Исследовательский проект по окружающему миру " Влияние шума на учёбу школьника"
проект по окружающему миру (4 класс)
Шум-извечный спутник большого города. Человек привык его не замечать. Однако, шум часто негативно влияет на организм человека, вызывает расстройства слуха, ухудшение сна, нервные расстройства.
Цель работы: Выяснить, как различные звуки и шумы, влияют на организм человека, в частности, на работоспособность учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1270»
ПРОЕКТ
по окружающему миру
ВЛИЯНИЕ ШУМА НА УЧЁБУ ШКОЛЬНИКА
Выполнила учащаяся 4 класса «В»
ШКРЕТОВА СОФЬЯ
Руководитель проекта
Столярова Светлана Анатольевна
Москва, 2017
Содержание работы
№ | Название главы | Название раздела |
1 | Введение | Актуальность темы |
2 | Основная часть | Что такое шум? |
Как шум влияет на организм человека? Характеристики звука и шума | ||
3 | Практическая часть | Анкетирование . Эксперимент. |
Презентация проекта | ||
4 | Заключение | Выводы |
5 | Литература | Источники информации |
1.Введение. Актуальность темы
Среда обитания человека – окружающая среда. Нас окружают объекты природы и объекты, сделанные руками человека, которые способны при определенных условиях оказывать воздействие на деятельность и здоровье человека.
Одним из вредных взаимодействий на здоровье человека является шумовое загрязнение. Свыше 500 миллионов человек в мире страдают различными нарушениями слуха (по данным ВОЗ). Их с каждым годом становится на 15 – 30% больше. На наш слух влияют острые и хронические заболевания, сильный шум, механические повреждения и травмы, приём некоторых лекарств. Снижению слуха подвержены не только пожилые люди, но и дети и люди трудоспособного возраста.
Всем известно, что загрязнение воздуха негативно влияет на здоровье человека. Однако этот фактор уступает по своей вредности шуму, которым окружает нас цивилизация.
О вредном влиянии шума на организм человека знали еще в Древнем Китае - казнь с помощью шума там считали самой жестокой.
В настоящее время шум стал нашим постоянным спутником. Особо от этого страдают дети. Установлено: чем выше уровень шумов внешней среды, тем хуже это влияет на умственно-психическое состояние детей.
Современная медицина считает шум одним из грозных врагов здоровья человека.
Шумовое загрязнение - серьёзная современная проблема. По степени вредности воздействия шуму принадлежит второе место после химического загрязнения. Поэтому как неблагоприятный фактор шум имеет большое социальное значение.
Шум негативно влияет на организм и младшего школьника. Наносит вред здоровью и самочувствию ребенка. Шум на перемене, на дискотеке, на улице снижает слух, память, внимание, повышает давление.
По этой причине мы заинтересовались данным вопросом, ведь самочувствие и собственное здоровье волнует нас больше всего. Здоровье-это не всё, но без здоровья всё – ничто! (Сократ (Socrates) ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., Афины)
Цель проекта | - Выяснить, как различные звуки и шумы влияют на организм человека, в частности, на работоспособность учащихся.
|
Задачи работы | -Изучить научно-популярную литературу по теме исследования -Изучить характеристики звука и шума -Выявить влияние звука и шума на работоспособность учащихся -Провести анкетирование среди учащихся. |
Гипотеза -Шум негативно влияет на учебу школьника.
2. Основная часть
2.1. Что такое шум?
Под термином «шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков), мешающих восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм человека, снижающий его работоспособность.
Шумы бывают разными. Это и шелест листвы, и журчание ручья, птичьи голоса, лёгкий плеск воды и шум прибоя. Они приятны человеку, успокаивают его, снимают стрессы. Такие шумы используются в лечебных заведениях, кабинетах психологической разгрузки. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются другими шумами. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. Постоянное воздействие сильного шума влияет не только на слух, но и вызывает другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, усталость.
Одним из вредных шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляется изменение функционального состояния центральной и нервной системы. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта.. Шум – это разного рода нежелательные звуковые помехи при восприятии речи, музыки, а также любые звуки, мешающие отдыху, работе.
- Среди других факторов, негативно влияющих на организм человека, шум – на втором месте после химического загрязнения.
- Усиление шума свыше предельно допустимых величин (80 дБ) представляет собой опасность для здоровья человека.
- Шум приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнении различных видов работ.
2.2. Как шум влияет на организм человека?
Шумы вредно влияют в первую очередь на слух, на центральную нервную систему, на зрение, вестибулярный аппарат, рефлексы.
Акустические травмы возникают вследствие воздействия очень громких звуков на барабанную перепонку, таких как фейерверк, взрыв, выстрел, что приводит иногда к необратимым повреждениям и потере слуха.
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незаметно и имеет накопительный характер.
От воздействия шума у человека нет защитной реакции. Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом.
2.3 Характеристики звука и шума.
Я узнала, что сила звука измеряется в децибелах (дБ ). Белл в переводе с английского означает «колокольчик», а «деци» значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. Но, оказывается, что был ученый по фамилии Белл. Он изобрел телефон. Благодаря этому люди научились передавать звуки на расстояния. В честь ученого Белла названа единица измерения силы звука.
Если принять абсолютную тишину за 0 дБ, то шелест падающих листьев вызывает 10 дБ, шепот – 20, тиканье часов – 30 дБ, обычная беседа – 60, движущийся автомобиль от 60 до 90, радиоречь – 70, хлопанье дверью – 78, плач грудного ребёнка -80, уличный шум – 80 дБ, игра на пианино – 90, интенсивное дорожное движение – 100–110, рокмузыка в исполнении оркестра – 110–120, а работающий двигатель реактивного самолета – 140 дБ. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ (по имени одного из изобретателей телефона - Александра Грейама Белла):
- Шум > 80 дБ вредно влияет на здоровье.
- Шум > 55 дБ мешает умственному труду.
- Шум > 58 дБ, заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой. А так же снижает внимание и работоспособность.
- Шум > 65 дБ оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление.
3. Практическая часть.
3.1. Анкетирование.
Изучая материал на данную тему, обобщив полученные знания о негативном влиянии шума на учёбу школьника, я сначала провела анкетирование среди своих одноклассников и педагогов на тему: «Влияние школьного шума на самочувствие и работоспособность учащихся и учителей».
В опросе приняли участие 7 педагогов и 36 учащихся класса. Я подобрала несколько вопросов, которые и стали основополагающими для социального заказа.
Вопрос анкеты | ДА | НЕТ | |
1 | Влияет ли шум в школе на Ваше самочувствие в течение дня? | 6 | 1 |
2 | Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей? | 4 | 3 |
3 | Влияет ли наполняемость класса на уровень шума во время учебного процесса? | 2 | 5 |
4 | Влияет ли шум на работоспособность ученика и учителя? | 7 | 0 |
Затем анкетирование было проведено среди учащихся 4-х классов, в котором приняло участие 36 человек. Детям был предложен ряд вопросов, которые помогли нам понять роль шума в повседневной жизни.
Вопрос анкеты | ДА | НЕТ | |
1 | Раздражает ли вас посторонний шум на уроке? | 27 | 9 |
2 | Раздражает ли вас посторонний шум на уроке | 14 | 22 |
3 | Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке из-за посторонних шумов? | 25 | 11 |
4 | Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов? | 8 | 28 |
5 | Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки? | 9 | 27 |
По результатам анкетирования я поняла, что и ученикам, и педагогам шум мешает сосредоточиться на уроке, отвлекает, и тем самым, снижается внимание
Вывод: Шум влияет на самочувствие учителей и учащихся, снижает работоспособность и мешает восприятию учебного материала.
Школьники не до конца осознают вред и опасность, которые влекут за собой чрезмерные шумовые воздействия.
3.2. Домашний эксперимент
Проведение эксперимента проходило в несколько этапов.
- Задание на заучивание отрывка произведения наизусть
- Изменение условий (добавление искусственных шумов)
- Фиксация результатов.
- Сравнение и анализ полученных данных.
- Оформление работы. Презентация.
Вывод: шум влияет на скорость запоминания и прочность усвоения.
3.3. Презентация проекта
Познакомила с результатами своей работы одноклассников на уроке окружающего мира. Работа вызвала живой интерес ребят, многие изъявили желание самостоятельно проводить эксперименты, проверяя самостоятельно научные факты,творить, выдумывать, пробовать.
Вывод: моя работа заинтересовала одноклассников, повлияла на познавательный их интерес.
4.Заключение. Выводы.
Гипотеза «шум негативно влияет на учебу школьника» полностью подтверждена проведёнными и описанными выше исследованиями.
При повешенном уровне шума у школьников снижается внимание, ухудшается восприятие учебного материала, увеличивается время на приготовление домашнего задания, а именно заучивание стихотворений. Тем самым шум снижает работоспособность. Часто излишне громкие звуки приводят к плохому самочувствию, утомлению, повышенной возбудимости.
Каждому школьнику необходимо знать и соблюдать правила, которые помогут сохранить слух и быть здоровыми.
Я считаю, что наша школа страдает от «школьного шума», который вредит здоровью и снижает успеваемость. Уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от наших учеников. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению.
На основании проведённой работы я смогла удовлетворить свое любопытство, открыть для себя новые, ранее не изученные мною факты.
К тому же, во- первых, в процессе работы мне пришлось развивать умение пользоваться инструкциями формировать логическое, проектное мышление. Во-вторых,в ходе деятельности я пробовала себя в нескольких ролях- лаборанта, аналитика, экспериментатора, воплощая в жизнь свои идеи. В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам:
- Сделать свой проект не совсем сложно. Главное, иметь желание и правильно спланировать свою работу.
- Гипотеза моего проекта подтверждена- ШУМ негативно влияет на учебу.
Знания, которые я приобрела, работая над проектом, пригодятся мне не только на уроках окружающего мира, но и в жизни.
Предварительный просмотр:
Москва. ГБОУ СОШ № 1270 с углублённым изучением английского языка.
Проект «Влияние шума на учёбу школьника». Шкретова Софья Станиславовна, ученица 4 «В» класса.
Научный руководитель: Столярова Светлана Анатольевна, классный руководитель.
Содержание.
Введение.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Звуки и шумы.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Влияние шумов на организм человека.
ГИПОТЕЗА: Шум негативно влияет на учебу школьника
Цель работы: Выяснить влияние шумов на организм человека, в частности, на работоспособность учащихся.
Задачи работы:
- Изучить научно-популярную литературу по теме
- Изучить характеристики звука и шума
- Выявить влияние звука и шума на отдельные органы человека и организм в целом;
- Провести анкетирование .
Основная часть.
Что такое шум? Как шум влияет на организм человека?
Характеристики звука и шума
Практическая часть. Анализ данных анкетирования. Эксперименты
Анкетирование, направленное на выяснение отношения детей и педагогов к шуму в повседневной жизни.
Заключение. Выводы:
- Шум влияет на самочувствие учителей и учащихся, снижает работоспособность и мешает восприятию учебного материала.
- Школьники не до конца осознают вред и опасность чрезмерных шумовых воздействий.
- При повешенном уровне шума у школьников снижается внимание, ухудшается восприятие учебного материала, увеличивается время на приготовление домашнего задания, а именно заучивание стихотворений. Тем самым шум снижает работоспособность
- Уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от наших учеников. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума
Литература:
- Я. И. Перельман «Занимательная физика», 2016г.
- Сергеев В.С. «Безопасность жизнедеятельности», Учебно-методический комплекс дисциплины, 2010.
- Зотов Б.И., Курдюмов В.И. «БЖД», 2004.
- Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. «Экология человека: Учебник», 2002.
- http://www.zdorovieinfo.ru/shag_bez_boli/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования: Звуки и шумы. Предмет исследования: Влияние звуков и шумов на организм человека. Выяснить, как различные звуки и шумы влияют на организм человека, в частности, на работоспособность учащихся. Цель исследования: Гипотеза Шум негативно влияет на учебу школьника. Задачи Изучить научно-популярную литературу по теме исследования Изучить характеристики звука и шума Выявить влияние звука и шума на работоспособность учащихся Провести анкетирование среди учащихся.
Что такое шум ? Шум – это разного рода нежелательные звуковые помехи при восприятии речи, музыки, а также любые звуки, мешающие отдыху, работе. Характеристики звука и шума Единицей громкости шума служит децибел ( по имени одного из изобретателей телефона - Александра Грейама Белла): Шум > 80 дБ вредно влияет на здоровье . Шум > 55 дБ мешает умственному труду . Шум > 58 дБ , заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой. А так же снижает внимание и работоспособность . Шум > 65 дБ оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление . Шелест листьев при слабом ветре 10 Обычный шёпот в 120 см от уха 20 Тихая улица в вечерние часы 30 Тихий автомобиль в 10 м от уха 50 Обычный разговор в 1 м от уха 65 Автомагистраль с интенсивным движением 80-90 Заклёпочная машина в 10 м от уха 97 Авиадвигатели 120-130 Болевой порог 140 Громкость некоторых природных и производственных шумов (в децибелах)
Анализ данных анкетирования Вопрос Да Нет 1. Влияет ли шум в школе на Ваше самочувствие в течение дня? 6 1 2. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей? 4 3 3. Влияет ли наполняемость класса на уровень шума во время учебного процесса? 2 5 4. Влияет ли шум на работоспособность ученика и учителя? 7 0 В анкетировании приняли участие 7 педагогов Я провела анкетирование среди педагогов и учащихся нашей школы «Влияние шума на самочувствие и работоспособность учащихся и учителей ».
Итоги анкетирования 36 учащихся Вопрос Да Нет 1. Раздражает ли вас посторонний шум на уроке? 27 9 2. Беспокоит ли вас шум на перемене? 14 22 3.Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке из-за посторонних шумов? 25 11 4. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов? 8 28 5. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки? 9 27 .
ВЫВОД Шум влияет на самочувствие учителей и учащихся, снижает работоспособность и мешает восприятию учебного материала . Школьники не до конца осознают вред и опасность, которые влекут за собой чрезмерные шумовые воздействия . Так большинство учащихся слушают музыку через наушники, шумно проводят перемены, не задумываясь о возможных последствиях для своего здоровья.
Имя испытуемого Заучивание стихотворения при уровне шума от 40 до 50 дБ Заучивание стихотворения при уровне шума от 65 до 90 дБ Лиза 20 мин 30 мин Катя 15 мин 25 мин Эксперимент дома Суть эксперимента: Чтобы убедиться в негативном влиянии шума на память я провела следующий эксперимент. Моим одноклассницам нужно было дома выучить наизусть стихотворения при полной тишине и при искусственно созданном шуме (работа телевизора - 65-78 дБ, пылесоса – 68дБ, громкая музыка- 80 дБ). Они учили стихотворения по заданию, состоящие из трех четверостиший . Далее фиксируют затраты времени при изменении условий. Вывод: Шум влияет на скорость запоминания стихотворения и прочность, следовательно, на память . Результаты:
Заключение Гипотеза «шум негативно влияет на учебу школьника» полностью подтверждена проведёнными и описанными выше исследованиями. При повешенном уровне шума у школьников снижается внимание, ухудшается восприятие учебного материала, увеличивается время на приготовление домашнего задания, а именно заучивание стихотворений. Тем самым шум снижает работоспособность. Часто излишне громкие звуки приводят к плохому самочувствию, утомлению, повышенной возбудимости. К аждому школьнику необходимо знать и соблюдать правила, которые помогут сохранить слух и быть здоровыми. Я считаю, что наша школа страдает от «школьного шума», который вредит здоровью и снижает успеваемость. Уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от наших учеников. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-исследовательский проект по окружающему миру "Мир волшебного дерева"
Визитная карточка и театрализованная презентация инфрмационно-исследовательского проекта "Мир волшебного дерева" Автор:учительначальных классов Новикова И.В....
Исследовательский проект по окружающему миру во 2 классе "Моя родословная"
Проект оформлен в рабочих тетрадях....
Исследовательский проект по окружающему миру для 1 класса "Будем беречь здоровье"
Проект «Будем беречь здоровье!» (Творческое название «Ценности человеческой жизни») проводится в первом классе при изучении раздела «Почему и зачем?». Содержание проекта раскрывается в темах «Почему н...
Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек (...
Исследовательский проект по окружающему миру:"Почему куриные яйца бывают разного цвета"
В данной исследовательской работе ребенок решает проблему зависимости цвета яйца от оперения курицы. Представлен план работы над проектом и методы работы. Ученик знакомится с историей возникнове...
Учебно-исследовательская работа обучающихся на уроке окружающего мира. Влияние различных природных факторов на развитие растений
Учебно-исследовательская работа обучающихся на уроке окружающего мира. Влияние различных природных факторов на развитие растений. 2 класс...
Презентация по окружающему миру по теме: "Влияние шума на учёбу школьника
Наш мир полон удивительных и потрясающих звуков: музыка, пение птиц, голоса людей. Человек всегда жил в мире звуков и шума. В повседневной жизни мы больше сталкиваемся с транспортным, промышленным шум...