Конспект урока по теме: "Водоемы нашего края". 4 класс "Окружающий мир" по учебнику А.А. Плешакова
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме
Урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, учебник А.А. Плешакова
Данный урок разработан по теме: Водоемы нашего края"
Цель урока: познакомить учащихся с водоемами, находящимися на территории Раменского района, их значением и охраной, рассмотреть экологические проблемы и правила поведения, развивать познавательный интерес к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация урока | 1.47 МБ |
Конспект урока | 727.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реки . Москва Пехорка Пахра Гжелка Дорка
Река Москва Бассейн реки Москвы был заселён уже в каменном веке, о чём свидетельствуют неолитические стоянки в Крутицах , Коломенском , Алёшкине , Щукино , Серебряном Бору, Троице-Лыкове. Памятники бронзового века найдены в центре Москвы, в Дорогомилове , на Воробьёвых горах , в Андрониковом монастыре , в Давыдково , Зюзино , Алёшкино, Тушино . С приходом железного века в середине первого тысячелетия до н. э. и изменением климата (лесостепи сменились на леса) в бассейне реки распространилось пашенное земледелие и образовались многочисленные осёдлые поселения. Так называемая дьяковская культура просуществовала здесь более тысячи лет с VII—VI веков до н. э. до VI—IX веков н. э. Эти — дославянские — городища и селища найдены вблизи села Дьяково (в районе Коломенского ), на Воробьёвых горах, в Тушине, Кунцеве , Филях , на берегах Сетуни , в Нижних Котлах . С VIII века возникли славянские ( вятичские ) поселения на берегах Москвы-реки, Яузы, Неглинной , Сетуни , Раменки, Котловки , Чертановки , Городни. Так, появились городища на Самотёке , Лыщиково , Андроньевское , Обыденское ; селища Яузское , Кудринское, в Нескучном саду , Головинское , Братеевское , Зюзинское , Матвеевское, Сетуньское . В те же годы образовались многочисленные группы курганных могильников ( Филёвская , Матвеевская , Раменская, Очаковская , Крылатская , Тропарёвская , Ясенёвская , Черёмушкинская, Ореховская , Борисовская , Братеевская , Коньковская , Деревлёвская , Чертановская , Царицынская). Река Москва с древности была важной транспортной магистралью, водно- волоковые пути связывали её с Новгородом и Смоленском , с Волгой и Доном .
Река пехорка На правом берегу р. Пехорки при впадении в неё р. Горенки учёными-археологами было обнаружено некогда богатое поселение, которое, предположительно, было родовым имением бояр Акатовых. Найденные здесь археологические находки датируются XIV—XVII веками. Бассейн р. Пехорки был освоен славянскими народами с давнейших времён. Первые поселения вятичей и кривичей появились здесь в первом тысячелетии н. э. , во время освоения ими Московского края. Они постепенно вытесняли финно-угорские племена на север и ассимилировали тех, кто не захотел уйти. Так возникала общность подмосковных жителей. Вдоль берегов р. Пехорки жизнь особенно активно забурлила примерно в XIV — XV вв. В XVIII — XIX вв. многие поселения, входящие ныне в городской округ Балашиха , получили всероссийскую известность. Так, Горенки прославили князья Долгоруковы и графы Разумовские , в Пехра-Яковлевском жили князья Голицыны , в Никольско-Архангельском — князья Долгоруковы и Салтыковы , под Пехра-Покровским в Алексеевском дворце часто проводил свободное время сиятельный князь генералиссимус Александр Данилович Меншиков , а в Троицком-Кайнарджи — генерал-фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев-Задунайский , в усадьбу которого в конце октября 1775 года приезжала праздновать победу в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов императрица Екатерина II . Все эти поселения возникли при реке Пехорке , которая, таким образом, объединила многих известных в истории России людей и их усадьбы в некое единое целое. Именно развитие поселений в XVIII в. послужило основой к созданию впоследствии на основе бывших имений Пехорскую волость, ставшую прообразом Балашихинского района Московской области .
Река пехорка На правом берегу р. Пехорки при впадении в неё р. Горенки учёными-археологами было обнаружено некогда богатое поселение, которое, предположительно, было родовым имением бояр Акатовых. Найденные здесь археологические находки датируются XIV—XVII веками. Бассейн р. Пехорки был освоен славянскими народами с давнейших времён. Первые поселения вятичей и кривичей появились здесь в первом тысячелетии н. э. , во время освоения ими Московского края. Они постепенно вытесняли финно-угорские племена на север и ассимилировали тех, кто не захотел уйти. Так возникала общность подмосковных жителей. Вдоль берегов р. Пехорки жизнь особенно активно забурлила примерно в XIV — XV вв. В XVIII — XIX вв. многие поселения, входящие ныне в городской округ Балашиха , получили всероссийскую известность. Так, Горенки прославили князья Долгоруковы и графы Разумовские , в Пехра-Яковлевском жили князья Голицыны , в Никольско-Архангельском — князья Долгоруковы и Салтыковы , под Пехра-Покровским в Алексеевском дворце часто проводил свободное время сиятельный князь генералиссимус Александр Данилович Меншиков , а в Троицком-Кайнарджи — генерал-фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев-Задунайский , в усадьбу которого в конце октября 1775 года приезжала праздновать победу в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов императрица Екатерина II . Все эти поселения возникли при реке Пехорке , которая, таким образом, объединила многих известных в истории России людей и их усадьбы в некое единое целое. Именно развитие поселений в XVIII в. послужило основой к созданию впоследствии на основе бывших имений Пехорскую волость, ставшую прообразом Балашихинского района Московской области .
Река Пахра Длина 135 км, площадь бассейна 2580 км². Среднегодовой расход воды — в низовьях около 10 м³/с. Средний уклон 0,72 м/км. Русло извилистое, питание по преимуществу снеговое. Пахра замерзает в ноябре — декабре, вскрывается в конце марта — апреле. Ледяной покров образуется не каждый год из-за сбросов тёплых сточных вод. Половодье в конце апреля — начале мая.
Река Гжелка Длина около 30 км [2] . Равнинного типа. Питание преимущественно снеговое. Гжелка замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в конце марта — апреле.
Река дорка Длина 27 км, площадь водосборного бассейна 144 км². Равнинного типа. Питание преимущественно снеговое. Дорка замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в конце марта — апреле. Река берет начало в лесу недалеко от деревень Кузяево и Фрязино Раменского района , далее пересекает Казанское направление МЖД рядом с платформой Игнатьево и Рязанское между платформами Совхоз и Загорново . Впадает в Гжелку в районе автотрассы А102, в 7 км по левому берегу реки Гжелка .
Озеро Кратовское
Озеро Пионер
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Тема урока: Водоемы нашего края.
Цели: познакомить учащихся с водоемами нашего края, их значением и охраной; определиться с понятиями естественные и искусственные
водоемы; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; развивать познавательный интерес, умение рассуждать
и делать выводы;
воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: глобус, карта Московской области, карта Раменского района, карточки со словами, компьютер, мультимедийный экран, кроссворд,
плакаты и знаки с правилами поведения, учебники и рабочие тетради А. А.Плешакова, Е.А.Крючковой «Окружающий мир» 4кл.
/ Учащиеся сидят группами по 5-6 человек./
Ход урока:
Организационный момент, сообщение темы урока.
-Ребята, мы продолжаем изучать природу родного края. На предыдущих уроках вы познакомились с географическим положением
Раменского района, узнали многое о его поверхности. Давайте вместе повторим пройденное, попробуем разгадать кроссворд.
1.Углубление с крутыми осыпающимися склонами. ( овраг ); 2.Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину высотой более 1000 м.( гора); 3.Горы, созданные руками человека из отходов- пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых.(терриконы);4.Название области, в которой находится наш район.( Московская); 5.Как называются возвышенности высотой от 200 до 500м(холмы).
-Какое слово получилось по вертикали? (водоемы)
-Молодцы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.(водоемы)
Вспомните название раздела, какие водоемы нас интересуют?
( Водоемы нашего края.)
/На доске открывается надпись с названием темы урока/.
Работа над новой темой.
-Попробуйте отгадать загадку:
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
(Вода.)
-Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)
-Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает? Почему? (Синий.
Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.) Какая вода в водоемах нашего края? ( Пресная).
-Где вода соленая? (В морях и океанах.)
-У вас на столах карточки с ребусами.
. Разгадайте ребусы. Как все это назвать одним словом?
Ученики. Это водоемы.
-Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
-Запишем в тетрадях такую таблицу:
Водоемы | |
Естественные | Искусственные |
Река Озеро Море Океан Ручей | Канал Водохранилище Пруд |
- А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края? / Слайды с кратким описанием водоемов/
-Узнаете знакомые названия? А эти места вам знакомы?
- Назовите естественные водоемы.
- Перечислите искусственные водоемы нашего края. Поработайте в группах-попробуйте показать названные водоемы на картах Подмосковья и Раменского района.
/ Дети работают в группах, затем представители от каждой группы показывают водоемы на картах/.
Ответы детей дополняются рассказом учителя.
-Молодцы, вы правильно нашли и показали Борисоглебское озеро, озеро Пионер, Солнечное, Бобок. А сколько у нас прудов, малых рек и речушек.
Как вы думаете, почему их так много, обсудите это в группах, ( проблемный вопрос).
/Дети работают в группах и затем высказывают предположения/.
-Верно, на прошлом уроке мы говорили, что пойма Москвы-реки делит территорию края на 2 части. Северо-восточная часть представляет собой начало
Мещерской низменности и имеет вид пологой равнины. Вот откуда такая густая
сеть малых рек, озер и прудов. Москва-река дала природным водоемам полноводность, прозрачность, красоту.
-А как нужно на карте показывать реки?
- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)
А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?
(Устье.)
- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)
- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)
- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 154 вашего учебника.
Работа ведется в группах с использованием карты местности. После подготовки заслушиваются ответы.
Физкультминутка.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Работа по теме.
1. Продолжение изучения новой темы.
- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей.)
-Но только ли для отдыха? Для чего еще человеку нужны водоемы?
Выслушиваются ответы детей. /Вода нужна заводам и фабрикам, растениям и животным. Люди используют воду для приготовления пищи, по воде перевозят грузы/.
-Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитай об этом учебнике нас. 155, 5-й абзац и нас. 156.
-Как взрослые и дети должны охранять водоемы?
- В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
2. Работа в рабочей тетради.
-Посмотрите на экран и найдите названия рек.
-Проверим себя.
- Запишите в тетради водоемы нашего края.
-А теперь обсудите, какие экологические проблемы выражены знаками в з.3 на стр.70.
Закрепление изученного.
-Ребята, а как мы должны вести себя у водоёмов?
Давайте вместе попытаемся составить памятку «Правила поведения у водоёмов».
Составление памятки «Правила поведения у водоёма». Работа проводится в группах.
После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.
Памятка.
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
/На доске карточки с пунктами памятки/.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Задание «Подумай!» на с.156.
- Какое значение в природе имеют водоемы?
-Верно. О красоте нашего края написано много, я прочитаю отрывок из стихотворения нашего местного поэта Михаила Светлицына:
Чтоб именье возродилось,
Как и храм, что краше стал;
Шире озеро разлилось
И родник не иссякал,
Освященный пусть струится
И в бутыли, и в уста-
До чего ж вкусна водица-
И холодна и чиста!
Если даже день ненастный,
Загляденье все - равно!
Здесь родиться,
Жить здесь – счастье!
И глядеть в свое окно!
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Чтобы водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?
Выставление оценок.
-Вам понравился урок? Выберите себе смайлики, показывающие ваше настроение.
Домашнее задание
Стр.154 по плану опиши любой водоём нашего края.
Попробуйте в литературе по краеведению найти сведения, объясняющие названия наших рек и озер.
Список используемой литературы:
1.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.,1999.
2.Алексеев С.П.Что такое, кто такой.- М.: Педагогика-пресс,1996.
3.Светлицын М. Раменское - лучший город Подмосковья.-РамКнига,2013.
4.О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»-М.,Вако,2011.
кроссворд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Деревья нашего края"
Конспект урока по чувашскому языку для русскоязычных школ для 4 класса....
Конспект урока на тему "Водоемы Астраханской области!
Урок проводится в 4 классе по предмету "Окружающий мир" по УМК "Школа России"....
Конспект урока на тему "Водоемы Астраханской области!
Урок по предмету "Окружающий мир" в 4 классе...
Разработка урока по окружающему миру "Экологическая безопасность". 3 класс. Учебник А.А.Плешакова.
Разработка урока содержит презентацию, конспект урока, тест, раздаточный материал....
Конспект урока в 4 классе по окружающему миру по учебнику Плешакова по теме "Обобщение по разделу "Родной край""
Открытый урок....
Конспект урока окружающего мира для 2-го класса к учебника А.А. Плешакова. Тема: "Чистота - залог здоровья!"
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни»; сформировать у них представление о коже и ее функциях.Оборудование: цифровой микроскоп М~сгоше М1 -12-1.3 (1 на группу); ко...
Урок окружающего мира в 4-м классе по учебнику А.А.Плешакова «Жизнь леса»
Урок разработан по методу научной конференции, на которой работают группы детей, выполняющих роли зоологов, ботаников, микологов, экологов, промышленников, лесников. Используются приемы творческих про...