Урок окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" и самоанализ урока.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который включает 15 уроков. Данный урок является девятым.
Была поставлена триединая цель урока:
- познакомить с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку, со способами их приспособления к зимним условиям;
- расширить и углубить знания о жизни птиц зимой;
- создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе урока
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предметные: понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других. высказывать свою точку зрения на события и поступки, уметь работать индивидуально и в группе.
Личностные: осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pashkova_l.l._moy_otkrytyy_urok_.docx | 44.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф. И. О.: Пашкова Людмила Леонидовна.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 2 А
Тип урока: освоение новых знаний.
Тема урока: Зимняя жизнь птиц и зверей.
Цель:
- познакомить с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку, со способами их приспособления к зимним условиям;
- расширить и углубить знания о жизни птиц зимой;
- создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе урока.
Задачи:
Образовательные: формировать знания о жизни зимующих птиц, о способах приспособления к зимним условиям зверей.
Развивающие: развивать познавательную активность, воображение, наблюдательность, умение слушать; расширять словарный запас учащихся, формировать исследовательские способности.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, прививать стремление помогать животным пережить зиму.
Формируемые УУД:
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предметные: понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения на события и поступки, уметь работать индивидуально и в группе.
Личностные: осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.
Планируемые результаты: усвоить образ жизни и питания зимующих птиц, узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, наблюдать за птицами села, продолжать подкармливать птиц.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая, аудирование.
Оборудование: проектор, экран, беспроводная мышь, запись «Голоса птиц»(пищухи, поползня, синиц), электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой для 2 класса, аудиозапись «Клесты», карточки с заданиями, сердечки.
№ | Дидактическая структура урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный момент. | -Замело в лесу пригорки. И овражки замело. Ни души нет на полянке Тихо. Холодно. Бело. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут…. Урок окружающего мира сегодня мы проведём вместе. Тихо сели. -Перед вами на парте лежат сердечки разного цвета, разделённые на две половинки. Жёлтый цвет-активность, жизнерадостность, зелёный- спокойствие, уравновешенность, красный- высокая эмоциональность, повышение тревожности. Какому цвету соответствует ваше настроение сейчас, в начале урока, такую половинку сердечка положите на край стола. В добрый путь, ребята! | Учитель читает стихотворение (слайд 2) под тихую музыку, приветствует, настраивает на урок. «Радуга настроений» Слайд 3 (Интерпретация цветов делалась на основе методики«цветопись» А.Н.Лутошкина. Желтый цвет-активность, жизнерадостность, зеленый - спокойствие, уравновешен-сть, красный- активация эмоционального состояния, повышение тревожности) | Обучающиеся слушают стихотворение, настраиваются на урок, садятся. Дети выбирают цвет своего настроения. |
2. | Актуализация знаний Целеполагание. | -Посмотрите на экран…кого вы увидели среди этих ледяных фигур? -Догадались ли вы, какова тема сегодняшнего урока? -Как вы думаете, о жизни зверей и птиц в какое время года мы будем сегодня говорить? -Сформулируйте тему урока. Зимняя жизнь птиц и зверей. -А что бы вы хотели узнать по этой теме? -На урок ставим перед собой такие цели:
| Слайд 4. Задаёт вопросы. Слайд 5 Читает тему урока Слайд 6 | -Заяц, белка, голуби. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Озвучивают цели урока |
3. | Открытие новых знаний | -А чтобы узнать обо всём этом, давайте отправимся в зимний лес и посмотрим, как разные птицы и звери приспособились к трудным зимним условиям. Для этого нужно повторить правила поведения в зимнем лесу. -Вот перед нами зимний лес. А кого мы там можем встретить, вы узнаете на страницах 32-33, прочитав статью «Вместе легче». Будьте внимательны, чтобы ответить на вопросы после чтения. -О какой суете вы прочитали в статье? -Ребята, послушайте-ка и скажите, кто в зимнем лесу подаёт такие звуки? -Как вы это поняли? -Посмотрите, как выглядит эта птица. -Что интересного вы прочитали о ней? - Послушайте, как подаёт голос поползень. -Что умеет делать поползень? -Когда поползень и пищуха двигаются по дереву, то в щелях достают личинки насекомых. - Послушайте аудиозапись ещё об одной зимующей птице. Слушайте и запоминайте……………. - Чем отличается эта птица от других? -Чем кормят клесты своих птенцов? -Ребята, а какие птицы живут рядом с нами? -Основным кормом птиц зимой являются ягоды рябины и семена клёна. - Чем мы с вами можем помочь птицам зимой? (подкармливать) | Слайд 7 Организует самостоятельное чтение текста. (2 мин на чтение) Включает писк пищухи на слайде 7. Слайд 8 Слайд 9. Включает аудиозапись «Клесты» на электронном приложении к учебнику. Слайд 10. Слайд 11. Слайд 12. | -Не шуметь! -Не ломать ветви деревьев! Читают статью на стр.32-33 самостоятельно. После чтения отвечают на поставленные вопросы. Обучающиеся отвечают на вопросы, используя добытые в тексте знания и свои наблюдения. Отвечают. Делают вывод. |
4. | Физминутка. | -Молодцы, вы хорошо поработали, пора и отдохнуть. Зарядка для глаз. Встали возле парты. Под музыку можете двигаться, но глазами следите за всеми движущимися предметами на экране. ……….. -Правильно поётся в этой песенке, что жить одному очень плохо. Поэтому птички собираются стайками, чтобы было легче прокормиться. | Слайд 13. | |
5. | Открытие новых знаний (продолжение) | -Ребята, вспомните тему нашего урока? -О ком мы ещё не поговорили? -Чтобы узнать о жизни зверей зимой, мы с вами поработаем группами. Помните, что каждого нужно уметь выслушать, потому что в группах должно соблюдаться равные права. А работать будете под голоса синиц. План работы: 1)Прочитать текст. 2)Дополнить предложения словами из текста. После заполнения карточки представитель каждой группы выйдет к доске отвечать. 1 группа План работы
Зайцы иногда становятся добычей лисицы или волка. Зайца спасают ноги. Они так быстро бегают и ловко запутывают свои следы, что поймать их хищникам удаётся редко. Питаются веточками и корой деревьев.
Мы узнали о __________. Зайца спасают от хищников___________. Пища зайца зимой - __________________. 2 группа План работы
Лиса – довольно крупный хищник. У неё очень хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь. Она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу. Ещё лиса может охотиться на зайца.
Мы узнали о __________. У лисы хороший ________. Добыча лисы____________. 3 группа План работы
Мыши . Зимой они почти всё время проводят под снегом, который защищает их от врагов и холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, ветки, с которых они обгрызают кору. Часто у них бывают запасы корма, заготовленные с осени.
Мы узнали о __________. Мыши отыскивают______. С осени мыши делают _______________. 4 группа План работы
Кабан добывает пищу в основном из-под снега. Выкапывает орехи, жёлуди, зелёную траву. Если попадутся мыши или какие-нибудь насекомые, кабан всё съедает. Кабан всеяден.
Мы узнали о __________. Кабан добывает пищу ___________________. Кабан съедает _________.
- Послушаем отчёты групп. - Умнички, вы все справились с заданием. Давайте проверим внимательны ли вы были. -Что используют в пищу эти звери? -Чем питаются кабан, лось, заяц? -Как поживают наши главные герои народных сказок – волк и лиса зимой? | Слайд 14. Организует работу в 4-х группах. Включает «Голоса синиц» На слайде 14. 6-7минут Выключает голоса птиц. Слайд 15. Слайд 16. Слайд 17. | Отвечают на вопросы. Каждая группа получает карточку с заданием, 3 минуты работают, обсуждают и 1 минуту представитель группы выходит к доске отвечать. |
6. | Подведение итогов работы. | -Какой теме был посвящён сегодняшний урок? Зимняя жизнь птиц и зверей. - Какие цели были достигнуты?
| Слайд 18. Задаёт вопросы, выслушивает детей. -Нужно подкармливать птиц зимой! | Отвечают на вопросы. |
7. | Рефлексия. | -Многие звери и птицы зимой собираются в стайки. Почему? -А нам вместе легче было работать? -Что вам понравилось на уроке? -Что вызвало трудности? -В начале урока мы выбрали своё настроение, давайте вспомним, что обозначал каждый цвет. А теперь дополните своё сердечко второй половинкой. Покажите гостям и мне, какие красивые спокойные сердечки получились- значит, на уроке нам было комфортно. Мне понравилась ваша работа на уроке, вы работали дружно, помогали друг другу. Вы - большие умницы! | Учитель проводит рефлексию. Слайд 19. | Повторяют интерпретацию цветов. Дети формируют свои ощущения в виде сердечек. |
8. | Домашнее задание | -А теперь послушайте домашнее задание.
-Оценки за урок вам поставит Анна Евгеньевна, когда проверит ваши отчёты по домашнему заданию. Всем спасибо за урок. | Слайд 20. Учитель говорит задание. Слайд 21. | Дети записывают задание. |
Карточка №1. 1 группа
План работы
- Прочитайте текст.
Зайцы иногда становятся добычей лисицы или волка. Зайца спасают ноги. Они так быстро бегают и ловко запутывают свои следы, что поймать их хищникам удаётся редко. Питаются веточками и корой деревьев.
- Дополнить предложения:
Мы узнали о ___________ .
Зайца спасают от хищников_________.
Пища зайца зимой - __________и________________________.
Карточка №1. 2 группа
План работы
- Прочитайте текст.
Лиса – довольно крупный хищник. У неё очень хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь. Она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу. Ещё лиса может охотиться на зайца.
- Дополнить предложения:
Мы узнали о ____________.
У лисы хороший ____________.
Добыча лисы______________и______________.
Карточка №1. 3 группа
План работы
- Прочитайте текст.
Мыши. Зимой они почти всё время проводят под снегом, который защищает их от врагов и холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, ветки, с которых они обгрызают кору. Часто мыши делают запасы корма, заготовленные с осени.
- Дополнить предложения:
Мы узнали о __________________________________________________ .
Мыши отыскивают______________________________________________.
С осени мыши делают__________.
Карточка №1. 4 группа
План работы
- Прочитайте текст.
Кабан добывает пищу в основном из-под снега. Выкапывает орехи, жёлуди, зелёную траву. Если попадутся мыши или какие-нибудь насекомые, кабан всё съедает. Кабан всеяден.
- Дополнить предложения:
Мы узнали о ______________ .
Кабан добывает пищу______________.
Кабан ест________________________________________________________.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель: Пашкова Людмила Леонидовна
Класс: 2 «А »
Предмет: курс «Окружающий мир»
Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.
Тип урока: урок освоения новых знаний
В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который включает 15 уроков. Данный урок является девятым.
Была поставлена триединая цель урока:
- познакомить с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку, со способами их приспособления к зимним условиям;
- расширить и углубить знания о жизни птиц зимой;
- создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе урока.
Цели реализовывались через следующие задачи:
Образовательные: формировать знания о жизни зимующих птиц, о способах приспособления к зимним условиям зверей.
Развивающие: развивать познавательную активность, воображение, наблюдательность, умение слушать; расширять словарный запас учащихся, формировать исследовательские способности.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, прививать стремление помогать животным пережить зиму.
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов, которые соответствуют стандартным требованиям программы.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предметные: понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других. высказывать свою точку зрения на события и поступки, уметь работать индивидуально и в группе.
Личностные: осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.
Планируемые результаты: усвоить образ жизни и питания зимующих птиц, узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, наблюдать за птицами села, продолжать подкармливать птиц.
Оборудование: проектор, экран, беспроводная мышь, запись «Голоса птиц» (пищухи, поползня, синиц), электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой для 2 класса-аудиозапись «Клесты», карточки с заданиями, сердечки.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, аудирование, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведённое на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы обучающихся.
Урок начинается с прочтения четверостишия учителем и приветствия детей. Затем учащимся предлагается интерпретировать свой настрой на урок в виде половинки сердца и просмотреть подготовленные слайды, раскрывающие тему и цели данного урока. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Считаю, что основным этапом является этап освоения новых знаний. Он был разделён ещё на два этапа. На первом использовался метод одностороннего представления учебного материала и метод наглядности, а именно учащиеся самостоятельно изучали материал, представленный в статье учебника и с помощью аудирования, обобщали и систематизировали полученные сведения путём отгадывания птиц по голосу и по прочитанному описанию. На данном этапе основные формы работы - метод наглядности и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным - детям демонстрировались слайды.
По наблюдениям психологов, чтобы внимание учащихся на уроке не снижалось, нужно использовать физкультминутку, что и было проведено. Физминутка была выбрана для глаз, так как после неё дети работали в группах, они вставали и двигались. После чего дети снова активно работали на уроке.
Вторым этапом освоения новых знаний была работа в группах, что способствовало формированию исследовательских способностей. Дети работали дружно, делали выводы и защищали свои исследования. Наблюдая и исследуя окружающий мир, каждый школьник делает для себя открытия многогранных связей человека с природой, связи всего живого на земле. Особенностью моего урока по теме «Зимняя жизнь птиц и зверей» заключается в том, что дети сами проводили исследовательскую работу, собирая информацию о лесных жителях, а потом защищали её на уроке. Использование занимательного материала помогло активизировать учебный процесс, развивать познавательную активность, поддерживать интерес к изучаемому, снять утомляемость.
Завершающим этапом была рефлексия на ощущения от урока, оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, настрой на получение отметок за домашнее задание.
Домашнее задание было дано в форме мини-исследования и думаю, что заинтересует всех обучающихся данного класса.
Между всеми этапами чётко прослеживается логическая связь и завершённость каждого этапа. В ходе урока были достигнуты поставленные цели. Урок носил обучающий характер. У детей формировалось представление о жизни животных в зимнее время. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Для достижения целей урока использовались различные методы мотивации – это создание ситуации успеха, поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование презентации и аудирование, доступность материала, связь с жизнью и межпредметная связь, применение методик ГСО (групповой системы обучения) и КСО (коллективной системы обучения). Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой и поэтому работали на главный этап урока - освоение новых знаний. Все задания контролировались. Продуктивной деятельности обучающихся способствовали различные методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение, аудирование),
- наглядные, практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями),
- исследовательский (работа в группах).
Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. На уроке царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик» и «учитель-ученик».
Я считаю, что поставленные на урок цели и задачи реализованы, выбранная форма урока достаточно эффективна. Большой интерес ребят на уроке вызвало использование компьютерного оборудования, что позволило рационально распределить время на уроке.
Перспективы педагогической деятельности вижу в использовании компьютерных технологий на уроках в начальной школе, как неотъемлемый метод обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока окружающего мира
В самоанализе описаны цели и задачи урока, методы и приёмы, использованные на уроке....
Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"
Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний. Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...
Презентация к уроку окружающего мира по теме " Жизнь птиц и зверей зимой"
Задачи: систематизировать знания детей о жизни птиц и зверей зимой.Цели:Уточнить и расширить представления детей о жизни растительного и животного мира зимой.Развивать творческое воображен...
Конспект и самоанализ урока окружающего мира на тему "Россия и ее соседи" (4 класс)
Урок проведен в соответствии с программой курса «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа XXI века»)....
Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)
Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...
Урок окружающего мира "Россия и её соседи. Королевство Дания". Самоанализ урока
Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Россия и её соседи"....
Урок окружающего мира по теме "Жизнь птиц"
Интересный конспект для урока по окружающему миру...
Комментарии
Спасибо, Людмила Леонидовна.
Спасибо, Людмила Леонидовна.
Добрый день,Дина Сергеевна!
Добрый день,Дина Сергеевна! Рада,если смогла помочь.