Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс Человек и птицы
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Человек и птицы" 1 класс. УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Силина Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» г. Нижнекамск

Предмет:окружающий мир.

Класс:1 «в».

Тема

«Человек и птицы»

Цель темы

Образовательные: раскрыть значение птиц в жизни человека, показать их помощь человеку; начать формирование понятий «перелетные» и «зимующие» птицы.

Развивающие: развивать умение использовать собственный опыт детей для самостоятельного добывания знаний и на этой основе делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к птицам, интерес к чтению дополнительной литературы.

Планируемый результат

Знать перелётных и зимующих птиц;значение птиц в жизни человека.

Основные понятия

Перелётные и зимующие птицы,орнитолог,орнитология.

Межпредметные связи

«Окружающий мир»

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий мир» 1 класс. О.Т.Поглазова,печатная тетрадь.

Методическое пособие, сигнальные карточки, презентация

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Технологическая карта урока окружающего мира

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа

I. Организационный момент.

Цель – мотивация учения;

определить содержательные рамки урока;

 актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности

- Нашими имеющимися знаниями, взаимопомощью, помощью учителя, учебника.

- Поздоровайтесь кивком головы с гостями.

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.

«Здравствуй» - улыбнется он в ответ.

И наверно не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Повернитесь лицом друг к другу – улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения и уверенности при встрече с трудностями.

- А как их преодолевать?

 

II. Актуализация знаний. Формирование темы урока.

Цель - организовать постановку темы урока;

Повторение.

Цель – выделять отличительные признаки птиц.

- Голоса птиц.

- Тема урока «Птицы».

- «Человек и птицы».

Ученик читает задание:

- Напишите основные признаки птиц.

Дети выполняют самостоятельно.

(звучат звуки леса)

Слайд.

Слайд.

Слайд.

Слайд.

- Я приглашаю отправится в клуб «Любителей природы». Есть специальная наука о птицах, называется она орнитология. Люди, которые занимаются этой наукой называются орнитологами.

- Вы сегодня маленькие орнитологи. Будем рассуждать, думать и делать новые открытия.

Сад без птиц – не сад!

Лес без птиц – не лес!

Печатная тетрадь, с.15, задание 7.

- Проверяем.

- Кто справился самостоятельно – поставьте себе смайлик .

- Что услышали?

- Почему урок начали с прослушивания такого отрывка?

-Точнее.

- Кто затрудняется – работайте в паре.

III. Постановка проблемы.

Цель – развивать умение использовать собственный опыт детей, для самостоятельного добывания знаний и на этой основе делать выводы.

Подготовленный ребенок рассказывает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»

- О зимней подкормке птиц.

- Люди должны помогать птицам выживать в холодных зимних условиях, самим им трудно справится с морозами и голодом.

- Кормушка.

 Слайд.

- О чем это стихотворение?

- Для чего это нужно делать?

- Как называется «столовая» птиц?

IV. Совместное «открытие» нового знания.

Цель – пробудить у учащихся желание помогать птицам в трудные времена; развивать умение наблюдать.

Начать формирование понятий «перелетные « и «зимующие» птицы.

ФИЗ. МИНУТКА.

Ответы детей.

Выставка рисунков «Кормушки», оформлена на доске перед уроком.

- Из дерева.

Затруднение!

- Изготовленную из дерева, с бортиками и крышей.

- Кормим.

Предлагают свои варианты.

- Сидят, нахохлившись, распушив перья для того, чтобы холодный воздух между перышками не проникал к телу.

Учащиеся выбирают в один столбик.

- Зимующие.

- Перелетные.

- Осенью улетают в теплые края.

Обсуждение в паре (1 мин.)

- Дятлы лечат деревья, скворец – помощник на полях.

Затруднение.

Ответы детей по схеме учебника на странице 50 учебника.

- Они кормят нас яицами, дают пух и перья.

Слайд.

Демонстрация работы.

Слайд.

Слайд.

На доске картинки с птицами.

Карточка «ЗИМУЮЩИЕ» над столбиком.

Карточка «ПЕРЕЛЕТНЫЕ».

Мультимедиа.

Учебник с.50 рисунок.

С.51 учебника.

- Вы правы, по исследованиям ученицы 7 «в» класса Хабибулиной Лесан в  2009 году следует, что птицы больше всего выбирают деревянные кормушки.

- Почему этих птиц так называют?

«Замечательные птичьи дела».

За помощью обратимся к учебнику.

- Из чего можно изготовить кормушки?

- Из каких материалов старшеклассники изготовили кормушки, которые мы с вами видели на выставке?

- Какую кормушку выберут птицы?

- Кормушку выбрали. Что делаем дальше?

- Чем мы с вами накормим птиц?

- А как согреваются птицы в морозные дни?

- Каких птиц можем встретить зимой.

- Как назовем этих птиц?

- А как назвать оставшихся птиц?

- Почему дятел нарисован с красным крестом, а скворец с медалью?

- Чем полезны эти птицы растениям и человеку?

- А канарейка?

- Чем можно дополнить список замечательных птичьих дел?

- Чем полезны домашние птицы?

V. Закрепление.

Цель – раскрыть значение птиц в жизни человека, показать их помощь человеку.

Творческая работа

Экологическая минутка.

Охрана птиц.

Цель – воспитывать бережное отношение к птицам.

Рассуждения. Затруднение.

- Учебник с.50, изображение в рамочке. №1.

По схеме в рамке №2 и №3.

- Опыляют цветки, разносят семена, сохраняют урожай.

Творческая работа в группах на листочках.  

Болтлив, как   индюк

Мудрый, как   сова

Сердитый, как  сокол

Задира, как    сорока

Смелый, как воробей

Проверка. Слайд.

Слайд.

- Мир птиц разнообразен. На земле их более 9 тысяч видов. Только в России их насчитывается более 760 видов. А в Татарстане 305 видов птиц.

- Скажите, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На Земле вдруг пропадут?

- Так и случилось в Китае, в середине прошлого века, люди посчитали таких птиц, как воробьи, вредителями для сельского хозяйства. Они вооружились ложками, кастрюлями и прочей домашней утварью, вышли на поля и стали пугать птиц, издавая громкие звуки. Бедные пташки поднялись в воздух и из-за того, что боялись людей, громыхающих своей посудой. Им не куда было сесть и отдохнуть, птицы окончательно выбились из сил и стали замертво падать на землю. Вскоре развелось огромное количество всяких насекомых-вредителей. Они стали беспощадно уничтожать посевы и наступил голод. Людям не под силу было в одиночку справиться с этой напастью, и они были вынуждены заново разводить в близи своих полей птичьи стаи, которые в последствии уничтожили всех вредных насекомых.

Есть птицы, которые чаще других попадаются человеку на глаза, и он издавна приметил особенности их характера. Это воробей, синица, сорока. И людей с таким характером стали сравнивать с птицами.

Люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведётся большая работа по охране природы. Наша страна серьёзно относится к проблеме охраны птиц. Создаются специальные заповедники, где запрещено собирать редкие растения, охотиться на исчезающих животных и птиц. Очень редких и исчезнувших животных и птиц занесли в “Красную книгу”.

С 1923 года 1 апреля в нашей стране отмечается День птиц.

О них пишут рассказы, художники рисуют и даже поставлено не мало памятников:

В Америке – воробей.

В США – чайке.

В Болгарии – петуху.

В Англии – почтовой голубке.

В Челябинской области – глухарю.

- Какой рисунок подойдет к моему рассказу?

- Вывод: птицы нужны природе и человеку, они избавляют растения от вредителей.

- Чем еще полезны птицы природе и человеку?

- Вывод. Птицы - великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны – они очень красивы и интересны. Их надо беречь.

Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Дети выбирают птичек:

Красная – работал очень хорошо;

Зеленая – хорошо работал;

Белая – недоволен своей работой.

-  Ребята, будьте друзьями птиц. Охраняйте гнёзда. Устраивайте кормушки. Пусть птицы своими песнями украшают наши леса и поля!

Оцените свою работу на уроке.

- Что нового узнали?

- Чему удивились?

- Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как помочь птицам зимой?"

Технологическая карта урока (УМК "Школа России"),Краткий самоанализ урока....

технологическая карта урока окружающего мира "Как человек научился летать"

Методическая разработка урока окружающего мира "Как человек научился летать" по программе "Школа России"....

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире птиц и зверей» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления о жизни птиц и зверей в весенний период.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с поведением птиц и зверей веснойПознакомить с ве...

Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...