Родной край – малая Родина.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Зубово – Полянская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока по окружающему миру
Родной край – малая
Родина.
4 класс
Учитель: Гришина И.И.
2013 год
Тема: Родной край – малая Родина.
Цели:
- Сформировать представление учащихся о родном крае.
- Систематизировать знания о природе Зубово-Полянского района, расширить кругозор учащихся, прививать интерес, любовь к родному краю, стремление к его познанию.
- Воспитывать необходимость беречь и охранять родную природу.
- Заслушать выступления учащихся, проводивших исследовательскую работу.
Оборудование:
1. Исследовательские работы учащихся.
2.Физическая карта Мордовии.
3.Контурная карта Мордовии (на каждой парте).
4.Плакат-эпиграф к уроку: «…Родимый край! Тобою я живу!» Никул Эркай.
5. Слайдовая презентация.
6.Рисунки учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент..
- Звучит запись песни «Наш край»
- Почему наш урок начался так необычно? О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
(мы будем говорить о нашем крае)
- Правильно, с сегодняшнего урока мы начинаем изучать раздел «Родной край - часть большой страны»
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
Эпиграфом нашего урока являются слова: «…Родимый край! Тобою я живу!»
- Как вы понимаете смысл этого выражения? Эти слова взяты из стихотворения мордовского поэта Никулы Эркая.
- Дети читают стихотворение Никула Эркая. 1 слайд
…Родимый край! Тобою я живу!
Я – в каждом колосе, в былинке каждой.
Где б ни был я – с неутолимой жаждой.
Родимый край – тобою я живу!
Мне без тебя на свете жизни нет.
Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье.
Ты – всех моих рассветов полыханье.
Мне без тебя на свете жизни нет.
Все отдаю, родимый край, тебе:
Порыв души, полет счастливой строчки.
Все, от начала до последней точки.
Все отдаю, родимый край, тебе.
Какое счастье нужным быть земле,
Стать рушником для рук твоих усталых,
Сиять веселой лампочкою в залах.
Какое счастье нужным быть земле! - «Малая родина – это те места, где родился каждый из нас и сделал первые шаги в большую, наполненную чудесами и таинствами жизнь. Малая родина – это люди, с которыми мы общались, начиная с самого рождения: родители, дедушки и бабушки, родственники, соседи и друзья. Малая родина – это всё, что нас окружает с детства. Для кого-то близкие городские улицы и площади, для кого-то – просёлочные дороги, поля, леса, реки и озёра, плавающие по водной глади гуси и утки, стада коров, пасущиеся на лугах. Безусловно, это всё нам близко и дорого».
С.С.Сурдин (Из книги Г.Петелина «Зубова Поляна: На перекрёстке магистралей»)
II. Актуализация знаний.
- Что мы называем своим родимым краем?
( Мордовию, п. Зубова Поляна)
- Что бы вы хотели узнать о своем родном крае?
Дети: Исторические сведения, о животных и растениях, полезные ископаемые…
- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что нас окружает? Вот об этом мы будем сегодня говорить, а именно будем изучать, исследовать родной край на протяжении нескольких уроков, нам необходимы ваши знания, умения и желание.
III. Работа над новой темой.
- Расположение Мордовии на карте.
- Республика, в которой мы живём, называется Мордовия. На карте Республика Мордовия выглядит так. (показ на карте)
Она расположена в Центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Суры.
- Назовите столицу Мордовии и покажите на карте.
Впервые Мордовия выделена как самостоятельная административная единица в1928 году – Мордовский национальный округ.
Учитель: Настало время познакомиться с настоящими соседями Республики. Узнайте с помощью карты, с какими областями граничит Мордовия?
(Дети работают с картой)
Дети: С севера Мордовия граничит с Нижегородской областью, западная граница – с Рязанской областью, Пензенская область – с юга, восточные соседи – Чувашия и Ульяновская область.
Учитель: На карте Мордовии найдите Зубово-Полянский район. Укажите наш район на контурной карте.
- Какие цвета вы будете использовать при закрашивании территории Зубово-Полянского района? Почему?
(Дети работают на контурных картах в парах)
- Географическое положение
Зубово - Полянская земля занимает весь юго - запад нашей республики. По площади район - самый большой в Мордовии, территория его превышает 2710 квадратных километров, это более десятой части республики. Почти две трети площади занимают леса, семнадцать процентов – пашни и поля, остальную часть - пастбища, луга, заросли кустарников, болота и овраги. Центр района - Зубова Поляна. В настоящее время занимает 1226 гектаров.
- История п. Зубова Поляна
- А знаете ли вы, почему наш посёлок назван Зубова Поляна?
Существует народное поверье, что в здешних местах погиб на охоте сын князя Зубова. Место его гибели стало называться Зубова Поляна. Поляна потому, что когда-то здесь был глухой лес и только несколько семей, заселившиеся в нём, положили начало основания посёлка. Дата основания деревеньки на поляне, принадлежавшей некоему Зубову, в исторической хронике не указана. Существует несколько версий образования поселения на берегу Парцы. Мордовский учёный Инжеватов считает, что в конце XVII века земли по левому Берегу Парцы были отданы Харке Зубову. В.И. Лебедев в своей книге «Легенда или быль? По следам засечных сторожей» приводит описание того, что деревню построил Фёдор Васильев сын Зубов, т.е. каким-то образом название нашего посёлка перекликается с фамилией Зубов, а основана Зубова Поляна в последней четверти XVII века.
- Посёлок наш большой по своей величине, а когда-то он мог поместиться на небольшую карту и выглядел так. (показ плана п. Зубова Поляна в 17 веке)
Зубова Поляна, посёлок городского типа — русско-мокшанский. Находится на реке Парца. Служилые люди на Керенской засечной черте юго-восточной границы Российского государства Зубовы были владельцами деревни, основанной в 1679г. Фёдором Васильевичем Зубовым. |
В «Списке населённых мест Тамбовской губернии» (1866) Зубова Поляна — деревня владельческая из 15 дворов Спасского уезда. В лесном Зубово-Полянском районе слово поляна является названием-термином. Поляна — "безлесное место в лесистой полосе, вырубка, расчистка".
- Реки Зубова Поляны
- Какие реки протекают в нашем районе? (Вад, Парца, Выша, Виндрей, Явас, Лундан)
Парца — река, правый приток Вада. Длина 117 км (в РМ — 92). Берёт начало в 8 км к востоку от д. Иванцево Беднодемьяновского района Пензенской области, течёт в западной части Мордовии. Ширина русла — до 15 м, глубина — до 1,5 м. На Парце расположен пос. Ясная Поляна Зубово-Полянского района и др.
Через Зубову Поляну протекает река Парца. Название её объясняется довольно просто: шёлковая, шелкотравная. Тонкий знаток мокшанского языка Мария Константиновна Вишнякова вспоминает, как в детстве она с подружками любила ходить на реку, любоваться там зелёными нитями водорослей, которыми играла чистая вода, как прядями волос, как нитями подводного шёлка. «Парьхци, парьхци», (шёлк, шёлк) – говорили девочки. Это понятие и легло в основу названия реки. Начинается Парца в Пензенской области у села Паны.
На Парце много широких, спокойных плесов, некогда богатых лещами, сомами, щуками. Ныне рыбные запасы оскудели, однако без ухи рыбаки обычно не остаются.
Слайд с рыбаком
- Что мы можем сделать, чтобы наша река была чистая?
- Полезные ископаемые.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карту Мордовии, есть ли на ней топографические знаки, которые указывают на наличие нефти, каменного угля, железной руды?
Дети: Нет, потому что в Мордовии нет залежей этих полезных ископаемых.
- А кроме этих полезных ископаемых можно ли назвать другие, которыми богат наш край?
На территории Мордовии нет крупных месторождений полезных ископаемых, за исключением строительных материалов. Кроме того, отмечены несколько участков рек Мокша, Вад, Сура, где имеются залежи уникального вида ископаемых - мореного дуба. Хозяйственное значение имеет торф. |
Мордовия богата строительными материалами. Ориентируясь по знакам на карте, можно сказать, что в строительстве используют такие полезные ископаемые, как мел, опока, известняк, песок, глина.
7. Отрасли производства. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство является одной из основных отраслей производства. В настоящее время его представляют: 3 – сельскохозяйственных предприятия, 34 – крестьянских (фермерских) хозяйства и 16999 – личных подсобных хозяйств.
За последние годы в районе образована агрофирма, занимающаяся производством продукции растениеводства и животноводства: ТНВ «ООО Вектор и компания», включающаяся в себя 9 отделений.
Площадь сельхозугодий составляет – 65136 га, в том числе пашня – 40848 га. В настоящее время обрабатывается – 80 % пашни.
В производстве продукции растениеводства преобладает озимая пшеница, рожь, ячмень, овес, кормовые культуры.
В отрасли животноводства наиболее развито молочное скотоводство. Оно представлено 3-мя крупными сельскохозяйственными предприятиями: ТНВ «ООО Вектор и компания», ООО «Анаевское», ООО «Колос».
В перерабатывающей промышленности функционируют молокозавод «ООО Вектор», ООО «Хлебозавод», ООО «Зубово-Полянский хлеб».
На территории района находится ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский аграрный техникум», на базе которого выпускаются механики сельскохозяйственного производства, водители, сварщики, механизаторы широкого профиля и др.
- Лес и его обитатели.
- Скажите, в какой природной зоне расположена Мордовия?
( В лесостепной зоне.)
- Можно ли встретить на территории Мордовии моржа или верблюда?
( Нет, т.к. на ее территории встречаются представители животного и растительного мира зон степей и лесов.)
- И сейчас мы узнаем, как вы знаете представителей животного и растительного мира. Для этого нужно поработать в парах и заполнить таблицу.
растения | животные |
Дуб, осина, ель, сосна, малина, ландыш, земляника, черника, брусника, берёза и т.д. | Волк, лиса, лось, ондатры, кабаны, белки, зайцы, множество птиц, змеи и т.д. |
(Дети работают парами)
Проверка. Слайд
- Люди, которые воспели наш край.
Учитель: Изучая родной край нельзя не сказать о тех людях, которые воспели наш край . слайды
- О каких знаменитых людях вы нашли сведения?
IV. Защита исследовательских работ.
- Готовясь к нашему уроку, вы вели исследовательскую работу о нашем крае, писали сочинения «Моя малая Родина», в своих сочинениях, ребята, вы высказали свое мнение о нашем поселке, поделились чувствами к своей малой родине.
Дети зачитывают цитаты из своих сочинений на тему: «Моя малая родина»
V. Выставка рисунков
- Таким видят наши ученики свою малую Родину, свой родной край.
VI. Проектная работа «Мой посёлок» (Климкина Маша)
VII. Итог урока.
-Что ты называешь своим родным краем?
- Какие «открытия» вы сделали, изучая наш край?
- Где вам могут пригодиться полученные знания?
- На какие вопросы вы не получили ответа?
- На следующих уроках мы продолжим изучение родного края и вы можете продолжить исследовательскую работу, подберите материал о поверхности нашего края, так называется тема нашего следующего урока.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Продолжить исследовательскую работу по изучению родного края
Песня: Родная Зубова Поляна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 2класс"Родной край -частица Родины"
Урок окружающего мира 2класс"Родной край частица Родины" по программе Н.Ф.Виноградовой конспект и презентация...
урок по окружающему миру "Родной край- частица Родины"
О родной республике...
Родной край-частица Родины
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе...
Презентация к уроку "Родной край - частица Родины" УМК "Начальная школа 21 века"
Презентация к уроку "Родной край - частица Родины" УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок окружающего мира во 2 классе "Родной край - частица Родины" по программе "Начальная школа XXI века"
Тема: «Родной край – частица Родины»Цели:1. Познакомить детей с государственными символами города Менделеевска; расширить знания о своем родном городе;2....
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете самостоятельная работа учеников, направленная на разв...
Окружающий мир. Родной край – малая родина. Российская Федерация
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с картой Кемеровской области , формирование представления о Родине, о родном крае как части большой страны.Тип урока: открытие но...