Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Балышева Наталья Викторовна

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России". Урок обобщения и систематизации знаний по изученным природным зонам России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prirodnye_zony_2023.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

1. Орг. Момент

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

По природе родной будем шагать

Наблюдать, анализировать и рассуждать.

2. Самоопределение к деятельности.

-Ребята, из букв, которые вы видите на экране, составьте слова. Из данных слов сформулируйте тему урока.

РОЫЕПРИДН ОЗНЫ ИРСИОС

(Природные зоны России)

Правильно!

- Сколько природных зон ? (6)

- Назовите природные зоны России по порядку с севера на юг  (зона арктических пустынь; тундра; лесотундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; лесостепи; степи; полупустыни и пустыни, субтропики)

– Скажите, почему на планете Земля существуют различные природные зоны?  (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по- разному)

Знакомясь с природными зонами нашей страны мы узнали много нового.

- Сегодня цель нашего урока – обобщить знания по изученному разделу.

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Мы должны закрепить знания о неживой и живой природе, растительном и животном мире каждой природной зоны)

3.Работа по теме урока

- Разгадав ребус, вы узнаете над какой природной зоной будет работать ваша группа на сегодняшнем уроке.

По моей команде вы приступите к выполнению этого задания.

- Но, прежде, чем приступить, вспомним правила работы в группе.

1. Работать дружно

2. Учитывать мнение каждого

3. Работать тихо, чтобы не мешать другим

4. Говорить только по делу

5. Один говорит, другие слушают

6. Распределять обязанности

- В каждой группе есть свой капитан. Это Ксюша, Арслан, Алина М, Саша Р., Богдан, Софья.

Они распределяют кто отвечает за каждое задание.

- Итак, приступаем к выполнению задания.  (разгадывают ребус, называют природную зону)

- Капитаны, назовите над какой природной зоной будет работать ваша группа? (открываю доску, на ней названия природных зон)

- У каждой природной зоны на доске есть свое место. Сегодня на уроке мы соберем информацию о природных зонах и оформим ее в виде стендового доклада.

Начнем работу с определения географического положения природных зон на карте. Найдите на контурной карте природную зону, обозначьте ее границу и закрасьте соответствующим цветом. 

КОНТУРНАЯ КАРТА КАЖДОЙ ГРУППЕ. На это задание 1 мин

Приступили. МУЗЫКА ФОН

Защита задания. Сейчас я приглашаю к доске представителей из групп, которые расскажут нам о расположении своей природной зоны и особенностях неживой природы (выходят по 1 представителю от группы, рассказывают, прикрепляют карту на доску) (Камилла, Амира,Эмилия, Алина Ш, Богдан, Даниил)

- Сравните свою работу с эталоном. СЛАЙД 

Если все верно, ваша группа справилась с заданием, капитаны, поставьте в оценочном листе знак +, в если была допущена ошибка

-Молодцы, ребята. Справились.

- Переходим к следующему заданию.

- Перед вами конверт №1. В нем находятся картинки животных. Ваша задача – выбрать только тех животных, которые относятся к вашей природной зоне, разместить их на стендовом докладе.  МУЗЫКА ФОН в мире животных

На это задание вам дается 2 минуты. Приступаем.

- Капитаны, выберите того, кто будет отвечать за это задание.

-Проверка 

- Ребята, посмотрите, все ли животные выбраны верно? Нет ли среди них животного, которое относится к другой зоне?

- Капитаны, оцените работу вашей группы в оценочном листе. Если все верно +, была допущена ошибка  

Зона арктических пустынь-белый медведь, кайры, морж, тюлень, чайки

Зона тундры - Белая сова, дикий северный олень, лемминг, песец

Зона лесов – белка, бурый медведь, заяц- беляк, лось, рысь

Зона степей – дрофа, журавль- красавка, степная гадюка, степной орел, суслик

Пустыни – верблюд, сайгак, тушканчик, ушастый еж

Субтропики-баклан, дельфин, косуля, чайки, богомол, шакал

- Потрудились, а теперь отдохнем! Физминутку проведет Ксюша.

ФИЗМИНУТКА

Отдых наш — физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.)

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу. (Круг руками, встряхивания кистями.)

Плавно руками, дети, помашем,

Это на юг птицы летят, (Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.)

Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть за парту.)

Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.)

Растительный мир каждой природной зоны удивителен и своеобразен.   В конверте №2 вы найдете картинки растений вашей природной зоны и текст-описание растения. Прочитайте текст, выберите картинку и название того растения, о котором идет речь в тексте. Приклейте название на картинку.

Представитель каждой группы выходит к доске, зачитывает текст, называет растение и показывает картинку, которую выбрали. После этого размещает на доске. (читает текст; наша группа решила, что это …, мы подумали и пришли к выводу, что это…)

1 группа- зона арктических пустынь – полярный мак

2 группа-зона тундры – карликовая береза

3 группа – зона лесов – лиственница

4 группа- зона степей – ковыль

5 группа- зона пустыни –верблюжья колючка

6 группа – субтропики -пальма

- Ребята, вы согласны, что речь идет именно об этом растении?

- Правильно эта группа определила растение?

- Капитаны, поставьте знак.

- Ребята, давайте вспомним о том, чем занимаются люди в этих природных зонах.

Перед вами текст. Прочитайте его, вставьте недостающие слова, используя слова для справок. (Выйти к доске представителям из групп, зачитать получившийся текст.) 

- Капитаны, поставьте знак +, если все верно или -, если допущены ошибки.

Ребята, в каждой природной зоне имеются экологические проблемы. Сейчас мы их вспомним и назовем. В конверте №3   лежат условные знаки, обозначения экологических проблем. Ваша задача- выбрать знаки, прикрепить их на доске и коротко рассказать, что они обозначают. Представители от  групп выходят и поясняют свой выбор.

Зона аркт пустынь –браконьерство, излишний улов рыбы, загрязнение воды нефтепродуктами 

Зона тундры – нарушение поверхн почвы тракторами

Местность загрязняется нефтью во время добычи

Браконьерство

Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места (олень)

Зона лесов-  вырубка леса, Браконьерство, Пожар, Наводнение, Мусор в лесу

Зона степей – перевыпас скота, распашка степей – главная экол пробл, на месте степей раскинулись поля, браконьерство

Пустыни - Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало много солей. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков. Браконьерство.

Субтропики –(загрязнение сточными водами, отлов редких насекомых, загрязнение мусором, вырубка леса, уничтожение редких растений)

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Посмотрите на доску. На нашем стендовом докладе мы вспомнили и отобразили основные моменты по каждой природной зоне.

4. Итог урока

- Ребята, чем был полезен сегодняшний урок? (мы закрепили знания о природных зонах России в интересной форме, учились работать в группах, подчиняться командиру, не все получилось на отлично, но мы старались.)

Командиры, оцените работу вашей группы. 5+ оценка 5, 4-3+ оценка 4. 2 + оценка 3.

5. Рефлексия СЛАЙД

 Выберите и продолжите любое предложение:

- На этом уроке мы похвалили бы себя за….

- Наибольшее затруднение вызвало …

- В следующий раз мы сделали бы лучше ….

6. Домашнее задание

Подготовить небольшое интересное сообщение об 1 животном или растении, занесенном в красную книгу той природной зоны, над которой сегодня работали на уроке.

Спасибо за урок. Желаю вам новых открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"...

Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)

АННОТАЦИЯ:Цели урока:·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...

Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс

Целью данного урока было создать условия для формирования  у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зо...

Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"

цель урока : сформировать у учащихся представление о зоне степей, познакомить с географическим расположением зоны, ее климатом, животным и растительным миром....

Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс...