Окружающий мир. 3 класс. Тема: "Разнообразие растений".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на данном уроке, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Представленный материал и методы обучения подобраны с учётом возрастных особенностей учащихся. Все задания нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать растения по группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_3_kl.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разнообразие растений.
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Оборудование: презентация «Разнообразие растений», мультимедийный комплекс.
Ход урока
- Актуализация знаний. Мотивация.
Учитель. Мы отправимся с вами в удивительное Царство – это Царство растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют ещё флорой. В этом государстве приветствует нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет своё Царство. Флора в римской мифологии – богиня цветов и весны (от лат. «флос», «флорис» - цветок).
Учитель. Каких представителей этого Царства вы знаете?
Дети. Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник.
Учитель. К какой группе растений их можно отнести?
Дети называют соответствующие группы растений, и в результате рядом с фотографиями на слайде появляются названия групп:
- водоросли,
- мхи,
- папоротники,
- хвойные растения,
- цветковые растения.
Учитель. Царство растений пришли вы познать,
Их тайны и загадки придётся отгадать.
Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приёмом загадки.
Учитель. Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет.
О папоротнике
Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7июля) под удары грома и раскаты молний.
О мхах
Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.
О водорослях
В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль – грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же, несъедобны.
О хвойных
Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.
О цветковых
Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!
Учитель. Какие утверждения верны, а какие нет?
Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчёркивает разногласия, усиливает противоречия.
Учитель. Опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о растении?
Дети. Изучить эти группы растений.
Учитель. Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?
Дети. Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.
Учитель. Где правда, а где вымысел, легенда, ложь.
Без науки о растениях не поймёшь.
- Какая наука изучает растения? (Ботаника.)
- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я – мхи, 3-я – папоротники, 4-я – хвойные растения, 5-я – цветущие деревья, кустарники, травы.
- Исследование в малых группах.
Учитель. На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить.
- Как настоящие учёные, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос? На слайде появляется план работы.
- Прочитать текст.
- Рассмотреть гербарий, фотографии.
- Заполнить таблицу, отметив, какие части (органы) имеют растения – представители этой группы.
- Обмен информацией.
Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую сводную таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчёта групп на слайде появляется сводная таблица, где отмечено минусом (-), если растение не имеет этого органа, а плюсом (+) – если имеет.
Разнообразие растений
Группа растений | Корень | Стебель | Лист | Цветок | Плод | Семя | Споры |
Водоросли | - | - | - | - | - | - | + |
Мхи | - | + | + | - | - | - | + |
Папоротники | + | + | + | - | - | - | + |
Хвойные | + | + | + | - | - | + | - |
Цветковые | + | + | + | + | + | + | - |
- Организация информации.
Учитель. Внимательно посмотрите на сводную таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?
Дети. Имеющие цветы и не имеющие цветов.
Учитель. Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к нецветковым?
Растения
Нецветковые Цветковые
водоросли цветущие травы
мхи кустарники
папоротники деревья
хвойные растения
- Связывание информации. Обобщение.
Учитель. Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?
Дети. Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.
Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.
Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, мхи, папоротники, хвойные.
- Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путём деления или спорами.
- Папоротники имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами.
- Мхи имеют стебель, лист, не имеют корней, размножаются спорами.
- Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист – хвою, не цветут.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?
Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.
- О папоротнике. Ошибка: папоротники не цветут, а размножаются спорами. У древних славян бытовало предание: кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады, они услышат голоса деревьев и трав.
- О мхах. Ошибка: мхи не цветковые растения. У кукушкина льна изображены не цветы, а коробочки со спорами, которые образуются без цветков.
- О водорослях. Ошибка: у грушеносного макроцистиса никаких груш, конечно, не бывает, однако он обладает многочисленными грушевидными вздутиями. Внутри они пустотелые, а плотная оболочка создаёт им полную герметичность, чему и обязана водоросль своей плавучестью.
- О хвойных. Утверждение верное!
- О цветковых. Утверждение верное!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру на тему" Разнообразие растений" по УМК Школа России, 3 класс
Открытый урок по окружающему миру на тему " Разнообразие растений"...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе . Тема: "Разнообразия растений и животных" (Система Л.В. Занкова)
Формировать у детей представление о разнообразии растений и животных...
план-конспект урока по окружающему миру по теме:" разнообразие растений" 3 класс по программе: "Школа России"
Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный...
Урок окружающего мира в 3 классе Тема: Разнообразие растений
Предлагаю материал для урока окружающего мира. Тема: Разнообразие растений...
открытый урок в 3 классе по окружающему миру, по теме "Разнообразие растений"
Открытый урок в 3 классе по окружающему миру, по теме "Разнообразие растений". Урок окружающего мира по учебникуВ.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» проводится во 2 четверти. Он знакомит учащ...
Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."
Цели: - дать представление о разнообразии растений; - учить детей различать культурные и дикорастущие растения; - познакомить со значением растений в жизни людей...
Презентация к конспекту урока окружающего мира на тему: "Разнообразие мира растений"
Презентация поможет на уроках окружающего мира при изучение разновидностей растений...