Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_vodoyomy_nashego_kraya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Водоемы нашего края».
Цели: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование: глобус, карта области (края, республики), схема реки, карточки со словами, компьютер, мультимедийный экран.
Ход урока:
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать! Слайд 1.
Вопросы к кроссворду:
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
2. Место, где река берет свое начало.
З. Нижняя часть горы, холма.
4. Есть, у оврага, холма, горы.
5. Самое теплое море России.
6. Форма поверхности.
7. Вся территория земной поверхности разделена на природные...
(Ответы: 1. Овраг. 2. Исток, З. Подошва. 4. Склон. 5. Черное море. 6. Холм. 7. Зоны. Ключевое слово: ВОДОЕМЫ).
На доске и в тетрадях тема урока: «Водоемы нашего края».
- Ребята, откройте тетради и запишите число и тему нашего урока.
II. Проверка знаний и умений
1. Фронтальная работа.
Тему урока мы узнали сейчас,
Но сначала о поверхности нашего края рассказ. Слайд 3
2. Рассказ учащегося.
(Рассказ учащегося о поверхности Краснодарского края сопровождается рисунками детей, выполненными самостоятельно дома).
Выставка рисунков на доске. Краткие комментарии авторов работ.
- Какой рисунок вам понравился больше всего и почему?
-Что вы узнали из дополнительной литературы об оврагах?
- Расскажите, какие рассказы вы приготовили о пещерах нашего края?
(Ответы детей.)
З. Работа по карточкам. Слайд 4
Соедините стрелками предложение со словом, подходящим по смыслу:
- Горы, созданные руками человека из отходов - пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. Терриконы
- Углубление с пологими, заросшими растениями склонами. Балка
- Возвышенность высотой от 200 до 500 метров. Холм.
- Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров. Гора.
- Углубление с крутыми осыпающимися склонами. Овраг
III. Работа над новой темой
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я - река и океан. Слайд 5
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
(Вода.)
Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)
Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего.
Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.) Какая вода в водоемах нашего края?
Где вода соленая? (В морях и океанах.)
Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.) Слайд 6
Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
Запишем в тетрадях такую таблицу: Слайд 7
Водоемы | |
Естественные | Искусственные |
Река Озеро Море Океан Ручей | Канал Водохранилище Пруд |
- А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края? Слайд 8
- Назовите естественные водоемы. Слайд 9
- Перечислите искусственные водоемы нашего края. Слайд 10
Ответы детей дополняются рассказом учителя.
- На берегу какой реки расположен наш город? Слайд 11
-Рассказ учителя Слайд 12
- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)
А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?
(Устье.)
- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)
- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)
Слайд 13
- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 154 вашего учебника.
Работа ведется в парах с использованием карты местности. После подготовки заслушиваются ответы.
IV. Физкультминутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
V. Работа по теме
1. Продолжение изучения новой темы.
- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей.) Слайд 14-15
- А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики). Слайд 16-17-18
-Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитай об этом учебнике нас. 155, 5-й абзац и нас. 156.
-Как взрослые и дети должны охранять водоемы?
Слайд 19 - В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
2. Работа в рабочей тетради.
-Посмотрите на экран и найдите названия рек. Слайд 20
-Проверим себя. Слайд 21
- Запишите в тетради водоемы нашего края.
VI. Закрепление изученного
-Ребята, а как мы должны вести себя у водоёмов?
Давайте вместе попытаемся составить памятку «Правила поведения у водоёмов».
Составление памятки «Правила поведения у водоёма». Работа проводится в парах.
После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка. Слайд 22 Памятка
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Слайд 23 Задание «Подумай!» на с.156.
- Какое значение в природе имеют водоемы?
VII. Подведение итогов урока
Слайд 24-25
- Чтобы водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?
Выставление оценок.
Домашнее задание
Сочини легенду, которая бы объясняла название Чёрного моря.
Стр.154 по плану опиши любой водоём нашего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Животноводство в нашем крае"
Формирование представлений обучающихся об отрасли сельского хозяйства – животноводстве...
Урок-города "Люди нашего края"
Урок поможет детям закрепить знания о родном городе и познакомить с "Почетными гражданами города Кемерово"...
Презентация к уроку ОМ "Поверхность нашего края"
Для использования при подготовке к уроку...
Презентация к уроку "Растениеводство в нашем крае". Окружающий мир. Плешаков. 4 класс.Школа России
В данной презентации представлены отрасли растениеводства в Тульской области, основные предприятия в этих отраслях. Презентация сделана на основе исследовательских работ учеников по этой теме....
Конспект урока "Животноводство в нашем крае" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класс разработан на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного поцесса, задачи фор...
конспект урока "Животноводство в нашем крае"
конспект урока "Животноводство в нашем крае"...
Тема урока: Водные богатства нашего края
Цели урока: познакомить учащихся с многообразием водоемов родного края,расширить и углубить природоведческие знания учащихсяЗадачи урока:Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края....
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!