Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, птицы, рыбы, звери"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
В методической разработке представлен материал к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, птицы, рыбы, звери".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока окружающего мира "Насекомые, птицы, рыбы, звери" | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Насекомые, птицы, рыбы, звери.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование у учащихся представления о разнообразии животного мира.
Задачи:
- учить видеть и понимать богатство и разнообразие живой природы Земли;
- способствовать развитию памяти, мышления, воображения;
- способствовать формированию у учащихся чувства любви ко всему живому; потребности заботы об окружающем мире с целью его сохранения.
УУД:
Личностные: Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика.
Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения на уроке; формулировать выводы, исходя из коллективного обсуждения.
Познавательные: анализировать рисунки, рассказывать о полученной информации; приводить примеры животных определенной группы; устанавливать связь между строением, образом жизни животных.
Коммуникативные: работать в паре; участвовать в диалоге; отвечать на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
• выяснить существенные признаки группы животных, выполнить классификацию животных.
Метапредметные:
• понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения;
• извлекать информацию из иллюстраций и схем;
• устанавливать причинно-следственные связи (между строением, образом жизни животных);
• определять план действий совместно с учителем, работать в паре.
Личностные:
• проявлять целостное восприятие окружающего мира.
Обучающиеся научатся:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
- устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты;
- выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- организовывать взаимопроверку выполненной работы;
- высказывать свое мнение при выполнении задания.
- формулировать своё мнение,
- воспринимать различные точки зрения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная.
Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир 1 класс» (2 часть) УМК «Планета знаний», учебная презентация, сигналы для рефлексии.
Оборудование: учебник, средства ИКТ, печатный материал для доски, раздаточный материал для работы в парах, смайлики, картинки для рефлексии.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Самоопределение к деятельности.
1.Эмоциональный настрой (прослушивание фрагмента «Голоса леса»).
-С каждым днем все сильнее ощущается наступление весны. Все чаще светит солнце, день становится длиннее, постепенно тает снег. Так хочется подольше погулять на улице, подышать свежим весенним воздухом. Я приглашаю вас совершить небольшую прогулку в лес прямо сейчас. (Включить аудиозапись «Голоса леса»).
-Что вы почувствовали?
-Что услышали?
-Поднимите руку, кому из вас раньше приходилось бывать в лесу.
-Какие животных можно встретить в наших лесах?
-Почему мы начали урок с разговора о животных?
-Отгадаем кроссворд и проверим, верны ли наши предположения.
2.Решение кроссворда
1.Маленький лесной зверёк,
На спине листок несёт,
Нос смешной, сам весь в иголках,
Будто родственник он ёлки. (Ёж)
2. Людей почти он не боится,
На крыше дома вьёт гнездо,
И где решит он поселиться —
Навеки в дом войдёт добро… (Аист)
3. Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравей)
4. Большущая такая рыба
Лежит на дне, как будто глыба.
Лежит, усами шевелит,
Зевать рыбёшкам не велит.
В глубоком омуте есть дом,
Хозяин в доме этом — … (Сом)
5. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
6. Прячусь я на дне речном,
Я – усатый, но не сом.
Друг на друга мы похожи,
Но меня не путай с ним.
Видишь пятнышки на коже?
Значит, это я…(Налим)
7. Бродит хищный кот в лесах
С кисточками на ушах.
Дальше от него держись –
Быстро нападает… (Рысь)
8. От цветка к цветку летает
И нектар он собирает.
А гудит, как будто дрель
Полосатый добрый…(Шмель)
-Как одним словом можно назвать слова-отгадки? (Животные)
-Какое ключевое слово есть в кроссворде? (Животные)
-Кого мы называем животными? (Животные – это живые существа, которые дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство и умирают.)
-Подтвердилось наше предположение, что сегодня будем говорить о животных?
3.Определение учебных задач.
-Ученые, исследуя животных, объединили их в группы.
-Давайте представим, что мы с вами тоже ученые. Каким образом можно распределить этих животных по группам? (Прикрепить опорные слова на магнитную доску).
-Почему у нас возникли сомнения, к какой группе животных отнести летучую мышь? (Не хватает знаний)
-Какую цель поставим перед собой на уроке? (Изучить существенные особенности каждой группы животных).
-Где мы можем найти необходимую информацию? (В учебнике).
4.Работа со схемами учебника.
а)Насекомые (работа в парах).
-Рассмотрите строение тела пчелы (с.80). Назовите части тела.
-Рассмотрите на рисунке справа стрекозу. Найдите голову, грудь, брюшко, передние, средние, задние ноги, крылья. (Дети по вариантам показывают части тела животного и смайликом оценивают работу соседа по парте).
-Сравните пчелу и стрекозу. В чем их сходство? Как одним словом назвать пчелу и стрекозу? (Прикрепить на магнитную схему «Насекомые»).
-Проговорим вывод хором «У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног».
-Какой самый существенный признак насекомых? (Шесть ног).
б)Рыбы (работа в парах).
-Рассмотрите строение тела леща (с.80). Назовите части тела.
-Рассмотрите на рисунке справа щуку. Найдите голову, туловище, хвост, плавники. Сравните леща и щуку. В чем их сходство? Как одним словом назвать леща и щуку? (Прикрепить на магнитную доску схему «Рыбы»).
-Проговорим вывод хором «У всех рыб есть плавники. Тело рыб покрыто чешуей».
-Какой самый существенный признак рыб? (Чешуя).
в)Птицы (работа в парах).
-Рассмотрите строение тела грача (с.81). Назовите части тела.
-Рассмотрите на рисунке справа воробья. Найдите голову, шею, туловище, крыло, хвост, ноги. Сравните грача и воробья. В чем их сходство? Как одним словом назвать грача и воробья? (Прикрепить на магнитную доску схему «Птицы»).
-Проговорим вывод хором «У птиц два крыла и две ноги. Тело птиц покрыто перьями».
-Какой самый существенный признак птиц? (Перья).
г)Звери (работа в парах).
-Рассмотрите строение тела волка (с.80). Назовите части тела.
-Рассмотрите на рисунке справа куницу. Найдите голову, шею, туловище, хвост, передние ноги, задние ноги. Сравните волка и куницу. В чем их сходство? Как одним словом назвать волка и куницу? (Прикрепить на магнитную доску схему «Звери»).
-Проговорим вывод хором «У зверей четыре ноги. Тело зверей покрыто шерстью».
-Какой самый существенный признак зверей? (Шерсть).
-По каким самым существенным признакам вы будете различать группы животных?
Физкультминутка.
-Давайте поиграем. Если услышите название зверя – бег на месте, птица – взмахи руками, рыбы – сложить ладошки, «плыть», насекомые – присесть.
(Волк, синица, карась, лисица, муравей, воробей, шмель, соловей, тигр, коза, налим, стрекоза).
-Какие знания помогли вам отличать животных разных групп?
6.Работа в парах «Найди лишнего».
-Возьмите в конвертах карточки с изображением животных.
(Дети получают карточки с изображением животных, где один представить другой группы, обводят лишнего в кружок. Четыре варианта по нумерации парт. Проверка на доске по номерам карточек.)
-Почему это животное лишнее?
-Почему вам было легко определить лишнее животное? (По существенным признакам).
7. Возвращение к проблемной ситуации.
-Каких знаний нам не хватило в начале урока? (Не знали, к какой группе отнести летучую мышь.)
-А теперь мы можем определить, к какой группе животных относится летучая мышь? На что надо обратить внимание?
*Резервный материал
а) «Удивительные факты про летучую мышь»
-Чем летучая мышь отличается от других зверей?
-Летучая мышь – это зверь отряда рукокрылых. Это очень удивительное животное. Давайте прочитаем информацию на слайде. (Чтение хором).
-Что узнали про летучих мышей.
б) «Сундучок удивительных фактов» (карточки для чтения)
*На теле насекомых есть полосочки, насечки. Поэтому их и назвали насекомыми. Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее своего веса.
*Самый высокий зверь на Земле – жираф. Самый тяжёлый зверь на суше – белый медведь. Летучая мышь – единственный в мире зверь, который летает.
* Чешуя у рыбы растёт всю жизнь. Летом рыба быстро растёт - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько зим и сколько лет рыбе.
* Пингвины – это хищные птицы. Пингвины не умеют летать, но отлично плавают и ныряют.
-Много интересных фактов о животных можно узнать из книг и познавательных передач.
8.Рефлексия.
-В начале урока мы поставили перед собой задачу, изучить особенности животных каждой группы.
-Справились с этой задачей?
-По каким признакам будете различать животных каждой группы?
Повторение определений хором.
9.Итог урока.
-Если вам было интересно на уроке, возьмите в конверте картинку с изображением животного и прикрепите на доску в соответствующую группу.
-Посмотрите, какой прекрасный уголок природы остался нам на память. Как разнообразен и чудесен животный мир. Чтобы он оставался таким, мы должны помнить…
Рыбы, птицы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
Ведь море без рыб – не море,
А земля без зверей не земля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива...
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс Человек и птицы
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Человек и птицы" 1 класс. УМК "Гармония"...
Урок окружающего мира, 1 класс "Где зимуют птицы"
Цели и задачи урока:расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;познакомить с перелетными птицами;учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;сформиро...
Урок окружающего мира 1 класс "Где зимуют птицы?"
Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс....
Урок окружающего мира 1 класс "Как помочь птицам зимой"
Материал содержит презентацию и разработку урока.УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" и самоанализ урока.
В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который ...
Конспект урока окружающего мира на тему "Как помочь птицам и зверям зимой" 1 класс
Цель: показать необходимость оказания помощи птицам и зверям зимой.Задачи урока:-пополнение словарного запаса;-воспитание бережного обращения к зверям и птицам...