Интегрированный урок по окружающему миру «Пустыня» для 4 класса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Применить план для формирования у учащихся представление о природной зоне пустыни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pustynya.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по окружающему миру «Пустыня» для 4 класса
Автор: Качлаева Марина Владимировна, учитель начальных классов
Класс: 4
Тема урока: «Пустыня»
применить план для формирования у учащихся представление о природной зоне пустыни
Цель:
обучающий аспект
•знать и применять план исследования природных зон;
•сформировать представление о природной зоне пустыни (географическое положение зоны пустыни, ее особенности, растительный и животный мир, деятельность человека);
•уметь работать с географической картой.
развивающий аспект
•развивать умение ставить цели;
•развивать монологическую речь (использовать специальные термины в монологической речи при ответах);
•развивать навыки управления собственной деятельностью (планировать, контролировать, оценивать);
•развивать мышление (наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы).
воспитывающий аспект:
•воспитывать познавательный интерес к изучению природной зоны пустыни;
•воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока:
•подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
•применение знаний;
•итог на рефлексивной основе;
•домашнее задание.
Граница знания - незнания
знают / умеют не знают / не умеют
• знают план исследования природных зон;
• умеют работать с картой и находить изученные природные зоны;
• умеют пользоваться энциклопедической литературой. • не знают, что пустыня — природная зона;
• не знают местонахождение пустыни на карте;
• не знают особенности зоны пустыни, растительный и животный мир;
• не знают о деятельности человека и экологических проблемах.
Ресурсы урока:
• тема урока «Пустыни»;
• презентации PowerPoint;
• тест по теме «Степь»;
• карта природных зон;
• план исследования;
• карточки для работы в группах;
• учебник;
• энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир, Животные».
Ход урока:
- Организационный момент
Вот и солнце появилось,
На урок к нам снарядилось,
Чтобы мы учились дружно,
И узнали всё, что нужно. (Слайд)
– Солнышко дарит вам частичку своего тепла и хорошего настроения.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (нужно быть внимательным и наблюдательным)
«Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы»
-Какой раздел в мире природы мы изучаем?
-Мы изучаем природные зоны в разделе «Родная страна от края до края».
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо
Амрита подготовила для вас вопросы
Ребята, о какой природной зоне идет речь?
Читает текст с описанием природных зон
1) «Это природная зона, в которой растительность скудная. Низкорослые кустарники прижаты к земле – так растениям легче спастись от ветров и морозов»; (Тундра) слайд
2) « Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона) слайд
3) «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова. Здесь летом солнце подолгу не заходит за горизонт: стоит полярный день. А зимой оно вовсе не показывается, в это время царит полярная ночь» (Арктические пустыни) слайд
4) «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья. Животный мир не отличается разнообразием» (Степи) слайд
(слайды с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей)
А я вам подготовила игру « Кто где живёт?»
У меня в конверте карточки с изображением животных. Ваша задача расселить этих животных на той части карты, в какой зоне они обитают
Тюлень, белый медведь – Арктика, Северный олень, полярная сова – тундра, росомаха – тайга, косуля, ласка – смешанных лесов, джейран, ушастая круглоголовка - ? пустыня
Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам на карте.
Ребята, а куда вы расселите этих животных?
(джейран, ушастая круглоголовка)
Дети рассуждают и предлагают свои варианты
А кто из вас прав вы узнаете , внимательно прослушав стихотворение.
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.
Ребята, кто догадался, в какой природной же зоне обитают джейран и ушастая круглоголовка?
- в пустыне Молодцы!
Вы, наверно догадались какова тема нашего урока? (слайд)
-Что вы представляете, когда слышите слово пустыня?
( жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок, безлюдное необитаемое место..)
-Ребята, вы предположили, что пустыня это безлюдное необитаемое место. А так ли это на самом деле нам и предстоит сегодня выяснить. А урок у нас необычный, урок – проект.
(слайд- гипотеза)
-Ребята , вспомним, а что такое проект? (это план, замысел, дело)
Да, проект – дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и мн.др.
Результатом (продуктом) нашей работы будет газета под названием «Таинственный мир пустыни» А текст учебника поможет вам определить разделы нашей газеты.
Работа с учебником с.32 – 33 «Пустыня»
(дети читают текст про себя)
Значит, сегодня мы будем работать по данным направлениям. Но вначале нам нужно создать группы.
1.Географическое положение и климат пустыни; будут освещать (ГЕОГРАФЫ)
Флору и фауну будут исследовать:
2.Растительность; (БОТАНИКИ)
3.Животный мир; (ЗООЛОГИ)
4.Деятельность человека в пустыне. Экология. (ЭКОЛОГИ)
Будут работать 4 группы. Выберите то направление, которое вам интересно.
( дети делятся на группы, получают карточки с заданиями, распределяют между собой обязанности, выбирают лидера группы)
– пустыня на карте обозначена желто – оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона, а более подробно вы узнаете сами…
Итак, начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах.
-Какими источниками будете пользоваться? (источники имеются на столах)
Ответы учащихся.
-Учебником, рабочей тетрадью, атласом, картами, словарем, энциклопедиями, гербариями, своими знаниями.
Исследуя нужные источники, найдите нужную информацию
Учитель объясняет детям задания, задает вопросы на понимание, фиксирует время работы.
Группа географов - подготовить краткое сообщение о географическом положении и климате пустыни. Определить зависимость климатических условий, от солнечного света, тепла и влаги.
Группа ботаников — подготовить краткое сообщение об особенностях растений пустыни.
Группа зоологов — подготовить краткое сообщение об особенностях животных пустыни.
Группа экологов — подготовить краткое сообщение о деятельности людей и экологических проблемах пустыни.
Идет работа в группах.
Представление работы групп, обсуждение результатов.
Рассказ группы географов.
Учитель: Спасибо, географы! Огромные пустыни раскинулись в других государствах: в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. (исп. карта), поэтому здесь жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо.
Экватор- воображаемая линия пересечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно к земной оси, делящая земной шар на Северное и Южное полушария)
Рассказ группы ботаников
Учитель: Спасибо, ботаники! В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами (слайд)
Рассказ группы зоологов
Учитель: Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц- (почему?) это потому , что птицы плохо переносят жажду (Слайд)
Рассказ группы экологов.
Учитель: - Спасибо, экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки. (слайд)
Итог: Ребята, согласны ли вы с утверждением о том, что пустыня – это безлюдное необитаемое место? Обоснуйте свой ответ.
( ответы детей)
Что нового узнали, что было интересно, что заставило задуматься. Начните свой ответ с одной из предложенных фраз на экране.
(слайд)
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
я почувствовал, что…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Домашнее задание: Найти дополнительный материал о верблюдах, оформить сообщении по плану:
- Внешний вид.
- Повадки.
- Питание.
- Польза
Приложение
- У вас на столах карточки – «помогайки», иллюстрации, атлас, атлас – определитель. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями.
Материалы для ботаников: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник (страницы 123, 124), атлас – определитель.
Карточка – «помогайка»:
1. Общая особенность растений: корни_______________, листья____________ из-за того, что не хватает ________.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям.
- верблюжья колючка -
- джузгун -
- колосняк -
Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни, атлас, материал учебника
Карточка – «помогайка»:
Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
Перечислить животных:
Дать характеристику:
- ящерица – круглоголовка -
- сайгаки -
- тушканчики –
-верблюд
Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник (стр. 129 – 131).
Карточка – «помогайка»:
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зона арктических пустынь. Урок по окружающему миру в 4 классе.
Форма: урок – презентация ...
Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы - особое царство природы"
МБОУ ООШ п. Шатурторф Интегрированный урок по окружающему мируи изобразительному искусству во 2 классе...
Разработка интегрированного урока математики-окружающего мира в 4 классе
Тема: Величины. Закрепление (итоговый урок).Цель: закрепление знаний по теме «Величины», формирование вычислительных навыков, развитие экологического мышлени...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"
Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным ...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"
Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь;ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, дея...
Интегрированный урок по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: «Чудесное путешествие»
Данный урок можно использовать для расширения и углубления знаний учащихся по окружающему миру, технологии, математике и литературному чтению через интеграцию при решении нестандартной учебной з...
Технологическая карта урока по окружающему миру-Пустыня(4 класс) УМК "Школа России"
Цель урока: формирование знаний о природной зоне пустынь, ее особенностях и обитателях.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Дать представление о природной зоне пустынь, её особеннос...