Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае". 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Суконщикова Надежда Сергеевна

Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае" содержит конспект урока и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Растениеводство.

Растениеводство в нашем крае. 3 класс.

Актуальность: Тема сельского хозяйства и растениеводства в частности актуальна в современном обществе. Знания и навыки, приобретаемые ребятами на уроке, пригодятся им и повседневной жизни

Цели: формирование представлений учащихся о растениеводстве, как отрасли сельского хозяйства в Кировской области.

Задачи:

Познакомить с понятиями «сорт», «растениеводство», отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, о профессиях людей в растениеводстве.

Развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в группе, наблюдать и делать выводы, обучать поиску и анализу информации.

Воспитывать бережное отношение к растениям и природе в целом.

Планируемые результаты: 

Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: понимать учебные задачи урока и стремление её выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладение способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников: произведений художественного, литературного искусства, учебных текстов иллюстраций. 

Познавательные УУД: исследовать растение и описать его по плану, самостоятельно находить и использовать информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы. Выявлять связь растениеводства и промышленности. 

Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждения в группах, умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.

Тип урока: урок открытия новых знаний, изучение нового материала. 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник: «Окружающий мир» А.А. Плешаков 3 класс, ПК, интерактивная доска, презентация, дидактический материал, раздаточный материал: гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зерна полевых культур, тест.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке для того, чтобы добыть новые знания, вам понадобится внимание, память, умение, работать в паре и группе.

II.   Актуализация опорных знаний

Край, в котором мы живём, называется …..  

Областной центр нашей области ……                          

Соседи нашей области ….

Природная зона Кировской области…..

Реки нашего региона …..

Проверка домашнего задания

Тест (выполняют индивидуально на карточках)

Буквы ответов на вопросы заносятся в таблицу, в которой должно получиться слово.

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

а) археологи

р) геологи

ж) строители

2. К полезным ископаемым относятся:

и) кирпич, бетон, бензин

б) станки, вазы, ножницы

а) нефть, газ, глина

3. В строительстве используются:

в) торф, железная руда, самоцветы

с) песок, глина, гранит

у) мрамор, каменный уголь, малахит

4. Металлы получают из:

а) каменного угля, янтаря, мела

о) жемчуга, известняка, торфа

т) железной руды, медной руды

5. При помощи буровых установок добывают:

е) нефть, природный газ

н) калийную соль, алмазы

я) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают:

и) известняк, ракушечник, гранит

н) каменный уголь, антрацит, железную руду

с) поваренную соль, жемчуг, графит

7. В карьерах добывают:

и) известняк, песок, глину

б) золото, малахит, мрамор

т) нефть, торф, бурый уголь

8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, — это:

р) алмаз, известняк, графит

ж) железная руда, поваренная соль, мел

я) каменный уголь, нефть, торф

Проводится взаимопроверка по ключу (на доске)

1

2

3

4

5

6

7

8

р

а

с

т

е

н

и

я

III. Самоопределение к деятельности

Вопросы, направленные на выявление уровня знаний по новой теме урока:

  • На какие 2 большие группы делятся все растения? (дикорастущие и культурные растения)
  • Назовите дикорастущие растения нашего края.
  • А какие культурные растения нашего края вы знаете? Дети отвечают на вопросы.
  • Почему человек стал выращивать растения и ухаживать за ними?

IV. Открытие нового знания.

1. Рассказ учителя

Первобытный человек занимался охотой и собирательством, чтобы питаться. Самостоятельно древний человек ничего не выращивал. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. И стали пробовать специально рассыпать зерна по земле. Там, где упало зерно, вырос целый колосок, и не один. И люди начали выращивать растения рядом с домом, а не бродить в их поисках по лесам и лугам. Ухаживали на ними и получали урожай. Так появилось земледелие. Развивался человек, совершенствовалось земледелие — все разнообразнее становились растения, которые он выращивал. Но вырастить хороший урожай — дело непростое, для этого нужны знания. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды. Так люди начали разводить растения. Составьте из этих двух простых слов сложное слово.

Растениеводство

Как вы понимаете растениеводство? (варианты детей)

1) Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием (разведением) культурных растений.

2)  Возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных целей.

Тема сегодняшнего урока: «Растениеводство в нашем крае».

Какие задачи, цели мы можем поставить себе для работы по этой теме:

  • Уточнить на какие группы делятся все культурные растения: (4)
  • Научиться соотносить растение с отраслью.
  • Какая группа культурных растений является приоритетной в нашей области?

2. Работа со справочной литературой

—  Узнайте из текста на с. 188 учебника, на какие отрасли делится растениеводство. (Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Полеводство

Цветоводство

Овощеводство

Плодоводство

Рассмотрите схему, предположите, чем занимается каждая отрасль. (Высказывания детей.)

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты.

—  Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель с поля (огорода), а что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают лучшие клубни на семена для посадки в следующем году.)

Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

—  Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства. Как удобнее работать? (Удобно поработать в группе, чтобы узнать обо всех отраслях.)

—  Сколько будет групп? (Четыре - по количеству отраслей.)

V. Первичное закрепление

1. Работа в группах

Полеводство. Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, их зерна, зерна кукурузы, подсолнечника, картофель; пользуются учебником (с. 189-190).

Овощеводство. Дети получают муляжи овощей. Пользуются учебником (с. 190-191).

Плодоводство. Дети получают муляжи фруктов, иллюстрации ягодных культур. Пользуются учебником (с. 191).

Цветоводство. Дети получают иллюстрации цветов, атлас-определитель. Пользуются учебником (с. 192).

(Ученики готовятся в группах, выполняют записи на с. 86 рабочей тетради.)

2. Сообщения учащихся

(Выступления групп.)

Полеводство. Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры

Овощеводство. Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах.  

Игра «Узнай меня»

(закрытыми глазами учащиеся должны узнать овощ на ощупь.)

Плодоводство. Эта отрасль растениеводства занимается выращиванием плодовых культур (показ муляжей и рисунков.)

Игра «Узнай меня»

(закрытыми глазами учащиеся должны узнать фрукт на ощупь и/или по вкусу.)

Цветоводство. Одни цветы выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, а третьи — в комнате. В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. Мир цветов поразительно разнообразен и красив. (Показ иллюстраций.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Беседа

—  Какие отрасли развиты в нашем крае? (Предположения детей.)

- Какая группа культурных растений является приоритетной в нашей области?

— Откуда мы можем получить точный ответ на поставленный вопрос? (Из справочной литературы, краеведческой литературы, ресурсов сети Интернет, узнать у взрослых.)

2.  Просмотр презентации. Ответы на вопросы по материалу.

 

3. Игра «Узнай растение»

—  Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием.

За зеленый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь, овощеводство.)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива, плодоводство.)

Удивительное солнце,

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнечник, полеводство.)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство.)

В поле — метелкой,

В мешке — жемчугом. (Рожь, полеводство.)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

—  Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 192 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

—  Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

—  Что помогло?

—  Что помешало?

—  Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

—  Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

—  Как вы оцениваете свою работу в группе?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 187— 194 учебника.

2.  Выполнить задания на с. 87 рабочей тетради.

3. Подготовить сообщение на тему «Культурные растения моего края».

Дидактическое обоснование: «Окружающий мир 4 класс» (1 часть). УЧЕБНИК Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе в 2 ч.-М. Просвещение. УМК «Школа России».

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений.

Растениеводство объединяет несколько отраслей:

  1. Полеводство – это выращивание полевых культур

 (рожь, кукуруза, ячмень, овёс, просо и зёрна этих растений).

  1. Где выращивают эти растения? Как называются эти культуры?

 (Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры)

  1. По каким признакам можно отличить каждое из этих растений от других?
  2. Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды эти растений.

В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных условий.

Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы --

- из ржи -

- из овса -

- из ячменя -

- из проса -

- из гречихи -

- из кукурузы

А теперь проверьте себя:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);

- из овса (овсяные хлопья);

- из ячменя (перловую крупу);

- из проса (пшено);

- из гречихи (гречневую крупу);

- из кукурузы (кукурузные хлопья, кукурузное масло)

Остальные полеводческие культуры:

  •  подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);
  •  картофель –«второй хлеб» (употребляют в пищу, на заводах – крахмал);
  •  из льна (льняную ткань, льняное масло)

2. Овощеводство – это выращивание овощных культур. Дети получают муляжи овощей.

  1. Где выращивают овощи? (в поле, в огороде, в теплице).
  2. Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Как вы думаете почему? Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.

Теплолюбивые: помидоры, перцы, огурцы, кабачки

  1. Прочитай по учебнику, какое значение имеют овощи? (питание – витамины; содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы – лук, чеснок).

  1. Плодоводство – выращивание растений для получения плодов. Дети получают муляжи фруктов, иллюстрации ягодных культур.
  • Кроме яблонь, груш, персиков к плодовым культурам относятся садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник.
  • Какое значение имеют плодовые культуры? (полезны, содержат много витаминов)
  1. Цветоводство – выращивание цветов. Дети получают иллюстрации цветов, атлас-определитель.
  1. Где могут выращивать цветы? (в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте: в теплицах, в оранжереях – теплолюбивые)
  2. Какое значение имеет данная отрасль для человека?
  3. Ребята, посмотрите на фотографию и определите какое растение вы видите? (на фото перцевидные помидоры). Почему вы ошиблись?
  • Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. Демонстрация фотографий.

В настоящее время в мире:

  • лука – 1000 сортов;
  • крыжовника – 1500 сортов;
  • груш – 5000 сортов;
  • яблонь – 10000 сортов.

Игра «Угадай» (Проверь себя):

1) Закутан ребёнок в сто пелёнок (капуста, овощеводство).

2) На ветвях сидят шары,

   Посинели от жары (Слива, плодоводство)

3) Посадили зёрнышко, вырастили солнышко (подсолнечник, полеводство).

4) Она древностью гордится уже десять тысяч лет,

    Шумит в полях под синим небом

    И кормит всех нас белым хлебом (пшеница, полеводство)

5) В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.

    Он розовый, красный, он разных сортов,

    Его называют царицей цветов (роза, цветоводство).

Домашнее задание:

  • Подготовься дать определение каждой отрасли растениеводства и заполнить данную таблицу к следующему уроку (запиши не менее 3 растений каждой отрасли). Можешь поинтересоваться у родителей.

Растениеводство

Полеводство

Овощеводство

Плодоводство

Цветоводство

  • Сочинить загадку об одном из культурных растений, выращиваемом на территории нашего края (по желанию).

Тема урока: РАСТЕНИЕВОДСТВО

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений. Растениеводство объединяет несколько отраслей: 

РАСТЕНИЕВОДСТВО

ПОЛЕВОДСТВО   

ОВОЩЕВОДСТВО    

ПЛОДОВОДСТВО    

ЦВЕТОВОДСТВО

Определение

выращивание полевых культур

выращивание овощных культур

выращивание плодовых растений

выращивание цветов

Названия культур

пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овёс, просо

подсолнечник, картофель, лен

помидоры, перцы, огурцы, кабачки, лук, чеснок, патиссоны

яблони, груши, садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник

бархатцы, тюльпаны, нарциссы,

лилии,

пионы, анютины глазки

Где выращивают

на полях

открытый грунт (огород, поле) и защищённый грунт (теплицы)

плодовые сады

в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте (теплицах, в оранжереях) – теплолюбивые

Применение

  • питание
  • корм для скота
  • промышленное сырье
  • питание
  • витамины
  • лук, чеснок содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы
  • питание
  • витамины

  • для красоты
  • украшения
  • букетов

В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных условий. 

Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи          (чёрный хлеб; отруби, солому; соломенные шляпы);

- из овса         (овсяные хлопья);

- из ячменя     (перловую крупу);

- из проса       (пшено);

- из гречихи    (гречневую крупу);

- из кукурузы  (кукурузные хлопья, кукурузное масло)

Проверь себя, удалив синий прямоугольник.

Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. В настоящее время в мире:

лук – 1000 сортов                   груш – 5000 сортов    

яблонь – 10000 сортов           крыжовник - 1500 сортов

ИГРА «УГАДАЙ». Назовите растение и отрасль растениеводства.

1) Закутан ребёнок в сто пелёнок

2) На ветвях сидят шары,

   Посинели от жары

3) Посадили зёрнышко, вырастили солнышко

4) Она древностью гордится уже десять тысяч лет,

    Шумит в полях под синим небом

    И кормит всех нас белым хлебом

5) В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.

    Он розовый, красный, он разных сортов,

    Его называют царицей цветов 

Проверь себя:

1) капуста, овощеводство

2) слива, плодоводство

3) подсолнечник, полеводство

4) пшеница, полеводство

5) роза, цветоводство

Посмотри видеоролик: https://cloud.mail.ru/home/Суконщикова%20Н.С./

Повтори, пройдя по ссылке

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5718/train/159176/

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Подготовься дать определение каждой отрасли растениеводства и заполнить данную таблицу на следующем уроке (какие растения относятся к каждой отрасли). https://resh.edu.ru/subject/lesson/5718/control/2/159 

Полеводство

Овощеводство

Плодоводство

Цветоводство

  • Сочини загадку об одном из культурных растений, выращиваемом на территории нашего края (по желанию).



Предварительный просмотр:

Тема: Растениеводство.

Растениеводство в нашем крае. 3 класс.

Актуальность: Тема сельского хозяйства и растениеводства в частности актуальна в современном обществе. Знания и навыки, приобретаемые ребятами на уроке, пригодятся им и повседневной жизни

Цели: формирование представлений учащихся о растениеводстве, как отрасли сельского хозяйства в Кировской области.

Задачи:

Познакомить с понятиями «сорт», «растениеводство», отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, о профессиях людей в растениеводстве.

Развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в группе, наблюдать и делать выводы, обучать поиску и анализу информации.

Воспитывать бережное отношение к растениям и природе в целом.

Планируемые результаты: 

Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: понимать учебные задачи урока и стремление её выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладение способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников: произведений художественного, литературного искусства, учебных текстов иллюстраций. 

Познавательные УУД: исследовать растение и описать его по плану, самостоятельно находить и использовать информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы. Выявлять связь растениеводства и промышленности. 

Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждения в группах, умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.

Тип урока: урок открытия новых знаний, изучение нового материала. 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник: «Окружающий мир» А.А. Плешаков 3 класс, ПК, интерактивная доска, презентация, дидактический материал, раздаточный материал: гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зерна полевых культур, тест.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке для того, чтобы добыть новые знания, вам понадобится внимание, память, умение, работать в паре и группе.

II.   Актуализация опорных знаний

Край, в котором мы живём, называется …..  

Областной центр нашей области ……                          

Соседи нашей области ….

Природная зона Кировской области…..

Реки нашего региона …..

Проверка домашнего задания

Тест (выполняют индивидуально на карточках)

Буквы ответов на вопросы заносятся в таблицу, в которой должно получиться слово.

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

а) археологи

р) геологи

ж) строители

2. К полезным ископаемым относятся:

и) кирпич, бетон, бензин

б) станки, вазы, ножницы

а) нефть, газ, глина

3. В строительстве используются:

в) торф, железная руда, самоцветы

с) песок, глина, гранит

у) мрамор, каменный уголь, малахит

4. Металлы получают из:

а) каменного угля, янтаря, мела

о) жемчуга, известняка, торфа

т) железной руды, медной руды

5. При помощи буровых установок добывают:

е) нефть, природный газ

н) калийную соль, алмазы

я) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают:

и) известняк, ракушечник, гранит

н) каменный уголь, антрацит, железную руду

с) поваренную соль, жемчуг, графит

7. В карьерах добывают:

и) известняк, песок, глину

б) золото, малахит, мрамор

т) нефть, торф, бурый уголь

8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, — это:

р) алмаз, известняк, графит

ж) железная руда, поваренная соль, мел

я) каменный уголь, нефть, торф

Проводится взаимопроверка по ключу (на доске)

1

2

3

4

5

6

7

8

р

а

с

т

е

н

и

я

III. Самоопределение к деятельности

Вопросы, направленные на выявление уровня знаний по новой теме урока:

  • На какие 2 большие группы делятся все растения? (дикорастущие и культурные растения)
  • Назовите дикорастущие растения нашего края.
  • А какие культурные растения нашего края вы знаете? Дети отвечают на вопросы.
  • Почему человек стал выращивать растения и ухаживать за ними?

IV. Открытие нового знания.

1. Рассказ учителя

Первобытный человек занимался охотой и собирательством, чтобы питаться. Самостоятельно древний человек ничего не выращивал. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. И стали пробовать специально рассыпать зерна по земле. Там, где упало зерно, вырос целый колосок, и не один. И люди начали выращивать растения рядом с домом, а не бродить в их поисках по лесам и лугам. Ухаживали на ними и получали урожай. Так появилось земледелие. Развивался человек, совершенствовалось земледелие — все разнообразнее становились растения, которые он выращивал. Но вырастить хороший урожай — дело непростое, для этого нужны знания. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды. Так люди начали разводить растения. Составьте из этих двух простых слов сложное слово.

Растениеводство

Как вы понимаете растениеводство? (варианты детей)

1) Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием (разведением) культурных растений.

2)  Возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных целей.

Тема сегодняшнего урока: «Растениеводство в нашем крае».

Какие задачи, цели мы можем поставить себе для работы по этой теме:

  • Уточнить на какие группы делятся все культурные растения: (4)
  • Научиться соотносить растение с отраслью.
  • Какая группа культурных растений является приоритетной в нашей области?

2. Работа со справочной литературой

—  Узнайте из текста на с. 188 учебника, на какие отрасли делится растениеводство. (Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Полеводство

Цветоводство

Овощеводство

Плодоводство

Рассмотрите схему, предположите, чем занимается каждая отрасль. (Высказывания детей.)

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты.

—  Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель с поля (огорода), а что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают лучшие клубни на семена для посадки в следующем году.)

Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

—  Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства. Как удобнее работать? (Удобно поработать в группе, чтобы узнать обо всех отраслях.)

—  Сколько будет групп? (Четыре - по количеству отраслей.)

V. Первичное закрепление

1. Работа в группах

Полеводство. Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, их зерна, зерна кукурузы, подсолнечника, картофель; пользуются учебником (с. 189-190).

Овощеводство. Дети получают муляжи овощей. Пользуются учебником (с. 190-191).

Плодоводство. Дети получают муляжи фруктов, иллюстрации ягодных культур. Пользуются учебником (с. 191).

Цветоводство. Дети получают иллюстрации цветов, атлас-определитель. Пользуются учебником (с. 192).

(Ученики готовятся в группах, выполняют записи на с. 86 рабочей тетради.)

2. Сообщения учащихся

(Выступления групп.)

Полеводство. Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры

Овощеводство. Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах.  

Игра «Узнай меня»

(закрытыми глазами учащиеся должны узнать овощ на ощупь.)

Плодоводство. Эта отрасль растениеводства занимается выращиванием плодовых культур (показ муляжей и рисунков.)

Игра «Узнай меня»

(закрытыми глазами учащиеся должны узнать фрукт на ощупь и/или по вкусу.)

Цветоводство. Одни цветы выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, а третьи — в комнате. В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. Мир цветов поразительно разнообразен и красив. (Показ иллюстраций.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Беседа

—  Какие отрасли развиты в нашем крае? (Предположения детей.)

- Какая группа культурных растений является приоритетной в нашей области?

— Откуда мы можем получить точный ответ на поставленный вопрос? (Из справочной литературы, краеведческой литературы, ресурсов сети Интернет, узнать у взрослых.)

2.  Просмотр презентации. Ответы на вопросы по материалу.

 

3. Игра «Узнай растение»

—  Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием.

За зеленый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь, овощеводство.)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива, плодоводство.)

Удивительное солнце,

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнечник, полеводство.)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство.)

В поле — метелкой,

В мешке — жемчугом. (Рожь, полеводство.)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

—  Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 192 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

—  Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

—  Что помогло?

—  Что помешало?

—  Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

—  Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

—  Как вы оцениваете свою работу в группе?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 187— 194 учебника.

2.  Выполнить задания на с. 87 рабочей тетради.

3. Подготовить сообщение на тему «Культурные растения моего края».

Дидактическое обоснование: «Окружающий мир 4 класс» (1 часть). УЧЕБНИК Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе в 2 ч.-М. Просвещение. УМК «Школа России».

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений.

Растениеводство объединяет несколько отраслей:

  1. Полеводство – это выращивание полевых культур

 (рожь, кукуруза, ячмень, овёс, просо и зёрна этих растений).

  1. Где выращивают эти растения? Как называются эти культуры?

 (Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры)

  1. По каким признакам можно отличить каждое из этих растений от других?
  2. Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды эти растений.

В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных условий.

Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы --

- из ржи -

- из овса -

- из ячменя -

- из проса -

- из гречихи -

- из кукурузы

А теперь проверьте себя:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);

- из овса (овсяные хлопья);

- из ячменя (перловую крупу);

- из проса (пшено);

- из гречихи (гречневую крупу);

- из кукурузы (кукурузные хлопья, кукурузное масло)

Остальные полеводческие культуры:

  •  подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);
  •  картофель –«второй хлеб» (употребляют в пищу, на заводах – крахмал);
  •  из льна (льняную ткань, льняное масло)

2. Овощеводство – это выращивание овощных культур. Дети получают муляжи овощей.

  1. Где выращивают овощи? (в поле, в огороде, в теплице).
  2. Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Как вы думаете почему? Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.

Теплолюбивые: помидоры, перцы, огурцы, кабачки

  1. Прочитай по учебнику, какое значение имеют овощи? (питание – витамины; содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы – лук, чеснок).

  1. Плодоводство – выращивание растений для получения плодов. Дети получают муляжи фруктов, иллюстрации ягодных культур.
  • Кроме яблонь, груш, персиков к плодовым культурам относятся садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник.
  • Какое значение имеют плодовые культуры? (полезны, содержат много витаминов)
  1. Цветоводство – выращивание цветов. Дети получают иллюстрации цветов, атлас-определитель.
  1. Где могут выращивать цветы? (в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте: в теплицах, в оранжереях – теплолюбивые)
  2. Какое значение имеет данная отрасль для человека?
  3. Ребята, посмотрите на фотографию и определите какое растение вы видите? (на фото перцевидные помидоры). Почему вы ошиблись?
  • Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. Демонстрация фотографий.

В настоящее время в мире:

  • лука – 1000 сортов;
  • крыжовника – 1500 сортов;
  • груш – 5000 сортов;
  • яблонь – 10000 сортов.

Игра «Угадай» (Проверь себя):

1) Закутан ребёнок в сто пелёнок (капуста, овощеводство).

2) На ветвях сидят шары,

   Посинели от жары (Слива, плодоводство)

3) Посадили зёрнышко, вырастили солнышко (подсолнечник, полеводство).

4) Она древностью гордится уже десять тысяч лет,

    Шумит в полях под синим небом

    И кормит всех нас белым хлебом (пшеница, полеводство)

5) В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.

    Он розовый, красный, он разных сортов,

    Его называют царицей цветов (роза, цветоводство).

Домашнее задание:

  • Подготовься дать определение каждой отрасли растениеводства и заполнить данную таблицу к следующему уроку (запиши не менее 3 растений каждой отрасли). Можешь поинтересоваться у родителей.

Растениеводство

Полеводство

Овощеводство

Плодоводство

Цветоводство

  • Сочинить загадку об одном из культурных растений, выращиваемом на территории нашего края (по желанию).

Тема урока: РАСТЕНИЕВОДСТВО

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений. Растениеводство объединяет несколько отраслей: 

РАСТЕНИЕВОДСТВО

ПОЛЕВОДСТВО   

ОВОЩЕВОДСТВО    

ПЛОДОВОДСТВО    

ЦВЕТОВОДСТВО

Определение

выращивание полевых культур

выращивание овощных культур

выращивание плодовых растений

выращивание цветов

Названия культур

пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овёс, просо

подсолнечник, картофель, лен

помидоры, перцы, огурцы, кабачки, лук, чеснок, патиссоны

яблони, груши, садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник

бархатцы, тюльпаны, нарциссы,

лилии,

пионы, анютины глазки

Где выращивают

на полях

открытый грунт (огород, поле) и защищённый грунт (теплицы)

плодовые сады

в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте (теплицах, в оранжереях) – теплолюбивые

Применение

  • питание
  • корм для скота
  • промышленное сырье
  • питание
  • витамины
  • лук, чеснок содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы
  • питание
  • витамины

  • для красоты
  • украшения
  • букетов

В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных условий. 

Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи          (чёрный хлеб; отруби, солому; соломенные шляпы);

- из овса         (овсяные хлопья);

- из ячменя     (перловую крупу);

- из проса       (пшено);

- из гречихи    (гречневую крупу);

- из кукурузы  (кукурузные хлопья, кукурузное масло)

Проверь себя, удалив синий прямоугольник.

Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. В настоящее время в мире:

лук – 1000 сортов                   груш – 5000 сортов    

яблонь – 10000 сортов           крыжовник - 1500 сортов

ИГРА «УГАДАЙ». Назовите растение и отрасль растениеводства.

1) Закутан ребёнок в сто пелёнок

2) На ветвях сидят шары,

   Посинели от жары

3) Посадили зёрнышко, вырастили солнышко

4) Она древностью гордится уже десять тысяч лет,

    Шумит в полях под синим небом

    И кормит всех нас белым хлебом

5) В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.

    Он розовый, красный, он разных сортов,

    Его называют царицей цветов 

Проверь себя:

1) капуста, овощеводство

2) слива, плодоводство

3) подсолнечник, полеводство

4) пшеница, полеводство

5) роза, цветоводство

Посмотри видеоролик: https://cloud.mail.ru/home/Суконщикова%20Н.С./

Повтори, пройдя по ссылке

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5718/train/159176/

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Подготовься дать определение каждой отрасли растениеводства и заполнить данную таблицу на следующем уроке (какие растения относятся к каждой отрасли). https://resh.edu.ru/subject/lesson/5718/control/2/159 

Полеводство

Овощеводство

Плодоводство

Цветоводство

  • Сочини загадку об одном из культурных растений, выращиваемом на территории нашего края (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"

Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"...

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

Презентация к уроку окружающего мира "Водоемы нашего края"

Наш город раскинулся вдоль берега Волги. О красоте этой реки сложено много стихов, песен. Кроме Волги, в нашем саратовском крае, много других водоемов. О них вы узнаете из презентации....

Конспект урока по теме: "Водоемы нашего края". 4 класс "Окружающий мир" по учебнику А.А. Плешакова

Урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, учебник А.А. ПлешаковаДанный урок разработан по теме: Водоемы нашего края" Цель урока: познакомить учащихся с водоемами, находящимися на территории Рам...

Урок окружающего мира "Животные нашего края. Охрана природы" 3 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках Краснод...

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность нашего края"

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность нашего края"...

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Водные богатства нашего края"

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Водные богатства нашего края" по учебнику А.А. Плешакова. Конспект разработан по водным богатствам республики Башкортостан, в частности ...