Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению во 2 классе «Красная книга Пермского края»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тюкина Наталья

Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению во 2 классе «Красная книга Пермского края»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению во 2 классе

«Красная книга Пермского края»

Цель: Познакомить учащихся с Красной книгой Пермского края.

I этап. Организационный момент.

- Вот и начался урок.

Все внимание включай,

Не крутись и не зевай,

Руку выше поднимай

На вопросы отвечай!

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и поздоровайтесь! Спасибо, садитесь!

Дети приветствуют учителя и гостей.

II этап. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадки.

- С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком.

- Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет и как днем она все видит. Часто спит, а после сна умывается она.

- Кошка и собака – какие животные?

-Какие правила мы должны соблюдать, если у нас есть домашние животные?

- Самое главное правило, которое мы не должны забывать: «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

- Собака.

- Кошка.

- Домашние.

тветы детей.

III этап. Самоопределение к деятельности.

-Как вы думаете, люди должны заботиться только о домашних животных?

- Как можно помочь диким животным, которые живут в природе? Например, птицам?

- А зверям в лесу вы можете чем-нибудь помочь?

Вы не можете, но есть люди, лесники, которые следят за сохранностью животных: они подкармливают птиц, оленей, лосей, следят, чтобы на них не охотились в период размножения. Раньше, когда таких людей небыло, животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.

- Посмотрите, на картинку. Какое это животные?

- К сожалению, сейчас это животное можно увидеть только на картинках, хотя раньше оно украшало природу нашей Земли.

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, откуда мы можем узнать эту информацию?

Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Многое знает.

- Какая это книга, обычная? Ведь мы говорим о природе, ее охране?

- нет.

- Надо делать кормушки, подкармливать, не разорять гнезда.

- Нет.

- Морская корова.

- об исчезающих животных и растениях.

- Книга.

- Красная книга.

IV этап. Открытие новых знаний.

- Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги – красный. Почему?

- Что же такое Красная книга?

- Я сейчас вам расскажу немного из истории создания Красной книги.

На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения.

В1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её- Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.

- Как вы думаете, почему книгу назвали Красной?

- Правильно, Красная – значит природа в опасности. Прочитайте в учебнике на с. 88 что такое Красная книга.

- В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в 2 томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречаются, в каких лесах обитают, по каким причинам исчезает. Но главное – что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.

- Как вы думаете, а есть ли в Пермском крае Красная книга?

Ответы детей.

- Эта книга подает нам, жителям планеты Земля, сигнал бедствия.Красный цвет сигнализирует об опасности, предупреждает. Он призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им!

- Красная книга – это список редких и исчезающих животных, растений и грибов.

- Есть.

V этап. Работа по теме урока.

- Вот Красная книга Пермского края.А у вас на парте лежит копия страницы из книги (работа в парах). Рассмотрите, пожалуйста, страницу. Расскажите, о чем рассказывает каждая страница книги.

В Красной книге Пермского края для объектов животного и растительного мира приняты 3 категории редкости, которые практически полностью соответствуют используемым в Красной книге Российской Федерации.

I – находящиеся в критическом состоянии (под угрозой исчезновения).

II – находящиеся в опасном состоянии (сокращающиеся в численности).

III – уязвимые (редкие).

- Найдите, пожалуйста, на ваших страничках подзаголовок «Статус» и прочитайте, к какой категории редкости относится животное или растение на вашей странице.

- На каждой странице название вида, статус, краткое описание, распространение, места обитания и биология, численность, лимитирующие факторы (то, что ограничивает развитие), меры охраны, источники информации.

Ответы детей.

- Хорошо. На доске план рассказа о растении или животном, занесенном в Красную книгу Пермского края. Прочитайте его.

План:

  1. Название.
  2. Статус на территории Пермского края.
  3. Описание.
  4. Меры охраны.

- В парах найдите информацию на вашей страничке из Красной книги и подготовьте небольшой рассказ. Договоритесь, кто и что будет рассказывать.

- Спасибо за проделанную работу! Вы потрудились хорошо. Молодцы!

Выступления учеников.

- Ребята, как мы с вами можем помочь сберечь животных, растения и грибы? И не допустить их занесения в Красную книгу?

Ответы детей.

- Не рвать цветы!

- Не ломать ветки деревьев и кустарников!

- Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

- Не обижать лягушек и жаб!

- Не ловить диких животных и не приносить их домой!

VI этап. Рефлексия. Итоги урока.

- Что нового вы узнали?

- Что такое Красная книга?

- С какой целью создана книга?

- Закончите предложения:

  • Я узнал(а)……
  • Я похвалил(а) бы себя…
  • Я научился…..
  • Мне было трудно…..
  • Мне захотелось…
  • Мне понравилось…

Ученики отвечают на вопросы.

VII этап. Домашнее задание.

- Прочитать о Красной книге России в учебнике на с. 88-91 (к среде).

- Подготовить сообщение о любом растении или животном, занесённом в Красную книгу Пермского края (к след.понедельнику).

Дети записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Красная книга Пермского края"

Одна из важнейших задач современности — охрана окружающей среды. В нашей Красной книгеПермского края  для ребят рассказывается не только, почему необходимо беречь определенные растения и жи...

"Красная книга Пермского края"

урок окружающего мира с решением проектной задачи во 2 классе УМК ПНШ...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Интегрированный урок по окружающему миру «Пустыня» для 4 класса

Применить план для формирования у учащихся представление о природной зоне пустыни...

Интегрированный урок по окружающему миру "Хвойные деревья" 1 класс 21 век.

Интегрированный урок по окружающему миру, литературному чтению и изо "Хвойные деревья" 1 класс 21 век.Познакомить ребят с группой хвойных деревьев, научить их различать, используя исследоват...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Города России. Город Оса. Пермский край."

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Города России. Город Оса. Пермский край." Презентация ученика....