Технологическая карта урока по окружающему миру «Когда и где?» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: развитие умений определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события, и обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях.
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить детей с понятиями о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени»;
- совершенствовать умение описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени.
Развивающие:
- развивать умение определять по «ленте времени» век, в котором происходили исторические события;
- развивать память, устную речь, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению окружающего мира;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по окружающему миру "Когда и где?" | 59.85 КБ |
Презентация по окружающему миру "Когда и где?" | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по окружающему миру
Дата: 21.09.2021 Школа: №152 Класс: 4 «б» Урок: 2 Время: Кабинет: 209 | Студент: Абдрашитова Д. Ф. Группа: 45 Учитель: Евстифеева Н. А. Методист: Пометун Н.Н. |
Тема урока «Когда и где?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: развитие умений определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события, и обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях.
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить детей с понятиями о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени»;
- совершенствовать умение описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени.
Развивающие:
- развивать умение определять по «ленте времени» век, в котором происходили исторические события;
- развивать память, устную речь, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению окружающего мира;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа | Создаёт эмоциональный настрой. - Здравствуйте! Меня зовут Диана Фанильевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Юные историки! Сегодня нас ждет путешествие вглубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?» | Показывают готовность к уроку. -Здравствуйте! | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Л:понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: парная, фронтальная Словесный метод: беседа. Взаимопроверка Практический метод: | Проверка знаний по предыдущей теме. – Что изучает история? – Приведите известные вам примеры исторических памятников. – Что такое исторические источники? – Какие исторические источники вам известны? – Как работают археологи? Чтобы познакомиться с новым историческим термином, необходимо решить кроссворд и прочитать выделенное слово. Работа в парах. Вопросы к кроссворду: 1. Первый в России музей. 2. Специалист по истории. 3. Хранилище документов. 4. Древние записи о событиях, которые велись год за годом. 5. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о кого-нибудь. | Отвечают на вопросы учителя. Отгадывают кроссворд в парах | Предметные: знать материал по предыдущей теме; уметь применять полученные знания. Метапредметные: Р:выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание К: планируют учебное сотрудничество П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | РМ (Кроссворд) | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: формулирование темы и цели урока Проблемный метод: подводящий диалог, проблемная ситуация. | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока -Значит, о чём мы с вами будем говорить на уроке? -Верно, поэтому тема нашего урока будет называться «Когда и где? -Предположите, какую цель мы должны поставить сегодня на уроке? – Летосчисление. Этот исторический термин поможет нам совершить путешествие в глубь времен. Мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена. | -О летосчислении, о времени -Узнать, как ведётся счёт лет в истории | Предметные: знать о чём будет говорится на уроке; уметь предполагать тему и цель урока. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | ||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Изучение нового материала – В календаре можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года – Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. Какой вопрос можно задать к этим предложениям? (Когда первый человек полетел в космос? Когда отмечался День Победы над фашистской Германией?) – Что общего у этих вопросов? (их объединяет вопрос "когда") – Что мы называем, отвечая на эти вопросы?(называем число, месяц, год) – А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век? (один век - сто лет) – Сколько лет составляет тысячелетие? – Сколько веков в тысячелетии? – В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр | Слушают учителя. Отвечают -Когда первый человек полетел в космос? Когда отмечался День Победы над фашистской Германией? - их объединяет вопрос "когда" -называем число, месяц, год -один век - сто лет -тысячу лет -тысячелетие - 10 веков Рассматривают ленту цифр, иллюстрации в учебнике. | Предметные: знать об исторических событиях; уметь работать с учебником Метапредметные Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Учебник. Презентация | |
– Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет. Показывает изображения египтянина, римлянина и грека. – У разных народов был разный счет лет – летосчисление (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ) Предлагает учащимся прочитать последний абзац – Сколько лет длится I век нашей эры? – Когда начинается II век? – А когда он завершается? – В каком веке мы с вами живем? – Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать? -Послушайте загадку Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, Луга есть – косить нельзя. В реках, морях воды нет. – Что это? – Мы открываем следующую страницу урока «Карта-помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать? – Что помогает нам ориентироваться по карте? (условные обозначения) – Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» в учебнике (с. 39). Какие условные обозначения вам уже знакомы? | -100 лет -в 101 году -в 200 году -в 21 веке -они хотят знать дату исторического события -это карта Карта звездного неба рассказывает о звёздах и созвездиях, физическая карта - о поверхности Земли, политическая карта - о государствах -обозначения рек, озёр, болот. Зеленым цветом показаны участки леса | Учебник. Презентация | |||||
– Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного? – Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта? – Почему же историки задают вопрос «где»? | -всё, что относится к русским войскам, раскрашено красным цветом. А всё, что касается турецких войск - чёрным цветом, кроме флотилии, - она голубого цвета -Главное на исторической карте- цвет и условные обозначения. Историческая карта указывает место, где происходило событие -Чтобы узнать место, где произошло историческое событие | ||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Выполняет упражнения на закрепление нового материала: -Теперь откройте рабочую тетрадь на странице 16 и выполните 1 упражнение. На работу вам 2 минуты. Замени арабские цифры римскими. Если потребуется, обратись за помощью к учебнику ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Дальше выполните упражнение под номером 2. Самостоятельно или с помощью "ленты времени", помещённой в учебнике, определи, в каком веке произошли эти события. Обозначь века с помощью римских цифр. -На задание вам даю 3 минуты. | Работают над закреплением нового материала | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа, уметь определять падеж по вопросам и предлогам. | Рабочая тетрадь. | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: индивидуальная Практический метод: самостоятельная работа | Организует выполнение самостоятельной работы: -Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках. - Возьмите карточки, подпишите их. № 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание: «Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к… (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось… (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью… (арабских) цифр, а века – с помощью… (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит… (историческая) карта». № 2. Узнай по году век: 1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век. 2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век. 3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год – … век. 4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век. 5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации -Сдаем карточки, я выставлю оценки. определять падеж имён сущ.). | Выполняют самостоятельную работу: Выполняют работу письменно, сдают на проверку. Выполняют | Предметные: знать пройденный материал; уметь применять полученные знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | РМ (карточки с заданиями) | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Организует выполнение задания на повторение материала: -Выполните задание 3 в рабочей тетради Заполни пропуски на ленте времени | Выполняют задание. | Предметные: знать пройденный материал; уметь применять пройденный материал на практике Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Рабочая тетрадь | |||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Оценивает деятельность учащихся на уроке: -Кто назовёт тему нашего урока? -Вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока? -Поднимите руку, кто может определить счёт лет в истории. -Кто считает, что мы достигли цели? -Молодцы! Спасибо за работу. До свидания! | Отвечают на вопросы: -Когда и где; летосчисление; лента времени -Узнать, как ведётся счёт лет в истории | Предметные: уметь грамотно построить свою речь Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
12 апреля 1961 года – Ю. А. Гагарин стал первым человеком побывавшим в космосе
9 мая 1945 г. – День Победы
История – путешествие в глубь времен . Век, столетие – сто лет. Тысячелетие – тысяча лет, или 10 веков. В истории годы обозначают арабскими цифрами, века – римскими. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I II III IV V VI VII VIII IX X 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
Древний Рим Древняя Греция Древний Египет
События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось до нашей эры. До нашей эры Наша эра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" 3 класс "Школа России"
"Экологическая безопасность"...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"(конспект урока)...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В школе" (УМК "Школа России", 2 класс)
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о правилах поведения в школе, взаимоотношениях людей в школе.Задачи урокаДидактические:1. Знат...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с осн...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Когда мы станем взрослыми" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о взрослой жизни, знакомство с необходимостью выбора профессии.Задачи урокаДидактические:формировать и расш...
Технологическая карта урока по окружающему миру "О чём расскажет план" (3 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование обучающихся представление с понятиями «План местности» и «масштаб»Задачи урока Дидактические: 1. П...