"Будь природе другом"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Куликова Ольга Вадимовна

Урок окружающего мира во 2 классе (ЗПР) "Будь природе другом". Урок проходит в формате  групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bud_prirode_drugom_1.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Будь природе человеком (2класс)

Цель:

  1. Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

  1. Познакомить с Правилами друзей природы.
  2. Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.
  3. Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.
  4. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами.

Форма проведения урока: урок-игра.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

– О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге)

 Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)

 Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)

 Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)

– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)

III. Сообщение темы и задач урока.

Происшествие с Прудом

     Жил-был Пруд Прозрачной Воды.

      Он очень обрадовался, когда однажды стал разноцветным, как радуга. А случилось это так. Завод, находящийся неподалёку, подарил Пруду немного красной воды; люди вылили в него остатки бензина – поплыли по воде разноцветные пятна; женщина, живущая на берегу постирала в Пруду бельё, и вода окрасилась в белый цвет.

     Весело было Пруду, но вдруг он заметил, что караси не плавают, водомерки не скользят по его поверхности, к нему перестали приходить люди и сидеть на его берегу. Не слышны детский смех и голоса. И он задумался, наверное, с ним что-то не так. Он спросил у Солнышка: «Скажи, Солнышко, что со мной не так». И ответило Солнышко: «Мой милый, Пруд! Смотри, как помутнели и загрязнились твои воды. Заводы вылили в тебя бензин, рыбы от этого перестали водиться в твоём пруду. Люди перестали приходить и любоваться тобой и сидеть на твоём берегу. Плохие люди погубили тебя»

     Грустно стало Пруду, и он заплакал. Слёзы его превратились в зелёную траву, которая покрыла весь Пруд.

А вот что случилось дальше, мы узнаем в конце урока.

- Как вы думайте,о чем мы сегодня будем говорить?

– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), СЛАЙД!!! где работают различные отделы. Каждая группа обучающихся – отдел по охране.

 Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране животных; по охране растений)

– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.

– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На СЛАЙДЕ2!!!! открывается запись) код у каждой группы!!!!

169, 4585397 956230!

Ключ к разгадке

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

,

 М 

 Б 

 Г 

 О 

 П 

 Р 

 У 

 Е 

 И 

 Д 

 Ь 

– Тема нашего урока: Будь природе другом! (СЛАЙД 3!!!).

IV. Изучение материала.

 В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

 На столах  у каждой группы лежат карточка 2 с заданием

 1. Отгадайте загадки: - 1 группа
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись…


Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге?


Не птичка,
А с пестрыми крыльями.

  1. Отгадайте загадки – 2 группа
    Что же это за девица,
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет, 
    А в иголках круглый год.



Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом. 
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.



Стоит красавица на полянке:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке.


Кто же будет отделом по охране животных? А кто по охране растений?

– В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).

 Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).

 Правильно. От шума в лесу все спрячутся и затаятся.

– Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!

– Внимательно рассмотрите схему СЛАЙД  4!!!!. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).

 Правильно, сейчас вы мне все это рассказали, используя знаки схемы.

– Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки) (постепенно СЛАЙД 5!!!)

 Правильно. Они запрещают машине превышать скорость или двигаться в каком-то направлении. Они круглой формы и в красной окантовке.

– Еще, какие знаки есть? (Предупреждающие знаки).

– Верно. Эти знаки предупреждают водителя, что впереди скользкая дорога или крутой спуск. Эти знаки треугольной формы и так же в красной окантовке.

– Может быть, вы еще знаете названия дорожных знаков? (Разрешающие).

 Молодцы. Уже по названию понятно, что они что-то разрешают. Например, «пешеходный переход» или «велосипедная дорожка».

Показываю образцы дорожных знаков.

 Охрана растений и животных – проблема государственная (Россия и др.), а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

 При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (На СЛАЙДЕ 6!!!! «экологические знаки» Правил друзей природы).

 Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.

Дети читают вслух «Правила друзей природы».

 Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

 Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)

 О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

 Правильно. Это запрещающие знаки.

VI. Продолжение изучения материала.

– Вот теперь начинается работа ваших отделов (СЛАЙД8!!!!постепенно..)

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.

– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

– Каждому отделу я раздам карточку с заданием.

3. Составьте правила защиты растений.  Начни так : НЕЛЬЗЯ….НУЖНО….

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.

– Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.

Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.

Выступают ребята со своими сообщениями.

 Хорошо потрудились ребята. Молодцы.

 Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах

Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.

VII. Подведение итогов урока (рефлексия). СЛАЙД!10

 Давайте подведем итоги нашей конференции.

– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного? А что произошло с прудом дальше??

Но как-то раз приехала к Пруду на пикник семья, и люди  увидели, что их любимый Пруд зацвёл. Они решили ему помочь и обратились к директору завода с просьбой о помощи. Люди, живущие поблизости, тоже согласились помочь. Общими усилиями они привели Пруд в порядок.

            Пруд очень обрадовался, потому что он снова стал Прудом   Прозрачной Воды. А Солнышко радовалось вместе с ним.

– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.

– Поработали на «5»,
VIII. Домашнее задание.

Стр. 94-95 – читать,р.т. стр. 62 № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы,  активному содействию животным. Прививала культ...

Будь природе другом

проектная работа по окружающему миру 2 класс посвящена изучению многообразия животных;  знакомит с проблемой охраны животных; учит бережному отношению ко всему живому....

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс

Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».В уроке выделены этапы работы:1.Эмоциональный настрой.2.Актуализация знаний.3.Объяснение нового материала.4.Закрепление. Работа с учеб...

Будь природе другом

Конспект урока по окружающему миру...

Будь природе другом

Презентация к уроку по окружающему миру...