Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект урока во 2 классе по окружающему миру | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
ПРОЕКТ
урока окружающего мира
во 2 классе
по теме «Тела и вещества»
учитель первой категории: Митрохина Н. Е.
микрорайон Сокольники, г. Новомосковск
2011-2012 учебный год
Тема : «Тела и вещества», 2-А класс, комбинированный, урок № 5 (из 7)
Цели и задачи:
- организовать ознакомление понимания того, что все тела состоят из веществ; подвести к осознанию трех состояний веществ;
-создать проблемную ситуацию, выводящую учащихся на изучение нового материала, условия формирования умения добывать знания;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков ;
-организовать учебный процесс для продуктивной коммуникативности.
Оборудование: «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, 2009г.; две деревянные линейки (30см и 20см) и пластмассовая линейка (20см); наборы предметов из резины, пластмассы, дерева, стекла, глины, железа; набор веществ (стекло, железо, древесина, глина, пластмасса, резина), индивидуальные карточки с проверочной работой; разноцветные самоклеящиеся полоски; таблички со словами «тела» , «вещества» , «молекулы» , «атомы».
Ход урока:
Этапы урока | Планируемая деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Методический комментарий |
1.Мотивационный момент. 2.Актуализация знаний 3.Формирование новых знаний. Работа в группах. 4. Физкультминутка. 5.Продолжение работы по формированию новых знаний. 6.Работа с учебником. 7.Физкультминутка. 8.Подведение итогов. 9.Домашнее задание. | -Сегодня на уроке я предлагаю быть вам исследователями. Вы согласны? -Какие умения вам понадобятся? Учитель показывает 2 линейки разной длины (деревянную и пластмассовую) -Что вы можете сказать? Учитель показывает 2 линейки одинаковой длины (деревянную и пластмассовую) -Что изменилось? -Какие различия остались? -Можем ли мы сказать, что для их изготовления использовали различный материал? Почему? -Материалы, из которых изготовлены предметы , ученые называют «вещества». Учитель вывешивает на доску слово «вещества». -А интересно вам узнать о других веществах? -Следующую работу проведем в группах (группа-2парты) Работа в группах. «Найдите лишнее». Учитель раздает группам коробки с предметами. Дети должны выбрать лишний предмет, объяснить . как они рассуждали. В конце объяснений учитель предлагает выбрать вещество, из которого сделаны предметы данной группы ( они лежат на отдельном столике) 1.гр. Мяч, шапочка для плавания, теннисный мяч, стерка. 2.гр. Глиняный чайник, кирпич, глиняная чашка, стеклянная чашка. 3.гр. Стакан, банка, стеклянная ваза, деревянный бокал. 4.гр. Железная ложка, вилка, гвоздь, пластмассовая ложка. 5. гр. Деревянная ложка, книга, деревянная разделочная доска, железная ложка. 6.гр. Пластмассовая расческа, пластмассовая ложка, мыльница, деревянная расческа. -Узнали мы , какие еще бывают вещества ? Учитель вывешивает под словом « вещества » табличку с названиями веществ «резина », « глина », « стекло », « железо », « дерево », « пластмасса ». Учитель достает из коробки утюг, молоток, лампочку. -К какой группе можно отнести эти предметы? -Какому выводу пришли? Учитель читает текст. Если все правильно, то дети хлопают, если в тексте ошибка, то дети приседают. 1.Что бывает из резины? Чашки, ложки и кувшины? 2.Столяр может показать Как из дерева создать Стол, и стул, и табурет Ну, каким будет ответ? 3.Из железа смастерил Мастер мне ботинки. Я теперь могу ходить В них на вечеринки. 4.Вот из глины мы слепили Чашки, вазы и кувшины. 5.Всем ребятам из пластмассы Шьёт портной одежды массы. 6.Можно сделать из стекла Банку, лампу, вазу…А? Экспериментируем дальше. Работа со 2-ой группой предметов. Учитель берет кирпич, нажимает на него, тянет. Просит ребенка помочь ему. Переворачивают разными сторонами. -В результате наших действий кирпич поменял форму? Учитель берет чашку. Переворачивает её, ставит разными сторонами, давит на неё сверху. -А этот предмет поменял свою форму? -Нужно ли это проделать с чайником или вы уже догадались, будет что? Учитель берет кусок глины. Тянет её, просит ученика ей помочь. Кусок глины рвется. Учитель просит детей скатать шарик, слепить пирамидку. Обращается к детям. -Что вы заметили? -Как вы думаете, почему так происходит? -Предметы, которые имеют форму и умеющие её сохранять, ученые называют «телами». -Какое главное отличие «тела» от «вещества»? Учитель прикрепляет слово «тела» на доску. Появляется цепочка слов «тела»- «вещества». Учитель ставит стрелочку между словами «тела»- «вещества». -Почему я так сделала? -Если продолжить нашу цепочку дальше, можем мы узнать , что будет следующим звеном ? - А вещества из чего состоят? -Давайте обратимся к учебнику на стр.42. Прочитайте 1-ое предложение. -Вы нашли подтверждение нашим предположениям? -Что ещё вы о них узнали? -Как они называются? Учитель продолжает цепочку слов на доске. «тела»- «вещества»- « молекулы» -«атомы» -Как вы понимаете получившуюся у нас цепочку? -Прочитайте выделенное предложение. Что вы узнали? -Вспомните, с какими веществами мы работали на уроке. Что вы можете сказать об их состоянии? -Что мы уже знаем о форме веществ? -Из твердого вещества глины мы скатали шарик, вылепили пирамидку (показывает). Они сохранили форму, которую мы им придали? -Что помогает глине сохранять форму? -Сделайте вывод. Учитель берет воду, наливает ее на блюдце, в стакан. Наклоняет стакан -А что вы можете сказать о жидком веществе – воде. -Что помогло воде сохранить форму? Ученик чистит апельсин. -Что заметили? -Как это происходит? -Можем ли мы увидеть это? Сделайте вывод. -К какому научному открытию мы пришли? -Рассмотрите рисунки на странице 42. -Как вы их понимаете? -Расскажите, как влияет расстояние между частицами на состояние веществ. Учитель предлагает поиграть в игру «Жарко - холодно». -Я буду называть слово , а вы будете показывать, что происходит. -Холодно. -Жарко. Игра повторяется несколько раз. -Как вы думаете, если от холода вы сжимаетесь, а от жары распрямляетесь, то что происходит с телами? - Более подробно мы будем знакомиться с этой темой на следующем уроке. -Какую тему мы с вами исследовали сегодня на уроке? -Вы удовлетворены своей работой на уроке? -Да. Вы хорошо потрудились на уроке. - Я благодарна вам за активную исследовательскую деятельность и нам нужно достойно завершить нашу работу. -Могу я вам предложить изложить ваши познания в проверочной работе? Проверочная работа «Заполни пропуски» 1.Ученые предметы называют ___ . 2.Тела состоят из __________. 3.Про какие мельчайшие частицы вы узнали на уроке :_____,______ . 4.Нарисуйте, как располагаются частицы в разных веществах. Твердые жидкие газообразные Учитель открывает часть доски , на которой записаны ответы. -Проверь свои ответы. Оцените их. У вас на партах есть полоски трех цветов. Приклейте нужный цвет в конце работы: красный – удовлетворен, желтый – не совсем удовлетворен, зеленый – надо поработать над темой. Выполнить задание к рисунку на стр.43 . -Урок окончен. Всем спасибо. | -Да, мы согласны. -Умения наблюдать, рассуждать, сравнивать и делать выводы. -Это линейки. -Они нужны , чтобы измерять длину отрезков, длину сторон разных геометрических фигур и чертить их. -Они разные по размеру (длине) -Они разные по цвету. -Одна деревянная, другая пластмассовая. -Изменилась длина линеек. -Они разные по цвету. -Одна деревянная , другая пластмассовая. -Да, они сделаны из разного материала. Деревянная, т.е. сделана из дерева. Пластмассовая, т.е. сделана из пластмассы. -Да. -Интересно. Работа в группах. 1. Лишняя стерка , т.к. это учебная принадлежность, а все остальное – спортивный инвентарь. 2.. Лишний - теннисный мяч ,т.к. он сделан не из резины, а все остальные предметы сделаны из резины. Вещество-резина. 1.Лишний - кирпич, т.к. все остальное относится к посуде. 2.Лишняя - стеклянная чашка Вещество-глина. 1.Мы заметили , что все предметы относятся к посуде. 2.Лишний - деревянный бокал. Вещество-стекло. 1.Лишний –гвоздь, т.к. все остальные предметы – это столовые принадлежности. 2.Лишняя – пластмассовая ложка. Вещество – железо. 1.Лишняя - книга, т.к. все остальное – это кухонные принадлежности. 2. Лишняя - железная ложка. Вещество – дерево. 1.Лишняя - пластмассовая ложка, т.к. все предметы личной гигиены. 2. Лишняя – деревянная расческа. Вещество – пластмасса. -Да, узнали. Предметы могут быть сделаны из разных веществ. -Резина. -Глина. -Стекло. -Железо. -Дерево. -Пластмасса. -Эти предметы нельзя отнести к одной какой-то группе, т.к. они сделаны из разных веществ. -Молоток: дерево и железо. -Утюг: железо и пластмасса. -Лампочка: стекло и железо. -Есть простые предметы, они сделаны из одного вещества. -Предметы могут быть сделаны из нескольких веществ. Дети приседают. Дети хлопают. Дети приседают. Дети хлопают. Дети приседают. Дети хлопают. -Нет, кирпич так и остался. -Форму не поменял. -Нет, чашка тоже осталась. -Мы догадался, что чайник тоже не изменит свою форму. -Глина форму не имеет, принимает разные формы. -Из неё можно сделать разные предметы. -Предметы имеют свою форму и сохраняют её. -Вещества не имеют определенной формы, из них можно сделать различные предметы. -«Тела» имеют форму, а «вещества» - нет. -Все тела состоят из веществ. -Мелкие крупинки. -Маленькие частицы. -Молекулы. -Да, вещества состоят из мелких частиц. -Они мельчайшие и невидимые. Ученица. -Я читала, что очень давно в Древней Греции ученые предположили, что все вещества состоят из мельчайших частиц, которые они назвали «атомами». Атом по-гречески значит неделимый. Атомы настолько малы, что их нельзя увидеть в микроскоп. Но в некоторых веществах большое количество атомов собирается вместе и образует более крупные частицы, которые называют молекулами. Некоторые молекулы можно увидеть с помощью современных микроскопов. -Тела состоят из веществ, вещества из молекул, а молекулы – из атомов. -Вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях. -Резина, глина, стекло, дерево, пластмасса, железо – все твердые вещества. -Вещества формы не имеют. -Да, фигурки так и остались. -Глина сама держит форму. - Твердые вещества формы не имеют, но могут ее сохранять. -Вода – жидкость, формы не имеет, принимает форму того сосуда , в который мы его нальем. -Запахло апельсином. -Запах распространяется по классу, смешивается с воздухом. -Воздух мы не видим, он формы не имеет, занимает все пространство вокруг нас. -Твердые вещества могут сохранять форму. -Жидкие вещества формы не имеют, принимают форму того сосуда, в который мы их наливаем. -Газообразные вещества формы не имеют, занимают все пространство вокруг. -В твердых веществах молекулы находятся близко друг к другу. Это делает вещество твердым. -В жидких веществах молекулы находятся далеко друг от друга. Это помогает ему быстро менять форму. -В газообразных веществах молекулы расположены очень далеко друг от друга. Это позволяет ему быстро занимать все пространство вокруг. Дети играют в игру «Жарко – холодно». Дети съёживаются. Дети расслабляются. -Тела от холода сжимаются, а от жары – расширяются. -Тела и вещества. -Да, нам понравился урок. -Мы хорошо работали на уроке. -Мы много узнали нового. Да, можете. Дети вставляют пропущенные слова. 1. ………тела. 2……веществ. 3…..молекулы, атомы. 4.Дети рисуют расположение молекул в разных веществах. Твердые жидкие газообразные Дети проверяют свои работы и оценивают их разноцветными полосками бумаги. | Дети настраиваются на исследовательскую работу (ЛИЧН. УУД) Дети анализируют, сравнивают объекты, устанавливают причинно – следственные связи, строят рассуждения об объектах(ПОЗН, УУД). Проблемная ситуация: надо решить, какой предмет лишний. Дети анализируют предметы по материалу, по способу применения. В процессе выполнения задания дети осуществляют анализ и синтез объектов, выделяют главный признак группы предметов (РЕГ. УУД). Дети допускают существование разных точек зрения, формулируют собственное мнение и озвучивают его.(КОМ. УУД). Дети анализируют действия, объекты, строят рассуждения; формулируют выводы по результатам наблюдений, высказывают свое мнение. Проявляют интерес к новому материалу (ПОЗН.УУД) Дети упорядочивают информацию, понимают ее и объясняют . Строят рассуждения об объекте (ПОЗН.УУД) Дети осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, выделяют главное (ПОЗН. УУД). Дети анализируют объекты, строят рассуждения об них, формулируют выводы по результатам наблюдений (ПОЗН. УУД). Дети работают с источником информации, устанавливают причинно – следственные связи (ПОЗН. УУД) Дети анализируют свои работы, учитывая выделенные ориентиры, формируют способность к самооценке (ЛИЧН. УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова
Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В....
Проблемное обучение на уроках окружающего мира в начальной школе.
Статья посвещена использованию проблемно-поисовой технологии в обучении оружающему миру...
Реализация развивающей функции обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.
Предмет «Окружающий мир» наряду с другими создает те условия многообразия психической деятельности, которые необходимы для общего развития школьников. Это один из самых интересных и в то же время слож...
Презентация "Личностно-ориентированное обучение на уроках окружающего мира в начальной школе"
Презентация "Личностно-ориентированное обучение"...
Смешанное обучение (ротация станций) – инструмент для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе.
Как сделать процес обучения одновременно увлекательным, доступным для всх обучающихся ,максимально эффективным. Одним из таких инструментов на уроке может являться смешанное обучение. Каждый учащийся ...
Статья "Наглядные средства обучения на уроках окружающего мира в начальной школе и их использование".
Наглядные средства играют большую роль в обучении учеников младших классов на уроках окружающего мира. Сегодня в обществе оформилось новое понимание ведущей цели обучения. Важная роль отводится ...
Статья "Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе ( развивающая программа по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, УМК Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой)
В данной статье описываются исследования учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе ....