«Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе»
статья на тему
Выступление на семинаре для учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель:
учитель музыки
МОУ СОШ № 3
г.Ноябрьска
Савицкая Галина Петровна
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: СергееваГ.П,Критская Е.Д. . Просвещение, 2011г. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования 2007 года.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2007.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М., Просвещение, 2008.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2005;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
- Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по музыке.
Изучение музыки в 3 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения»
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета..
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого полугодия:
2 четверть – 16 урок «Обобщающий урок 2 четверти»;
4 четверть – 34 урок «Обобщающий урок 4 четверти».
Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентиро ванного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — за лог успеха его музыкально-педагогической деятельности»
В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» произведена корректировка часов (3ч вместо 4ч) для изучения раздела «В концертном зале» (7ч вместо 6ч):
- на изучение темы «Настрою гусли на старинный лад.. (былины). Былина о Садко и морском царе» выделен 1 час вместо 2 часов для изучения темы в разделе «В концертном зале». В данном разделе теме «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена» отводится 2 часа т.к. содержит объемный материал для изучения и слушания.
В разделе «В музыкальном театре» произведено перераспределение часов:
тема «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу» на которую выделено 2 часа объединена с темой «Океан – море синее»
Выделен 1 час для изучения темы «Балет «Спящая красавица». Две феи», за счет объединения тем «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу» и темы «Океан – море синее», т.к. эти две темы связаны с творчеством композитора Н.А.Римского – Корсакова
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Кол-во час | В том числе: |
Контрольные работы. | |||
Россия-Родина моя. | 5 | ||
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | |
2 | Природа и музыка. | 1 | |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. | 1 | |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 | |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 | |
День, полный событий. | 4 | ||
6 | Утро. | 1 | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 | |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | |
«О России петь – что стремиться в храм». | 4 | ||
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | |
11 | Древнейшая песнь материнства. . Образ матери у ненцев. | 1 | |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 | |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | ||
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 | |
15 | Певцы русской старины. Лель. | 1 | |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 | 1 |
В музыкальном театре. | 6 | ||
17 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. | 1 | |
18 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 | |
19 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | |
20 | «Океан – море синее». | 1 | |
21 | Балет «Спящая красавица». | 1 | |
22 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 | |
В концертном зале. | 7 | ||
23 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | |
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | |
25 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | |
26 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1 | |
29 | Мир Бетховена. | 1 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | ||
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | |
31 | Мир Прокофьева. | 1 | |
32 | Певцы родной природы. . Образ природы | 1 | |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 | |
34 | Обобщающий урок. | 1 | 1 |
итого | 34 | 2 |
Содержание программы .
«Музыка» 3 класс.
«Россия - Родина моя» - 6 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокаль ной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная пес ня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«День, полный событий» - 3 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до ве чера. Образы природы, портрет в вокальной и инструменталь ной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, во кальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусорг ский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений про граммного характера. Выразительное, интонационно осмы сленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Вы полнение творческих заданий из рабочей тетради.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Де вы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Свя тые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Пес нопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном бого служении, песни и хоры современных композиторов, воспе вающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особен ности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), пев цов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в му зыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звуча нии симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное ис полнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«В музыкальном театре» - 4 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и система тизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравни тельный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайков ский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбни ков). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагмен тов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«В концертном зале» - 8ч.
Жанр инструментального концерта,инсрументальная пьесса. Мастерство компози торов и исполнителей в воплощении диалога солиста и сим фонического оркестра.,солиста и ансамбля «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: гитара мандалина банджо их выразительные возможнос ти . Выдающиеся мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфо нии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двух частная, трехчастная, вариационная).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 7ч.
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в созда нии и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и раз личие музыкальной речи разных народов и композиторов. Образы при роды в музыке . Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, рит ма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки народов востока в особенности Китая .певцы своей - родной природы. Ода как жанр литературного и музы кального творчества. Жанровая общность между музыкой разных народов ,композиторов ,исполнителей Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова
Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В....
«Использование интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов на уроках в начальной школе».
В данной статье автор попытался осветить вопрос использования интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов в начальной школе вообще и на уроках математики в частности на примере урока «Постр...
Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-. 4 класс
Предложенный проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов " Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-" для 4 класса предпола...
Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс
Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс Целью данного урока является научить строить т...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов
Цель• Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравствен¬ного урока, который можно извлечь из содержания сказки. Задачи• Продолж...
Примеры использования Интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе
О возможности применения на уроках в начальной школе материалов не только со специализированных методических сайтов, но и ресурсов, изначально не предназначенных для учебных целей, этот материал из оп...
Использование интерактивного оборудования и интернет – ресурсов на уроках в начальной школе
Данный материал содержит информацию об использовании интерактивного наглядного учебного пособия для начальной школы....