Урок по окружающему миру "Дыхание и кровообращение"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Бариева Сулпан Тахиевна

Цели урока:

  • ознакомление со строением и жизнедеятельностью органов дыхания и кровообращения;
  • раскрытие значение для организма их согласованной и слаженной работы;
  • закрепление практических навыков по уходу за собой; воспитание здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру "Дыхание и кровообращение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ознакомление со строением и жизнедеятельностью органов дыхания и кровообращения;
  • раскрытие значение для организма их согласованной и слаженной работы;
  • закрепление практических навыков по уходу за собой; воспитание здорового образа жизни.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Садитесь, ребята. Проверим посадку.

Положение ног проверяем. Они должны опираться под столом о пол.

Поставь руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснись виска.

Между краем стола и грудью должен проходить кулачок.

II. Повторение пройденного.

У. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Д. Наше питание, уход за зубами.

У. Сейчас повторим, как же нужно ухаживать за зубами. Учитель диктует утверждения, а учащиеся в тетрадях записывают “да” или “нет”.

Всегда прочищаю зубы иголкой.
Полощу рот после еды.
Почистив зубы вечером, не ем сладостей.
Никогда не чищу зубы.
Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

У. Обменяйтесь тетрадями. Проверяем. Учитель читает утверждение, на доске открывается правильный ответ. Учащиеся проверяют.

У. Так скажите, как нужно питаться правильно, чтобы расти и развиваться и вместе с этим сохранить здоровые зубы?

Д. Питаться разнообразной пищей.

Меньше ешь сладостей, они не только разрушают зубы, но еще способствуют накоплению избытка жира под кожей.

Полезно есть овощи и фрукты.

Желательно есть в одно и тоже время, а ужинать надо за два часа до сна.

III. Сообщение темы и целей урока.

У. Ребята, а как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи, не причинив вреда собственному здоровью?

Заслушиваются ответы детей.

У. Под наблюдением врача в больницах пациенты проходят курс лечебного голодания от 2 недель до 1 месяца.

- А как вы думаете, сколько времени человек может прожить без воды? Ответы детей.

У. Как правило, без вреда для здоровья человек может прожить без воды не более 2-3 дней.

У. А сколько времени человек может обойтись без воздуха? Ответы детей.

У. 1, 2 минуты, а ловцы за жемчугом до 5 минут.

- Воздух дороже золота, бриллиантов, всех сокровищ мира вместе взятых. Без сокровищ прожить можно, без воздуха – нельзя.

- Сегодня на уроке мы узнаем, как же дышит человек, как кислород благодаря движению крови попадает ко всем органам нашего тела.

IV. Работа по теме урока.

У. Как же воздух попадает в организм? Ответы детей: через нос и рот в легкие.

-Давайте вместе с воздухом слетаем в легкие! Внимание! Влетаем в нос! Этот тоннель очень короткий, такой же как и само слово. Но устроен он интереснее самых длинных тоннелей. Складки носа и волоски в ноздрях задерживают пыль, микробы, а очищенный воздух попадает в легкие.

И вот мы с вами около порта Легкие. Этот порт состоит из множества пузырьков, в стенках которых постоянно течет кровь. По нашей кровяной речке движется великое множество корабликов.

Как только свежий воздух попадает в пузырьки легких, кровяные кораблики берут из воздуха кислород и несут его по кровяной речке ко всем органам, а забирают углекислый газ, который затем мы выдыхаем.

Почему же кровь попадает ко всем органам? Да дело в том, что наше тело пронизано густым переплетением кровеносных сосудов: толстых и тонких. Поэтому, где бы мы не поранились, везде появляется кровь. Кричать и плакать не следует, надо лишь обработать ранку.

Кровь отсутствует там, где имеются неживые части нашего тела, состоящие из рогового вещества – ногти, волосы, мозоли. И это хорошо, иначе каждая гигиеническая процедура (стрижка, обрезание ногтей) вызывала бы у нас болезненное состояние.

Кровь с кислородом никуда бы не пошла, если бы в порту не работал мощный мотор

Из порта Сердце кораблики отправились вниз по кровяной реке “Артерия” до крошечных пристаней “Мизинец левый” и “Мизинец правый”. Кораблики доставляют по артериям кислород. Целый караван кораблей: красные – торговые, которые отдают в пути кислород, питательные вещества, а забирают углекислый газ, отходы, яды, становятся темными и не очень нарядными. Но они довольны своим обменом.

А что же делают в это время белые кораблики? Их гораздо меньше, чем красных.

Как вы думаете, что произойдет с количеством “защитников”, если в организм попадет инфекция? (увеличится) Оказывается, как только начали гибнуть наши отважные корабли, на фабрику крови полетел приказ – шлите подкрепление. И фабрика тут же выполняет приказ. Она и в мирное время работает без выходных, а здесь... Здесь она ставит рекорды. Вместо одного погибшего корабля несколько новых делает и точно знает, каких сейчас надо больше – военных или ремонтных.

Вот поэтому врач, отправляя заболевших пациентов на анализ крови, может по данным анализа судить, как протекает борьба организма с инфекцией. Иногда анализ крови позволяет выявить заболевание, о котором больной и не знал.

Не случайно современная медицина придает исследованиям крови очень большое значение. Кровь называется “зеркалом здоровья”.

Иногда у человека бывает такая страшная рана и такая потеря крови, что сколько фабрика бы не работала, она не в состоянии справиться с бедой

V. Обобщение материала.

У. Где находится кровь в нашем теле?

Какую роль играет кровь?

Почему кровь, которая течет по реке “Артерия” ярко- красного цвета, а после обмена
становится темно-красного цвета?

Каков состав крови?

Чтобы органы правильно работали, а это в первую очередь- сердце и легкие – о них мы должны заботиться. Как?

VI. Подведение итогов урока.

У.Что интересного вы узнали сегодня на уроке о нашем организме?

У.Что показалось вам трудным?

У.Что особенно запомнилось?

VII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Большая восьмерка. Органы кровообращения."

Класс: 4Раздел программы: Человек и его строениеТема урока:  «Большая восьмерка. Органы кровообращения», 2 урокТип урока: урок-исследованиеИспользуемое учебно-лабораторное оборудование: лаборатор...

Урок по окружающему миру с использованием ТКМ по теме:«КРОВЬ. ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ».

Тема урока: «КРОВЬ. ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ». Место урока в теме: изучение нового материалаЦель: познакомить детей с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца, крове...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Система дыхания и кровообращения» (Программа Школа России)

Тема урока "Кровообращение и дыхание" входит в раздел "Мы и наше здоровье" учебника для общеобразовательных учреждений А. А. Плешакова Окружающий мир 3 класс, с приложением на электронном носителе М.,...

Конспект урока по окружающему миру "Дыхание и кровообращение", 3 класс.

Конспект урока по окружающему миру "Дыхание и кровообращение" для обучающихся с задержкой психического развития, 3 класс....

Интегрированный урок математика/окружающий мир "Движение в одном направлении. Система кровообращения" ПНШ

класс4 классУМК«Перспективная начальная школа»ПредметМатематика, окружающий мирТема урока Движение в одном направлении. Система кровообращения.Тип урокаОткрытие новых знанийТехнологииИКТ, ...

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: «Дыхание и кровообращение» (3 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме:  «Дыхание и кровообращение» (3 класс, УМК "Школа России")....