Урок окружающего мира "Животные нашего края. Охрана природы" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Чунина Людмила Владимировна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках Краснодарского края; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Чунина Людмила Владимировна

Предмет: Окружающий мир.  Класс: 3 «Б»

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Животные нашего края. Охрана природы

Цель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках Краснодарского края; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Формирование УУД:

Познавательные

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
  • Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные

  • Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Формулировать собственное мнение и позицию.
  • Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
  • Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные         

  • Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.
  • Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.  

Предметные:

  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде.
  • Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Планируемый результат:

  • Учащиеся познакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, узнают сведения о заповедниках.

Основные понятия: Природа, заповедник, заказник, охрана.

Ресурсы:

- основные:  учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова 3 класс, 2014 год.

- дополнительные: кроссворд, карандаши, листы бумаги, градусники.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в паре, в группе.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. 1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовности обучающихся, и  настрой на дальнейшую работу

- Дорогие ребята, рада вас видеть, настроимся на интересный урок и отличную работу!

- На этой позитивной ноте я предлагаю начать наше путешествие в мир природы.

- Приветствуют учителя.

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в

среде.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

  1. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы урока.

- Начнётся наше путешествие с игры. Она называется «А что если…»

- Я буду говорить фразу: «А что если » и добавлять ситуацию, ваша задача ответить на неё. Например: А что, если на Земле исчезнут растения? А вы мне отвечаете, что будет с планетой.

- Всем понятно?

- Тогда начнём.

А что если…

  1. На планете днём температура будет равна          + 100 градусам?

  1. Исчезнут грызуны,  насекомые?

  1. Земля покроется ледяной пустыней?

  1. Будет дуть сильный ветер?

  1. Кислород превратится в воду?

  1. Каждый человек перестанет понимать друг друга?

- Скажите, а может ли на самом деле произойти всё то, о чём мы только что говорили?

- А почему?

- Скажите, есть ли возможность избежать отрицательных изменений в природе?

- Что для этого нужно?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Последний вопрос. Всегда ли человек отрицательно относится к природе?

- Именно это и станет темой нашего урока.

- Да.

- Будет жарко, люди не смогут жить.

- Не чем будет питаться животным.

- Люди замёрзнут, не чего будет есть.

- Ветер разрушит почву, здания.

- Нам нечем будет дышать, воды будет много.

- Мы не сможем ничего сделать вместе. Поодиночке мы погибнем.

- Не всё, но может. Кислород в воду не превратится. А всё остальное может произойти.

- Если человек не будет заботиться и хорошо относиться ко всему, что его окружает.

- Да, возможно.

- Человек должен заботиться о природе  и других людях.

- Мы будем говорить о влиянии человека на природу.

- Нет, не всегда. Человек также охраняет природу.

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Коммуникативные:

Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

  • Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

3. Изучение нового материала.

Цель: выявления обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

4.Подведение итогов

Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

- Для того чтобы ближе познакомиться с темой нам понадобится учебник. Откройте страницу 62.

- Теперь закройте книги. Они вам не понадобятся. Сейчас я проверю, все ли внимательно слушали. В этом поможет кроссворд.

По горизонтали:

  1. Охраняемые территории, в древности назывались священными. (Заповедник)
  2. У человека постоянно растёт потребность в … (древесина)
  3. Что учредил Международный Союз охраны природы в 1963 году? (Красная книга)

По вертикали:

  1. Кто издал указ, запрещающий свободную добычу полезных ископаемых? (Пётр Ι)
  2. Что спасал Пётр Ι от загрязнения? (Реки)
  3. Международная организация, которая борется за чистоту окружающего мира. (Гринпис)

Параллельно с отгадыванием кроссворда задаю дополнительные вопросы.

- Очень хорошо. Как вы думаете, сколько заповедных зон на нашей планете?

В настоящее время в мире существует более тысячи национальных парков и десятки тысяч охраняемых территорий. По приблизительным оценкам их около 70000, и занимают они примерно 10% всей суши. В России существуют 101 заповедник и 35 национальных парков, которые вместе занимают площадь 40 млн. га (около 2% площади Российской Федерации).

- А какие заповедные места вы знаете?

- Чем отличается заповедник от заказника, парка?

-Некоторые ребята класса подготовили замечательные презентации, выступления о заповедных зонах нашего края. Сейчас мы заслушаем их. Перед  всеми слушающими будет стоять задача зафиксировать следующую информацию:

1. где он находится заповедник, заказник

(постараться также показать на карте Краснодарского края).

2. Какие растения,  животных здесь охраняют.

3. Кто находился или находится на грани исчезновения и как восстанавливают их численность.

4. Какое поведение человека возможно в данной охраняемой зоне.

Оцениваю ответы учащихся совместно с детьми.

- Итак, с какими заповедными зонами мы успели познакомиться?

- Сейчас я буду показывать животных, а вы определите, где он обитает.

Работа в группах.

- Предлагаю в завершение нашей работы поработать в группах и создать плакат в защиту какого-либо животного нашего края.

- Обсудите, кого вы будете защищать, какую идею и как хотите отобразить на своём плакате.

-Старайтесь соблюдать правила работы в группе, которые мы используем!

        

 Выставка плакатов

- Остался самый главный вопрос. Так зачем же нам нужно заботиться о природе?

- Какие меры помогают сохранять природу?

- Что вам удалось сегодня на уроке?

- Какой вид работы понравился?

- Помните, в начале встречи мы заряжались позитивом. Сейчас мне хочется узнать, не уменьшился ли его уровень за время урока. Для этого я каждому раздаю градусники настроения. Каждый может поставить свою черту на той шкале, на которой у него находится настроение.

- Спасибо вам за вашу искренность. Мне приятно было с вами работать.

Домашнее задание:  на выбор – или в тетради стр. 52, или создать памятку по охране природы (можно в разных формах, даже в стихах).

- Читают текст.

-Заполняют кроссворд.

- Предполагают.

- Рассказывают.

-Отвечают. Заповедник - здесь оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Заказник -  охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды.

Национальный парк - охраняемый участок территории (акватории) с малонарушенным природным комплексом, часто с уникальными объектами (водопады, каньоны, живописные ландшафты и т.п.)

Выступления.

Остальные фиксируют краткие сведения по плану.

Объединяются в четвёрки и работают.

Голосование за лучшую работу.

- Природа нам помогает в жизни. Мы часть природы. Если мы сделаем ей плохо, то будет плохо и нам.

-Выполняют. Объясняют свою метку. Делятся впечатлениями об уроке.

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные:

Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.  

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Наша планета - Земля" 2 класс

Урок окружающего мира с использованием ИКТ. В конце урока дети выполняют тест на персональных нетбуках....

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные: Знать название стран и столиц, окружающих Россию...

Конспект урока окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Планируемые р...

Технологическая карта урока окружающего мира «Наши ближайшие соседи» 3 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Задачи урокаДидактические:Познакомить учеников с ближайшими странами и их соседями;Расширить...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Задачи урокаДидактически...