Открытый урок по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Бариева Сулпан Тахиевна

Тема: «Разнообразие растений»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление

Форма урока: комбинированный.

Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Разнообразие растений»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление

Форма урока: комбинированный.

Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Задачи:

1.    Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);

2.    Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

3.    Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе. 

Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.

Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

Для учителя: учебник «Мир вокруг нас» А. Плешаков, рабочая тетрадь, проектор, электронная презентация, картинки с изображением растений, карточки с заданиями, распечатки таблицы.

Для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» А. Плешаков, рабочая тетрадь, таблица, сигнальные карточки, атлас-определитель, картинки.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 1 Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Вставь пропущенные слова.

(Горы)... разрушаются. Из... (камней),... (песка),... (глины),... (растений), ... (живых организмов) образуется слой, который называется почвой.

2) Выбери правильные утверждения.

1. Почва образуется от разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

3. Почва — это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

4. Почва — это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

5. Образуется почва очень медленно.

6. Образуется почва очень быстро.

(Ответ: 1, 3, 5.)                                                

—  Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Плодородие — это свойство почвы, способность давать высокий урожай. Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)

—  Какая связь существует между горными породами, животными, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина. Растения, животные — перегной.)

2. Фронтальный опрос

—  Что такое почва?

—  Из чего состоит почва?

—  Как образуется почва? (За счет разрушения горных пород.)

—  Какие живые существа обитают в почве?

—  Как они влияют на ее плодородие?

II. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите на картинки. Как можно назвать всё то, что изображено на картинках одним словом? (Это растения).

- Назовите мне эти растения. 

—  Все они относятся к царству растений.

—  Назовите ещё представителей царства растений.

    Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

III. Постановка учебной проблемы.

1.     Беседа

Разнообразие растений

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!

Составление «Кластера»

 

https://documents.infourok.ru/9e79146a-92c7-4a98-b787-1b93bc97ebbd/0/image001.gif

 


На какие три группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

Дополните схему. Напишите названия растений в каждой группе.

-  Из каких частей состоят все растения? (Из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами.)

-  Отгадайте загадки.

•   Орган находится в почве, растет вниз. (Корень.)

•   Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья.)

•   Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок.)

•   Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена. (Плод.)

•   Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества

и вода. (Стебель.)

•   Органы находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)

IV. Совместное открытие знаний.

1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

-  Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на с. 69. Сравните растения, то есть найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки — видоизмененные листья, у других листья. Одни растения живут в воде, другие на суше. И т. д.)

–  Какой у вас возникает вопрос? Чем мы будем заниматься на уроке?

–  Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.

2.«Чтение с пометками»

-  Прочитайте текст на с. 70 и напишите на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

- Какие значки вы поставили на полях? Что нового вы узнали из прочитанного?

-  На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.) Как вы думаете, почему?

-  Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

-  Где растут водоросли? (В воде.)

-  Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

-  Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим

на перья.)

-  Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и т. д.)

-  Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)

V. Самостоятельное применение знаний.

1Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 29).

-  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

-  Расскажите о разнообразии растений.

№2 (с. 29).

-  Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте ответ. (В первом ряду лишнее — морская капуста. Она относится к водорослям, остальные — цветковые. Во втором ряду лишнее — липа. Она относится к цветковым растениям, остальные — к хвойным.)

(Учитель может предложить детям усложненное задание по аналогии составить свое задание и предложить выполнить его другим ученикам.)

Физкультминутка

2. Работа по учебнику

-  Прочитайте в учебнике текст на с. 72.

-  К какой группе относятся растения, изображенные на иллюстрации? (К группе цветковых.)

-  Сколько видов растений на иллюстрации? (Три: одуванчик, подорожник, клевер.)

-  Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение плоды с семенами. Различия: разные по форме листья, цветки.)

Ученым сейчас известно около 500 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. цветковые. Мхов на свете около 27 тыс.; видов, папоротников - более 10 тыс. А вот хвойных всего около 600 видов.

VI. Закрепление изученного материала Практическая работа (Работа проводится в группах.)

(Учитель раздает детям распечатки таблицы.) — Заполните таблицу, пользуясь текстом учебника и атласом-определителем «От земли до неба».

Разнообразие растений

Группа растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

 

 

 

 

 

Мхи

 

 

 

 

 

Папоротники

 

 

 

 

 

Хвойные

 

 

 

 

 

Цветковые

 

 

 

 

 

Ответ.

Группа растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

Нет

Нет

Нет

Спорами

Живут в основном в воде

Мхи

Нет

Есть

Есть

Спорами

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Папоротники

Есть

Есть

Есть

Спорами

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Хвойные

Стержневая или мочковатая система

Одеревенелый

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозелёным

Цветковые

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

VII. Рефлексия

(Работа проводится в группах.)

—  К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр?

—  Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

—  Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

VIII. Подведение итогов урока

—  На какие группы делятся растения?

—  Приведите примеры растений разных групп.

—  Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

—  Что особенно вам понравилось на уроке?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 69—73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 73.

2. Рабочая тетрадь: № 7-8 (с. 31).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....