Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Подорога Оксана Владимировна

Целью данного урока было создать условия для формирования  у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зоны её климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использованием. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и картой, справочной литературой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов».

Цели урока: 

  1. Сформировать у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить находить и показывать её на карте;
  2. Познакомить с особенностями природной зоны (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и картой, справочной литературой.

                                Ход урока.

I Организационный момент.  Включение учащихся в деятельность.

Я рада вас вести дорогой знаний.

Мы снова вместе – вы и я,

Мы будем вместе грызть

Гранит науки, в добрый час.

Оцените своё настроение, покажите его сигнальной карточкой настроения.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_563787ea24ff4/prirodnaia-zona-arktichieskaia-pustynia_1.jpeg

-Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

II. Мотивация учебной деятельности. Стихотворение читает подготовленный ученик.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.           (В. Степанов)

- Если мы сядем в самолёт и полетим над нашей страной с севера на юг, то сможем понаблюдать, как меняется природа. Ледяные пустыни сменяются тундрой. Потом мы увидим зелёные леса, на смену им придут степи, покрытые густыми травами.

-Посмотрите на карту Природные зоны России. Какие природные  зоны бывают? Как они обозначаются? (ответы детей и показ природных зон на карте).

III.  Формирование темы урока.

- А вот о какой природной зоне пойдет речь на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав отрывок из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева”.

“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, а в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.

– Попробуйте сами сформулировать тему урока. ( Зона Арктики. Снежная пустыня).

VI. Формирование цели урока.

Подумайте и предположите, чему мы сегодня должны научиться на уроке?                                           (Ответы детей)

V. Открытие новых знаний.

1.Вы сегодня будете исследователями Арктики.

- Как можно получить какую-либо информацию? (учебник, интернет, телевизор, учитель, родители и др.)

- А как вы думаете, ребята, с карты можно считать информацию?

- Сегодня мы попробуем это сделать. Карты -  это  источники информации.

Какую карту вы видите перед собой? (Карта природных зон России). Используя её, попробуйте составить рассказ об этой природной зоне.

VI. Работа в парах. Используйте карточку-план и учебник.

Расположение Арктики

Климат

Животные

Растения

Животный мир

Занятия населения

Охрана природной зоны

 Ответы учащихся.

VII. Работа с физической картой.

– Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

(Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)

– Назовите и покажите на карте северные моря.

(Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).

– Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.

(Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)

– К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?

(Ответы учащихся.)

VIII.Закрепление изученного материала.

                         Тест «Арктика»

1.Природная зона арктических пустынь расположена:

             1)  на островах Тихого океана

             2)  на островах Индийского океана 

             3)  На островах Северного Ледовитого океана

2. В Арктике для растений и животных сложились ..

           1) суровые условия

           2) комфортные условия

3. В ледяной зоне растут…

            1) кедры, берёзы, черёмуха

            2) лишайники, мхи, полярный мак

            3) бузина, орешник, айва

4. В Арктике обитают животные:

            1) бобры, нутрии, хомяки

            2) волки, белые медведи, рыси

             3) моржи, тюлени, белые медведи

5. Найди верную цепь питания:

            1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь

            2) водоросли – рачки – сайки – тюлени

             Взаимопроверка.

IX.  Домашнее задание.

Предлагаю провести исследование  по темам:

  1. Экологические проблемы Арктики.
  2. Животный мир Арктики
  3. Растительный мир  Арктики.
  4. Современное освоение Арктики.

X. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оцените своё настроение, покажите его сигнальной карточкой настроения.

Продолжите предложения.

Я узнал..  Я испытал трудности  при……

У меня получилось ….

Я бы похвалил  себя  за …..

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов.

Урок по окружающему миру. Открытие новых знаний. Дети самостоятельно исследуют, изучают Арктику при помощи географических карт. Сами делают выводы. В конце урока анализируют свою деятельность и свою р...

Обобщающий урок по теме Природные зоны России 4 класс

Данный урок проведён в форме путешествия по природным зонам России. Учащиеся в игровой форме повторяют климатические и природные особенности каждой зоны....

Методическая разработка урока по теме: «Природная зона России- степь»

Управление образования администрации города СоликамскаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Методическая разработка урока...