Урок окружающего мира 1 класс "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr._mira_1_klass.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс.
Технологическая карта урока
Целевой блок | |
Тема | Где зимуют птицы? |
Цель | Создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому. Формировать УУД: Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру. Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии. Коммуникативные: формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах и парах. Познавательные: формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); формирование умений отличать птиц перелётных от зимующих |
Планируемые результаты | Предметные: научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные: отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Универсальные учебные действия: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. |
Инструментальный блок | |
Задачи урока | Образовательные: Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы. Способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию. Воспитывать: бережного отношения к природе. |
Тип урока | урок – исследование |
Учебно-методический комплекс | Плешаков А.А «Окружающий мир», учебник Плешаков А.А «Окружающий мир», рабочая тетрадь Презентация «Птицы» Картинки с птицами, тексты на карточках, перья, слова на карточках. Алгоритм самооценки |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия | Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах, практическая работа. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, технология. |
Действия обучающихся | Найти и отметить синими фишками зимующих птиц, перелётных птиц – красными фишками. По фотографии и рисунку выяснить, как учёные узнают, где зимуют птицы. Подтвердить своё объяснение научными фактами. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | - Какую цель ставили? - Достигли цели? - Какая тема урока была? - Чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. |
Домашнее задание | Провести наблюдения за птицами: «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке: 1.Только хлебные крошки. 2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки. |
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | УУД | Промежуточный контроль | ||||||||||||||||
1.Мотивирование к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Продолжаем новый день, Первым делом гоним лень. На уроке не молчать, Всем работать, отвечать. -Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полётом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полёта, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся. О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными. Может быть поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной Царство Птиц. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Установление эмоционального контакта через стихотворение. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. Цель: -подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Вспомните, каких животных учёные относят к птицам? - Как называют специалистов, изучающих жизнь птиц? - Что знаете о жизни пернатых? Где могут жить? Чем питаются? - Приведите примеры домашних птиц. - В разных странах живут разные птицы. Сегодня мы с вами поговорим о птицах, обитающих в природе Липецкой области. А таких пернатых более 250 видов. Каждая группа отгадывает загадки: 1.Летом я ловила мошек, Я зимой поем и крошек. Люблю сало поклевать, К вам в окошко залетать. Очень юркая я птица, А зовут меня… ( синица). 2.Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По полям ночует, Коноплю ворует. (Воробей). 3.Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит …(сорока). 4.В зимнем лесу Песни пою. В морозы и в стужу Гнездышко вью. Там будут птенцы. Об этом все знают. А самка с гнезда никогда не слетает. Своим теплом птенцов согревает. (Клест) 5.В деревне есть часы такие, Не мертвые. А живые, Ходят без завода, 6.Они птичьего рода. (Петух). - Какая птица «Лишняя». Почему? -Что у этих птиц общее? /Строение тела птиц/. -Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. Чтобы проверить верно, это или нет, я предлагаю вам выполнить практическую работу в группе. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием. 1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый. 2. Ворона большая, а воробей …маленький. 3.Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая. 4. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой. | Организовать работу в группе по разгадыванию загадки(сборка пазлов). Показать учащимся всё многообразие мира птиц, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Работать с информацией, представленной в форме загадок. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,формулировать собственное мнение и аргументировать его. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,формулировать собственное мнение и аргументировать его. По окончании работы группы задают вопросы противоположной группе, отчитываются о проделанной работе. | Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Учащиеся собирают пазлы. Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Учащиеся работают по карточкам. | Знать разнообразие птиц.Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь вести наблюдения и делать выводы. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Знать разнообразие птиц.Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь вести наблюдения и делать выводы. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). | -Что вы знаете о птицах и их жизни? Каких птиц вы знаете? | ||||||||||||||||
3.Изучение нового материала. а)создание проблемной ситуации; б)постановка проблемы исследования; в)определение темы исследования. г)«Открытие» детьми нового знания | - Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма. - Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Прилетает к нам зимой чечётка. Может ночевать в снегу. Ныряет в рыхлый снег, прокапывая тоннель. Проводит ночь в уюте и безопасности, а утром спокойно выбирается наружу. Питается семенами растений. Следующий гость получил своё название за мелодичное посвистывание. Наконец-то свиристели За окном засвиристели. Через бури и метели Прилетели! Прилетели! И густо облепив рябину, рвут и глотаютягоду за ягодой. Когда смотришь, как птица торопливо срывает и глотает промороженные в камень ягоды, то невольно ощущаешь мурашки на собственной спине. Ладонь немеет от горсти стылой рябины, а ведь птице надо отогреть эти ледышки внутри себя. Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру за полминуты надо проглотить 8 кг фруктового мороженого да ещё запить его ледяной водой. Вот как трудно зимующим птицам. Конечно, они могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете кормушку. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Ведь птицам страшен не холод, а – голод. 7. Физкультминутка. Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. 8. Работа над новым материалом (продолжение). 8.1. Знакомство с кочующими птицами. Рассказ учителя. - Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма. - Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Прилетает к нам зимой чечётка. Может ночевать в снегу. Ныряет в рыхлый снег, прокапывая тоннель. Проводит ночь в уюте и безопасности, а утром спокойно выбирается наружу. Питается семенами растений. Следующий гость получил своё название за мелодичное посвистывание. Наконец-то свиристели За окном засвиристели. Через бури и метели Прилетели! Прилетели! И густо облепив рябину, рвут и глотают ягоду за ягодой. Когда смотришь, как птица торопливо срывает и глотает промороженные в камень ягоды, то невольно ощущаешь мурашки на собственной спине. Ладонь немеет от горсти стылой рябины, а ведь птице надо отогреть эти ледышки внутри себя. Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру за полминуты надо проглотить 8 кг фруктового мороженого да ещё запить его ледяной водой. Вот как трудно зимующим птицам. Конечно, они могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете кормушку. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Ведь птицам страшен не холод, а – голод. | Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать работу по учебнику. Организовать исследовательскую работу по учебнику . Проверка своих предположений учебника. Показ картинок с изображением птиц: снегирь, дятел, клёст, воробей, грач, ласточка. | Решение учебной задачи, обсуждение Работать с информацией, представленной в учебнике. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его Дети самостоятельно делают вывод Дают советы друг другу: * Не распугивать птиц возле кормушек. * Чистить снег. * Стараться подкармливать птиц в одно и то же время. | Практическая работа в группах: поиск предложений, в которых говорится о птицах. Лишние предложения выделить красным маркером Каждая группа получает карточку с заданием. По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь пользоваться информацией (познавательные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Выявление особенностей птиц, выделение главного признака-отличия перелётных птиц от зимующих (Познавательные УУД) Знакомство с новыми понятиями. Познакомиться с понятием орнитология(Познавательные УУД). | Какие птицы называются перелётными? Приведите пример. Какие птицы называются зимующие? Приведите пример. | ||||||||||||||||
4. Применение новых знаний в учебной деятельности | а) Работа в рабочей тетради стр. 14 зад.1 (индивидуальная работа) б) На партах у вас карточки с названием птиц – Назовите птицу, которая отличается от двух других: галка, ласточка грач; дятел, воробей, поползень. | Контролирует правильность выполнения действий. Корректирует действия учеников | Работа по учебнику «Соедините линиями рисунки и названия птиц» | Индивидуальная работа, работа по учебнику. Групповая работа | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |||||||||||||||||
5.Итог урока. Рефлексия. Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | -С какими животными познакомились? -Назовите главную особенность птиц? -В знак благодарности птицы вам приготовили сюрприз-подарок ( перышко) Возьмите перышко из кормушки и продолжите предложение Я узнал… Я понял… Я буду… | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают: Я узнал… Я понял… Я буду… | Работа с цветовыми индикаторами самооценки. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |||||||||||||||||
Домашнее задание. (предусматривает элементы выбора, эксперимента) | Кто заинтересовался птицами? Провести эксперимент - наблюдение за птицами «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке: 1.Только хлебные крошки.2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки. | Уметь качественно и творчески выполнять индивидуальное домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира"Звери зимы"
-обобщить знания детей о зимующих птицах;-раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;-дать представление о том, как зимуют звери: заяц, белка, лиса, медведь;Вести ...
Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"
Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...
Урок окружающего мира: День зимующих птиц России
В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...
Методическая разработка урока окружающего мира "Пришла зима" 1 класс, ПНШ.
Конспект урока с презентацией....
Урок окружающего мира "Птицы зимой"
План урока....
Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс
Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...
Технологическая карта урока окружающего мира "Как зимой помочь птицам?"
Урок для 1 класса...