Интегрированный урок по окружающему миру «Пустыня» для 4 класса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Качлаева Марина Владимировна

Применить план для формирования у учащихся представление о природной зоне пустыни
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustynya.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по окружающему миру «Пустыня» для 4 класса

Автор: Качлаева Марина Владимировна, учитель начальных классов

Класс: 4
Тема урока: «Пустыня»

применить план для формирования у учащихся представление о природной зоне пустыни
Цель:
обучающий аспект
•знать и применять план исследования природных зон;
•сформировать представление о природной зоне пустыни (географическое положение зоны пустыни, ее особенности, растительный и животный мир, деятельность человека);
•уметь работать с географической картой.
развивающий аспект
•развивать умение ставить цели;
•развивать монологическую речь (использовать специальные термины в монологической речи при ответах);
•развивать навыки управления собственной деятельностью (планировать, контролировать, оценивать);
•развивать мышление (наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы).
воспитывающий аспект:
•воспитывать познавательный интерес к изучению природной зоны пустыни;
•воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:
•подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
•применение знаний;
•итог на рефлексивной основе;
•домашнее задание.

Граница знания - незнания

знают / умеют не знают / не умеют
• знают план исследования природных зон;
• умеют работать с картой и находить изученные природные зоны;
• умеют пользоваться энциклопедической литературой. • не знают, что пустыня — природная зона;
• не знают местонахождение пустыни на карте;
• не знают особенности зоны пустыни, растительный и животный мир;
• не знают о деятельности человека и экологических проблемах.

Ресурсы урока:
• тема урока «Пустыни»;
• презентации PowerPoint;
• тест по теме «Степь»;
• карта природных зон;
• план исследования;
• карточки для работы в группах;
• учебник;
• энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир, Животные».

                            Ход урока:

  1. Организационный момент

                                Вот и солнце появилось,

                                На урок к нам снарядилось,
                               Чтобы мы учились дружно,
                               И узнали всё, что нужно
. (Слайд)

– Солнышко дарит вам частичку своего тепла и хорошего настроения.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (нужно быть внимательным и наблюдательным)

                                        «Снова пришел долгожданный миг –

                                          Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

-Какой раздел в мире природы мы изучаем?

-Мы изучаем природные зоны в разделе «Родная страна от края до края».

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде  мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо

Амрита подготовила для вас вопросы

Ребята, о какой природной зоне идет речь?

Читает  текст с описанием природных зон

1) «Это природная зона, в которой растительность скудная. Низкорослые кустарники прижаты к земле – так растениям легче спастись от ветров и морозов»; (Тундра) слайд

2) « Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона) слайд

3) «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова. Здесь летом солнце подолгу не заходит за горизонт: стоит полярный день. А зимой оно вовсе не показывается, в это время царит полярная ночь» (Арктические пустыни)  слайд

4) «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья. Животный мир не отличается разнообразием» (Степи)  слайд

(слайды  с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей)

А я вам подготовила игру « Кто где живёт?»

У меня в конверте карточки с изображением животных. Ваша задача расселить этих животных на той части карты, в какой зоне они обитают

Тюлень, белый медведь – Арктика, Северный олень, полярная сова – тундра,  росомаха – тайга,  косуля,  ласка – смешанных лесов, джейран, ушастая круглоголовка -  ? пустыня        

Дети подходят к доске  и расселяют животных по зонам на карте.

Ребята, а куда вы расселите этих животных?

 (джейран, ушастая круглоголовка)

Дети рассуждают и предлагают свои варианты

А кто из вас прав вы узнаете , внимательно прослушав стихотворение.

Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.

Ребята, кто догадался, в какой природной же зоне обитают джейран и ушастая круглоголовка?

- в пустыне   Молодцы!

Вы, наверно догадались какова тема нашего урока? (слайд)

-Что вы представляете,  когда слышите слово пустыня?

 ( жаркое солнце,  нет дождей, верблюды, песок, безлюдное  необитаемое место..)  

-Ребята, вы предположили, что пустыня это безлюдное необитаемое место. А так ли это на самом деле нам и  предстоит сегодня выяснить. А урок у нас необычный, урок – проект.

(слайд- гипотеза)

-Ребята , вспомним, а что такое проект? (это план, замысел, дело)

Да, проект – дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и мн.др.

Результатом (продуктом)  нашей работы будет газета под названием «Таинственный мир пустыни» А текст учебника поможет вам определить разделы нашей газеты.

Работа с учебником с.32 – 33 «Пустыня»

 (дети читают текст про себя)

Значит, сегодня мы будем работать по данным направлениям. Но вначале нам нужно создать группы.

1.Географическое положение и климат пустыни; будут освещать (ГЕОГРАФЫ)

Флору и фауну будут исследовать:

2.Растительность; (БОТАНИКИ)

3.Животный мир; (ЗООЛОГИ)

4.Деятельность человека в пустыне. Экология. (ЭКОЛОГИ)

Будут работать 4 группы. Выберите то направление, которое вам интересно.

( дети делятся на группы, получают карточки с заданиями, распределяют между собой обязанности, выбирают лидера группы)

– пустыня на карте обозначена желто – оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона, а более подробно вы узнаете сами…

Итак, начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах.

-Какими источниками будете пользоваться? (источники имеются на столах)

Ответы учащихся.

-Учебником, рабочей тетрадью, атласом, картами, словарем, энциклопедиями, гербариями, своими знаниями.

Исследуя нужные источники, найдите нужную информацию

Учитель объясняет детям задания, задает вопросы на понимание, фиксирует время работы.

Группа географов -  подготовить краткое сообщение о географическом положении и климате пустыни. Определить зависимость климатических условий, от солнечного света, тепла и влаги.

Группа ботаников — подготовить краткое сообщение об особенностях растений пустыни.
Группа зоологов — подготовить краткое сообщение об особенностях животных пустыни.
Группа экологов — подготовить краткое сообщение о деятельности людей и экологических проблемах пустыни.

Идет работа в группах.

Представление работы групп, обсуждение результатов.

Рассказ группы географов.

Учитель: Спасибо, географы!  Огромные пустыни раскинулись в других государствах:  в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.  (исп. карта), поэтому здесь жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо.

Экватор- воображаемая линия пересечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно к земной оси, делящая земной шар на Северное и Южное полушария)

Рассказ группы ботаников

Учитель: Спасибо, ботаники! В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами (слайд)

Рассказ группы зоологов

Учитель: Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц-  (почему?) это потому , что птицы плохо переносят жажду (Слайд)

Рассказ группы экологов.

Учитель: - Спасибо, экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как  всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.  (слайд)

Итог: Ребята, согласны ли вы с  утверждением о том, что пустыня – это безлюдное необитаемое место? Обоснуйте свой ответ.

( ответы детей)

Что нового узнали, что было интересно, что заставило задуматься. Начните свой ответ с одной из предложенных фраз на экране.                              

(слайд)

сегодня я узнал…

     было интересно…

     я понял, что…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

     мне захотелось…

Домашнее задание: Найти дополнительный материал о верблюдах, оформить сообщении по плану:

  1.  Внешний вид.
  2. Повадки.
  3. Питание.
  4.  Польза

Приложение

- У вас на столах карточки – «помогайки»,  иллюстрации, атлас, атлас – определитель. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями.

Материалы для ботаников: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник (страницы 123, 124), атлас – определитель.

Карточка – «помогайка»:

1.  Общая особенность растений: корни_______________, листья____________ из-за  того, что не хватает ________.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям.

-  верблюжья колючка -

- джузгун -

-  колосняк -

Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни, атлас, материал учебника

Карточка – «помогайка»:

Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

Перечислить животных:

Дать характеристику:

- ящерица – круглоголовка -

            - сайгаки -

            - тушканчики –

             -верблюд

Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник (стр. 129 – 131).

Карточка – «помогайка»:

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зона арктических пустынь. Урок по окружающему миру в 4 классе.

                                Форма: урок – презентация              ...

Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы - особое царство природы"

МБОУ ООШ п. Шатурторф           Интегрированный урок по окружающему мируи изобразительному искусству во 2 классе...

Разработка интегрированного урока математики-окружающего мира в 4 классе

Тема:      Величины. Закрепление (итоговый урок).Цель:    закрепление знаний по теме «Величины», формирование вычислительных навыков, развитие экологического мышлени...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"

Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным ...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"

Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь;ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, дея...

Интегрированный урок по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: «Чудесное путешествие»

Данный урок можно использовать для расширения и углубления знаний учащихся по окружающему миру, технологии, математике и литературному чтению через интеграцию  при решении нестандартной учебной з...

Технологическая карта урока по окружающему миру-Пустыня(4 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о природной зоне пустынь, ее особенностях и обитателях.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Дать представление о природной зоне пустынь, её особеннос...