Технологическая карта урока "Кто такие звери"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Урок окружающего мира в 1 классе с использование ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kornilova_t.n._urok_kto_takie_zveri.docx | 51.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Корнилова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области»
Технологическая карта урока
Предмет окружающий мир
Класс 1
УМК «Школа России» (А.А. Плешаков. Окружающий мир.1 класс. Учебник с приложением на электронном носителе и Рабочая тетрадь. В 2 ч. /– М.: Просвещение, 2014. Тесты. / А.А. Плешаков А.А.. – М.: Просвещение, 2022)
Тема урока – «Кто такие звери?»
- Цель урока - учить определять принадлежность животного к своей группе; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строение; раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.
- Задачи урока:
образовательные - сформировать целостное представление о зверях, как о группе животных с отличительными особенностями, познакомить с внешним строением и разнообразием; учить определять принадлежность животного к определенной группе;
воспитательные - воспитывать любовь к братьям нашим меньшим, бережное отношение к природе;
развивающие - развивать речь, активный словарный запас, внимание, наблюдательность, операции логического мышления: анализ, синтез, классификацию, сравнение, внимание.
Предметные результаты: личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные.
УУД |
Метапредметные:
обучающихся;
|
Оборудование урока - ноутбук, презентация, карточки с рисунками животных, конверты с заданиями.
- Литература
Окружающий мир. 1 класс. Учебник с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М: Просвещение, 2015 (является дополнением к учебнику «Окружающий мир. 1 класс» А.А. Плешакова).
Окружающий мир. 1 класс. Тесты. / А.А. Плешаков А.А.. – М.: Просвещение, 2015.
От земли до неба: атлас-определитель. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. | Личностные: самооценка готовности к уроку, положительная мотивация и настрой на урок. |
II.Актуализация имеющихся знаний | Предлагает ответить на вопрос: «На какой вопрос мы продолжаем отвечать?» Загадывает загадки: а) Он шнырял, шуршал в шалфее, он ужасный шум затеял, сколько дел он натворил, даже муху разбудил. б) Блинчик плавает живой- он с хвостом и с головой. в) По дереву вниз головой!- бежит в одежде голубой. Просит определить принадлежность к определённой группе животных и доказать это. – Ребята, от Муравьишки пришло приглашение: (Презентация 1. Слайд 1) «Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного». – Вы согласны совершить такое путешествие? Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. В лесу нельзя кричать, бегать, чтобы не напугать жителей леса. 1 группа. 2 группа. – Соберите пазлы. 1 картинка – птица, 2 картинка – рыба, 3 картинка – корова. 3 ряд – работа в парах. Каждой паре выдается конверт с птицами, среди них 1 картинка со зверем. – Найди лишнее животное. Объясни, почему вы считаете это животное лишним? | Дают ответ на вопрос учителя. Отгадывают загадки, определяют, к какой группе животных относится, вспоминают основной признак данной группы животных, делают вывод. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; классификация объектов. Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Предметные УУД: знания о буквах и звуках Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни
|
| – Каждая группа при выполнении заданий встретила затруднение. Отчего это произошло? Работа по учебнику Предлагает рассмотреть верхний рисунок учебника на стр.26 и определить, какое из животных – зверь (вновь создаётся проблемная ситуация) Для ответа на вопрос предлагает изучить строение тела зверей и установить их главный признак. Затем просит найти эти же части тела у кошки и коровы и вспомнить: «Чем покрыто тело у рыб и птиц? А чем оно покрыто у зверей?» Проводит практическую работу с шерстью. Задаёт вопросы: «Что у вас на подносах? Определите, какая она на ощупь? Из чего состоит шерсть? Много ли таких волосков?» | Используя свои знания, сразу определяют, что орёл – это птица, а жук - насекомое. Выбрать зверя из крокодила и мыши не могут т.к. не хватает знаний. Изучают строение тела жирафа по рисунку под руководством учителя. Работают в паре по учебнику и отвечают на вопрос учителя. Рассматривают пучки шерсти кошки или собаки, которые лежат на карточках и отвечают на вопросы: «Шерсть мягкая, жёсткая, пушистая, состоит из волосков». | Предметные УУД: понятие: элементы буквы Предметные УУД: знакомство с алгоритмом написания строчной буквы м Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни |
Физкультминутка VI. Самостоятельная работа с проверкой | Просит рассмотреть наряд Мудрой Черепахи на стр.26 и сделать вывод: «Кто такие звери?» Знакомит с разнообразием зверей. Сначала обращается к личному опыту учащихся: «Каких зверей вы знаете? Кого из них вы встречали и где?» Далее проводит работу с учебником на стр.27 (нижний рисунок): «Помогите Муравьишке найти зверей на рисунке. Кто спрятался в нижнем левом углу? Есть ли среди них рогатое животное? Зверь ли это? О каком звере говорят так: «Летом серый, а зимой-белый.»Кого мы ещё не нашли? Знаете ли вы загадки об этом животном? Загадайте их одноклассникам. Сколько животных спряталось? Все ли они звери? Докажите. Затем предлагает рассмотреть картинки с изображением различных зверей и разделить их на группы по различным признакам: например, дикие и домашние, обитают в нашей стране или в других странах, по среде обитания. После этой работы переходит к последнему рисунку в учебнике по теме урока ( стр.27, верхний рисунок), в котором заложен ещё один проблемный вопрос урока. Просит назвать зверей, которые изображены на картинке, отметить необычное в их строении и попытаться объяснить, с чем это связано. Особое внимание обращается на кита, т. к. у этого зверя нет шерсти. - А сейчас немножко отдохнём. Я буду называть животных, если вы уверены, что это зверь, то хлопаете, нет-приседаете. Слова: слон рысь голубь Рак заяц щука Сова пчела тигр Жук мышь ёж Далее предлагает ответить ещё на один проблемный вопрос: «Как по-другому называются звери?» Помочь ответить на этот вопрос поможет другой вопрос: «Чем кормят своих детёнышей, например, кошки, собаки, коровы?» Для поддержания интереса к теме урока учитель знакомит с некоторыми рекордами зверей. Задание вылепить из пластилина фигурку зверя. А сейчас я предлагаю вам раскрыть конверт, который лежит у вас на парте и поработать в паре. Соберите пожалуйста разрезанную картинку животного у кого на картинке будет зверь- покажите зелёный сигнал; у кого птица- красный; у кого насекомое- жёлтый. А теперь поработаем с тестами. (стр. 13) Игра «Девочки – мальчики» Девочки приведут примеры домашних зверей, а мальчики – диких. – Почему вы выбрали этих животных? – Мудрая Черепаха шепчет мне на ушко, что есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. (Слайды 11, 12, 13) Крот, летучая мышь, кит. Крот – Что особенного в его передних лапах? Почему? Длина крота 12-15см. мех бархатистый, крошечные глаза, прекрасное обоняние. Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает. Летучая мышь – Что необычного в строении летучей мыши? Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой. Кит – Что необычного в строении его тела? В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают найти киту пищу. Длина самого большого кита более 20м, а вес более 100т. киты не чувствуют запахов и зрение у них слабое, но у них отличный слух, они слышат звуки, которые люди только с помощью приборов могут услышать. 1) Выполнение заданий из приложения к окружающему миру. (Использование интерактивной доски) – Каких зверей вы знаете? (Слайд 14) 2) Работа в тетради – Рассмотрите рисунки зверей .Вам надо закрасить зеленым карандашом зверей, которые живут в нашей стране. 3) Знакомство с Красной книгой. (Презентация 2) – Многие животные из-за красивого меха стали истребляться людьми. Чтобы они совсем не исчезли с планеты эти животные занесены в Красную книгу. (Демонстрация Красной книги). 4) Просмотр видеофрагмента «Звери» | Делают вывод сначала самостоятельно, затем проверяют его по учебнику. Делятся своими знаниями и личным опытом. Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы, раскрашивают зверей после ответа на вопрос учителя (рисунок скопирован и размножен на каждого учащегося). В конце работы снова делают вывод, кто такие звери? Рассматривают рисунки и делят на группы по определённому признаку. Делают вывод о многообразии зверей. Называют зверей: летучая мышь, крот, кит. Пытаются объяснить особенности строения, связывая их с образом жизни. Возможно, зададут вопрос: «Почему кит – зверь, если у него нет шерсти?» С помощью учителя делают вывод, что звери - это млекопитающие (млеко по-старославян-ски – «молоко»). | |
Предметные УУД: умение применять знания на практике Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью Регулятивные УУД: самоконтроль | |||
Работа в группах | Регулятивные УУД: анализировать написание буквы в соответствии с эталоном Регулятивные УУД: нахождение правильно написанной буквы Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки Познавательные УУД: умение ориентироваться в прописи Предметные УУД: учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу - умение проговаривать последовательность действий на уроке; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
| С целью проверки усвоения материала учитель предлагает небольшую диагностическую работу. С какой новой группой животных познакомились сегодня на уроке? | Выполняют диагностическую работу, проверяют правильность выполнения, делают вывод по теме. Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние. Выполняют самооценку. | Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Личностные: адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. |
Самоанализ
урока окружающего мира
Тема урока – «Кто такие звери?»
Цель: сформировать целостное представление о зверях, как о группе животных с отличительными особенностями, познакомить с внешним строением и разнообразием; учить определять принадлежность животного к определенной группе.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: способствовать осознанию материала о группе животных «звери»; учить определять принадлежность животного к группе зверей; формировать умение работать с дополнительной литературой;
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: способствовать обучению школьников отвечать на проблемные вопросы через развитие таких мыслительных операций как сравнение, классификация на основе наглядности; способствовать формированию адекватной оценки собственной деятельности и деятельности учащихся класса; способствовать формированию добрых чувств по отношению к зверям,; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в группе.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- Регулятивные: принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания, выполнять работу в группе, помогая друг другу, оценивать результаты своей работы.
- Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
- Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.
Анализ структуры урока
- Организационный момент.
Цели: психологический настрой на работу, самопроверка готовности к уроку. Формируем личностные УУД.
- Актуализация опорных знаний
Цели: - организовывать повторение групп животных с характерными признаками.
На данном этапе формируем: Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Умение высказывать свое предположение (Регулятивные УУД)
- Проблемная ситуация, определение темы и цели урока
Цели: - подвести обучающихся к теме урока;
Формируем:
Умение слушать и извлекать нужную информацию (Коммуникативные УУД)
Умение на основе анализа делать выводы (Познавательные УУД)
Умение определять цель деятельности на уроке (Регулятивные УУД)
- Открытие нового знания
Цели:
- учить выделять главные признаки группы животных - звери; - познакомить учащихся с признаками группы животных звери;
Формируем:
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей (Коммуникативные УУД)
Умение работать в группе; (Личностные УУД)
Умение извлекать информацию из иллюстраций, текста (Познавательные УУД)
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД)
- Первичное закрепление знаний.
Цели: – организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи;
Формируем:
Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
- Включение в систему знаний
Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
Формируем:
Умение ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно узнавать предмет по его признакам (Познавательные УУД)
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;
Формируем:
Способствовать формированию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности ( Личностные УУД)
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Регулятивные УУД)
Технологии
Технология проблемного обучения
Здоровьесберегающая технологии- 2 физкультминутки
ИКТ технологии
Методы обучения
Основной метод обучения – системно - деятельностный метод
Наглядно- практический метод
Метод самоконтроля и самооценки
Формы организации
Урок – игра
Фронтальная работа
Групповая работа
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями
Презентация
Мультипликационный фильм
Иллюстрации
Образцы шерсти
Психологическая атмосфера на уроке, общение учащихся и учителя
Порядок и дисциплина на уроке поддерживалась четкой организацией, интересным материалом, игровой формой проведения урока, практической работой. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, взаимопомощь позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
Итог урока. Рефлексия.
На этапе первичного закрепления знаний учащиеся оценивали качество групповой работы. Был подведен итог урока, применена рефлексия содержания учебного материала, для выявления уровня осознания содержания пройденного. В конце урока применена рефлексия настроения и эмоционального состояния, с целью установления эмоционального контакта с классом в конце деятельности.
Выводы
Урок цели достиг. Поставленные задачи были успешно решены.
Вывод: на уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 1 класс, тема: "Кто такие звери?"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе УМК "Школа России", тема: "Кто такие звери?", с технологической картой к данному уроку....
Технологическая карта Кто такие рыбы?
Материал формирует представление о строении и отличительных признаках рыб....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс с технологической картой "Что такое деньги"
Данный конспект можно использовать по программе "Школа России" в 3 классе .Тема урока "Что такое деньги"...
Технологическая карта "Кто такие насекомые"
Технологическая карта "Кто такие насекомые"...
Конспект урока с технологической картой "Кто такие звери"
УМК: «Школа России»Класс: 1 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Кто такие звери?Тип урока: Урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока "Кто такие звери?"
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе: "Кто такие звери"....
Технологическая карта по окружающему миру. Тема "Кто такие звери?" 1 класс
Технологическая карта по окружающему миру, УМК «Школа России» 1 классТема урока: Кто такие звери?Тема раздела: «Кто и что?»Тип урока: урок «открытия» нового зн...