Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Водные богатства нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Махиянова Зульхиза Ансаровна

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Водные богатства нашего края" по учебнику А.А. Плешакова. Конспект разработан по водным богатствам республики Башкортостан, в частности Абзелиловского района. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока28.93 КБ
Файл Наглядность к уроку66.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме «Водные богатства нашего края»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов России (республики Башкортостан), расширить и углубить природоведческие знания учащихся.

Задачи:

Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края.

Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах.

Средства обучения: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 4 класс 1 часть; физическая карта Абзелиловского района; фотографии водоемов республики Башкортостан; кроссорд для проверки домашнего задания по теме «Поверхность нашего края», глобус.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;

Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний;

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению;

Ориентироваться в учебнике;

Планировать свои действия;

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;

Осознавать ответственность за общее дело;

Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Ход урока

1. Организационный момент.

Вам новое предстоит узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода…

Чтоб тему урока узнать.

Кроссворд вам надо разгадать.

2. Актуализация знаний. Мотивирование к учебной деятельности.

Кроссворд:

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.)

2. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это (Гора)

3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)

4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)

5. Каким цветом обозначены на карте низменности? (Зелёным.)

6. Форма поверхности. (Холм.)

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны).

Ключевое слово: ВОДОЕМЫ

- Какое же слово получилось у нас с вами? РЕФЛЕКСИЯ

3. Постановка учебной задачи.

- Можно ли назвать воду богатством?

- Хорошо, ребята, давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем? (Родной край – часть большой страны)

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

- Мы сегодня будем говорить не просто о воде и водоёмах, а о водных богатствах нашего края (республики Башкортостан)

- Сформулируйте тему урока. 

- Какую цель мы поставим на урок? 

-Что вам хотелось бы узнать по этой теме. Попытайтесь сформулировать ваши вопросы? (записать вопросы на доске) (Какие водоёмы бывают? На какие группы можно разделить водоёмы? Из каких частей состоит река? Какие водоемы есть в нашем крае? Какое значение имеют водоёмы?)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми водоемами нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять.

5. «Открытие» нового знания.

- Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета на нем?

- А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода?

- А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия)

- А где вода соленая? (в морях и океанах). А где пресная? (реки)

- Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению. Какие могут быть они по происхождению?

- На какие группы разделим? (естественные и искусственные)

- Что это значит «естественные»? (Созданные природой)

-Что значит искусственные? (Созданные человеком)

Что отнесем к естественным водоемам? К искусственным?

- Все ли из естественных водоемов есть у нас в Башкортостане? (Нет океанов).

- А как вы думаете, чего у нас больше: рек или озер? Давайте рассмотрим карту Башкортостана.

- Хорошо, как много у нас рек и озёр! А расскажите мне, как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? (Беседуют)

Физминутка

Вода выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют …. (реки).

В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется ..... (устье). Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.

Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.

В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.

Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.

Ребята, а как называют место, где река берет свое начало, посмотрите по схеме? (Исток)

Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, есть правый и левый берег. Притоки тоже бывают правыми и левыми)

- Как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа-правый, слева левый).

Молодцы!

- Какие крупные реки России (Башкортостана) вы знаете? А в Абзелиловском районе?

- Посмотрим на притоки у главной реки Башкортостана.

- Ребята, кроме рек, вода собирается в озера. Озеро– это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек.

– Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.

– Какие озера вы знаете? Покажите их на карте.

- Самое знаменитое озеро нашего района?

Озеро Маузды или Якты-куль или Банное – одно из самых чистых и глубоководных озёр не только Башкирии, но и России. В Банное также, как и в Байкал, впадает множество речек и ручьев, а вытекает одна река, — Янгелька, (которая, в свою очередь, является притоком Урала). У Банного, как и у Байкала, тектоническое происхождение. Озеро славится своей прозрачной водой (отсюда и второе, башкирское, название – Якты-куль, что в переводе означает  «Светлое»). А почему «Банное»? Народная молва связывает это с Емельяном Пугачевым. По легенде в 1774 году пугачевское войско останавливалось здесь мыться, «баниться», то есть устроило банный день.

– Зимой водоемы покрываются льдом. Почему опасно ходить по льду осенью? Весной ходить по льду тоже очень опасно. А летом нужно купаться в специальных местах под наблюдением взрослых.

– Какие искусственные водоемы республики вы знаете? В нашем  районе тоже есть искусственные водоёмы – это форелевое хозяйство «Кыркты-тау», пруды возле деревень.

6. Практическая деятельность

- А что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)

Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам.

- А всегда ли человек правильно обращается с водоемами?

Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами.

- Как это может отразиться на рыбных богатствах?

- Основной корм чаек – рыба. А если рыба больна и вымирает, что произойдет с этой цепью питания?

 - Как взрослые и дети должны охранять водоемы? 

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где бывшая в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель. В ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

. Парная работа с самопроверкой по эталону.

- Как мы с вами можем помочь в охране водоёмов?

– Сейчас предлагаю вам составить памятку поведения у водоема. Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться?

После прослушивания ответов составляется общая памятка.

Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой транспорт в водоеме.

РЕФЛЕКСИЯ

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.

- Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достигнуть её.

- Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в парах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Что показалось вам более интересным?

- Что на уроке получалось хорошо?

- Над чем еще нужно поработать?

8. Домашнее задание.

Учебник стр.145-148


Данный урок по окружающему миру является уроком №23 в системе уроков по разделу Родной край – часть нашей большой страны. Тема урока: «Водные богатства нашего края»

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов республики Башкортостан, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.

В данном классе я поставила следующие 

Задачи:

Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края.

Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.

Задачи были направленны на формирование УУД

Познавательные УУД:

Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;

Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний;

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению;

Ориентироваться в учебнике;

Планировать свои действия;

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;

Осознавать ответственность за общее дело;

Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:. .

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Это урок Урок «открытия» нового знания.

Он включал в себя 8 этапов (структура урока).

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС Технология критического мышления , Технология проблемного обучения, Здоровьесберегающие технологии  и использовала их на следующих этапах урока: актуализация знаний, открытие новых знаний, закрепление.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала наглядный материал и задания, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.).

В ходе урока была организована … (парная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствуетне соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: 

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное/нерациональное.

Мне удалось/не удалось уложиться по времени.

Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).  

Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать ….



Предварительный просмотр:

Родной край – часть большой страны


Кроссворд

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

2. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это…

3. Нижняя часть горы, холма.

4. Есть у оврага, холма, горы.

5. Каким цветом обозначены на карте низменности?

6. Форма поверхности.

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные…

1

2

3

4

5

6

7

Кроссворд

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

2. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это 

3. Нижняя часть горы, холма.

4. Есть у оврага, холма, горы.

5. Каким цветом обозначены на карте низменности?

6. Форма поверхности.

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные…

1

2

3

4

5

6

7

Какие водоёмы бывают?

 На какие группы можно разделить водоёмы?

Из каких частей состоит река?

Какие водоемы есть в нашем крае?

Какое значение имеют водоёмы?


Рабочий лист по теме «Водные богатства нашего края»

1. Напиши, какие водоёмы искусственные, а какие естественные?

Презентация на тему: "Водоёмы искусственныеестественные Естественные водоёмы  горная река.". Скачать бесплатно и без регистрации.

2. Подпиши схему рекиhttps://fhd.multiurok.ru/d/5/6/d56912631ea0cb5a9248eedc492b986a20035890/img_phpcBWz94_CHasti-reki.-Vodoemy-YUzhnogo-Urala_2_22.jpg

        

3. Памятка ««Правила поведения у водоема».

1)_____________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________

Закрась нужный смайл:

Задание

Отлично

Хорошо

Нужно стараться

Я решил(а) кроссворд:

😊

🤨

😔

Рабочий лист сделал(а):

😊

🤨

😔

Я работал(а) на уроке:

😊

🤨

😔

Закрась нужный смайл:

Задание

Отлично

Хорошо

Нужно стараться

Я решил(а) кроссворд:

😊

🤨

😔

Рабочий лист сделал(а):

😊

🤨

😔

Я работал(а) на уроке:

😊

🤨

😔

Закрась нужный смайл:

Задание

Отлично

Хорошо

Нужно стараться

Я решил(а) кроссворд:

😊

🤨

😔

Рабочий лист сделал(а):

😊

🤨

😔

Я работал(а) на уроке:

😊

🤨

😔

Закрась нужный смайл:

Задание

Отлично

Хорошо

Нужно стараться

Я решил(а) кроссворд:

😊

🤨

😔

Рабочий лист сделал(а):

😊

🤨

😔

Я работал(а) на уроке:

😊

🤨

😔

Закрась нужный смайл:

Задание

Отлично

Хорошо

Нужно стараться

Я решил(а) кроссворд:

😊

🤨

😔

Рабочий лист сделал(а):

😊

🤨

😔

Я работал(а) на уроке:

😊

🤨

😔

Закрась нужный смайл:

Задание

Отлично

Хорошо

Нужно стараться

Я решил(а) кроссворд:

😊

🤨

😔

Рабочий лист сделал(а):

😊

🤨

😔

Я работал(а) на уроке:

😊

🤨

😔


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок разработан с требованиями ФГОС....

Конспект урока окружающего мира «Посмотри вокруг.» 2 класс

Подготовила: Беляева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№2 г. Усмани Липецкой области.Цель: познакомить с новым разделом «Путешествия»Задачи:...

План -конспект урока окружающего мира во 2, 4 классе

Тема: «Органы чувств» (необычное путешествие). Цели урока: (для учителя)Образовательные:закрепление знаний об уходе за глазами, ушами, зубами;расширение знаний учащихся об органах чувств;Развиваю...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...