Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 «А» классе
проект по окружающему миру (4 класс)
Использование проектной деятельности на уроках окружающего мира. Урок-проект "Красная книга или возьмём под защиту"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_a_klasse.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 «А» классе.
Ф.И.О. учителя - Канайкина Евгения Петровна
Тема урока – Наши проекты «Красная книга или возьмём под защиту».
Тип урока: урок – проект
Цели урока:
Образовательные:
1. Научить выполнять проектную работу.
2. Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.
3. Закрепить правила поведения в природе;
Повысить мотивацию к изучению предмета.Защита проектов.?
Развивающие:
1.Развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
2.Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы.
3.Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении животных.
Воспитательные:
1. Учить уважительному отношению ко всему живому.
2. Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия, самооценка.
Средства обучения: раздаточный материал, использование ИКТ, Красная книга АК, аудиозапись звуков природы.
Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностный подход, исследовательская деятельность, технология создания проблемной ситуации, продуктивное чтение.
План – конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формирование УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. 2. Актуализация знаний. Цель этапа: активизировать познавательные интересы, направленные на освоение новых знаний. 3.Самоопределение к деятельности. Цель этапа: подготовить учащихся к активной совместной деятельности и осуществлению целепологания. Работа в парах. Решение проблемной ситуации Постановка учебной цели. 4. Работа по теме урока. 5.Динамическая пауза. 6.Продолжение работы по теме урока. Работа со словарём 7.Рефлексия Цель этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее, аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. 8.Итог урока Домашнее задание. Оценка результата работы. | — Снова пришел долгожданный миг – Снова пришел долгожданный миг – Вот и пришел долгожданный миг Нам снова пора в дорогу. Он зовет нас в загадочный мир, В таинственный мир природы. — Сегодня необычный урок. На нём присутствует много гостей, Поприветствуйте их, садитесь. Я, надеюсь, что мы сможем порадовать всех замечательной работой. Сегодня необычный урок. На нём присутствует много гостей, Поприветствуйте их, садитесь. Я, надеюсь, что мы сможем порадовать всех замечательной работой. Сегодня необычный урок. На нём присутствует много гостей, Поприветствуйте их, садитесь. Я, надеюсь, что мы сможем порадовать всех замечательной работой. — Сегодня необычный урок. На нём присутствует много гостей, Поприветствуйте их, садитесь. Я, надеюсь, что мы сможем порадовать всех замечательной работой. (Показ фото природы под музыку, учитель говорит).(Слайд 2-8) — Мы всегда куда-то торопимся и не замечаем красоты окружающей нас природы. Сегодня мне хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг. Порадуйтесь солнцу — оно же светит для нас. Птицам — они поют для нас. ( Изображение леса). (Слайд 9) Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм — С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток. Не оскверняй его святынь. — Замечательные слова Е. Евтушенко. Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях! Звуки птиц, звуки природы… Ими бы восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одна проблема. Какая? — Почему животных и растения надо охранять? (Чтение стихотворения учеником.) Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и сейчас его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные грозди калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной. Понизу всякие звери водились. Вдруг мужики с топорами явились… Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и убежал. — В чём причина исчезновения многих растений и животных? Обсудите этот вопрос в парах и назовите причины. — Какая основная причина исчезновения животных и растений? —Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторые виды растений и животных уже исчезли бесследно, а многие находятся на грани исчезновения. —Какие специальные меры по спасению животного и растительного мира стали принимать люди? —Как назвали этот документ? (Слайд 10-11) — Почему эту книгу назвали красной? —А для природы, что это значит? — Красный цвет сигнализирует – защити! — С какой целью была создана Красная книга? —Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды растений и животных? —Какую информацию несёт в себе Красная книга? (Слайд 12) — Красная книга информирует какие виды животных и растений в опасности, Призывает изучать эти виды, Предупреждает об исчезновении этих видов, Советует как сохранить эти редкие виды растений и животных. —Проблема эта очень важная. А вы хотели бы получить больше информации по этой проблеме и внести свой вклад в защиту природы нашего края? Что для этого можем сделать мы? Назовите тему урока. Цели: обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе; закрепить правила поведения в природе; создать свою Красную книгу. (Слайд 13) — Готовясь к уроку-проекту, мы разделились на группы. Группы представьтесь и озвучьте цель, которую перед собой поставили. (Слайд 14) 1гр. (историки) – узнать историю создания Красной книги; 2гр. (краеведы) – подготовить сведения о Красной книге Алтайского края; 3гр. (зоологи) – проанализировать способы расположения животных в Красной книге, собрать материал о редких и исчезающих животных; 4гр. (экологи) – выработать правила поведения в природе и нарисовать к ним экологические знаки. Защита проектов. —А теперь перейдём к защите проектов. Слово историкам. (Слайд 15-17) —Когда была создана Красная книга? —Как вы думаете, почему Красную книгу переиздавали? —Красная книга это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. —Как устроена Красная книга? Как вы думаете, зачем? (Слайд 18) —Молодцы, ребята. Вы выдвинули несколько версий. — А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение. — Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер. — На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, красный волк. — На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных – розовый пеликан. — На белых — сведения о редких видах. Например, египетская цапля. — На серых — сведения о малоизученных и редких видах. Например, беломорский дельфин. — На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, зубр, который подвергался большому истреблению. — Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. —Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Алтайского края. Слово краеведам. (Слайд 19-21) Отдых под звуки «Музыка леса». Мы вошли все с вами в лес, Сколько здесь вокруг чудес! Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад. Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. —Ребята из группы зоологов подготовили сведения о некоторых животных из Красной книги. Слово зоологам.(Дети складывают материалы в папку с надписью «Красная книга животных Алтайского края»). (Слайд22- 33). —Что у вас получилось? Вы можете дополнять её новыми сведениями. —Кто скажет, что такое заповедник? В помощь вам толковый словарь С. И. Ожегова с закладкой на нужной странице. —Сейчас мы говорили, что охрана растений и животных – проблема государственная, а мы с вами можем помочь природе? На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом.
Проверка. — Прочитайте, что нельзя делать в природе. — Прочитайте, что можно делать в природе. Используйте опорные слова: Не будем…Можно…Согласен…Полезно.. Нельзя… Слово экологам.
(Слайд 34) —Если мы с вами будем выполнять хотя бы эти правила, то уже сможем немного помочь природе. - Над чем вы задумались на уроке? - Какие открытия сделали? -Что вас удивило? -Что дал вам урок? - Сделайте вывод. - Молодцы! Вы очень хорошо поработали. —Мы много потрудились и получили замечательные результаты работы. У вас получилась своя Красная книга животных. Можно её дополнять другими животными и растениями. Каждый желающий может вносить дополнительную информацию. Ребята, я думаю, что каждый из вас хочет жить в согласии с природой. — Я вижу, что сегодняшний урок заставил вас задуматься. Вспомните цели, которые ставили в начале урока, постарайтесь обсудить в группах, всё ли у вас получилось, над чем затруднились, что заинтересовало, как вы работали в группе, умели ли договариваться, оцените работу других групп. (Оценочные листы). (Видео природы и музыка) Любите родную природу – Домашнее задание. Продолжить работу над проектами. —Спасибо, ребята, за вашу работу! Урок закончен. | Приветствуют гостей. Ответы детей. Многие из них стали редкими, исчезающими. Вырубаются леса, животным негде жить. Загрязняется воздух, вода в водоёмах. Неумеренная охота, браконьерство. Неправильное поведение людей в природе, шум. Влияние человека, разрушение мест обитания. Люди создали документ, куда стали переписывать всех редких и исчезающих животных и растений. Красная книга. Красный цвет – сигнал опасности. Значит, природа в опасности! (Ответы детей) Для того чтобы люди знали исчезающие виды растений и животных. Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их. Выполнять правила друзей природы. Не уничтожать природу и всё живое на земле. Так мы сможем немного помочь природе. Каждая группа зачитывает цели своей работы. Отвечают эксперты (по одному человеку от группы). Слово историкам Ответы детей. Появлялись новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения. Она имеет цветные странички. (Ответы детей) Сообщение о создании Красной книги Алтайского края. Слово зоологам. (Обучающиеся защищают проекты.) Рассказ детей о редких животных и к какой странице их отнесли. ( Ирбис, выдра, белая сова, алтайский горный баран аргали, лось, ушастый ёж, савка, розовый пеликан и чёрный аист.) Две белых совы живут у нас в селе. Своя небольшая Красная книга животных. Ответы детей. Работа со словарём. Можем, если будем соблюдать определённые правила поведения в природе. Ученики выполняют работу на карточках. Проверка работы. Ученики выводят правила друзей природы. Дети называют правила поведения в природе (По окончании урока . знаки помещают в папку.) Ответы детей. Делают вывод. Каждый человек должен быть другом природе. Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой. Мы в ответе за нашу природу. Дети заполняют листы самооценки и взаимооценки. Запись домашнего задания в дневники. | Предметные: -знать названия и внешний вид изученных представителей флоры и фауны, занесённых в Красную книгу России и своего региона; -приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края. Личностные: -формировать интерес к изучению предмета; -осознавать личностную ответственность за сохранность растений и животных, занесённых в Красную книгу. Познавательные: -рассказывать о мерах по охране природы; -делать выводы по теме урока. Регулятивные: -соотносить выполнение работы с алгоритмом; -оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности. Коммуникативные: -употреблять вежливые слова в случае неправоты. Регулятивные УУД: планирование; прогнозирование; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Регулятивные УУД: планирование; прогнозирование. Познавательные УУД: общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, логические действия, а также постановка и решение проблемы. КоммуникативныеУУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения; ПознавательныеУУД: -работа с различными источниками информации; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; -находить нужную информацию в тексте; - смысловое чтение; КоммуникативныеУУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -умение слушать и понимать других; Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование; познавательные: логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации КоммуникативныеУУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -умение слушать и понимать других; Личностные УУД: -чувство ответственности за порученное дело; Познавательные УУД: - анализ и синтез; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: -контроль; - саморегуляция; -коррекция; ПознавательныеУУД: - строить рассуждения; - установление причинно – следственных связей; КоммуникативныеУУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -умение слушать и понимать других; Личностные УУД: -эмоциональность; -умение осознавать и определять свои эмоции; Регулятивные УУД: -определять степень успешности своей работы и работы товарищей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе
Новое построение урока с понятийной гроздью....
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России"
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России". УМК "Перспективная начальная школа"...
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе "Вода - растворитель"
технологическая карта урока с применением интерактивной доски...
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».Тема: Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)
Технологическая карта урока поможет учителю провести урок в 1 классе по теме: "Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)" в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе " Память о прошлом"
В технологической катре подробно представлены и расписаны все этапы урока, виды УУД, расписаны виды работ учащихся, деятельность уителя на уроке и учеников...
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»
название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"
Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....