Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Целью данного урока было создать условия для формирования у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зоны её климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использованием. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и картой, справочной литературой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов».
Цели урока:
- Сформировать у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить находить и показывать её на карте;
- Познакомить с особенностями природной зоны (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
- Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и картой, справочной литературой.
Ход урока.
I Организационный момент. Включение учащихся в деятельность.
Я рада вас вести дорогой знаний.
Мы снова вместе – вы и я,
Мы будем вместе грызть
Гранит науки, в добрый час.
Оцените своё настроение, покажите его сигнальной карточкой настроения.
-Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
II. Мотивация учебной деятельности. Стихотворение читает подготовленный ученик.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна. (В. Степанов)
- Если мы сядем в самолёт и полетим над нашей страной с севера на юг, то сможем понаблюдать, как меняется природа. Ледяные пустыни сменяются тундрой. Потом мы увидим зелёные леса, на смену им придут степи, покрытые густыми травами.
-Посмотрите на карту Природные зоны России. Какие природные зоны бывают? Как они обозначаются? (ответы детей и показ природных зон на карте).
III. Формирование темы урока.
- А вот о какой природной зоне пойдет речь на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав отрывок из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева”.
“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, а в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.
– Попробуйте сами сформулировать тему урока. ( Зона Арктики. Снежная пустыня).
VI. Формирование цели урока.
Подумайте и предположите, чему мы сегодня должны научиться на уроке? (Ответы детей)
V. Открытие новых знаний.
1.Вы сегодня будете исследователями Арктики.
- Как можно получить какую-либо информацию? (учебник, интернет, телевизор, учитель, родители и др.)
- А как вы думаете, ребята, с карты можно считать информацию?
- Сегодня мы попробуем это сделать. Карты - это источники информации.
Какую карту вы видите перед собой? (Карта природных зон России). Используя её, попробуйте составить рассказ об этой природной зоне.
VI. Работа в парах. Используйте карточку-план и учебник.
Расположение Арктики |
Климат |
Животные |
Растения |
Животный мир |
Занятия населения |
Охрана природной зоны |
Ответы учащихся.
VII. Работа с физической картой.
– Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.
(Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)
– Назовите и покажите на карте северные моря.
(Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).
– Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.
(Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)
– К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?
(Ответы учащихся.)
VIII.Закрепление изученного материала.
Тест «Арктика»
1.Природная зона арктических пустынь расположена:
1) на островах Тихого океана
2) на островах Индийского океана
3) На островах Северного Ледовитого океана
2. В Арктике для растений и животных сложились ..
1) суровые условия
2) комфортные условия
3. В ледяной зоне растут…
1) кедры, берёзы, черёмуха
2) лишайники, мхи, полярный мак
3) бузина, орешник, айва
4. В Арктике обитают животные:
1) бобры, нутрии, хомяки
2) волки, белые медведи, рыси
3) моржи, тюлени, белые медведи
5. Найди верную цепь питания:
1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь
2) водоросли – рачки – сайки – тюлени
Взаимопроверка.
IX. Домашнее задание.
Предлагаю провести исследование по темам:
- Экологические проблемы Арктики.
- Животный мир Арктики
- Растительный мир Арктики.
- Современное освоение Арктики.
X. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оцените своё настроение, покажите его сигнальной карточкой настроения.
Продолжите предложения.
Я узнал.. Я испытал трудности при……
У меня получилось ….
Я бы похвалил себя за …..
Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"
Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....
Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"
Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....
Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"
Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....
Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"
Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....
Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов.
Урок по окружающему миру. Открытие новых знаний. Дети самостоятельно исследуют, изучают Арктику при помощи географических карт. Сами делают выводы. В конце урока анализируют свою деятельность и свою р...
Обобщающий урок по теме Природные зоны России 4 класс
Данный урок проведён в форме путешествия по природным зонам России. Учащиеся в игровой форме повторяют климатические и природные особенности каждой зоны....
Методическая разработка урока по теме: «Природная зона России- степь»
Управление образования администрации города СоликамскаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Методическая разработка урока...