Исследовательский проект по окружающему миру для 1 класса "Будем беречь здоровье"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Проект «Будем беречь здоровье!» (Творческое название «Ценности человеческой жизни») проводится в первом классе при изучении раздела «Почему и зачем?». Содержание проекта раскрывается в темах «Почему нужно есть овощи и фрукты», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?». Проект соответствует следующим пунктам учебной программы по предмету «окружающий мир» первого класса: 1. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. 2. Здоровье человека – его важнейшее богатство. 3. Продукты питания, гигиена питания. 4. Закаливание. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proekta1.doc | 99 КБ |
kriterii_otsenivaniya_bukleta.doc | 33 КБ |
kriterii_otsenki_prezentatsii.doc | 38 КБ |
testovye_zadaniya_po_teme_beregite_zdorove.xls | 28.5 КБ |
pochemu_vasya_boleet_chashche_chem_vitya.ppt | 399.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Омской области, КУ Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», Виртуальные методические объединения педагогов Омской области
Авторский коллектив:
Зюзина Наталья Олеговна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132», Омская область, город Омск
Кравцова Эльвира Васильевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 113», Омская область, город Омск
НАЗВАНИЕ КОМПЛЕКТА УММ: УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «БУДЕМ БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ»
(ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»)
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
Раздел: «Почему и зачем?», учебные темы: «Почему нужно есть овощи и фрукты», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?».
Областной телекоммуникационный конкурс учебно-методических материалов для педагогов образовательных организаций Омской области
Номинация конкурса: предметно-исследовательский проект
Омск, 2014
2. Описание комплекта УММ:
2.1. Планирование исследовательского проекта:
Проект «Будем беречь здоровье!» (Творческое название «Ценности человеческой жизни») проводится в первом классе при изучении раздела «Почему и зачем?». Содержание проекта раскрывается в темах «Почему нужно есть овощи и фрукты», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?». Проект соответствует следующим пунктам учебной программы по предмету «окружающий мир» первого класса: 1. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. 2. Здоровье человека – его важнейшее богатство. 3. Продукты питания, гигиена питания. 4. Закаливание. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
В проекте основное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников (соблюдению режима дня и питания, правил личной гигиены). Реализация заданий проекта способствует формированию у школьников практических навыков здоровьесбережения. Проект способствует формированию компетентности в сфере самостоятельной учебной деятельности и бытовой сфере, усвоению способов приобретения знаний из различных источников информации (собственные наблюдения и исследования учащихся, работа со справочной и научно-популярной литературой). Практическая реализация проекта поддерживается образцами детских исследовательских работ, критериями их оценивания, методическими рекомендациями для учителя, дидактическими материалами для учащихся.
Возрастная категория учащихся: учащиеся первого класса начальной школы.
Предмет: окружающий мир.
Дидактические цели: формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки работы в команде, умение обрабатывать информацию с помощью компьютера, умение видеть проблему и намечать пути её решения, способствовать приобретению навыков самостоятельной работы с информацией.
Методические задачи: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; помочь школьникам осознать необходимость соблюдения режима дня, личной гигиены и гигиены питания для укрепления и сохранения своего здоровья.
Планируемые результаты: предметные УУД: учащиеся научатся различать овощи и фрукты; определять и сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; осознают необходимость гигиенических процедур для сохранения здоровья человека; учащиеся имеют возможность научиться разрабатывать комплекс мероприятий (режим дня, утренняя зарядка и др.), способствующих сохранению здоровья человека; личностные УУД: учащиеся получат возможность сформировать у себя установку на здоровый образ жизни и реализовать способы сохранения и укрепления здоровья в реальном поведении и поступках.
Результат проекта: усвоение способов сохранения и укрепления здоровья.
Таблица 1
Обоснование формы организации работы, места и значение исследовательского проекта на основных этапах уроков
Тема урока | Цели урока | Содержание учебного материала | Этапы урока | Проблемные вопросы проекта: | Методы и приемы обучения | Форма организации работы | |||
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Довести до понимания необходимость выполнения гигиенических процедур, соблюдения режима дня, учить приемам укрепления и сохранения здоровья | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения | Актуализация знаний по теме урока | Откуда берутся болезни? | Заполнение схемы «Как микробы попадают в организм?». | Мозговой штурм | |||
Самоопределение к деятельности | Почему одни люди болеют чаще, чем другие? (Какие причины способствуют возникновению заболеваний у людей?) | Сравнение режима дня, питания, соблюдение правил личной гигиены двух одноклассников; подготовка рекомендаций для часто болеющего одноклассника. | Работа в группах. Подготовка презентации на тему «Почему Вася болеет чаще, чем Витя» | ||||||
Изучение нового материала | Мозговой штурм: определение способов помощи Васе. | ||||||||
Закрепление пройденного | Подготовка индивидуальных выступлений на тему: режим дня, правила личной гигиены, комплекс утренней гимнастики. | ||||||||
Выполнений заданий автоматизированного теста Знакомство с критериями оценки презентации | Самоконтроль и самооценка | ||||||||
Этап актуализации знаний и самоопределения к деятельности - проектные задания позволяют мотивировать самостоятельную учебную деятельность, определить проблему, тему, цель и задачи урока, определить способы решения проблемы. Этап изучения нового материала - задания имеют практикоориентированный характер и способствуют сознательному, прочному усвоению учебного материала. Содержание заданий проекта шире, чем необходимо усвоить школьникам по данной теме, имеет интегрированный характер (связь с другими учебными дисциплинами: например, физической культурой, русским языком, информатикой) На этапе закрепления знаний по теме урока – задания позволяют расширить и углубить знания, использовать знания в новой ситуации На этапе оценки достижений учащихся выполнение тестовых заданий позволяет оценить школьнику его уровень достижений в изучении данной темы. На этапе рефлексии и подведения итогов урока результат выполнения заданий может быть оценен как личностное достижение учащегося в изучении темы, в понимании значения правил личной гигиены для него лично и его одноклассников | |||||||||
Почему нужно есть овощи и фрукты? | Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах; познакомить с витаминами, их значением для человека; учить соблюдать правила личной гигиены при употреблении овощей и фруктов. | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов | Актуализация знаний по теме урока | Какие продукты и блюда мы любим? | Составление списка продуктов | Работа в группе, обсуждение результатов с другими группами | |||
Самоопределение к деятельности | Какие продукты способствуют укреплению здоровья? | Составление списка продуктов, которые человеку полезно употреблять в пищу | |||||||
Изучение нового материала | Где живут витамины? | Работа с учебником и другими источниками информации | |||||||
Закрепление пройденного | Исследование учащихся на тему «Какие продукты способствуют укреплению здоровья» (на основе материала изученного на уроке) | Работа в группе, обсуждение результатов исследования, оформление результатов в виде буклета или информационного листа | |||||||
Выполнений заданий автоматизированного ребуса Знакомство с критериями оценки буклета и информационного листа | Самоконтроль и самооценка | ||||||||
Этап актуализации знаний и самоопределения к деятельности – обсуждение вопросов, предложенных для рассмотрения в группе позволяют мотивировать самостоятельную учебную исследовательскую деятельность, определить проблему и способы ее решения. Этап изучения нового материала – работа с учебником и другими источниками информации позволяет познакомиться со сведениями, необходимыми для решения задач учебного исследования. На этапе закрепления знаний по теме урока – выполняется учебное исследование, которое позволяет позволяют расширить и углубить знания по теме урока, использовать знания в новой ситуации, их практикоориентированный характер способствуют сознательному, прочному усвоению учебного материала На этапе оценки достижений учащихся выполнение автоматизированных заданий позволяет оценить школьнику уровень его достижений в изучении данной темы (предметный результат) На этапе рефлексии и подведения итогов урока результат выполнения заданий может быть оценен как личностное достижение учащегося в изучении темы, в понимании значения правил личной гигиены и гигиены питания для сохранения и укрепления здоровья | |||||||||
Представление результатов проектной деятельности учащихся | |||||||||
Формировать умение адекватно оценивать свои достижения, выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать ихПредставление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Подготовка веб-сайта | Обсуждение процедуры защиты проекта | Что на свете всего важнее? | Обсуждение процедуры защиты проекта | Беседа | |||||
Защита проектов | Презентация результатов проекта | Защита полученных результатов и выводов. | |||||||
Рефлексия | Обсуждение хода работа и полученных результатов: Что получилось? Как работали в группе? Где можно использовать полученные результаты? | Беседа | |||||||
На данном уроке представляются результаты самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта «Будем беречь здоровье», знания систематизируются, обобщаются, поэтому целесообразно выделить на данную тему еще один час из резервного времени для защиты проектов. Данный урок может быть проведен и как внеклассное мероприятие или внеурочное занятие в рамках курса «Я – исследователь». |
Перечень используемых программных и дидактических средств обучения в рамках исследовательского проекта:
Техническое оснащение: компьютеры, доступ в Интернет, принтер, сканер, проекционная система.
Программное обеспечение: электронные таблицы, текстовые процессоры, программы обработки изображений, программы работы с мультимедиа, программы разработки веб-сайтов.
Дидактические средства: тест по теме проекта с автоматизированной проверкой результата и ребусы с автоматизированной проверкой результата, позволяют организовать на уроке закрепление полученных знаний по теме; примеры ученической презентации и буклета по данной теме.
Методические материалы: методические рекомендации по использованию УММ; критерии оценки презентации и буклета; список использованных источников информации.
Нетрадиционные: школьная столовая, кабинет обслуживающего труда, медицинский кабинет.
Информационные ресурсы:
1. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. – СПб., 2000. – 32 с.
2. Берсенева Т. Уроки здоровья и добродетели. Православный учебник для детей. – М., 1999. – 110 с.
3. Календарь школьника 1988 год.
4. Корхин М.А., Рабинович И.М. Лечебная физкультура в домашних условиях. – Л., 1990 – 142 с.
5. Романова Т.В. Приятного аппетита. – Омск, 1990 – 200 с.
6. Смирнов Н.А. Домашний огород. – М., 1987. – 222 с.
3. Методика реализации учебно-исследовательского проекта на основных этапах.
Таблица 2.
Номер урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1-2. | 10 мин урока | Формулирование тем исследований учеников, формирование групп для проведения исследований, выбор творческого названия проекта совместно с учащимися. | «Мозговой штурм», определение проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, выбор творческого названия проекта. |
15 мин урока | Обсуждение с учащимися плана работы и возможных источников информации. | Определение темы исследования, обсуждение плана работы в группе. Проведение исследования. | |
1-2. | 10 мин. урока | Предъявление критериев оценки буклета и презентации. | Самостоятельная работа групп по обсуждению и выполнению заданий, Проведение исследования. Сбор и систематизация полученной информации. |
20 мин. урока | Индивидуальная и групповая консультация. | Самостоятельная работа групп по выполнению заданий, решение заданий ребуса. Сбор и систематизация полученной информации, подготовка отчета. | |
3. | 5 мин. урока | Индивидуальная консультация, обсуждение процедуры защиты. | Подготовка к защите творческой работы. Выполнение теста. |
40 мин. урока | Подведение итогов работы, подготовка веб-сайта. | Защита полученных результатов и выводов. Обсуждение хода работа и полученных результатов: Что получилось? Как работали в группе? Где можно использовать полученные результаты? |
4. Апробация УММ:
4.1. Описание полученных результатов обучения:
Предметные УУД: учащиеся различают овощи и фрукты; определяют роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; перечисляют, применяют на практике гигиенические процедуры для сохранения здоровья человека; разработали комплекс мероприятий способствующих сохранению здоровья человека: режим дня, комплекс утренней зарядки, правила личной гигиены.
Личностные УУД: учащиеся описывают состояние здорового организма, оценивают значение лично для себя проделанной в ходе проекта работы; представляют способы сохранение и укрепления здоровья (комплекс утренней зарядки) на уроках физической культуры.
4.2. Экспертная оценка проекта (анкетирование).
4.3. Возможность практического использования материалов УММ коллегами.
Данный проект подготовлен в соответствии с программой начальной общеобразовательной школы. В него включены основные вопросы по темам «Почему нужно есть овощи и фрукты», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?» курса «окружающий мир» для 1 класса (УМК «Школа России»). УММ предназначены для учителей начальных классов и учащихся 1 классов и могут быть реализованы в урочной или внеурочной деятельности. Практическая реализация проекта поддерживается образцами детских исследовательских работ по теме проекта, критериями их оценивания, методическими рекомендациями для учителя по проведению проекта, дидактическими материалами для автоматизированной проверки и оценки знаний и умений обучающихся по теме.
5. Список используемых материалов (учителем и учащимися).
Учащимися:
1. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. – СПб., 2000. – 32 с.
2. Берсенева Т. Уроки здоровья и добродетели. Православный учебник для детей. – М., 1999. – 110 с.
3. Смирнов Н.А. Домашний огород. – М., 1987. – 222 с.
Учителем:
1. Календарь школьника 1988 год.
2. Корхин М.А., Рабинович И.М. Лечебная физкультура в домашних условиях. – Л., 1990 – 142 с.
3. Романова Т.В. Приятного аппетита. – Омск, 1990 – 200 с.
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания буклета
Оценка | Дизайн | Содержание |
5 | Работа выполнена творчески. В ней использовано 2 или более графических изображений. |
|
4 | Работа выполнена творчески. В ней использовано 1 или более графических объектов. |
|
3 | Работа включает 1 графическое изображение. |
|
2 | Работа не завершена. |
|
1 | Работа не выполнена. |
|
Суммарная оценка
(10 баллов)
Предварительный просмотр:
Критерии оценки Power Point презентации
Область | Показатели оценки | Слабая работа 0 – 4 балла | Необходима доработка 5 – 7 баллов | Хорошая работа 8 – 9 баллов | Отличная работа 10 – 15 баллов | ||
Содержание | 1. Простота, понятность сформулированных идей | Требуется уточнение и конкретизация | Идеи просты и понятны | ||||
2. Логическая последовательность слайдов | Логическая последовательность слайдов нарушена | Логическая последовательность слайдов сохранена | |||||
3. Оригинальность содержания | Заимствованные идеи из ограничен-ного количества источников | Заимствованные идеи из разных источников информации | Присутствуют оригинальные авторские идеи | Используется исследовательский подход к сбору и обобщению материалов | |||
Элементы оформления |
- титульный слайд с заголовком; - минимальное количество слайдов – 6. - наличие библиографии. | Отсутствует Менее 6 Отсутствует | Имеется 6 или менее Отсутствует | Имеется 6 – 9 слайдов Неполная | Имеется 6 – 9 слайдов Полная | ||
2. Использование мультимедийных средств: анимации, звуков, фона | Отсутствует или используется в отрыве от содержания | Элементы мультимедиа используются несистематично | Используется очень широко | Элементы мультимедиа усиливают содержание | |||
3. Техническая часть: грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания | Большое количество грамматических ошибок, неподходящий словарь | Незначительное количество опечаток | Отсутствие ошибок, подходящий словарь | ||||
Работа в группе |
| Роли не были распределены, коллективная деятельность не осуществлялась | Большинство участвует в работе, нагрузка распределена неравномерно | Большинство участников группы внесли свой вклад | Работали над проектом все участники группы |
Возможное количество баллов: 1 – 20.
Форма оценивания: отличная работа – 90 – 100 баллов
хорошая работа – 80 – 89 баллов
удовлетворительная работа – 75 – 79 баллов
презентация нуждается в доработке – 70 – 74 балла
слабая работа – менее 70 баллов.
Общее количество баллов _________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-исследовательский проект по окружающему миру "Мир волшебного дерева"
Визитная карточка и театрализованная презентация инфрмационно-исследовательского проекта "Мир волшебного дерева" Автор:учительначальных классов Новикова И.В....
Урок-проект по окружающему миру в 3 классе "Здоровье-богатство на все времена"
Учимся быть здоровым...
Исследовательский проект по окружающему миру во 2 классе "Моя родословная"
Проект оформлен в рабочих тетрадях....
Презентация ученицы 2 класса "Г" по окружающему миру".Тема "Как беречь и охранять воду"
Темы: "Значение воды в жизни""Про воздух"....
Презентация по окружающему миру "Почему нужно беречь и охранять воду?" 2 класс
презентация "Почему нужно беречь и охранять воду"...
Исследовательский проект по окружающему миру:"Почему куриные яйца бывают разного цвета"
В данной исследовательской работе ребенок решает проблему зависимости цвета яйца от оперения курицы. Представлен план работы над проектом и методы работы. Ученик знакомится с историей возникнове...
Технологическая карта урока окружающего мира "Почему надо беречь полезные ископаемые?", 3 класс, УМК "ПНШ"
Тема урока «Почему надо беречь полезные ископаемые?» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о полезных ископаемых в деятел...