Конспект урока по теме: "Водоемы нашего края". 4 класс "Окружающий мир" по учебнику А.А. Плешакова
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, учебник А.А. Плешакова

Данный урок разработан по теме: Водоемы нашего края" 

Цель урока: познакомить учащихся с водоемами, находящимися на территории Раменского района, их значением и охраной, рассмотреть экологические проблемы и правила поведения, развивать познавательный интерес к природе родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация урока1.47 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока727.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Водоёмы нашего края . .

Слайд 2

Реки . Москва Пехорка Пахра Гжелка Дорка

Слайд 3

Река Москва Бассейн реки Москвы был заселён уже в каменном веке, о чём свидетельствуют неолитические стоянки в Крутицах , Коломенском , Алёшкине , Щукино , Серебряном Бору, Троице-Лыкове. Памятники бронзового века найдены в центре Москвы, в Дорогомилове , на Воробьёвых горах , в Андрониковом монастыре , в Давыдково , Зюзино , Алёшкино, Тушино . С приходом железного века в середине первого тысячелетия до н. э. и изменением климата (лесостепи сменились на леса) в бассейне реки распространилось пашенное земледелие и образовались многочисленные осёдлые поселения. Так называемая дьяковская культура просуществовала здесь более тысячи лет с VII—VI веков до н. э. до VI—IX веков н. э. Эти — дославянские — городища и селища найдены вблизи села Дьяково (в районе Коломенского ), на Воробьёвых горах, в Тушине, Кунцеве , Филях , на берегах Сетуни , в Нижних Котлах . С VIII века возникли славянские ( вятичские ) поселения на берегах Москвы-реки, Яузы, Неглинной , Сетуни , Раменки, Котловки , Чертановки , Городни. Так, появились городища на Самотёке , Лыщиково , Андроньевское , Обыденское ; селища Яузское , Кудринское, в Нескучном саду , Головинское , Братеевское , Зюзинское , Матвеевское, Сетуньское . В те же годы образовались многочисленные группы курганных могильников ( Филёвская , Матвеевская , Раменская, Очаковская , Крылатская , Тропарёвская , Ясенёвская , Черёмушкинская, Ореховская , Борисовская , Братеевская , Коньковская , Деревлёвская , Чертановская , Царицынская). Река Москва с древности была важной транспортной магистралью, водно- волоковые пути связывали её с Новгородом и Смоленском , с Волгой и Доном .

Слайд 5

Река пехорка На правом берегу р. Пехорки при впадении в неё р. Горенки учёными-археологами было обнаружено некогда богатое поселение, которое, предположительно, было родовым имением бояр Акатовых. Найденные здесь археологические находки датируются XIV—XVII веками. Бассейн р. Пехорки был освоен славянскими народами с давнейших времён. Первые поселения вятичей и кривичей появились здесь в первом тысячелетии н. э. , во время освоения ими Московского края. Они постепенно вытесняли финно-угорские племена на север и ассимилировали тех, кто не захотел уйти. Так возникала общность подмосковных жителей. Вдоль берегов р. Пехорки жизнь особенно активно забурлила примерно в XIV — XV вв. В XVIII — XIX вв. многие поселения, входящие ныне в городской округ Балашиха , получили всероссийскую известность. Так, Горенки прославили князья Долгоруковы и графы Разумовские , в Пехра-Яковлевском жили князья Голицыны , в Никольско-Архангельском — князья Долгоруковы и Салтыковы , под Пехра-Покровским в Алексеевском дворце часто проводил свободное время сиятельный князь генералиссимус Александр Данилович Меншиков , а в Троицком-Кайнарджи — генерал-фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев-Задунайский , в усадьбу которого в конце октября 1775 года приезжала праздновать победу в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов императрица Екатерина II . Все эти поселения возникли при реке Пехорке , которая, таким образом, объединила многих известных в истории России людей и их усадьбы в некое единое целое. Именно развитие поселений в XVIII в. послужило основой к созданию впоследствии на основе бывших имений Пехорскую волость, ставшую прообразом Балашихинского района Московской области .

Слайд 6

Река пехорка На правом берегу р. Пехорки при впадении в неё р. Горенки учёными-археологами было обнаружено некогда богатое поселение, которое, предположительно, было родовым имением бояр Акатовых. Найденные здесь археологические находки датируются XIV—XVII веками. Бассейн р. Пехорки был освоен славянскими народами с давнейших времён. Первые поселения вятичей и кривичей появились здесь в первом тысячелетии н. э. , во время освоения ими Московского края. Они постепенно вытесняли финно-угорские племена на север и ассимилировали тех, кто не захотел уйти. Так возникала общность подмосковных жителей. Вдоль берегов р. Пехорки жизнь особенно активно забурлила примерно в XIV — XV вв. В XVIII — XIX вв. многие поселения, входящие ныне в городской округ Балашиха , получили всероссийскую известность. Так, Горенки прославили князья Долгоруковы и графы Разумовские , в Пехра-Яковлевском жили князья Голицыны , в Никольско-Архангельском — князья Долгоруковы и Салтыковы , под Пехра-Покровским в Алексеевском дворце часто проводил свободное время сиятельный князь генералиссимус Александр Данилович Меншиков , а в Троицком-Кайнарджи — генерал-фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев-Задунайский , в усадьбу которого в конце октября 1775 года приезжала праздновать победу в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов императрица Екатерина II . Все эти поселения возникли при реке Пехорке , которая, таким образом, объединила многих известных в истории России людей и их усадьбы в некое единое целое. Именно развитие поселений в XVIII в. послужило основой к созданию впоследствии на основе бывших имений Пехорскую волость, ставшую прообразом Балашихинского района Московской области .

Слайд 8

Река Пахра Длина 135 км, площадь бассейна 2580 км². Среднегодовой расход воды — в низовьях около 10 м³/с. Средний уклон 0,72 м/км. Русло извилистое, питание по преимуществу снеговое. Пахра замерзает в ноябре — декабре, вскрывается в конце марта — апреле. Ледяной покров образуется не каждый год из-за сбросов тёплых сточных вод. Половодье в конце апреля — начале мая.

Слайд 10

Река Гжелка Длина около 30 км [2] . Равнинного типа. Питание преимущественно снеговое. Гжелка замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в конце марта — апреле.

Слайд 12

Река дорка Длина 27 км, площадь водосборного бассейна 144 км². Равнинного типа. Питание преимущественно снеговое. Дорка замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в конце марта — апреле. Река берет начало в лесу недалеко от деревень Кузяево и Фрязино Раменского района , далее пересекает Казанское направление МЖД рядом с платформой Игнатьево и Рязанское между платформами Совхоз и Загорново . Впадает в Гжелку в районе автотрассы А102, в 7 км по левому берегу реки Гжелка .

Слайд 14

Озеро Кратовское

Слайд 15

Озеро Пионер

Слайд 16

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

 

Тема урока: Водоемы нашего края.

Цели: познакомить учащихся с водоемами нашего края, их значением и охраной; определиться с понятиями естественные и искусственные

            водоемы; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; развивать познавательный интерес, умение рассуждать

            и делать выводы;

воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: глобус, карта Московской области, карта Раменского района, карточки со словами, компьютер, мультимедийный экран, кроссворд,

                                плакаты и знаки с правилами поведения, учебники и рабочие тетради А. А.Плешакова, Е.А.Крючковой «Окружающий мир» 4кл.

/ Учащиеся сидят группами по 5-6 человек./

Ход урока:

Организационный момент, сообщение темы урока.

-Ребята, мы продолжаем изучать природу родного края. На предыдущих уроках вы познакомились с географическим положением  

Раменского района, узнали многое о его поверхности. Давайте вместе повторим пройденное, попробуем разгадать кроссворд.

1.Углубление с крутыми осыпающимися склонами. ( овраг ); 2.Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину высотой более 1000 м.( гора); 3.Горы, созданные руками человека из отходов- пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых.(терриконы);4.Название области, в которой находится наш район.( Московская); 5.Как называются возвышенности высотой от 200 до 500м(холмы).

-Какое слово получилось по вертикали? (водоемы)

-Молодцы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.(водоемы)

Вспомните название раздела, какие водоемы нас интересуют?

( Водоемы нашего края.)

/На доске открывается надпись с названием темы урока/.

 Работа над новой темой.

-Попробуйте отгадать загадку:

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется,

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

 (Вода.)

-Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

-Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает? Почему? (Синий.

Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)

- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.) Какая вода в водоемах нашего края? ( Пресная).

-Где вода соленая? (В морях и океанах.)

-У вас на столах карточки с ребусами.

             

. Разгадайте ребусы. Как все это назвать одним словом?

Ученики. Это водоемы.

-Давайте  разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

-Запишем в тетрадях такую таблицу:                                          

Водоемы

Естественные

Искусственные

Река

Озеро

Море

Океан

Ручей

Канал

Водохранилище

Пруд

- А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?                          /  Слайды с кратким описанием водоемов/

-Узнаете знакомые названия? А эти места вам знакомы?

- Назовите естественные водоемы.            

- Перечислите искусственные водоемы нашего края. Поработайте в группах-попробуйте показать названные водоемы на картах Подмосковья и Раменского района.

/ Дети работают в группах, затем представители от каждой группы показывают водоемы на картах/. 

Ответы детей дополняются рассказом учителя.

-Молодцы, вы правильно нашли и показали Борисоглебское озеро, озеро Пионер, Солнечное, Бобок. А сколько у нас прудов, малых рек и речушек.

Как вы думаете, почему их так много, обсудите это в группах, ( проблемный вопрос).

/Дети работают в группах и затем высказывают предположения/.

-Верно, на прошлом уроке мы говорили, что пойма Москвы-реки делит территорию края на 2 части. Северо-восточная часть представляет собой начало

Мещерской низменности и имеет вид пологой равнины. Вот откуда такая густая

сеть малых рек, озер и прудов. Москва-река дала природным водоемам полноводность, прозрачность, красоту.

-А как нужно на карте показывать реки?

- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)

А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?

(Устье.)

- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)

- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)

- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 154 вашего учебника.

Работа ведется в группах с использованием карты местности. После подготовки заслушиваются ответы.

Физкультминутка.

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Работа по теме.

1. Продолжение изучения новой темы.

- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей.)              

-Но только ли для отдыха? Для чего еще человеку нужны водоемы?

Выслушиваются ответы детей. /Вода нужна заводам и фабрикам, растениям и животным. Люди используют воду для приготовления пищи, по воде перевозят грузы/.

-Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитай об этом учебнике нас. 155, 5-й абзац и нас. 156.

-Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

- В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

2. Работа в рабочей тетради.

-Посмотрите на экран и найдите названия рек.  

-Проверим себя.      

- Запишите в тетради водоемы нашего края.

-А теперь обсудите, какие экологические проблемы выражены знаками в з.3 на стр.70.

Закрепление изученного.

-Ребята, а как мы должны вести себя у водоёмов?

Давайте вместе попытаемся составить памятку «Правила поведения у водоёмов».

Составление памятки «Правила поведения у водоёма». Работа проводится в группах.

После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.   

Памятка.

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

/На доске карточки с пунктами памятки/.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Задание «Подумай!» на с.156.

- Какое значение в природе имеют водоемы?

-Верно. О красоте нашего края написано много, я прочитаю отрывок из стихотворения нашего местного поэта Михаила Светлицына:

Чтоб именье возродилось,

Как и храм, что краше стал;

Шире озеро разлилось

И родник не иссякал,

Освященный пусть струится

И в бутыли, и в уста-

До чего ж вкусна водица-

И холодна и чиста!

Если даже день ненастный,

Загляденье все - равно!

Здесь родиться,

Жить здесь – счастье!

И глядеть в свое окно!

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  - Чтобы водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?

 Выставление оценок.

-Вам понравился урок? Выберите себе смайлики, показывающие ваше настроение.

Домашнее задание

Стр.154 по плану опиши любой водоём нашего края.

Попробуйте в литературе по краеведению найти сведения, объясняющие названия наших рек и озер.

Список используемой литературы:

1.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.,1999.

2.Алексеев С.П.Что такое, кто такой.- М.: Педагогика-пресс,1996.

3.Светлицын М. Раменское - лучший город Подмосковья.-РамКнига,2013.

4.О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»-М.,Вако,2011.

           

кроссворд

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Деревья нашего края"

Конспект урока по чувашскому языку для русскоязычных школ для 4 класса....

Конспект урока на тему "Водоемы Астраханской области!

Урок проводится в 4 классе по предмету "Окружающий мир" по УМК "Школа России"....

Конспект урока на тему "Водоемы Астраханской области!

Урок по предмету "Окружающий мир" в 4 классе...

Разработка урока по окружающему миру "Экологическая безопасность". 3 класс. Учебник А.А.Плешакова.

Разработка урока содержит презентацию, конспект урока, тест, раздаточный материал....

Конспект урока окружающего мира для 2-го класса к учебника А.А. Плешакова. Тема: "Чистота - залог здоровья!"

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни»; сформировать у них представление о коже и ее функциях.Оборудование: цифровой микроскоп М~сгоше М1 -12-1.3 (1 на группу); ко...

Урок окружающего мира в 4-м классе по учебнику А.А.Плешакова «Жизнь леса»

Урок разработан по методу научной конференции, на которой работают группы детей, выполняющих роли зоологов, ботаников, микологов, экологов, промышленников, лесников. Используются приемы творческих про...