Окружающий мир. Родной край – малая родина. Российская Федерация
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с картой Кемеровской области , формирование представления о Родине, о родном крае как части большой страны.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи урока:
- Расширить представления детей о Родном крае, в котором они живут.
- Формировать умение работать с картой.
- Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.
- Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости патриотизма, уважения к родному краю, Родине.
- Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающийся научится:
- понимать, что такое Родина, край
- выделять границу Кемеровской области области на контурной карте
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественной литературы, словаря
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления.
- Умение структурировать знания.
Регулятивные УУД:
- Умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя.
- Умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Уметь работать в парах.
- Готовности слушать собеседника и вести диалог
- Оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
- воспитание уважительного отношения, любви к родному краю.
Основные понятия: Родина, край, карта.
Межпредметные связи: окружающий мир, история, география.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_okruzhayushchiy_mir.docx | 50.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Класс: 3
Тема: Родной край – малая родина. Российская Федерация
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с картой Кемеровской области , формирование представления о Родине, о родном крае как части большой страны.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи урока:
- Расширить представления детей о Родном крае, в котором они живут.
- Формировать умение работать с картой.
- Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.
- Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости патриотизма, уважения к родному краю, Родине.
- Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающийся научится:
- понимать, что такое Родина, край
- выделять границу Кемеровской области области на контурной карте
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественной литературы, словаря
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления.
- Умение структурировать знания.
Регулятивные УУД:
- Умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя.
- Умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Уметь работать в парах.
- Готовности слушать собеседника и вести диалог
- Оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
- воспитание уважительного отношения, любви к родному краю.
Основные понятия: Родина, край, карта.
Межпредметные связи: окружающий мир, история, география.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее –
Начнём сейчас урок!
2.Определение темы урока. Постановка задач урока.
- Ребята, чтобы понять, о чем мы будем говорить на уроке разгадайте ребус
- Вы узнаете понятие слов «Родина, край»
- Будем учиться работать с контурной картой
- Узнаете о достопримечательностях Кемеровской области и ее историю.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, вы часто слышите слово «Родина». Как вы понимаете его значение? - Родина – это место, где человек родился и вырос. -Родина – можно сравнить с деревом. У этого дерева есть корни. Корни – это наши деды и прадеды, их дела и поступки. -Родина – это наша история. Чем больше человек знает о своих корнях, тем дороже родная земля.
Чтобы полюбить свой край, надо хорошо узнать его, проникнуться красотой и заботой о нём. Исторические, культурные и природные памятники дают богатейший материал для изучения родного края, знакомят нас с жизнью замечательных и великих людей, которые жили, творили и прославляли свою родину. Быть патриотом своей Родины – значит любить свой край, знать историю родного края, как можно больше сделать для него и для людей, населяющих эту землю.
(Слова на доске)
«Познавай свой край, чтобы полюбить свою родину!»
- Как вы понимаете это высказывание?
- Под этим девизом мы и продолжим работу.
4. Работа с толковым словарём. Прочитайте понятие слова «Родина», «Край».
- Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? (полное название Российская Федерация.)
Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина.
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка нашей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные нашему сердцу люди.
5. Исследовательско – практическая работа с картами.
- Что такое карта?
Карта– это уменьшенный чертеж участков земной поверхности. Расстояния на карте уменьшены иногда в сотни и тысячи раз. Земные объекты (реки, горы, населенные пункты) изображены специальными значками.
- Найдите наш край на карте России.
- Где находится Кемеровская область? (Географическое положение)
- Регион расположен на юго-востоке Западной Сибири. Большая часть области занята. Кузнецкой котловиной, огромные угольные запасы которой и определили второе название территории - Кузбасс. Область граничит на западе с Новосибирской областью, на севере - с Томской, на востоке - с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на юге - с Республикой. Алтай и на юго-западе - с Алтайским краем. Территория Кемеровской области окрашена в три цвета. Так условно изображают поверхность. Коричневый цвет – это горы, желтый – возвышенности, а зеленый – равнины, леса и низменности.
В) Работа картой Кемеровской области. (в парах)
- Ребята, рассмотрите карту и назовите соседей Кемеровской области.
Кемеровская область граничит со следующими регионами:
- На северо-востоке и севере — с Томской областью.
- На северо-востоке — с Красноярским краем.
- На востоке — с Республикой Хакасия.
- На юге — с Республикой Алтай.
- На юго-западе — с Алтайским краем.
- На северо-западе — с Новосибирской областью.
- Главный город – столицу.( г. Кемерово).
(Всё показать на карте Кемеровской области у доски)
6. Работа по карточкам парами.
- Кемеровская область очень богата животным и растительным миром. Ребята готовили сообщения, давайте послушаем и вспомним знания 2 класса.
1 сообщение. Животный мир Кемеровской области богат. Фауна насчитывает около 460 видов позвоночных животных и тысячи беспозвоночных. Из крупных животных обитают европейский лось и алтайский марал, сибирская косуля и северный олень. Из хищных наиболее характерны сибирский бурый медведь, обыкновенная рысь, росомаха. Промысловое значение имеют обыкновенная белка, ондатра, из птиц — глухарь, рябчик, тетерев-косач.
2 сообщение. Растительный мир Кемеровской области также разнообразен. Флора насчитывает около 1800 видов растений, это несколько больше, чем в соседних областях юга Западной Сибири, исключая Алтайский край и Республику Алтай. На сравнительно небольшой площади встречается более 1,6 тыс. видов растений, из которых 188 занесены в Красную книгу Кузбасса.
- Физминутка.
- Знакомство с достопримечательностями Кемеровской области.
- История нашей области богата. А что нам напоминает о прошлом? (Просмотр https://yandex.ru/video/preview/17214883676891649105
- Кемеровская область – часть нашей огромной страны. Очень давно на его месте было небольшое село – Щеглово. Первые жители нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья. С давних пор на территории Кемеровской области живут томские татары, шорцы и телеуты. Сейчас это очень большой и красивый город со множеством больших домов, широких улиц и площадей. В городе Кемерово много фабрик, заводов, школ и больниц).
Много в нашей области и полезных ископаемых. Но главное богатство Кузбасса – каменный уголь. Впервые, в нашем краю, залежи каменного угля обнаружил Михайло Волков в 1721 году. На одной из площадей города Кемерово ему установлен памятник (показ иллюстрации).
Ребята, а вы знаете , зачем нужен уголь?
- Люди используют уголь не только для обогрева, но и для света и движения. Когда по железным дорогам ездили паровозы, они двигались от энергии сжигаемого угля; пароходы тоже плавали с помощью угля Его используют для топки в котельных. Поэтому у нас с вами в домах, квартирах, в школе всегда тепло. На угольном топливе работают и электрические станции, и благодаря этому появляется свет в наших квартирах, без которого мы сейчас не представляем жизни. Без света не будут работать электроприборы. А как вы думаете, много ли запаса угля в земле? Они огромны. Если бы можно было собрать весь уголь Кузбасса и засыпать в железнодорожные вагоны, то получился бы состав длинной, равной расстоянию от Земли до Солнца и обратно!
- А где его добывают? Кто добывает уголь?
- Верно, шахтеры. Труд шахтеров очень тяжелый и опасный. Раньше уголь добывали вручную, а сейчас шахтерам помогают специальные, транспортеры, машины-комбайны.
Нашу область называют Кузбассом, потому что здесь расположен Кузнецкий угольный бассейн, прославивший наш край. Из Кузбасса во все уголки страны направляются не только уголь, но и химические продукты, машины, сталь.
- У нашей области есть свой герб и флаг (показ иллюстраций). В центре герба расположен черный треугольник, это символ главной ценности Кузбасса – уголь. Внутри треугольника мы видим хлебные колоски, они символизируют сельское хозяйство. Нижняя часть щита – зеленая, такая же, как наши леса и другие природные богатства.
- Ребята, сейчас девочки собирают герб, мальчики – флаг
- Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- С каким произведением познакомились?
- Вспомним какие задачи мы ставили в начале урока?
- Наше путешествие - исследование по Кемеровской области подошло к концу.
Домашнее задание: обозначить на контурной карте крупные города и реки Кемеровской области и ответить на вопросы:
Рабочий лист
Кемеровская область – наша Малая Родина.
Практическая работа «Мы здесь живем»
1.Сколько городов в Кемеровской области?
2.Самая крупная река области.
3.Какое озеро по площади самое большое в Кемеровской области?
4. Самая высокая вершина Алатау.
5. На территории Кемеровской области существует 18 особо охраняемых территорий. Назовите самые известные.
6. Назовите коренных жителей Кемеровской области.
7. Какими полезными ископаемыми богат Кузбасс?
8.Самая высокая вершина в Горной Шории.
- Закончите предложения:
Для меня Родина – это …
Я хочу пожелать ей …
Когда я вырасту, хочу …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родной край – малая Родина.
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса....
урок по окружающему миру "Родной край- частица Родины"
О родной республике...
Классный час «Государственные символы (государственный флаг, гимн) моей Родины - Российской Федерации».
Продолжаем знакомить детей с государственными символами Российской Федерации....
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете самостоятельная работа учеников, направленная на разв...
презентация к уроку окружающего мира Родной край - частица Родины. Ульяновск
Презентация к уроку окружающего мира, может быть использована на уроках краеведения...
Конспект урока "Наша Родина- Российская Федерация"
Конспект урока по окружающему миру с использованием заданий по функциональной грамотности. УМК "Школа России", 3 класс....