Окружающий мир. 3 класс. Тема: "Разнообразие растений".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Наталья Петровна Дубинина

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на данном уроке,  направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Представленный материал  и методы обучения подобраны с учётом возрастных особенностей учащихся. Все задания  нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать растения по группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_3_kl.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:              Разнообразие растений.

Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.

Оборудование: презентация «Разнообразие растений», мультимедийный комплекс.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Учитель. Мы отправимся с вами в удивительное Царство – это Царство растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют ещё флорой. В этом государстве приветствует нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет своё Царство. Флора в римской мифологии – богиня цветов и весны (от лат. «флос», «флорис» - цветок).

Учитель. Каких представителей этого Царства вы знаете?

Дети. Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник.

Учитель. К какой группе растений их можно отнести?

          Дети называют соответствующие группы растений, и в результате рядом с фотографиями на слайде появляются названия групп:

  • водоросли,
  • мхи,
  • папоротники,
  • хвойные растения,
  • цветковые растения.

Учитель.     Царство растений пришли вы познать,

             Их тайны и загадки придётся отгадать.

Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приёмом загадки.

Учитель. Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет.

О папоротнике

Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7июля) под удары грома и раскаты молний.

О мхах

Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.

О водорослях

В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль – грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же, несъедобны.

О хвойных

Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.

О цветковых

Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!

Учитель. Какие утверждения верны, а какие нет?

          Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчёркивает                        разногласия, усиливает противоречия.

Учитель. Опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о растении?

Дети. Изучить эти группы растений.

Учитель. Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?

Дети. Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.

Учитель.   Где правда, а где вымысел, легенда, ложь.

                   Без науки о растениях не поймёшь.

- Какая наука изучает растения? (Ботаника.)

- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я – мхи, 3-я – папоротники, 4-я – хвойные растения, 5-я – цветущие деревья, кустарники, травы.

  1. Исследование в малых группах.

Учитель. На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить.

- Как настоящие учёные, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?  На слайде появляется план работы.

  1. Прочитать текст.
  2. Рассмотреть гербарий, фотографии.
  3. Заполнить таблицу, отметив, какие части (органы) имеют растения – представители этой группы.
  1. Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую сводную таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчёта групп на слайде появляется сводная таблица, где отмечено минусом (-), если растение не имеет этого органа, а плюсом (+) – если имеет.

Разнообразие растений

Группа растений

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семя

Споры

Водоросли

-

-

-

-

-

-

+

Мхи

-

+

+

-

-

-

+

Папоротники

+

+

+

-

-

-

+

Хвойные

+

+

+

-

-

+

-

Цветковые

+

+

+

+

+

+

-

  1. Организация информации.

Учитель. Внимательно посмотрите на сводную таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

Дети. Имеющие цветы и не имеющие цветов.

Учитель. Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к нецветковым?

                                            Растения

             

                 Нецветковые                          Цветковые

                   водоросли                                        цветущие травы

                   мхи                                                   кустарники

                   папоротники                                   деревья

                   хвойные растения

  1. Связывание информации. Обобщение.

Учитель. Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?

Дети. Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.  

           Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

 Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами.                    Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, мхи, папоротники, хвойные.

  • Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путём деления или спорами.
  • Папоротники имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами.
  • Мхи имеют стебель, лист, не имеют корней, размножаются спорами.
  • Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист – хвою, не цветут.
  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?

Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.

  1. О папоротнике. Ошибка: папоротники не цветут, а размножаются спорами. У древних славян бытовало предание: кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады, они услышат голоса деревьев и трав.
  2.  О мхах. Ошибка: мхи не цветковые растения. У кукушкина льна изображены не цветы, а коробочки со спорами, которые образуются без цветков.
  3.  О водорослях. Ошибка: у грушеносного макроцистиса никаких груш, конечно, не бывает, однако он обладает многочисленными грушевидными вздутиями. Внутри они пустотелые, а плотная оболочка создаёт им полную герметичность, чему и обязана водоросль своей плавучестью.
  4.  О хвойных. Утверждение верное!
  5.  О цветковых. Утверждение верное!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру на тему" Разнообразие растений" по УМК Школа России, 3 класс

Открытый урок по окружающему миру на тему " Разнообразие растений"...

план-конспект урока по окружающему миру по теме:" разнообразие растений" 3 класс по программе: "Школа России"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема: Разнообразие растений

Предлагаю материал для урока окружающего мира. Тема: Разнообразие растений...

открытый урок в 3 классе по окружающему миру, по теме "Разнообразие растений"

Открытый урок в 3 классе по окружающему миру, по теме "Разнообразие растений". Урок окружающего мира по учебникуВ.Ф. Виноградовой  «Окружающий мир» проводится во 2 четверти. Он знакомит учащ...

Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."

Цели: - дать представление о разнообразии растений;  - учить детей различать культурные и дикорастущие растения;  - познакомить со значением растений в жизни людей...

Презентация к конспекту урока окружающего мира на тему: "Разнообразие мира растений"

Презентация поможет на уроках окружающего мира при изучение разновидностей растений...