Технологическая карта по окружающему миру: «Кто такие рыбы?» 1 класс учебник Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс, часть 1. УМК «Школа России».
учебно-методический материал (1 класс)

Матвеева Ольга Александровна

Технологическая карта по окружающему миру:  «Кто такие рыбы?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_kto_takie_ryby_1_klass.docx701.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по окружающему миру:

«Кто такие рыбы?»

1 класс

учебник Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс, часть 1.

УМК «Школа  России».

Выполнила: Матвеева Ольга Александровна

Москва, 2021

Тема урока:  кто такие рыбы?

Цель урока:  формирование у детей первоначального представления о рыбах как о части животного мира, познакомить с общими признаками и разнообразием рыб.

Тип урока: первичное предъявление новых знаний.

Задачи урока: Изучить внешнее строение  и отличительные признаки рыб. Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи. Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания. Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Дидактические: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; приводить примеры речных и морских рыб, развивать умение детей работать с учебником; расширение кругозора детей.

Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Развитие  умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя,. Развитие познавательных процессов учащихся (внимание, память, мышление, восприятие, эмоции, речь) через наблюдение, анализ, систематизацию полученной информации. Развивать способность работы в парах и группах.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе

Инструментарий урока: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Окружающий мир», раздаточный материал,  конверты с частями паззла из бумаги.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Дети узнают, что рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуей; изучат внешнее строение рыб, научатся узнавать рыб на рисунке; научатся  приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;  научатся описывать рыб.

Познавательные и исследовательские: ученики научатся  извлекать нужную информацию для ответов на вопросы  при слушании учителя, самостоятельно её находить в материалах учебника (рассматривать изображения, читать текст) и презентации. Для  решения учебных задач ученики совершат операции анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения и выводы. Предоставлена возможность выдвигать  гипотезы  и предположения. Смоделируют строение чешуи рыбы с помощью кружочков из фольги.

Регулятивные: ученики научатся планировать и контролировать свои действия; будут действовать по плану, научатся  понимать, принимать и сохранять учебную задачу урока, стремиться её выполнить; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в паре; вступать в диалог с учителем, одноклассниками; оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; слушать и принимать мнение одноклассников.

осознавать необходимость бережного отношения к природе; развивать познавательный интерес к новому учебному материалу, положительное отношение к учебной деятельности; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе, участие в физкультминутках (профилактика утомления).

Организационная структура урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе и откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.

Вот послушайте стихотворение

— Мотылёк, мотылёк,

Сядь поближе

На цветок.

— Я не сяду

На цветок:

У тебя

В руке сачок.

— Мотылёк, мотылёк,

Я тебя ловить

Не стану,

Подойду поближе,

Гляну,

Посчитаю, сколько ног

У тебя, мотылёк.

— Я и сам

Могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять...

Сосчитаю, сколько ног,

Без тебя, дружок!

Учитель: «Сколько же ног у мотылька?

А к какой  группе животных относится? Кто такие насекомые?. 

- А Мудрая Черепаха тоже приготовила вам вопросы. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши, если нет – то топаете ножками.

 1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка?

2. Муха – это насекомое?

3. У насекомого 8 ног?

 4. Божья коровка спасает растения от тли?

 5. Паук – это насекомое?

 6. Гнездо осы похоже на большой шар?

 7. У бабочки 6 крыльев?

На прошлом уроке мы был в гостях у насекомых. Давайте узнаем к каким животным мы идем в гости сегодня! Откройте конверты, которые лежат на столе, с картинками выйдете к доске.  А теперь, и вы должны собраться по группам с одинаковыми признаками (насекомые, цветы, рыба).

- Назовите, на какие группы вы разделились

- Как вы думаете, кто лишний?

- Почему?

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

(Ответы детей.)

Настраиваются на урок и освоение материала Слушают  и анализируют стихотворение, отвечают на вопросы учителя,  выполняют указания учителя, сравнивают картинки.

Ответы детей  (6 ног)

Ученики выполняют поставленную задачу

Ученики выходят к доске, образуют  группы  с изображением насекомых, цветов и 1 ребенок с карточкой рыба.

Ответы детей (рыба)

О рыбах

Время:5 мин

Форма: фронтально, групповая работа

Метод: словестный, наглядный, практический

 

ПознавательныеУУД:

анализ, классификация, обобщение, вывод

Личностные УУД: Личностные: мотивация к учебной деятельности , личного смысла учения, эмоциональный настрой.

Регулятивные УУД:

организовывать свое рабочее место, контроль своих действий

Коммуникативные УУД : умение работать сообща, диалог  с учителем

Актуализация знаний

Детям предлагается

первое задание на с. 34 учебника («Вспомните, каких

рыб вы знаете»). Учитель

просит детей внимательно слушать друг друга и постараться запомнить, какие примеры будут приведены. Учитель записывает ответы детей на слайд презентации. Если кто-то из учащихся назовёт животное, не относящееся

к рыбам (например, кита, дельфина, кальмара), не  сразу исправляет ошибку. Сказать, что кое-кто из ребят ошибся, а кто именно, мы узнаем позже.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания

Форма: фронтально

Метод: словестный

КоммуникативныеУУД: диалог с учителем, высказывание своего мнения

Постановка проблемы. Постановка цели и задачи

А теперь нам предстоит ответить на

другой вопрос. Какой?

Вот послушайте одну историю.

На утренней заре Муравей встретил, спешащую куда-то,

Черепаху.

— Куда ты торопишься?

— Я спешу к реке, хочу увидеть рыб.

— Рыб? Я живу в лесу и не знаю, кто такие рыбы.

Ребята, вот и новый вопрос Муравьишки: «Кто такие

рыбы?» Попробуйте на него ответить».

Ребята, а вы уже догадались,  в гости к каким животным мы сегодня отправится, и что мы сможем о них узнать?

Мы познакомимся  с особенностями внешнего строения  и разнообразием рыб,; научимся  приводить примеры речных и морских рыб. Узнаем много интересных фактов. Все готовы к новым открытиям?

Ученики слушают рассказ

Отвечают на вопросы (к рыбам, узнаем о жизни, о строении, о видах…)

Ответы детей.

Время: 5 мин

Форма: фронтально

Метод: словестный

Регулятивные УУД : научиться понимать, принимать и сохранять учебную задачу урока, стремиться её выполнить

КоммуникативныеУУД: диалог с учителем

ПознавательныеУУД: анализ, вывод

4.Открытие нового знания.

 

На интерактивную доску: Презентация на тему: «Кто такие рыбы».

А начнем мы свой путь в гости к рыбам с загадок. (учебник с.34). А загадки эти не простые. Отгадки на них подскажут, по каким признакам

можно отличить рыб от других животных. Итак, отгадываем первую загадку. Что нам подсказывает отгадка?

Отгадываем вторую загадку. Что нам подсказывает отгадка?

Давайте обобщим, О каких признаках рыб говорится в загадках?

Вот мы и ответили на вопрос: «Кто такие рыбы и как можно отличить рыб от других?

«Кто же из ребят ошибся, когда мы перечисляли рыб? Почему вы так думаете?»

А мы с вами подошли к водоему и видим рыбу. Посмотрите на экран (слайд презентации),  давайте хором назовем части рыбы. Учитель показывает части тела и дополняет рассказом о функциях каждой из частей.

Голова. Зачем рыбе голова?

Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.

Плавники.  Как вы думаете, зачем рыбе плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать).

А зачем хвост? Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.

Под жаберной крышкой расположены жабры.

- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры?

Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает.

Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

Отвечают на вопросы учителя, разгадывают загадки,

что рыбы — водные животные

тело рыб покрыто чешуёй

живут в воде, есть чешуя

Называют  хором части рыбы.

Ответы детей (что бы держаться в воде, рулить, плавать)

Для дыхания

Время: 10 мин

Форма: фронтально

Метод: словестный, наглядный, практический

ПознавательныеУУД: извлекать нужную информацию при слушании, самостоятельно её находить в материалах учебника,  анализ информации, обобщение, выводы, постановка проблемы, выдвижение  гипотез, строить логическую цепочку рассуждения

Коммуникативные: диалог с учителем, изложение своих мыслей

Регулятивные: Планирование  и контроль своих действий;  действие по плану, научиться понимать, принимать и сохранять учебную задачу урока, стремиться её выполнить

5. Первичное осмысление

-Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыбы, глядя на рыбу краснопёрку. Почему её так назвали?

Рассмотрите рисунок на с.34 и расскажите своему соседу по парте все части  рыбы. Поменяйтесь ролями.

Посмотрите, что изображено на рисунке справа от рыбы (стр.34) ? Я предлагаю вам смоделировать чешую рыб,  используя

подготовленные кружочки из фольги. Чтобы получилась надёжная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определённым образом.  Найдите сами закономерность расположения, чешуек рассматривая рисунок на с. 34 (справа), и попробуют повторить её на модели.

Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу.

Вы здорово стравились с работой, и я предлагаю вам немного отдохнуть и превратиться в Рыболова.

Работа в парах. Ученики рассматривают картинку, показывают и рассказывают друг другу про внешнее строение рыбы

Чешуя рыбы.

Дети моделируют чешую рыбы из кружочков фольги.

Время:10 мин

Форма: фронтально, индивидуальная работа

Метод: словесный, практический. наглядный

Регулятивные: планировать свои действия; действовать по образцу , самоконтроль

Познавательные:   извлечение нужной информации для ответов на вопросы, , устанавливать связи, сравнивать и анализировать

Коммуникативные: 

Диалог с учителем, осуществлять совместную деятельность в паре;

Личностные: участие в творческом, созидательном процессе.

Физкульт-минутка

Физкультминутка «Рыболов». Ребята имитируют движение рыболова:

Рыболов, рыболов

Покажи свой улов!

Я поймал леща большого

И налима – вот такого!

Двух горбатых, полосатых

Окуней и двух линей,

Щуку, карпа, судака…

А в ведерке два малька.

Выполняют упражнения

Время: 5 мин

Форма: фронтально

Личностные УУД:

профилактика утомления

Регулятивные УУД: самоконтроль

Первичное закрепление знаний

- Ребята, мы сейчас сделали физкультминутку про рыболова. А кто такой рыболов?(). Где можно ловить рыбу? (стр. 35, рисунки речных и морских рыб, атлас стр.90)

После этого выполняется задание в рабочей тетради (с. 24, № 1). Рассмотрите рисунки. Каких рыб вы узнали по их силуэтам. Дети работают самостоятельно.  Это задание включает в себя самопроверку

с помощью учебника, после которой  дети закрашивают

кружочки в определённые цвета в соответствии с инструкцией.

-Рассмотрите  рисунки на с.35. Какую новую информацию о рыбах вы узнали?

-Почему рыб называют речными? Морскими?

Как называются  рыбы, изображенные  на левом рисунке? На правом? Попробуйте назвать их (смотреть атлас на стр.90).

- На какие группы вы разделили всех рыб?

- Назовите речных рыб, морских рыб.

А теперь ребята поработаем в группах.

Вспомним правила работы в группах.

Каждая группа получает изображение рыбы в виде паззла, собирает его, приклеивает  на картон и рассказывает  другим группам о своей рыбе по плану из учебника на странице 35.  

Ученики выполняют упражнения в рабочей тетради

Рыбы бывают речные и морские

Отвечают на вопрос

Работают в группе, собирают паззл, рассказывают про свою рыбу.

Форма: индивидуальная работа, групповая работа, фронтально

Метод: словестный, практический, наглядный

Коммуникативные УУД:

диалог с учителем, высказывание своего мнения,

инициативное сотрудничество в решении задачи, поиске и сборе информации. Учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, контролировать действия партнеров.

РегулятивныеУУД: адекватно воспринимать  предложения и оценку товарищей, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, самоконтроль

ПознавательныеУУД:

извлекать нужную информацию для ответов; сравнение, анализ информации, применение на практике, выводы

7. Вторичное закрепление знаний

Возвращаемся к началу урока. Вспоминаем проблему Муравья узнать про рыбы.

Ребята, а давайте вспомним, что  Муравей  нас  просил узнать?

Давайте расскажем ему про какие особенности  этих животных вы узнали на уроке?

Что необходимо рыбам  для жизни в воде?

Давайте покажем эти части тела на схеме (слайд презентации)

- На какие две группы можно разделить рыб?

-Приведите примеры речных,  морских рыб.

Ответы на вопросы учителя

Живут вводе, есть чешуя.

Обтекаемая форма тела, плавники, хвост, жабры, жаберная  щель

Время: 5 мин

Форма: фронтально

Метод: словестный, наглядный

Регулятивные УУД: контролировать и различать способ действия при решении.

ПознавательныеУУД: устанавливать связи, сравнивать и анализировать; строить логическую цепочку рассуждения

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем,

высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; слушать и принимать мнение одноклассников.

8. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающихся.

Проводит беседу по вопросам:

- Мы достигли  цели урока?

-Что сегодня нового узнали на уроке?

-- Что из того, что вы сегодня делали,  вам показалось самым сложным?

- Понравилась ли Вам работа на уроке?

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, если вам было интересно, то раскрасьте рыбку, которая лежит у вас на партах зелёным цветом. А если на уроке вам было трудно и вы мало что запомнили, то раскрасьте её красным цветом и положите вот в этот аквариум. Спасибо за участие в уроке!

Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя.

Время; 5 мин

Форма; фронтально, индивидуальная работа

Метод: словестный, практический 

РегулятивныеУУД:

оценивать свои достижения на уроке, оценка результатов деятельности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...

Технологическая карта по окружающему миру "Наши подземные богатства" 4 класс Плешаков

Технологическая карта по окружающему миру "Наши подземные богатства" 4 класс Плешаков А.А. "Школа России". Работа проводится в группах с использованием  "Атласа - определ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Окружающий мир", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Семейный бюджет»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о структуре семейного бюджет...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;

Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...

Технологическая карта урока окружающего мира «Неживая природа весной»,УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 2 часть;

Цель урока: формирование представления о неживой природе веснойЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о неживой природе весной.2. Формироват...