Технологическая карта урока окружающего мира "Окружающий мир", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «Семейный бюджет»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование представления о структуре семейного бюджета, о правильном планировании семейного бюджета.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить с понятием «семейный бюджет»;
- Познакомить с планированием семейного бюджета;
- Познакомить с правилами ведения домашнего хозяйства.
Развивающие:
- Развивать мышление, память, речь посредством полных ответов на вопросы;
- Развивать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах;
- Развивать умение анализировать результаты своей работы и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к бюджету семьи;
- Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам в процессе учебного сотрудничества;
- Воспитывать аккуратность при работе в тетради.
Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А. 3 класс 2 часть; тетрадь к учебнику, Плешаков А. А. 3 класс 2 часть, видеоматериал (видеофрагмент «Семейный бюджет»), раздаточный материал (самостоятельная работа, кроссворд), учебная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семейный бюджет, 3 класс | 48.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 07.04.2022 Школа: ФГКОУ «СОШ № 138» Класс: 3 Урок: 4 Время: 11:10 – 11:50 | Студент: Костромина Анастасия Вячеславовна Группа: 46 Учитель: Забелина Юлия Владимировна |
Тема урока: «Семейный бюджет»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование представления о структуре семейного бюджета, о правильном планировании семейного бюджета.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить с понятием «семейный бюджет»;
- Познакомить с планированием семейного бюджета;
- Познакомить с правилами ведения домашнего хозяйства.
Развивающие:
- Развивать мышление, память, речь посредством полных ответов на вопросы;
- Развивать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах;
- Развивать умение анализировать результаты своей работы и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к бюджету семьи;
- Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам в процессе учебного сотрудничества;
- Воспитывать аккуратность при работе в тетради.
Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А. 3 класс 2 часть; тетрадь к учебнику, Плешаков А. А. 3 класс 2 часть, видеоматериал (видеофрагмент «Семейный бюджет»), раздаточный материал (самостоятельная работа, кроссворд), учебная презентация.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создает эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята. - Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения. Руки – на месте. Ноги – на месте. Локти – у края. Спинка – прямая. | Здороваются с учителем Занимают свои места | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа | Организует повторение изученного раннее материала с помощью решения кроссворда в парах. – Что такое государственный бюджет? А сейчас у вас на партах лежат конверты, в которых лежит кроссворд. Достаньте его и с соседом по парте разгадайте его. 1.Деньги, которые тратят на те или иные нужды. Проверка. Каждая пара читает по одному заданию и ответ. 6-группа ключевое слово (семья). Что такое семья? – А может ли быть у семьи свой бюджет? Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, а это и есть … семейный бюджет. | Отвечают на вопросы Ключевое слово – семья Группа, живущих вместе родственников. Да, может | Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: умение анализировать М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (познавательные) | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует совместно с учениками тему урока. - Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Какой будет тема урока? Формулирует совместно с учениками цели на урок. - Ребята, а как вы думаете, что мы с вами сегодня узнаем на уроке? - Верно, ребята! Составляет план урока с учениками вместе. - Ребята, но для того чтобы мы с вами узнали все самое интересное на уроке, нам нужно с вами составить план нашего урока. Но посмотрите, он у меня перепутался. Давайте расставим в правильной последовательности. 1. Научиться планировать семейный бюджет. 2.Повторить, что такое государственный бюджет. 3.Узнать, что такое семейный бюджет. Хорошо, молодцы! А какой план пункта мы уже с вами выполнили? | Отвечают на вопросы «Семейный бюджет» Узнать, из чего складывается доход семьи; на что расходуется бюджет семьи, научиться планировать семейный бюджет. 1 .Повторить, что такое государственный бюджет. 2.Узнать, что такое семейный бюджет. 3. Научиться планировать семейный бюджет. Мы уже выполнили 1 план пункта, повторили, что такое гос. бюджет. | П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; М: Научатся составлять план и последовательность действий; | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация Словесный: беседа, учебный диалог Практический: упражнения | Организует формирование представления о понятии «Семейный бюджет» посредством просмотра видеролика. Но для того чтобы узнать, что же это такое, предлагаю вам посмотреть небольшой видеоотрывок. А после просмотра поиграем с вами в игру под названием «Семейный бюджет» | Отвечают на вопросы | П: анализ языкового материла М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; М: саморегуляция | Презентация, учебник, раздаточный материал |
Видеоролик | - Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто? - А деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? А которые расходуют? - Давайте выполним задание, посмотрите на доску. Подумайте, какого слова или словосочетания не хватает в определении? - Кто догадался, ручку на локоток. - ______________ родителей – деньги, которые платят за выполненную работу - Молодец. Давайте познакомимся с определением из словаря. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать рабочим и служащим в соответствии с количеством и качеством труда по заранеедоговоренным нормам, установленным трудовым договором - Дальше. Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? Посмотрите внимательно. Кто может ответить, какого слова не хватает? ___________– регулярное денежное пособие, выплачиваемое государством лицам после достижения пенсионного возраста или же бывшим работодателем вышедшим на пенсию работникам. - Молодец. - А если один из членов семьи студент? __________—постоянное денежное пособие, выплачиваемое учащимся высших и специальных учебных заведений. - Молодец. - Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. Или в малообеспеченных семьях. То что они будет получать? ___________________— деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей или выплачиваемые малообеспеченным семьям. - Молодцы. Кто запомнил все выплаты, которые получают наши семьи? - Молодцы ребята. | Смотрят видеофрагмент Доход Расход Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу Пенсии – регулярное денежное пособие, выплачиваемое государством лицам после достижения пенсионного возраста или же бывшим работодателем вышедшим на пенсию работникам. Стипендия — постоянное денежное пособие, выплачиваемое учащимся высших и специальныхучебных заведений. Пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей или выплачиваемые малообеспеченным семьям. Заработная плата, пенсии, стипендии, пособие. | Л: осознание ответственности за общее дело П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации | Видеофрагмент
Презентация | ||
Динамическая пауза | Практический: повторение движений за учителем | Динамическая пауза Ребята, вы немного подустали. Встанем с вами, разомнёмся. Давайте немного отдохнем и проведем физкульминутку. - Сейчас я буду называть вам фразеологизмы. Если они обозначают что – то ДОРОГОЕ, то вы поднимаете руки. Если некоторые фразеологизмы обозначают что-то ДЁШЕВОЕ, то приседаете. - На вес золота (руки вверх) - За бесценок (приседают) - По божеской цене (приседают) - Как задаром (приседают) - Цена кусается (руки вверх) - Не по карману (руки вверх) - Влетит в копеечку (руки вверх) - С Гулькин нос (приседают) Молодцы, ребята, присаживайтесь! | Выполняют движения Занимают свои места | М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии; | Презентация | |
Первичное закрепление (7-10 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа | Организует работу по пониманию семейного бюджета посредством анализа ситуации, представленной в учебнике. - Прочитайте 2-ой абзац текста на с.75. - Можно ли было избежать такой ситуации? Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. - Обычно взрослые так и поступают. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу что-то вам купить: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Ведь расходы семейного бюджета не должны превышать доходов. - Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. | Читают учебник, анализируют ситуацию Да, можно. Для этого нужно было правильно рассчитать семейный бюджет | П: устанавливать причинно-следственные связи; П: строить логические рассуждении, умозаключения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация, раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная работа | Проводит самостоятельную работу с взаимопроверкой. - Итак, ребята, сейчас мы проверим, насколько вы сегодня были внимательно. Для этого, пожалуйста, возьмите листочки, которые лежат у вас на партах. Здесь представлены 5 вопросов и варианты ответов к ним. Вам нужно обвести в круг правильный ответ. На работу у вас есть 4 минуты. После этого обменяйтесь с соседом по парте и оценить работу друг друга в соответствии с критериями. 1 вариант 1. Выбери, что не относится к доходам семьи. а) зарплата 2. Из чего складывается бюджет: а) из заработной платы, пенсии и стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег. 3. Лучшим считается бюджет, в котором: а) доходы больше расходов б) доходы равны расходам в) доходы меньше расходов. 4. Залог правильного ведения семейного хозяйства - … а) собственное жильё; б) план семейных доходов и расходов; в) равномерно пополняющийся семейный бюджет; 2 вариант 1. Обозначь доход студента. а) зарплата 2. Деньги, которые тратятся из бюджета это: в) доходы; б) расходы; а) прибыль. 3. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды: а) доходов; б) расходов; в) гонорара. 4. Подумай, от какой статьи расходов человек может отказаться. а) питание Поднимите руки те, у кого нет ошибок. А у кого 1 ошибка? У кого 2? А у кого три и более? - Как вы думаете, почему вы допустили здесь ошибки? | Выполняют самостоятельную работу Оценивание Взаимопроверка 1 вариант 1 – б 2 – а 3 – а 4 – б 2 вариант 1 – б 2 – б 3 – а 4 – в | М: саморегуляция М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять контроль по результату действия; | Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Практический: упражнение | Организует работу по продолжению изучения семейного бюджета. У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет. Лекарства. – Так, на что расходуется семейный бюджет? – А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма у вас получилась. Лекарства – 2 монеты. (С помощью калькулятора считают сумму, учитель фиксирует её на доске.) – Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 монет. Доходы = расходам. Доходы > расходам. Доходы < расходам. – Какая формула будет наилучшей? – На чём мы можем сэкономить? Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. – И так, что мы сейчас составили? – Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье. – А для чего он нужен? Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. – А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? – А непредвиденные расходы? К нам в школу пришли телеграммы “Прошу помочь!”. Послушайте. 1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор. – Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Организует запись домашнего задания в дневники - А сейчас, пожалуйста, откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Прочитать в учебнике стр. 75 – 78. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ответы детей Добропорядочные граждане должны в первую очередь оплатить все налоги, платежи. Если экономия – отложим сбережения, План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет. А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Лотерея, премия. Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок. Записывают домашнее задание | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками П: устанавливать причинно-следственные связи; М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; | Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание. - Кто напомнит тему нашего урока? - Какая была цель? Достигли мы её? - Какие возникали трудности? – Что такое семейный бюджет? – Для чего нужен семейный бюджет? - Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. На экране вы видите лестницу успеха. Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас остались вопросы, то ваш человечек на ступеньке посередине. - Есть ли у нас сегодня такие ребята, у кого человечек на самой нижней ступеньке? - Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы! | Отвечают на вопросы Семейный бюджет Узнать, что такое семейный бюджет. Научиться планировать его. При выполнении заданий/ не возникало трудностей План доходов и расходов семьи. | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация, раздаточный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"
Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока окружающий мир 4 класс "Животноводство в нашем крае"Плешаков А.А. Школа России
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе с использованием цифровых технологий...
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс "Школа России" "Что такое экономика"
Технологическая карта...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...