Конспект по окружающему миру. 3 класс. В Центре Европы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 3
Предмет: Окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: В Центре Европы
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель:
Деятельностная: закрепление умений находить и показывать на карте центральные европейские государства и рассказывать о них;
Содержательная: формирование представлений у учащихся о странах центральной Европы и их столицах и достопримечательностях.
Дидактические:
- Узнать о странах в центре Европы, культуре и традициях народов в них проживающих
- Научиться рассказывать о достопримечательностях центральных европейских стран
- Создавать по заданному плану небольшое выступление о стране центральной Европы
- Формировать умение находить и показывать на карте страны центральной Европы
Развивающие:
- На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- Формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования);
- Находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию;
- Читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, иллюстрацию;
- В процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- Конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- Планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- Находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- Понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру).
Воспитательные:
- Осознавать ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
- Проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Узнать о странах в центре Европы, культуре и традициях народов в них проживающих
- Научиться рассказывать о достопримечательностях центральных европейских стран
- Создавать по заданному плану небольшое выступление о стране центральной Европы
- Формировать умение находить и показывать на карте страны центральной Европы
Личностные:
- Осознаёт ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
- Проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные:
Познавательные:
- На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливает связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- Находит закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- Формулирует с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозирует возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования);
- Находит и использует для решения учебных задач текстовую, графическую информацию;
- Читает и интерпретирует графически представленную информацию: схему, иллюстрацию.
Коммуникативные:
- В процессе диалогов задает вопросы, высказывает суждения, оценивает выступления участников;
- Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкрепляет их доказательствами;
Регулятивные:
- Планирует самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности;
- Находит ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- Понимает значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвует в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру).
Оборудование: учебник, презентация, конверты, карточки, задания из рабочей тетради
Для учителя:
1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, С. 108-117
2. А. А. Плешаков Окружающий Мир / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. 3 класс Ч.2 3-е изд. М.: Просвещение, С. 65-67
4. Методическое обеспечение для урока окружающего мира по теме «В центре Европы» [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/05/19/konspekt-prezentatsiya-k-uroku-okruzhayushchego (дата обращения: 04.04.2024)
План:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Мотивация
2. Этап актуализация и пробного учебного действия (5 мин.)
2.1. Проверка домашнего задания по эталону
3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)
3.1 Подведение к теме урока
3.2. Формулирование проблемы урока
4. Этап построения выхода из затруднения (1 мин.)
4.1. Формулирование темы
4.2. Формулирование цели и задач урока
4.3. Планирование своей деятельности
5. Этап реализации построенного проекта (15-18 мин.)
5.1 Беседа по теме урока
5.2. Работа в группах
Физминутка
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1 Работа в парах с вопросами
6.2. Работа с карточкой
6.3. Формулирование вывода
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2 мин.)
Самостоятельная работа со взаимопроверкой
8. Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин.)
8.1. Подведение итогов
9. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)
9.1. Рефлексия деятельности на уроке
9.2. Домашнее задание
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля и взаимоконтроля | Планируемые результаты | ||||||||||||||
ПР | МЕТ | Л | ||||||||||||||||||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Радиковна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира. 1.2. Проверка готовности – Проверьте готовность к уроку. 1.3. Мотивация - Посмотрите на слайд, прочитайте пословицу. Если есть труд - значит, будет и успех. (Слайд 1) - Как вы ее понимаете? - Правильно. -Какого успеха вы ждете? - Тогда вперед к успеху! | д | Беседа Формирование готовности восприятия учебного материала | Фронтальная |
| Фронтальный контроль | Л1 | |||||||||||||||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Проверка домашнего задания по эталону - Ребята, давайте с вами пройдём тест и вспомним, что вы помните по прошлой теме у вас на партах лежат карточки под номером 1. Тест:
А) Люксембург Б) Германия В) Италия Г) Нидерланды Д) Бельгия Е) Франция 2. В каком ряду правильно названы страны Бенилюкса? А) 1. Нидерланды. 2.Бельгия. 3.Люксембург Б) 1. Бельгия. 2. Нидерланды.3. Люксембург В) 1. Люксембург. 2. Нидерланды. 3. Бельгия. 3. В какой стране глава государства – Великий герцог? А) В Бельгии Б) В Нидерландах В) В Люксембурге 4. Как называется столица Бельгии? А) Брюссель Б) Амстердам В) Люксембург Г) Стокгольм 5. Символом какой страны стали эти цветы? А) Символом Бельгии Б) Символом Нидерландов В) Символом Люксембурга - Ребята давайте проверим ваши ответы со слайдом. - Поднимите руку кто выполнил все верно. - Молодцы | Мыслительная деятельность
| Вводная беседа Повторение | Фронтальная Парная | Презентация Карточка | Фронтальный контроль | К1 Р3 П1 | Л1 Л3 | ||||||||||||||
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Беседа по теме урока. -Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по различным странам, а вот по каким, вы узнаете, разгадав анаграммы. Возьмите карточку 2 на вашем столе и самостоятельно запишите названия стран. Поднимите руку, если справитесь с заданием.
(Германия, Австрия, Швейцария) -Кто прочитает, какие названия получились? -Верно. Давайте посмотрим на карту и попробуем найти эти страны. Кто попробует? -В какой части материка они находятся? Где они все расположены? (находятся в центре Европы) 3.2. Формулирование проблемы урока -Ребята, вы уже знаете многие страны Европы и ,наверняка, вам какие-то страны очень даже нравятся и вы желаете их посетить. Верно? Но представьте, что каким-то образом вы попали в страну в центре Европы, которую совсем не знаете. -Как же мы с вами можем сегодня предотвратить такую ситуацию? (узнать о странах центральной Европы, их расположение, климат, о государстве) -Верно, сегодня мы с вами побудем настоящими путешественниками. | Мыслительная деятельность Отгадывают загадки Отвечают на вопросы Формулируют проблему урока | Беседа Анаграмма Беседа | Индивидуальная | Карточка | Фронтальный контроль | Пр2 Пр5 | П2 П3 К1 | Л3 | |||||||||||||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока -Ребята, как вы думаете, где мы сегодня побываем с вами? (В центре Европы) -Давайте откроем учебник на странице 125й и проверим ваши предположения. 4.2. Формулирование цели и задач урока -Какую цель мы с вами поставим? (Познакомиться со странами центральной Европы) -А какие задачи мы поставим перед собой? (слайд) 1) Узнать о странах центральной Европы, достопримечательностях, особенностях 2) Научиться показывать их на карте 4.3. Планирование своей деятельности – Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и решить поставленные задачи? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания, которые нам предлагают авторы учебника.) | Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока. Проводят проверку предположений по эталону в учебнике Ответы детей Планируют свою деятельность | Работа с книгой Беседа Постановка перспектив | Фронтальная |
Учебник Презентация | Фронтальный контроль | П4 Р1 К1 | |||||||||||||||
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Беседа по теме урока -Посмотрите, у нас на доске есть политическая карта. Что можно узнать о странах с помощью неё? (Название страны, название столицы, границы государства, соседние страны.) -Эта карта вам пригодится для групповой работы. 5.2. Работа в группах -Некоторые из вас побудут сегодня экскурсоводами, а некоторые заинтересованными туристами. Сейчас мы разделимся на группы. -Познакомьтесь, пользуясь текстом учебника на с. 125—129, с одной из стран Европы. Вам необходимо заполнить данные на карточке, а после вам ребята, которые готовили сообщения, расскажут о странах. МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПУТЕШЕСТВИЯ Страна путешествия: ____________________________________________
-Перед выступлениями, пожалуйста, возьмите карточку 4. У вас есть таблица, в которую нужно вписать достопримечательности стран центральной Европы. В процессе слушания, пожалуйста, делайте заметки в пустых строках, чтобы точно запомнить, какие места нужно обязательно посетить. (выступления сопровождаются слайдами презентации и дополнительной информацией) -Пожалуйста, первое выступление о Германии - второе выступление об Австрии - и последнее о Швейцарии -Кто-то из группы ещё желает дополнить рассказ выступающего? Физминутка -Я думаю, вы немного устали, давайте проведем физкультминутку. -Кто хочет провести? | Беседа Отвечают на вопросы
| Рассказ Работа с учебником | Фронтальная Групповая | Рабочая тетрадь на печатной основе | Фронтальный контроль
| Пр3 Пр2 Пр1 Пр4 Пр5 Пр6 Пр7 | П2 П6 П7 К1 К2 Р2 | Л1 Л2 Л3 | |||||||||||||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д | 6.1 Работа в парах с вопросами - Ребята, а теперь, я вам предлагаю поработать в парах и задать друг другу вопросы по любой стране. - А потом проверим. - 1 пара какие вы задали вопросы? И так далее… 6.2. Работа с карточкой -А сейчас я предлагаю вам проверить, как внимательно вы слушали выступления групп, как хорошо всё запомнили, с помощью рабочей тетради. Возьмите карточку 6 и выполните в парах задание. Вам необходимо вписать в пустые окошки названия стран, пользуясь картой из учебника (с.125). Если будете готовы – сделайте руки домиком. -Сверьте, пожалуйста, с эталоном (слайд). Исправьте ошибки. -Поднимите руку, у чьей пары всё выполнено верно. -Молодцы 6.3. Формулирование вывода -Ребята, давайте сделаем общий вывод. С какими странами мы сегодня познакомились? (Германия, Австрия, Швейцария) -Чем славится каждая страна? -Покажите эти страны на карте. -Какие достопримечательности вы запомнили? | Мыслительная деятельность
Формулируют вывод | Парная работа Самостоятельная работа Беседа Обобщение | Фронтальная | Рабочая тетрадь на печатной основе | Фронтальный контроль
| Пр4 Пр5 | П5 П7 Р2 Р4 | Л2 | |||||||||||||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1 Раскрашивание флагов - Ребята, а сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельно задание. вам необходимо раскрасить флаги стран. 7.2. Самопроверка -А теперь давайте проверим с помощью слайда - Поднимите руку кто выполнил верно. - Молодцы. | Мыслительная деятельность Выполняют самостоятельною работу для закрепления материала | Письменный опрос | Индивидуальная | Карточки для самостоятельной работы | Фронтальный контроль | К1 Р2 Р3 | |||||||||||||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1 Подведение итогов - Итак, давайте вспомним как называлась тема нашего урока? (В центре Европы) - Какую цель мы ставили на урок? (познакомиться со странами центральной Европы) - Поднимите руку, если считаете, что мы достигли цели. -Чем мы с вами занимались сегодня на уроке? - Ребята, как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания? -Какие страны вы хотели бы посетить и почему? | Определяют область применения полученных знаний | Подведение итогов Повторительно-обобщающая беседа | Фронтальная | Фронтальный контроль | Пр6 Пр4 | П5 Р3 | |||||||||||||||
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Рефлексия деятельности на уроке -Ребята, наш урок подошёл к концу. - Если вы считаете, что у вас всё получилось, и вы добились успеха на уроке поставьте класс. -Ребята, а какие качества вам помогли добиться успеха? (умение слушать учителя, внимательность) -Кого мы можем выделить на уроке? 9.2. Домашнее задание | Оценивают свою деятельность | Рефлексия | Фронтальная | Учебник Рабочая тетрадь | Фронтальный контроль Самоконтроль Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Путешествие тучки по Европе"
Урок с применением ИКТ, групповой, игровой технологий....
Конспект урока по окружающему миру, тема: «В центре Европы» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование знаний первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Швейцария);Планируемые результатыПредметные:- знать страны, распо...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «В центре Европы». 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «В центре Европы» Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления о странах центральной Европы; развитие кругозора учащих...
Конспект урока окружающего мира. Тема: В центре Европы
Цели деятельности учителя: формирование знаний первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Швейцария); умения работать с географической картойПланируемые ре...
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие в центре Европы", 3 класс, "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Швейцария); умения работать с географической карто...
Конспект урока окружающего мира.Тема: "На севере Европы" (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений детей о странах, которые находятся на севере ЕвропыПланируемые результаты:Предметные: Знать название стран и столиц, находящихся на севере Европы....
Конспект урока окружающего мира.Ткма "На севере Европы"(УМК "Школа России,3 класс)
Тема урока: «На севере Европы» Цели деятельности учителя:ознакомления с государственными символами и достопримечательностями Скандинавских стран;формированию представлений учащихся о...