Урок окружающего мира, 1 класс "Где зимуют птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Цели и задачи урока:
- расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;
- познакомить с перелетными птицами;
- учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
- сформировать представления и научном поиске, методах работы орнитологов;
- развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_detskogo_sada_-_kopiya.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира, 1 класс «Где зимуют птицы»
Цели урока: расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; сформировать представления о научном поиске, методах работы орнитологов;
развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мыш-
ления, творческих способностей; воспитание бережного отношения к птицам.
Ход урока
1. Оргмомент
Итак, друзья, внимание-
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Сейчас начнём урок.
2. Актуализация знаний.
1) Устный опрос
-О каких холодных районах Земли мы узнали на прошлых уроках? ( О Северном Ледовитом океане и Антарктиде)
-Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом)
-В каких районах земли круглый год жарко? ( В саванне и тропическом лесу)
2) Игра «Исправь ошибку»
-Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.
На севере.
Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.
( Ошибки: В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде)
В жарких странах
На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. Там живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.
(Ошибки: моржи и тюлени – животные Северного Ледовитого океана.)
3. Самоопределение к деятельности
-послушайте рассказ Ю.Дмитриева «Какие бывают птицы»
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их очень много - около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины. Есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые умеют летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие – только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей. А есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…
-О ком этот рассказ?
-Найдите в тексте и прочитайте, где могут жить птицы?
- Чем питаются рыбы?
-Каких размеров могут быть птицы?
- Где птицы строят гнёзда?
- Где зимуют птицы? (Ответа в тексте нет)
- Предположите, какая будет тема урока? (Где зимуют птицы)
-Давайте себя проверим и прочитаем название темы на с.16 учебника.
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4. Работа по теме урока.
-Ребята, давайте вспомним, как называются птицы, которые никуда не улетают, а круглый год живут у нас. (Зимующие)
-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна –две доживают до весны.
-Как можно им помочь? (Сделать кормушки)
-Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
-Хотите узнать, кто к нам прилетал? Тогда отгадайте загадки:
-Многие ребята любят читать энциклопедии. Вот что они узнали о зимующих птицах.
(Подготовленные дети рассказывают о птицах)
Синица.
Назвали её так за песенку: «Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью. Ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.
Воробей
Воробьи – очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.
Поползень
Получил своё название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм. Жёлуди, орехи, крылатки клёна - всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.
Дятел
С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков из выдолбленных отверстий. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – лесной санитар.
Клёст
Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Эта птичка – клёст. Птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале.
5. Физкультминутка.
6.Продолжение работы по теме.
1)-Возьмите фишки синего цвета и отметьте птиц зимующих.
-о каких птицах мы не рассказывали, но вы их отметили.
-А как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные)
-Отгадайте загадки про этих птиц:
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-бронзовый …(скворец)
Еще в низинах снег и лёд,
Но небеса весенние.
И он летает и поёт,
Блистая оперением.
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения,
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворения. ( Жаворонок)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
- Отметьте этих птиц красными фишками.
-Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на столбах, на деревьях и даже на крышах домов. Считается, что эта птица приносит счастье. У этих птиц нет голоса. Разговаривают они друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аист)
-Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далёкой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить род. Но делает она это не так, как все птицы. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц. Эта птица – большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка)
- Из соломинок, глины лепят эти птички гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Они даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачёрпывая её клювом. (Ласточки)
2) Беседа, работа по учебнику
-Где же всё-таки зимуют перелётные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения. (Работа в парах)
-Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают в тёплые края. Как же это удалось сделать учёным.
-Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с.17.
3) Игра «Найди ошибку»
Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Слышится громкое: «Ку-ку!». Трещат сороки.
4) Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 с.14
№2 с.14-15
7. Рефлексия и подведение итогов
- Какой из смайликов вы бы сейчас показали?
-Почему?
-Ответ на какой вопрос мы должны были найти на уроке?
-Ответили мы на вопрос?
- Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Где зимуют птицы?"
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Плешаков А. А. Школа России....
Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"
Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...
Урок окружающего мира: День зимующих птиц России
В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...
Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс
Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...
Конспект урока окружающего мира "Где зимуют птицы"
Конспект урока для 1кл " Где зимуют птицы?"...
Урок окружающего мира "Где зимуют птицы?"
Предмет: окружающий мир 1 класс. УМК «Школа России»Тема урока. Где зимуют птицы?Цель. Закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; ознакомить с перелётными птицами; П...
Технологическая карта урока окружающего мира «Где зимуют птицы?» (1 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края.Задачи урокаДидактические:Формировать представления учащихся о птицах...