Технологическая карта урока окружающего мира, «Что такое осадки», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир» , 2 класс,
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кудашева Софья Дмитриевна

Технологическая карта урока окружающего мира,  «Что такое осадки», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир» , 2 класс,

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 02.02.24

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс:

Урок: 4

Время: 13:00-13:40   Кабинет: 221

Студент: Кудашева Софья Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Что такое осадки»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний об атмосферных осадках, как они образуются и какими бывают.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление об осадках, их видами и значением для природы;

2. Проанализировать степень усвоения полученного материала.

Предметные:

1. Приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;

2. Определять виды осадков и их происхождение.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес, внимание;

2. Формировать у обучающихся умения выделять главное, сравнивать, классифицировать.

Личностные:

1. Проявлять интерес к уроку окружающего мира;

2. Проявлять бережное отношение к природе и неприятие действий, приносящих ей вред.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества.

2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

УМК: Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир»: 2 кл: учеб. для общеобразоват. организаций /

Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва – М.: Просвещение, 2014, презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный:

беседа

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Сядьте те, у кого хорошее настроение, теперь сядут те, у кто вкусно позавтракал, теперь сядут те, кто хорошо выспался, сядут те, кто готов начать работу.

  1. Показывают готовность к уроку. Ответное приветствие.

Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Слайд 1.

Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф,И,Г

Словесный: беседа, опрос

Практический: выполнение заданий на карточках.

Внешний контроль

Взаимоконтроль в парах.

1. Повторение пройденного материала

- Обратите внимание, на партах лежат карточки. Прочитайте задание.

- На это задание у вас есть 3 минуты, его нужно выполнить самостоятельно.

- Молодцы. А сейчас обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте по эталону. Если ошибок нет, то поставьте улыбающийся смайлик, если 1-2 ошибки, то нейтральный смайлик, если 3 и более – то грустный смайлик.

-Молодцы, поднимите руки те, у кого нет ошибок, молодцы, опустите. Теперь поднимите руки те, у кого 1-2 ошибки, а теперь у кого 3 и более ошибок. Теперь вы видите, с чем у вас возникли трудности и на что стоит больше обратить внимание.

1. Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

- Заполните пропуски в тексте, используя слова ниже.

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипоте-зу об истинности со-бственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Раздаточный материал 1.

Слайд 2.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я буду показывать на экране картинки, вам нужно понять, что на них изображено.

-Итак, время вышло, что же изображено на картинках?

- Верно, а кто сможет мне сказать, что объединяет все эти слова, явления?

- Отлично, молодцы!

- Давайте прочитаем стихотворение Лады Мельниковой – Осадки.

Солнце утречком и днём

Иссушило водоём.

Влага вся, что испарилась

В облаках жить разместилась.

Тучи с этим не смирились:

Ночью ливнем разродились.

Гром ответил одобреньем

На подобное решенье.

- Исходя из заданий и стихотворения, подумайте и скажите, о чем же мы будем сегодня говорить?

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Что такое осадки». Какую поставим цель для нашего урока? Для этого на слайде слова- помощники:

Узнать…

Научиться…

- А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока. В нём пропущены некоторые слова, давайте их подберём:

План:

1) Узнать о понятии _______ и как они образуются.

2) Выполнить ________ и групповую работу.

3) Сделать _______ о проделанной работе.

- В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

- Все верно!

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Снег, дождь, иней, туман, роса, град.

- Это осадки.

Читают стихотворение.

- Об осадках.

- Узнать о том, что такое осадки.

  Научиться различать виды осадков.

План:

1) Узнать о понятии «осадки» и как они образуются.

2) Выполнить самостоятельную и групповую работу.

3) Сделать вывод о проделанной работе.

Регулятивные:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

Познавательные:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

Слайд 3-8.

Слайд 9-10.

Слайд 11.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Групповая

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение в учебнике.

Приёмы: наблюдение, анализ информации.

1.Открытие для детей новых сведений.

 -Сейчас мы посмотрим видео, как образуются некоторые виды осадков, ваша задача – внимательно слушать, я буду задавать вопросы.

- О каком виде осадок мы посмотрели?

-В какие времена года можно увидеть туман?

- Где образуется роса?

- Где можно увидеть иней?

- Почему скрипит снег?

- Из каких слоёв состоит град?

-Откройте учебник на странице 96, вам нужно будет прочитать текст и ответить на вопрос, в парах расскажите сначала первый вариант второму, затем второй вариант первому как появляются осадки. Но сначала, мы повторим правила работы в парах.

На эту работу вам отводится 3 минуты.

-Чья пара готова нам ответить на вопрос «Что же такое осадки?»

-Давайте посмотрим на картинку на слайде и попробуем угадать, что же это такое?

-Ну раз никто не угадал, попробуйте предугадать, что с помощью него измеряют?

Измеряют осадки с помощью специального прибора, и он называется «Осадкомером».

-Правильно, и сейчас я покажу виды осадкомера: плювирограф и дождемер.

1.Выполняют задания, отвечают на вопросы.

-О тумане.

-Во все.

-На траве и листьях дерева.

- На стекле окна, на ветвях, на решетках, предметах.

-Потому что в снегу их много, снежинки ломаются.

-Из слоёв снега и льда.

1. При разговоре смотри на собеседника.

2. Называй товарища по имени.

3. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

4. Работать должны оба.

5. Один говорит, другой слушает.

6. Своё несогласие высказывай вежливо.

Читают и анализируют текст.

-Осадки – это вода в жидком или твёрдом состоянии, попадающая на землю из воздуха

-Мы не знаем.

-Количество выпавших осадков?

Рассматривают слайды презентации.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Слайд 12

Учебник, стр. 96.

Слайд 13.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный:

беседа.

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

-А сейчас мы поработаем в группах. По 6 групп, на листочках у вас будут понятия, которые мы сегодня с вами проходили и определения к ним, ваша задача- правильно соединить понятие с определением. Но для начала повторим правила работы в группах.

-На это задание у вас есть 5 минут.

1. Читают текст и отвечают на вопросы учителя

1.В группе должен быть ответственный.

2.Работать должен каждый.

3.Один говорит, другие слушают.

4.Свое несогласие высказывай вежливо.

5.Не понял – переспроси.

6.Говорить вполголоса.

Выполняют задание.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Раздаточный материал 2.

Динамическая пауза (1мин)

Танец «Blue Da Ba Dee»

Слайд 14.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

И, П

Словесный:

беседа.

Практический: выполнение заданий на карточках

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации.

Взаимоконтроль

1.Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- А теперь вам нужно будет выполнить тест самостоятельно.

-Тест состоит из пяти вопросов. На тест вам даётся 4 минуты.

-Теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу своего соседа по парте. Эталон изображён на экране. Молодцы, поднимите руки те, у кого нет ошибок, молодцы, опустите. Теперь поднимите руки те, у кого 1-2 ошибки, а теперь у кого 3 и более ошибок.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Вариант 1:

1. а

2. в

3. в

4. в

5. б

Вариант 2:

1. г

2. г

3. а

4. в

5. б

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Раздаточный материал 3.

Включение в систему знаний, повторение

(5-6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, Г

Внешний контроль

Наглядный: презентация.

Практический:

Выполнение задания по карточке.

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Сейчас, я предлагаю вам в парах разгадать кроссворд по сегодняшнему материалу. Пара, которая выполнит задание, поднимает руки и показывает свою готовность к ответу. Не забудьте, что, работая в парах, мы придерживаемся определенных правил, они расположены будут на экране. 

По горизонтали:

1. Вода в жидком или твёрдом состоянии, попадающая на землю из воздуха.

4. Осадки, выпадающие из облаков в виде капель.

5. Жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ.

6. Выпадение снега из облаков.

По вертикали:

2. Мельчайший ледяной кристалл, обычно симметрична. 

3. Выпадение кусочков льда формы, в основном похожая на шар.

7. Капли жидкой воды, выделившейся из влажного воздуха на травке, цветах, листьях.

-Теперь, давайте проверим по эталону, у кого получилось так же? Поднимите руку.

  1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Раздаточный материал 4.

Слайд 15.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы поставленной цели?

-Какой план мы ставили на уроке?

-Все ли пункты плана мы выполнили?

-Посмотрите на последнюю карточку, на них капли с глазками, вам нужно выбрать ту, под которой написано то, как вы сегодня поняли и успели за урок.

- Спасибо за урок. Теперь запишем домашнее задание. Открываем дневники, ищем окружающий мир и пишем: учебник страница 99 пересказ.         

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

- Что такое осадки

- Узнать о том, что такое осадки.

Научиться различать виды осадков.

-Да, достигли.

 

План:

1) Узнать о понятии «осадки» и как они образуются.

2) Выполнить самостоятельную и групповую работу.

3) Сделать вывод о проделанной работе.


-Да

Слайд 16.

Слайд 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира + презентация "Достопримечательности Москвы" (УМК "Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с достопримечательностями города МоскваПланируемые  результатыПредметные:знать понятие «достопримечательность»;знать основные досто...

Урок окружающего мира в 4 классе (система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, учебник Окружающий мир 4 класс часть 2 «Вита-Пресс», авторы Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.) Тема: Климат и природные зоны.

Данный урок позволит конкретизировать понятия"климат", "природная зона"; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимо­связи ...

Конспект урока по окружающему миру + презентация "Жизнь улицы" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о правилах дорожного движения, о роли безопасного поведения на улице.Планируемые результаты:Предметные:Знать правила дорожного движения;Знать правила без...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Теплый и холодный воздух" УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

.Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование знаний о свойствах воздуха в ходе наблюдений и опытов. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме \'\'Эра календаря\'\' (УМК "Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии «эра календаря» и его предназначении.Задачи урокаПланируемые результаты...

Технологическая карта урока окружающего мира, «Закон всемирного тяготения», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир», 4 класс,

Технологическая карта урока окружающего мира,  «Закон всемирного тяготения», УМК Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, учебник «Окружающий мир», 4 класс,...