«Актуальные технологии выбора профессии: система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»
статья по окружающему миру (1 класс)

Скрыль Ирина Алексеевна

Работа по профориентации активно ведется в средней и старшей школе. Знакомство с профессиями в начальной школе готовит ребенка к выбору будущей профессии и обеспечивает преемственность в профориентационной деятельности. В начальной школе профориентационная деятельность ведется на уровне знакомства с различными профессиональными направлениями, учителю важно расширять спектр представлений о профессиональной среде, показать многообразие профессий. Дети «примеряют» на себя роль врача, повара, строителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Статья

«Актуальные технологии выбора профессии:

система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»

Составитель:

Скрыль И.А.

Должность:

Учителя начальных классов

Санкт-Петербург

2024

Авторы: Скрыль И.А.

Место проведения: Гимназия №441 Фрунзенского района СПб

Профессиональная среда: Безопасная среда, комфортная среда, здоровая среда

Наименование профессионального направления: врач, повар, строитель, сантехник, автомеханик, водитель.

Формат проведения: внеурочная деятельность

Длительность проведения: 40 минут

Возрастная категория: 1 класс

2. Содержание занятия

Введение

Работа по профориентации активно ведется в средней и старшей школе. Знакомство с профессиями в начальной школе готовит ребенка к выбору будущей профессии и обеспечивает преемственность в профориентационной деятельности. В начальной школе профориентационная деятельность ведется на уровне знакомства с различными профессиональными направлениями, учителю важно расширять спектр представлений о профессиональной среде, показать многообразие профессий. Дети «примеряют» на себя роль врача, повара, строителя.

Цель:. Расширить представление о профессиональных сферах «Человек-Человек» и «Человек-Техника», информируя  обучающихся о деятельности представителей «знаковых» профессий этих областей и знакомя с инструментами их труда.

Задачи:

  1. формировать представление детей о профессии.

2.Учить детей находить орудие труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии, определить место работы изученных профессий.

3. Показать важность труда в любой профессиональной деятельности.

4. Развивать внимание, память, речь.

1. Организационный этап

Задачи этапа: подготовить учащихся к работе на занятии, создать положительный эмоциональный настрой.

Учитель:

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

(звучит спокойная музыка)

- Ребята! Вот вы и стали учениками и учитесь в школе! Скажите, а для чего нужно хорошо учиться? ( Варианты ответов детей: чтобы стать грамотным и образованным человеком, чтобы в будущем обеспечить себе возможность заниматься интересным, любимым делом, получить профессию).

 Сегодня мы совершим с вами путешествие по станциям Страны Профессий. Итак, отправляемся в путь! 

2. Мотивационный этап (учитель задает различные вопросы, направленные на осознание важности труда разных профессий).

Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю на минутку задуматься, что значит жизнь человека без работы, без труда. Представьте себе, что и дома, и на работе никто ничего не делает, все отдыхают на заводах и фабриках, в больнице и в магазине. 
- Что будет, если решит отдохнуть строитель? 
Дети:
Выдвигают свои версии. Например: Не будет домов, и людям не где будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут. 
Учитель: не вышли на работу врачи? (все заболеют и некому будет помочь)
Учитель:  Правильно ребята. Жизнь не возможна без труда. 


Ученица: Какие на свете профессии есть? 
Их много, их море, их просто не счесть: 
Учитель, водитель, врач, адвокат, 
Политик, чиновник и депутат, 
Бухгалтер, банкир, композитор, поэт, 
Юрист, парикмахер, разносчик газет… 
Их много, их море, их просто не счесть! 
Все важные в мире профессии есть!

3.Постановка цели, тема урока:

Учитель: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Ученики: Предлагают варианты.

Учитель: Мы будем говорить о мире профессий, а также поучаствуем в интересных конкурсах.

4. Словарная работа. А начать я предлагаю со значения слова профессия..

А что значит слово «профессия»?

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

5. Актуализация

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему появились разные профессии?

Ученики: Предлагают версии.

Учитель: Один человек не в состоянии справиться со всем тем, что ему необходимо сделать для того, чтобы жить. Поэтому уже с древних времен возникло разделение труда и появился многообразный мир профессий.

6. Оперционно-деятельностный этап 

1) Игра «Разные профессии»

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Разные профессии». Вам надо закончить предложение.

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

Поезд водит… (машинист).

Пашет поле… (тракторист).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Нарисует нам… (художник).

Сапоги сошьёт… (сапожник).

Рыбу ловит нам… (рыбак).

Служит на море… (моряк).

Песни нам поёт… (певец).

Торговлей занят… (продавец).

Кто всё знает - молодец!

2) Игра «Профессиональное лото»

Работа в группах.

За каждый правильный ответ команда получает жетон. Побеждает та команда, которая набрала больше жетонов.

У нас 2 команды. Каждая команда должна выбрать профессию и определить, какие предметы нужны человеку Этой профессии.

Приглашаю капитанов команд выполнить задание.

Рис 1.

А чем же занимаются люди этой профессии?

Отвечают дети.

3) Игра «Лабиринт». ( ориентирование на листе бумаги, математическое задание)

У каждой команды на столе лежит лабиринт. Я даю одну минуту на то, чтобы вы прошли этот лабиринт и помогли члену своей команды у электронной доски используя слова( ВВЕХ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВЛЕВО) Каждая команда по очереди.

Молодцы!

Рис 2.

4) Игра «Найди место словам»

У вас на столе лежит карточка, в которой слова не могут найти свое место. Помогите словам найти свое место. Приклейте нужные слова на свободное место в тексте.

Это ___________________ .

В своей работе он использует _____________________,  _____________________, ____________________, _____________________.

Всё это хранится в аптечке.

 Он одет в _______________________________   .

Доктор _____________________ людей.

доктор        шприц      таблетки      фонендоскоп    бинт

белый халат            лечит

Это ___________________ .

В своей работе он использует _____________________,  _____________________, ____________________.

На нем надета  ___________________________  и      _________________   .

Повар _________________  вкусную еду.

повар      кастрюля     поварешка   овощи  

поварская шапочка        фартук    

Итак первая команда, что у вас получилось?

Вторая команда.

Молодцы!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Закрепление

 Игра «Тайна письма» Работа в парах.

Пока вы, ребята, отдыхали, нам в класс принесли 2 письма из детского сада.

Дети не могут составить картину. Поможем им? У каждой команды лежат карточки представителей профессии и педметы, которые они используют в своем труде. Ваша задача раскрасить карточки. На выполнение этого задания я даю вам три минуты. Распределите работу в команде в парах. Начали.

 Взгляните на доску. Приклейте свои карточки туда, где могут работать эти люди. Назови профессию.(ВЫПОЛНЯЮТ)

МОЛОДЦЫ! ХОРОШО ПОТРУДИЛИСЬ!

8.Рефлексия

1) Содержательная рефлексия:

Закончите предложение:

Если бы я был ___________(выберите профессию), я бы ______________(предложить какие-то варианты на выбор)

Кем бы вы хотели быть?

Поделитесь своими идеями в парах

2) Эмоциональная рефлексия

Но картина получилась не полной. У меня на столе лежат лучики от солнышка и капельки от тучи. Если вам понравилось занятие, возьмите лучик и прикрепите его к солнышку, а если не понравилось, возьмите капельку и прикрепите к тучке. СПАСИБО за яркий солнечный день!

9. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод: что все работы хороши - выбирай на вкус! Я думаю, когда вы вырастете, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но помните, что любая профессия нужна и важна!

А теперь наша картина оживет, если вы правильно закончите фразу из стихотворения С.Я. Маршака « Все профессии…………,

Все профессии …………….»

На электронной доске появляется мультипликационный фильм с песней о профессиях из которых дети составляли картину.

Песня: "Все профессии важны" (исполнитель: Навигатум)

Строитель очень скоро новостройку возведет,

И уже на новоселье грузчик мебель нам везет!

Его старенький фургон починил автомеханик,

А механику сантехник починил на кухне краник

А сантехнику продал продавец на завтрак пряник

Вкусный пряник, что испек веселый повар!

Все профессии нужны

Все важны и служат людям

И вы когда-нибудь должны

Выбрать ту,

что вашей

будет………

Занятие окончено.

Материально-техническое оснащение занятия: ноутбук, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах (иллюстрации с изображениями разных профессий, раздаточные карточки), наглядный материал (презентация).

Используемые электронные ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/interaktivnaja-igra-v-mire-profesii.html

https://youtu.be/-KrJsd6xwiM

https://youtu.be/YVNCcjIsXHE

Рис 3. Фотография игры на закрепление «Тайна письма»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие подготовки школьников к выбору профессии

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональное диагностирование обучающихся, институциональная программа «Профессиональное самоопределение школьников»...

Система психолого-педагогического сопровождения учащихся выпускных классов в подготовке к осознанному выбору профессии

В данном опыте показана система профориентационной работы с учащимися выпускных классов. Подобран материал для создания портфолио выпускника. Есть материалы к страничке для родителей....

"МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР" программа по профессиональному самоопределению

       Профессиональная ориентировка воспитанников детского дома является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – ...

Статья "Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся"

Заниматься профориентацией в школе необходимо в ходе преподавания каждого предмета, не нарушая его логики и смысла. Современный преподаватель не имеет права оставаться в стороне от решения этой важной...

Организация профориентации младших школьников, как путь к самоопределению и выбору профессии

В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому человеку необходимо владеть информацией о себе, о мире профессий, о экономической ситуации ...

Выступление на заседании педагогических идей «Организация профориентации младших школьников, как путь к самоопределению и выбору профессии».

В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому человеку необходимо владеть информацией о себе, о мире профессий, о экономической ситуации ...