5. Какая ягода ядовита?

1.Земляника; 2.Вороний глаз; 3.Облепиха.

2 вариант.

1.Можно ли нырять в незнакомых местах?

1. Можно, если рядом взрослые;

2. Можно, если есть подводная маска;

3. Нельзя, так как можно пораниться об острые камни, предметы.

2.Найди неверное утверждение:

1.Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свести ногу.

2.Лучше купаться в одиночку, чтобы не мешать друг другу.

3.Купаться можно только в чистых водоёмах

3. Какое насекомое опасно?

1. Муха; 2.Пчела; 3.Муравей.

4. В каких водоемах можно купаться?

1. В незнакомых   2. В опасных   3. В чистых

5. Какие грибы несъедобные?

1.Мухоморы  2. Лисички  3. Опята

- Время вышло. Обменяйтесь в парах и сверьте с эталоном. Если нет ни одной ошибки поставьте отметку - 5, если есть одна ошибка – 4, две ошибки – 3.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Вариант 1:

1. 1

2. 3

3. 1

4. 3

5. 2

Вариант 2:

1. 3

2. 2

3. 2

4. 3

5. 1

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Раздаточный материал.

Презентация.  

Включение в систему знаний, повторение

(5-6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

 Г

Внешний контроль

Практический:

Изображение условных знаков

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Сейчас давайте в парах разгадаем кроссворд. На это вам дается 5 минуты. По окончанию работы, поставьте руки домиком.

По горизонтали:

1) Этой ягодой с огромным удовольствием полакомится медведь.

3) Строит бумажные соты, дружные добытчицы мёда.

5) Под чьим присмотром можно купаться?

6) Какие вещи привлекают насекомых?

7) За что опасно заплыва?

По вертикали:

2) Растут в лесу сестрички,

Рыжие...

4) А это красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки.

- Веря вышло, давайте проверим, как вы справились.

- Отлично, мы молодцы.

1. Выполняют творческую работу с защитой.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Раздаточный материал.

Презентация.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы поставленной цели?

-Какой план мы ставили на уроке?

-Все ли пункты плана мы выполнили?

- Продолжите фразы:

Я понял(а)..

Я узнал(а)..

Мне было интересно..

Я смог(ла)..

- Спасибо за урок. Теперь запишем домашнее задание. Открываем дневники, записываем: рабочая тетрадь страница 16 номер 2 и 3. Страница 18 номер 8.        

Учебник страница 26-29 пересказ

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

-На воде и в лесу.

- Узнать о правилах безопасности на воде и в лесу.

- да

План:

1) Узнать о правилах безопасного поведения на воде и в лесу.

2) Выполнить самостоятельную работу.

3) Сделать вывод о проделанной работе.

- да.

Продолжают фразы.

Записывают домашнее задание.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру: "Свойства воды в жидком состоянии" 3 класс ПНШ

Урок по теме :Свойства воды в жидком состоянии". Обучающиеся более подробно знакомятся со  свойсвом воды в жидком состоянии, понимают всю значимость воды для всего живого на Земле, проводят ...

План-конспект урока по окружающему миру "Свойство воды" 2 класс

Данный урок  является № 21-22  УМК «Перспективная начальная школа» во 2 классе в курсе «Окружающий мир». Тема урока: Вода. Свойства воды. Тип урока:  у...

открытый урок по окружающему миру " На воде и в лесу" 2 класс

Представлены материалы:Конспект урокаПрезентацияСамоанализ урокаКарточки с разноуровневым домашним заданиемКарточки для работы в группахШаблоны для рефлексии...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по окружающему миру "Про воду" 2 класс

Данный урок в 1 четверти был открытым уроком  для коллег и родителей на неделе окружающего мира. Цель  урока  совпадала с задачами предметной недели в начальной школе:познакомить ученик...

конспект урока по окружающему миру «Невидимые нити в весеннем лесу» (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Невидимые нити в весеннем лесу»Цели деятельности учителя: совершенствование знаний о связях в природе; формирование навыка выявлять эт...