Система психолого-педагогического сопровождения учащихся выпускных классов в подготовке к осознанному выбору профессии
статья на тему

В данном опыте показана система профориентационной работы с учащимися выпускных классов. Подобран материал для создания портфолио выпускника. Есть материалы к страничке для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proforientatsiya.zip123.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Система психолого-педагогического сопровождения

учащихся выпускных классов в подготовке к осознанному 

выбору профессии»

1.Нормативно-правовая база

           Базой, необходимой для организации профориентационной работы в образовательном учреждении, являются следующие документы нормативно-правового характера, принимаемые на различных уровнях.

Об образовании /Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 №13-П, Федеральными законами от 27.12.2000

№150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ, от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 23.12.2003 №186-ФЗ, от 17.12.2009 №313-ФЗ)/;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р/;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. /Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р/;

Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации /Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636/;

О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации /Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 №7/1/:

Приложение 1. «Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации»;

Приложение 2. «Статус практического психолога службы практической психологии образования»;

Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1/;

Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости /Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д)/;

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783/;

Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения /Приказ министерства образования РФ от 26.06.2003 №2757/;

Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год /Письмо министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157 ин/13-03/;

Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089/;

Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования /Приказ министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312/;

Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 26.10.2004 № 101/;

О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих /Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 20.04.2001 №35;

О сертификации методических материалов по профориентации /Письмо ФСЗ РФ от 26.07.94 №П-3-11-906/

Об использовании этических норм профконсультанта службы занятости /Письмо ФСЗ РФ от 15.09.94 №С-3-8-31/.

2.Осуществление психолого-педагогического сопровождения

учащихся выпускных классов

             М.Р. Битянова определяет психолого-педагогическое сопровождение как «ценностное основание работы психолога с ребёнком, адекватный метод психологической работы в школе, и, наконец, организационная модель деятельности школьного психолога».

             Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение учащихся выпускных классов необходимо помнить, что в данном возрасте для ребят наиболее актуальным становится вопрос профессионального самоопределения.

             Исходя из этого, цели психологического сопровождения:

  • ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда,
  •  помощь в профессиональном самоопределении,
  •  развитие представлений о своем будущем,
  • знакомство с основами  осознанного выбора профессии,
  • повышение мотивации к выбору рабочих профессий,
  • информирование о возможностях и путях получения профессионального образования.

             Задачи психологического сопровождения:

  • сформировать положительное отношение к труду;
  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

              Основные направления:

  • Профессиональная информация.
  • Профессиональное воспитание.
  • Профессиональная консультация.

           Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

          Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

           Профессиональное консультирование –  изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

            Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

           Важно помнить, что психолого-педагогическое  сопровождение  принесёт пользу только тогда, когда к этой работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность –  психолого-педагогическое сопровождение  не должно ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Оно ведётся с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

           Руководителями психолого-педагогического сопровождения являются:

  • Педагог-психолог школы;
  • Заместитель директора по воспитательной работе;
  • Классные руководители;
  • К проведению бесед по профориентации могут привлекаться родители учащихся школы, представители городской службы занятости, а также люди разных профессий.

          Работа проводится в форме индивидуальных и групповых консультаций:

  • рассказ об основных составляющих выбора профессии (Хочу, Могу, Надо);
  • рассказ о рабочих профессиях «Все профессии нужны, все профессии важны»;
  • рассказ о профессиях сельского хозяйства;
  • рассказ о профессиях сферы бизнеса;
  • экспресс-диагностика для выявления профессиональных предпочтений и особенностей характера или темперамента с использованием различных методик;

Кроме этих форм используются также:

  • Психологические семинары  для учащихся;
  • Встречи с представителями разных профессий, а также службы занятости;
  • Посещение районной ярмарки учебных мест;
  • Экскурсии на предприятия города и района согласно плану креативной работы школы.
  • Сочинения по профориентационной тематике, например «Мои увлечения»; «Уважаемые профессии»; « Трудовая династия моей семьи»; «Моя мама – врач» и др.
  • Конкурсы рисунков по профориентационной тематике, например «Когда я стану взрослым…»; «Профессия и современность»;
  •  Показ видеофильмов о предприятиях города (района);
  • Выставка литературы о профессиях;
  • Использование профориентационного материала на уроках.

           Хорошо, когда в школе проводятся специальные курсы, направленные на формирование осознанного выбора профессии.

          Например,

  • «Компас в мире профессий» (9 класс);
  • «Моё будущее»  (9-10 классы);
  • «Формула будущей профессии»  (9-10 классы).

          Одной из актуальных форм работы в последнее время является работа с портфолио выпускника.  

           Работая с детьми нельзя забывать о том, что большое влияние на выбор профессий оказывают родители. И, к сожалению, нередко, «желая добра» своим детям, они не учитывают склонности, интересы и возможности самих детей. Значит, необходима также и работа с родителями старшеклассниками.

           Для учащихся 11 класса можно использовать методику «Скорая помощь», автором которой является психолог Г.В.Резапкина.

Предлагаемая методика «Скорая помощь в выборе профессии» сочетает основные компоненты профориентационной работы: профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка. Вся работа занимает два урока и дает возможность определить или уточнить, насколько верно ученик выбрал профиль обучения.

Работа проходит в форме групповой профконсультации. Каждый учащийся получает два бланка: анкету «Скорая помощь в выборе профессии» и опросник профессиональных склонностей. В ходе работы или после её окончания дети обращаются к психологу за необходимыми разъяснениями.

Существует ещё одна форма работы – фестиваль профессий. Её целью является расширение знаний школьников о профессиях. Данная форма имеет место в 8-9 классах.

Фестиваль представляет собой систему профориентационных мероприятий, направленных на оказание помощи учащимся 8-9-х классов в выборе профиля обучения. В ходе фестиваля представлены следующие направления профориентационной работы:

  • информационное, которое предполагает знакомство учащихся с понятиями «профессия», «квалификация», с миром профессий и системой профессионального обучения;
  • диагностическое, позволяющее определить склонности и интересы школьников;
  • творческое, представляющее исследовательскую и художественно-музыкальную деятельность ребят.

Фестиваль проводится в три этапа. На первом организуются мероприятия в классных коллективах. Второй этап – это общешкольный праздник «Фестиваль профессий». И, наконец, третий представляет собой цикл классных часов на различные профориентационные темы.

Список литературы

  1. Аблогина С.Л.  Сценарий игры - телепередачи "Человек и профессия. // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 47-56.
  2. Баранова Н.А. Классный час - практикум "Мы выбираем" // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 26-36.
  3. Безвенюк Н.Н. Профориентационная работа в начальной школе. // Управление начальной школой. - 2009. - № 10. - С. 57-63.
  4. Белькова, Т.А. Программа «Я делаю свой выбор» (организация профориентационной работы с выпускниками) // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе . - 2010. - № 7. - С. 99-105.
  5. Веснина Н.И. Классный час "Образование и формирование жизненных планов", "Если хочешь стать боссом".// Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 3-15.
  6. Глазырина Е.А. Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся. // Школа и производство. - 2009. - № 3. - С. 7-9.
  7. Дъячкова О.Ф. Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры", "Что может помочь в планировании карьеры".// Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 15-19.
  8. Егорова, А.П. Классный час по профориентации "Проблема выбора профессии", классный час по профоритенации старших школьников "Темперамент"// Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе . - 2011. - № 7. - С. 59-74.
  9. Иванова, А.М.  Организация работы на профориентационным проектом // Школа и производство. - 2011. - № 6. - С. 10-12.
  10. Михеенко, О.Е.  Проблемы профориентационного консультирования с точки зрения психолога // Школа и производство. - 2011. - № 7. - С. 19-22.

Приложение

Курс «Компас в мире профессий»

Учебно-тематический план – 13 часов

Тема

Кол-во часов

1

Мотивы выбора профессии. Профессиональный план. (С использованием методики «Мотивы выбора профессии» и игры «Эпитафия»)

2

2

Карта мира профессий. Изучение карты с использованием профигры «Яблоня»

1

3

ДДО «Я предпочту» или опросник «Ориентация»

1

4

Профессиограммы. Урок-тренинг (составление профессиограмм при помощи мозгового штурма)

1

5

Требования профессии к человеку

1

6

Типичные ошибки при выборе профессии

1

7

Здоровье и выбор профессии. Анкета здоровья

1

8

Медицинские противопоказания к профессии. Профпригодность

1

9

Тест Холланда

1

10

Карта интересов

1

11

Зачётное занятие. Защита рефератов

1

12

Тренинг «Ответственность за свой выбор»

1

Курс «Психологические секреты выбора профессии»

Учебно-тематический план – 12 часов

Тема

Кол-во
часов

1

Представление о себе, методика «Кто я?»

1

2

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работы над ней

2

3

Секреты выбора профессии («Хочу» – «Могу» – «Надо»)

1

4

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

1

5

Темперамент в становлении личности

1

6

Эмоциональные состояния личности, их функции в профессиональной деятельности

1

7

Волевые качества личности и их роль в процессе принятия профессиональных решений (Методика «Вол»)

1

8

Определение коммуникативных и организаторских способностей (Методика «Кос»)

1

9

Умение слушать. Определение эмпатийных тенденций. (Тест Юсупова)

1

10

Поведение человека в конфликтной ситуации (Тест Томаса «Внимание, конфликт!»)

1

11

Постановка правильной цели – залог успеха в профессиональной деятельности

1

Курс «Моё будущее»

Учебно-тематический план – 12 часов

Наименование тем

Количество

часов

1.

Мир профессий.

1

2.

Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения.

1

3.

Межличностное взаимодействие.

1

4.

Роль жизненных ценностей при выборе профессии.

1

5.

Определение собственных целей.

1

6.

Развитие умений по принятию решений.

1

7.

Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности.

1

8.

Умение учитывать свои способности при выборе профессии.

1

9.

Составляющие успеха.

1

10

Я глазами других.

1

11

Планирование профессионального пути.

1

12

Выбор профессии.

1

Курс «Формула будущей профессии»

Учебно-тематический план – 12 часов

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды и

формы

деятельности

Формы оценки

результатов

1

Знакомство

2

Тренинг

Рефлексия, эксперимент: результаты работы в режиме мозгового штурма

Блок психологического просвещения

2

Свойства личности
и профессиональная деятельность

2

Интерактивная лекция, тестирование

Рефлексия, результаты психологического тестирования,

конспект лекции

3

Классификация
и рынок профессий

2

Семинар-тренинг, тестирование

Рефлексия, результаты психологического тестирования,

конспект лекции

4

Мотивы выбора
профессии

2

Тренинг

Рефлексия, эксперимент: результаты работы в режиме мозгового штурма, сочинение (темы см. ниже)

Блок моделирования индивидуального пути предпрофильной подготовки

5

Учет требований профессии. Способности, склонности и рынок труда

2

Тренинг

Рефлексия, результаты самодиагностики, конспект

6

Куда пойти учиться?

2

Деловая игра

Модель индивидуального пути предпрофильной подготовки

Методика «Скорая помощь в выборе профессии»

  1. Мотивационная беседа
  2. Анкета «Скорая помощь в выборе профессии»
  3. Оценка профессиональных склонностей школьников

(модификация опросника Йовайши)

Информация для «Портфолио выпускника»

Уважаемые ученики!

           После 9 класса у вас есть возможность сконструировать несколько вариантов образовательных маршрутов. Представьте их в виде таблицы. Выбор варианта записывайте не реже одного раза в период самоопределения), границы периода определи сам: например, это может быть триместр или четверть) и окончательно – в конце года.

       Инструкция:  закончите предложение, поместив ответ в соответствующую графу таблицы:

    После 9 класса я хочу пойти…

Варианты выбора / периоды самоопределения

1
период

2

 период

3

период

4

период

Окончательный

выбор

1. 10 класс

а) инженерно-технический профиль

б) социальный

профиль

в) биолого-химический

профиль

г) художественно-эстетический профиль

д) напиши название

другого профиля

_____________________

2. 10 класс другой школы

напиши название выбранного профиля

_____________________

3.Профессиональное

 училище или лицей

(название, профессия, специальность)

4. Колледж, техникум

(название, профессия, специальность)

В зависимости от вашего выбора, итоговая аттестация за 9 класс может быть различной:

– если вы решили участвовать в конкурсе в 10 класс лицеев г. _______________,  то готовьтесь к тестированию по предметам.

     –   если вы решили не участвовать в конкурсе, то наряду с обязательными экзаменами, вам предстоит сдавать экзамен по выбору  в  определенной форме.

ЭТИ СТАТЬИ  НАПИШИ САМОСТОЯТЕЛЬНО
И ОБСУДИ С ТОВАРИЩАМИ

Профессиональное самоопределение – это ______________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Рынок труда – это __________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Безработица – это __________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Профессиональные ценности – это ___________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Какие ещё статьи нужны в словарике девятиклассника? Определи их и объясни  значение этих слов?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

КЛАССЫ ПРОФЕССИЙ

Внутри каждого типа профессий выделяются классы в соответствии с целями труда. В общем виде все цели сводятся к трем:

Г – гностические (узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, поверить, оценить);

    Пр – преобразующие (любые воздействия на предмет труда с целью его изменения);

     И – изыскательские (изобрести, придумать, найти новое решение).

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЧКА «Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО…»

После окончания 9 классов вы получаете аттестат об основном  общем образовании. Если продолжите обучение в школе,  училище, лицее, техникуме или колледже, вы можете получить аттестат о  полном среднем образовании.

Однако в училище, лицее, колледже или техникуме вы приобретаете еще и профессию и получаете диплом о профессиональном образовании.

Училище (ПТУ): срок обучения 3 года, диплом о получении начального профессионального образования.

Профессиональные лицеи также обеспечивают повышенный уровень подготовки и выдают  диплом начального профессионального образования.

Техникумы и колледжи  выдают диплом о среднем профессиональном образовании. Колледжи и многие техникумы, как и лицеи, проводят обучение совместно с Вузами и обеспечивают эффективный путь к получению высшего образования.

При поступлении сдаются экзамены или проводится тестирование и собеседование. Юноши получают отсрочку от армии.

Почти во всех названных учебных заведениях работают подготовительные курсы, занятия на которых начинаются в разное время, по мере комплектования групп. Целесообразнее всего поступать на курсы в октябре. Абитуриенты, занимающиеся на курсах, имеют больше шансов поступить по выбранной специальности. Многие профессии в колледжах пользуются такой популярностью, что конкурс на них достигает 4–5 человек на место.

Таким образом, если вы собираетесь получить высшее образование, и уверены в правильности сделанного вами профессионального выбора,  вы можете спроектировать свой образовательный маршрут в среднее профессиональное учебное заведение.

Подробную информацию о каждом профессиональном учебном заведении можно получить в специальных справочниках, которые продаются в книжных магазинах; а также на выставке «Образование и карьера».

«МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЗНАКОМСТВА
С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ»

После встречи с представителем профессионального учебного заведения (колледж, лицей, техникум и др.) занесите свои впечатления, учитывая следующую систему обозначений:

2 балла – очень заинтересовался

1 балл – немного заинтересовался

0 баллов – не заинтересовался

 

Дата, время

Название учебного заведения,
телефон

Ф. И. О.

представителя

Степень
моего
интереса

Какая профессия заинтересовала

1

2

3

4

5

6

Как вы знаете, общественное производство представлено различными видами труда, профессиями (их более 40000). Однако среди них есть такие, которыми занимается большинство, – массовые (сельхозрабочий, строитель, шофер и др.), а есть и такие, которые представлены единицами – редкие (ювелир, настройщик музыкальных инструментов и др.). Это – общественное разделение труда, отражающее социальный заказ на рабочую силу.

Система разделения труда в обществе создает рынок труда. Поэтому профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение. Поэтому, жизненные потребности людей и общества диктуют свои правила выбора профессии – фактор «надо».

Книги – твой компас в профессиональном самоопределении!

Что стоит прочитать?

1. Климов Е. А. Как выбирать профессию. –М., 1991.

2. Выбор профессии. – Пермь, 2004.

3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: Словарь. – М., 1999.

4. Карьера. Справочник для выпускников и всех кто выбирает профессию. Выпуск 1. – Пермь, 2003.

5. Энциклопедия. Выбор профессии. – М., 2003.

6. Психология популярных профессий. – СПб., 2003.

7. Тигер П. Д. Делай то, для чего ты рождён: Путь к успешной карьере через самопознание. – М., 1996.

Дорогой друг!

Ты нашёл отличные книги, журнальные статьи, сайты. Продолжи для друга список литературы…

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
«РЕЙТИНГ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

Название профессии или специальности

Ранг

Название учебного
заведения, адрес, телефон

Рейтинг учебного
заведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

«НАУЧНАЯ ФОРМУЛА  ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
МОГУ –  ХОЧУ – НАДО»

  Итак, вам предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих, нужна людям и обществу.

В вашем выборе должны соединиться три «начала»: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы отнесетесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.

Первое, что надо решить – это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

*        социальный заказ, положение на рынке труда;

*        уровень материального обеспечения семьи;

*        возможности получения помощи в обучении;

*        условия оплаты труда в данной сфере;

*        местная инфраструктура профессионального образования.

Второе  –  выбрать ту профессию и специальность, которую вы хотите, определить ее тип, класс, отдел (Я-хочу).

И, наконец,  третье учесть свои возможности (Я-могу):

*        интересы, склонности;

*        успехи в учебе и потенциальные способности;

*        свои сильные и слабые стороны;

*        состояние здоровья.

   Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается:

*        на знаниях о мире профессий;

*        на знаниях о выбираемой конкретной специальности;

*        на изучении своих интересов;

*        на изучении своих способностей;

*        на знании своих сильных и слабых качеств;

*        на состоянии своего здоровья;

*        на учете ситуации, на рынке труда;

*        на учете материальных условий семьи.

               

   Напиши сочинение «Моя формула выбора профессии».  

МОИ ДЕЙСТВИЯ ПО СБОРУ ИНФОРМАЦИИ И ЗНАКОМСТВУ СО ШКОЛАМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ
ЗАВЕДЕНИЯМИ
(ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Чтобы принять взвешенное решение о выборе образовательного маршрута я должен собрать максимально полную информацию:

1. О ДРУГИХ ШКОЛАХ

А) Я позвонил в школу № ____.  Узнал условия поступления         
        

Средний балл  аттестата         

В следующем году будут профильные классы:         
        

Придется ли сдавать и какие экзамены, тесты?         
        

Оценка: Свои шансы на поступление в эту школу я оцениваю как:        

Решение: Я буду поступать__________________(да, нет)

Б) Я посетил школу №         
        

Встретился с ______________________________________________ (дата)_______________

Узнал условия поступления         
        

Средний балл аттестата          

В следующем году будут профильные классы:         
        

Придется ли сдавать и какие экзамены, тесты?         
        

Оценка: Свое желание поступить я оцениваю как:         

Свои шансы на поступление в эту школу я оцениваю как:         

Решение: Я буду поступать ___________________(да, нет)

2. ОБ УЧИЛИЩАХ, ЛИЦЕЯХ, КОЛЛЕДЖАХ, ТЕХНИКУМАХ

А) Я позвонил в колледж, училище, техникум (название)         
        

Узнал, какие профессии можно получить         
        

Меня заинтересовала профессия         
        

Какие экзамены надо сдавать?         
        

Какие оценки желательно получить (количество  баллов)?        

Какой конкурс был в прошлом году?         

Есть ли подготовительные курсы? Какие?         
        

Когда они начинаются?          

Сколько стоит обучение на курсах?         

Насколько курсы повышают мои шансы на поступление?         
        

С какими вузами у учебного заведения имеется договор о сотрудничестве?         
        
        

Оценка: Свое желание поступить я оцениваю как:         

Решение: Я пойду на подготовительные курсы____________ (да, нет)

Я буду сюда поступать _______________________________ (да, нет)

Я позвонил в колледж, училище, техникум (название)         
        

Узнал, какие профессии можно получить         
        

Меня заинтересовала профессия         
        

Какие экзамены надо сдавать?         
        

Какие оценки желательно получить (количество баллов)?         

Какой конкурс был в прошлом году?         

Есть ли подготовительные курсы? Какие?          
        

Когда они начинаются?         

Сколько стоит обучение на курсах?         

Насколько курсы повышают мои шансы на поступление?         
        

С какими вузами у учебного заведения имеется договор о   сотрудничестве?         
        

Оценка: Свое желание поступить я оцениваю как:         
        

Решение: Я пойду на подготовительные курсы__________ (да, нет)

Я буду сюда поступать _______________________________ (да, нет)

Я позвонил в колледж, училище, техникум (название)         
        

Узнал, какие профессии можно получить         
        

Меня заинтересовала профессия         

Какие экзамены надо сдавать?         
        

Какие оценки желательно получить (количество баллов)?         

Какой конкурс был в прошлом году?         

Есть ли подготовительные курсы? Какие?         
        

Когда они начинаются?         

Сколько стоит обучение на курсах?         

Насколько курсы повышают мои шансы на поступление?         

С какими вузами у учебного заведения имеется договор о  сотрудничестве?         
        

Оценка: Свое желание поступить я оцениваю как:         

Решение: Я пойду на подготовительные курсы__________ (да, нет)

Я буду поступать_____________________________________(да, нет)

Б) Я посетил (дата_____________) колледж, училище, техникум (название)         
        

Узнал, какие профессии можно получить         
        

Меня заинтересовала профессия         
        

Какие экзамены надо сдавать?         
        

Какие оценки желательно получить (количество баллов)?         

Какой конкурс был в прошлом году?         

Есть ли подготовительные курсы? Какие?         
        

Когда они начинаются?         

Сколько стоит обучение на курсах?         

Насколько курсы повышают мои шансы на поступление?         

С какими вузами у учебного заведения имеется договор о сотрудничестве?         
        

Оценка: Свое желание поступить я оцениваю как:         

Свои шансы поступить я оцениваю как:         

Решение: Я пойду на подготовительные курсы__________ (да, нет)

Я буду поступать____________________________________ (да, нет)

Я посетил (дата_____________) колледж, училище, техникум (название)         
        

Узнал, какие профессии можно получить         
        

Меня заинтересовала профессия         
        

Какие экзамены надо сдавать?         
        

Какие оценки желательно получить (количество баллов)?         

Какой конкурс был в прошлом году?         

Есть ли подготовительные курсы? Какие?         
        

Когда они начинаются?         

Сколько стоит обучение на курсах?         

Насколько курсы повышают мои шансы на поступление?         

С какими вузами у учебного заведения имеется договор о сотрудничестве?         
        

Оценка: Свое желание поступить я оцениваю как:         

Свои шансы поступить я оцениваю как:         

Решение: Я пойду на подготовительные курсы__________ (да, нет)

Я буду поступать___________________________________  (да, нет)

Я посетил (дата_____________) колледж, училище, техникум (название)         
        

Узнал, какие профессии можно получить         
        

Меня заинтересовала профессия         
        

Какие экзамены надо сдавать?         
        

Какие оценки желательно получить (количество баллов)?         

Какой конкурс был в прошлом году?         

Есть ли подготовительные курсы? Какие?         
        

Когда они начинаются?         

Сколько стоит обучение на курсах?         

Насколько курсы повышают мои шансы на поступление?         

С какими вузами у учебного заведения имеется договор о сотрудничестве?         
        

Оценка: Свое желание поступить я оцениваю как:         

Свои шансы поступить я оцениваю как:         

Решение: Я пойду на подготовительные курсы__________ (да, нет)

Я буду поступать___________________________________  (да, нет)

В) Я посетил День открытых дверей в колледже, училище, техникуме (название и дата)         
        

Узнал, какие профессии можно получить         
        
        

Меня заинтересовала профессия         
        

Какие экзамены надо сдавать?         
        

Какие оценки желательно получить (количество баллов)?         

Какой конкурс был в прошлом году?         

Есть ли подготовительные курсы? Какие?         
        

Когда они начинаются?         
        

Сколько стоит обучение на курсах?         
        

Насколько курсы повышают мои шансы на поступление?         
        

С какими вузами у учебного заведения имеется договор о  сотрудничестве?        
        

Дополнительная информация, полученная мной:         
        
        
        

Оценка: Свое желание поступить я оцениваю как:         
        

Свои шансы поступить я оцениваю как:         
        

Решение: Я пойду на подготовительные курсы__________ (да, нет)

Я буду поступать_____________________________________ (да, нет)

Я посетил День открытых дверей в колледже, училище, техникуме (название и дата)         
        

Узнал, какие профессии можно получить         
        
        

Меня заинтересовала профессия         
        

Какие экзамены надо сдавать?         
        

Какие оценки желательно получить (количество баллов)?         

Какой конкурс был в прошлом году?         

Есть ли подготовительные курсы? Какие?         
        

Когда они начинаются?         
        

Сколько стоит обучение на курсах?         
        

Насколько курсы повышают мои шансы на поступление?         
        

С какими вузами у учебного заведения имеется договор о  сотрудничестве?        
        

Дополнительная информация, полученная мной:         
        
        
        

Оценка: Свое желание поступить я оцениваю как:         
        

Свои шансы поступить я оцениваю как:         
        

Решение: Я пойду на подготовительные курсы__________ (да, нет)

Я буду поступать____________________________________  (да, нет)

Я посетил День открытых дверей в колледже, училище, техникуме (название и дата)         
        

Узнал, какие профессии можно получить         
        
        

Меня заинтересовала профессия         
        

Какие экзамены надо сдавать?         
        

Какие оценки желательно получить (количество баллов)?         

Какой конкурс был в прошлом году?         

Есть ли подготовительные курсы? Какие?         
        

Когда они начинаются?         
        

Сколько стоит обучение на курсах?         
        

Насколько курсы повышают мои шансы на поступление?         
        

С какими вузами у учебного заведения имеется договор о  сотрудничестве?        
___________________________________________________________

Дополнительная информация, полученная мной:         
        
        

Оценка: Свое желание поступить я оцениваю как:         
        

Свои шансы поступить я оцениваю как:         
        

Решение: Я пойду на подготовительные курсы__________ (да, нет)

     Я буду поступать_____________________________________(да, нет

СОБЕСЕДОВАНИЕ С ПРОФКОНСУЛЬТАНТОМ
ИЛИ ПСИХОЛОГОМ

Консультация № _________

Дата _____________________________________

Беседа с __________________________________

Краткое описание проблемы ________________

Рекомендации профконсультанта или психолога ___________________________________________________________

Консультация № _________

Дата _____________________________________

Беседа с __________________________________

Краткое описание проблемы ________________

Рекомендации профконсультанта или психолога ____________________________________________________________

Консультация № _________

Дата _____________________________________

Беседа с __________________________________

Краткое описание проблемы ________________

Рекомендации профконсультанта или психолога ____________________________________________________________

Консультация № _________

Дата _____________________________________

Беседа с __________________________________

Краткое описание проблемы ________________

Рекомендации профконсультанта или психолога _________________________________________________________

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

1. Как ты представляешь себе свою жизнь в первые годы после окончания школы?         
        
        
        
        

2.Как ты считаешь, что нужно сделать для того, чтобы все произошло именно так?         
        
        
        
        

3. Чего бы тебе хотелось достичь до своего 30-летия?         
        
        
        
        

4. Как ты считаешь, что надо сделать для того, чтобы произошло именно так?         
        
        
        
        

5. Чем твоя сегодняшняя жизнь может помочь в осуществлении твоих планов на ближайшие  годы и до 30 лет?        
        
        
        
        

6. Какие учебные предметы тебе больше всего нравятся? Почему?         
        
        

7. Какую профессию ты собираешься выбрать? Почему?         
        
        
        
        

8. Какие предметы тебе необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности? Почему?         
        
        
        
        

9. Какие качества тебе необходимы для успешной профессиональной карьеры         
        
        
        
        
        

Представь себе следующие ситуации:

1. В воскресенье утром ты выясняешь, что тебе нужно приготовить на понедельник очень большой объем материала по разным предметам. С чего ты начнешь подготовку? Объясни свое решение.          
        
        
        
        

2. Тебе необходимо подготовить доклад на необычную и малоизвестную тему. Перечисли все пути, которыми ты можешь воспользоваться для того, чтобы справиться с заданием         
        
        
        
        
        

3. Дома ты обнаружил, что не можешь справиться с заданием, так как не понял, как его выполнять. Перечисли все свои возможные действия и назови наиболее предпочтительные для тебя.        
        
        
        
        

                         

Для ответов используй  Словарик «МИР ПРОФЕССИЙ»

         Профессия – это род деятельности, связанный с определенной  областью общественного производства.

         Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЭССЕ
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ И МОЙ ВЫБОР»

Фамилия, имя, отчество        
        

Дата рождения  и мой профориентационный гороскоп         
        

контактный телефон________________________________

Фамилия, имя, отчество матери         
        

Профессиональные ценности         
        

Описание её профессиональной карьеры         
        

Фамилия, имя, отчество отца         
        

Профессиональные ценности         
        

Описание его профессиональной карьеры         
        

Фамилия, имя, отчество бабушки (папиной мамы)        
        

Профессиональные ценности         
        

Описание её профессиональной карьеры         
        

Фамилия, имя, отчество дедушки (папиного отца)         
        

Профессиональные ценности         
        

Описание его профессиональной карьеры         
        

Фамилия, имя, отчество бабушки (маминой мамы)         
        

Профессиональные ценности         
        

Описание  её профессиональной карьеры         
        

Фамилия, имя, отчество дедушки (маминого отца)         
        

Профессиональные ценности         
        

Описание его профессиональной карьеры         
        

Мое здоровье и моё профессиональное будущее         
        

(наличие хронических заболеваний)         

Уровень образования, которое хотите получить (нужное подчеркнуть): высшее, среднее профессиональное, начальное профессиональное.

Чем вы любите заниматься в свободное время         
        

В каких кружках, специализированных школах и курсах занимаетесь сейчас         
        

Какие профессии вас привлекают         
        

НАПИШИ ЭССЕ «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ И МОЙ ВЫБОР»

        

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ И ПЛАНИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ

Для того чтобы правильно выбрать профессию, надо сориентироваться на начальной стадии выбора в 3 направлениях:

Во-первых, определить профессиональные интересы и склонности. Для удобства работы назовем их словом «ХОЧУ».

Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: 1) здоровье; 2) профессиональные компетенции; 3) способности (интеллектуальные, специальные, свойства личности, темперамента, характера).

Назовем их словом «МОГУ».

В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, т. е. определить каково сегодня «НАДО». Вам помогут:

1. Информационно-кадровая служба «Молодёжного информационного центра».

2. Отдел программ занятости и рынка труда Департамента федеральной государственной службы занятости населения.

Если вы выберете профессию, которая вам интересна, соответствует вашим возможностям и пользуется спросом на рынке труда, ваш выбор можно считать успешным.

Самый краткий профессиональный план может выглядеть следующим образом:

1. Основной вариант – название учебного заведения, профессия и специальность, профиль класса.____________________________________.

Мои ресурсы для поступления________________________________.

2. Запасной вариант – в случае не поступления по основному варианту я пойду учиться в __________________________________________.

Мои ресурсы для поступления ________________________________.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Если Вас мучают сомнения, неопределенность, неумение спрогнозировать последствия принятого решения, то предлагаем Вам использовать следующий алгоритм принятия решения:

В ЧЕМ СОСТОИТ МОЯ ПРОБЛЕМА?

Сформулируйте ее: ________________________________________

Информация, необходимая для решения моей проблемы

Информация, необходимая для решения моей проблемы

Что надо узнать

Что я узнал

1

2

3

4

5

6

Варианты

решения

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

Последствия решения

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

последствия решения

Вариант 1

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Вариант 2

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Вариант 3

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

МОЙ ВЫБОР: _________________

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР

Заполняется в конце учебного года!

Мой окончательный выбор образовательного маршрута заключается в том, что

Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ:

Основной вариант:         
        
        
        
        

Запасной вариант:         
        
        
        

Я БУДУ ПОСТУПАТЬ:

Основной вариант:         
        
        
        
        

Запасной вариант:         
        
        
        

        ПОТОМУ, ЧТО… ___________________________________________________________

СТРАНИЧКА «Я – МОГУ»

Известно, что любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физиологическому и психологическому состоянию, уровню и качеству образовательной подготовки человека. Поэтому одним из первых вопросов при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?».

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Для каждой деятельности необходимы знания, непосредственно с нею связанные, и, конечно же, умения их применять.

Знания и умения составляют основу ваших способностей к выполнению той или иной деятельности.

Способности – это качества, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Это и есть человеческое Я-могу. Основной показатель способностей – легкость усвоения новых знаний и умений, быстрота совершенствования умений, достижение высоких результатов в деятельности.

Общие способности

(необходимы в разных сферах труда: интеллект, работоспособность, целеустремленность
и т. д.).

Специальные способности
(применяются только в данной профессиональной сфере: педагогические, технические и т. д.).

ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублерам, испытателям и др.

Координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства).

Выносливость необходима космонавтам, гонщикам, водолазам, то есть людям,  работающим  в  сложных  условиях  (давление,  шум,  перегрузки и т. п.).

Для некоторых профессий существуют противопоказания (так, люди страдающие дальтонизмом, не могут работать водителями).

ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Внимание (внимательность) – способность следить за окружающей обстановкой, ее изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия. Оно необходимо в различных профессиях.

Память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. Память может быть механической и логической, образной, вербальной, эмоциональной.

Мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, но и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений.

Воображение – способность человека представлять что-либо в своем сознании, мысленно. Образы воображения создаются из когда-то воспринятых элементов, но могут обладать и новизной, помогать создавать новые продукты деятельности.

ТАБЛИЦА «МОИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

(Заполняется совместно с психологом по результатам диагностики
в 8
-х классах по методике Р. Амтхауэра)

Соотношение гуманитарного, математического, конструктивного интеллекта

Соотношение теоретических и практических способностей

Соотношение
профильных классов

СТРАНИЧКА «МОИ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

Если вы выбрали в качестве одного из вариантов продолжение обучения в 10 классе, то вам необходимо определить свой средний балл по профильным предметам для каждого профильного класса. Заполните, пожалуйста, приведенную ниже таблицу.

Подсчет производится в конце каждого периода профессионального самоопределения по четвертным, годовым и экзаменационным оценкам. Таким образом, вы определите свой рейтинг для участия в конкурсе. Обычно шансы на поступление проясняются в конце 4 периода профессионального самоопределения.

Профиль класса

Профильные
предметы

1
период

Средний балл

2
период

Средний балл

3
период

Средний балл

4
период

Средний балл

И

Т

О

Г

О

Социальный

  Математика

  История

Литература

инженерно-
технический

  Алгебра

  Геометрия

  Информатика

  Физика

Художественно-
эстетический

Литература

  МХК

Дизайн

Биолого-
химический

  Химия

  Биология

Другой профиль (определите профильные предметы)

СТРАНИЧКА «МОИ ЖИЗНЕННЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ»

Составь три списка из десяти слов или словосочетаний: «Мои жизненные цели»; «Мои ценности труда»; «Мои цели труда».  Выберите из списков то, что привлекает  больше всего :

Мои жизненные цели:

1.          
        

2.          
        

3.          
        

Мои ценности труда:

1.          
        

2.          
        

3.          
        

Мои цели труда:

1.          
        

2.          
        

3.          
        
        

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ

Добавляя к фразе «я хочу» выберите 7 наиболее актуальных для Вас желаний из предлагаемого списка.

Проставьте баллы в каждой из 6 колонок, оценив по 9-балльной шкале следующие стороны своей активности для достижения желаемого:

1.        Незамедлительность действий по поводу достижения желаемого.

2.        Активность действий в направлении достижения желаемого.

3.        Проявление собственной инициативы.

4.        Готовность к риску.

5.        Настойчивость, упорство в достижении результатов.

6.        Нацеленность на устранение возможных препятствий.

Подсчитайте сумму баллов и проставьте общую сумму напротив каждого из выбранных желаний в колонке 7.

п/п

Желаемые достижения

Степень активности

1

2

3

4

5

6

7

1.

Заработать себе на жизнь

2.

Обеспечить свое будущее

3.

Покупать хорошие вещи

4.

Стать влиятельным человеком в обществе

5.

Завоевать достойное место в жизни

6.

Делать что-либо интересное

7.

Приобретать новые знания и умения

8.

Уйти от неприятностей

9.

Развивать свои способности

10.

Идти в ногу со временем

11.

Быть не хуже других

12.

Применять свои силы и способности

13.

Иметь постоянных собеседников

14.

Завоевать признание и уважение

15.

Обеспечить себе материальный комфорт

16.

Внести свой вклад в общее дело

17.

Быть при деле

18.

Избавиться от проблем

        Вопросы    для   самоанализа:

1.        Оцените, насколько велики Ваши потребности или уровень притязаний.

2.        Оцените, является ли Ваша мотивация и активность достаточной для их удовлетворения.

3.        Выявите, есть ли у Вас противоречия:

–        между высоким уровнем потребностей и низкой степенью активности для их достижения;

–        между тем, чего бы Вы хотели достичь на самом деле и к чему стремитесь реально, подавляя и игнорируя другие свои потребности;

–        между уровнем притязаний и реальной степенью их удовлетворения в жизни.

Подумайте, каковы отрицательные последствия выявленных противоречий?

Постарайтесь сформировать в себе следующие качества личности:

*        Направленность на достижение успеха в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности, карьере;

*        Направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственность за общее дело;

*        Коммуникативную компетентность, способность к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе;

*        Высокую и устойчивую самооценку, чувство собственного достоинства, реалистичный, адекватный развивающимся способностям уровень притязаний;

*        Умение учиться и развивать свои способности;

*        Умение разрабатывать и реализовывать реалистичные цели и планы;

    *        Волю, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели.

Страничка для родителей

Родителям важно знать, что степень их влияния на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д.

Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Хочется предостеречь Вас от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Авторы книги «Азбука профориентации» отмечают: к сожалению, приходится признать, что большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии не намного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области). В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка Вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

– ориентация  на престижность профессии;

– ориентация исключительно на высокую заработную плату;

– ориентация исключительно на комфортные условия труда;

– снижение до минимума трудностей обучения;

– следование только указаниям родителей;

– учеба за компанию, вместе с друзьями.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ВАША ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА МОЖЕТ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

*        совет ребенку;

*        приобретение необходимых справочников;

*        сбор информации об учебных заведениях.

Составьте вместе с  детьми план ваших действий по выбору профессионального маршрута:

№п/п

Действия

Сроки

Ресурсы

Отметка
о выполнении

Заключить Договор с образовательным учреждением на дополнительное образование

1.        Совет родителей, куда пойти после 9 класса:

В начале учебного года

В конце учебного года

Мама

Основной вариант

Основной вариант

Мама

Запасной вариант

Запасной вариант

Папа

Основной вариант

Основной вариант

Папа

Запасной вариант

Запасной вариант

2.        Приобретите в книжном магазине справочники: «Лицеи, гимназии, школы и профессиональные училища», «Колледжи, техникумы, училища» Ваших городов.

3.         Изучите их внимательно вместе со своим ребенком. Даже если вы планируете, что ребенок будет продолжать обучение в 10 классе, необходимо сориентироваться в тех профессиях, которые можно получить в средних профессиональных учебных заведениях после 11 класса.

4.        Соберите вместе с ребенком всю интересующую Вас информацию о школах (ознакомьтесь с соответствующими страничками  дневнике). Для этого вы можете сами или вместе с ребенком позвонить в школу, посетить ее и побеседовать с представителями администрации, обсудив затем впечатления с ребенком, и вместе с ним принять решение.

Что полезно узнать о школе:

– Есть ли  профильные 10–11 классы, какие;

– С какими вузами у школы подписан договор и развивается образовательное сотрудничество;

– Каковы условия поступления в школу: экзамены, тестирование или собеседование;

– Каков был проходной балл аттестата в прошлом году;

– Какое  количество  выпускников  прошлого  года поступило  в вузы (в первую очередь – на бесплатное обучение), колледжи или техникумы;

– Какую программу реализует эта школа – общеобразовательную, общеобразовательную с углубленным изучением ряда предметов или лицейскую.

5.        Соберите информацию о профессиональных учебных заведениях. Для этого Вы можете также позвонить, посетить учебное заведение в удобный для Вас день или в Дни открытых дверей организуются в марте – апреле, и узнать:

– Какие профессиональные направления существуют в колледже;

– Какие экзамены надо сдавать, какие оценки желательно при этом получить;

– Узнать информацию о подготовительных курсах, их стоимости, начале занятий;

– Насколько курсы повышают шанс поступления;

– С какими вузами колледж имеет договор, на какие курсы и на каких условиях поступают туда выпускники колледжа;

– Как трудоустраиваются выпускники, если Вашего ребенка не интересует высшее образование;

– Есть ли платные формы обучения, какова их стоимость, условия поступления – экзамены или только собеседование;

– Какие дополнительные услуги предоставляет учебное заведение – кружки, курсы иностранных языков, спортивные клубы и т. д.

– Есть ли связь с учебными заведениями других государств и как это отражается на учебном процессе и выдаваемом дипломе;

– Какие документы, справки и фотографии нужно подготовить для поступления;

– В каком состоянии находится материальная база учебного заведения, библиотека, как организован отдых , досуг и спортивная жизнь;

– Когда происходит сдача экзаменов, во сколько потоков, то есть будет ли у Вашего ребенка возможность сдать экзамены еще куда-то, если в этом колледже он не доберет баллы.

– Сроки аккредитации и по каким специальностям.

Всю полученную информацию необходимо обсудить с ребенком.

Обращаем Ваше внимание, что многие профессии можно получить в нескольких учебных заведениях, и поэтому для того, чтобы принять окончательное решение, необходимо посетить их все.

Откладывать на конец учебного года эту работу нельзя!

Самые лучшие и надежные элективные и подготовительные курсы начинаются до нового года!

План: ____________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1

Уважаемые родители!

С целью повышения эффективности и качества школьного образования просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся введения профильного обучения. Выберите и подчеркните нужный вариант ответа или напишите свой!

Ф. И. О. ребенка                                         шк.                  кл._______

1. Определились ли Вы в выборе будущей профессии для Вашего ребенка?

– совместно выбрали одну профессию;

– есть несколько вариантов, устраивающих всех;

– наши мнения с мнением ребенка серьёзно расходятся;

– ещё не определились.

2. Где бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок продолжил обучение после окончания школы?

– в высшем учебном заведении;

– в колледже;

– в профессиональном училище;

– другой вариант  _________________________________________

3. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка выбор какого-либо профиля обучения (т. е. углубленного изучения предметов)?

– выбор профиля считаю необходимым;

– хотел бы, чтобы ребенок продолжил обучение в обычном, непрофильном классе;

– еще не определился.

4. Какие учебные предметы Вы считаете необходимым изучать глубже в старших классах для дальнейшего образования Вашего ребенка (перечислите)? ________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

5. Углубленное изучение каких учебных предметов, на ваш взгляд, Вашему ребенку не пригодится в будущем? _____________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

6. Какая помощь необходима Вам и Вашему ребенку для принятия решения о выборе профиля обучения?

– сделаем выбор самостоятельно;

– необходимо дополнительное информирование со стороны администрации;

– необходима помощь и консультации педагогов;

– необходима консультация психолога.

Спасибо за сотрудничество!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 2

Уважаемые родители!

Как сделать предпрофильную подготовку учащихся полезной, интересной? Какие возможности есть для этого у школы? Нам хотелось бы узнать ваше мнение по этим проблемам. Мы будем рады, если вы, отвечая на вопросы данной анкеты, поделитесь с нами своими соображениями по поводу совершенствования предпрофильной подготовки ваших детей.

1. Будущие профессиональные образование и деятельность вашего ребенка будут постоянно связаны с освоением различных областей знаний. Выберите такие области из нижеперечисленных. (Подчеркните их.)

Математика, русский язык, литература, история, обществознание, география, биология, физика, химия, технология, иностранные языки, информатика, программирование, изобразительное искусство, физкультура, спорт, музыка, пение, танцы.

2. Как Вы и Ваш ребенок собираетесь продолжить образование после окончания 9-го класса? (нужное подчеркнуть)

Продолжить обучение в школе; продолжить обучение в профильном 10–11 классах; учиться экстерном; учиться в вечерней школе; продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище; работать, на работе овладеть профессией; пока не знаю.

3. С какой областью Вы связываете успешную будущую профессию Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

– Техника, производство, материальные технологии

– Информационные техника и технологии

– Медицина

– Строительство

– Транспорт

– Торговля

– Сервис, обслуживание населения, услуги

– Педагогика

– Экономика, организация и управление

– Армия, милиция

– Право, юриспруденция

– Психология

– Искусство

– Фундаментальная наука

– Литература, история

– Другое

– Пока не знаю

4. Какие курсы по выбору посещал и посещает Ваш ребенок?

_________________________________________________________

5. Кто стал инициатором прихода ребенка на данные курсы по выбору?

_________________________________________________________

6. Как Вы считаете, оказывают ли какое-либо влияние на ребенка занятия на курсах по выбору. Если «да», то в чем оно проявляется?

_________________________________________________________

7. Чем, по Вашему мнению, являются занятия на курсах по выбору (подчеркните варианты ответов, с которыми Вы согласны).

– Средством развития способностей.

– Источником получения знаний из интересной области.

– Способом общения ребят.

– Средством формирования осознанного выбора профиля обучения.

– Пустым времяпровождением.

8. Какие действия Вы считаете необходимо осуществить для успешной реализации предпрофильной подготовки учащихся. (Подчеркните варианты ответов, с которыми Вы согласны.)

1) Увеличить объем сведений о мире труда и профессий.

2) Расширить предлагаемый перечень курсов по выбору (предложите свои варианты).

3) Увеличить возможности диагностирования и самодиагностирования индивидуальных особенностей учащихся.

4) Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях.

5) Чаще проводить экскурсии на различные предприятия.

6) Приблизить содержание образования к практической деятельности людей.

7) Организовать тренинги личностного роста для учащихся по вопросам осознанного принятия решения.

8) Шире привлекать ресурсы других ОУ для организации курсов по выбору.

9) Ничего менять не надо.

10) Ваши предложения_____________________________________

________________________________________________________

9. Если бы Вам представился широкий выбор профильныъх 10–11 классов, то какой профиль Вы предпочли бы для своего ребенка:

1) физико-математический профиль;

2) естественно-научный профиль;

3) социально-экономический профиль;

4) гуманитарный профиль;

5) филологический профиль;

6) информационно-технологический профиль;

7) аграрно-технологический профиль;

8) оборонно-технический профиль;

9) художественный профиль.

Спасибо!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

учеников девятых классов средней школы

Уважаемые педагогические партнеры!

В конце этого учебного года вашим детям предстоит сделать важный выбор траектории своего дальнейшего образования: либо продолжить его в среднем специальном профессиональном учебном заведении, либо в профильных 10–11 классах. Во всех случаях этот выбор связан с выбором своей будущей профессии, с жизненным и профессиональным самоопределением – другими словами, есть необходимость задуматься над довольно большим рядом непростых вопросов.

Этот выбор детей требует педагогического сопровождения, которое мы с вами должны тщательно продумать и совместно осуществлять.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы отметьте выбранный Вами ответ. Просим Вас не оставлять пропусков в ответах.

1. Будущие профессиональные образование и деятельность вашего ребенка будут постоянно связаны с освоением различных областей знания. Выберите такие области из нижеперечисленных и укажите, насколько они, по вашему мнению, нравятся вашему ребенку.

п/п

Предмет

Очень

нравится

Нравится

Не
нравится

Очень
не нравится

1.

Математика

1

2

3

4

2.

Русский язык

1

2

3

4

3.

Литература

1

2

3

4

4.

История

1

2

3

4

5.

Обществознание

1

2

3

4

6.

География

1

2

3

4

7.

Биология

1

2

3

4

8.

Физика

1

2

3

4

9.

Химия

1

2

3

4

10.

Технология

1

2

3

4

11.

Иностранные языки

1

2

3

4

12.

Информатика, программирование

1

2

3

4

13.

ИЗО

1

2

3

3

14.

Физкультура, спорт

1

2

3

3

15.

Музыка, пение, танцы

1

2

3

3

2. Чем, по Вашему мнению, собирается заниматься Ваш ребенок после окончания школы?

1 - продолжить обучение в вузе,

2 - продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище,

3 - работать и учиться,

4 - работать,

5 - пока не знаем, ни он и ни мы.

3. Как Вы и Ваш ребенок собираетесь продолжить образование после окончания 9-го класса?

1 - продолжить обучение в школе,

2- продолжить обучение в профильном 10-11-м классах,

3 - учиться экстерном,

4 - учиться в вечерней школе,

5 - продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище,

6 - работать, на работе овладеть профессией,

7 - пока не знаем.

4. В какой области Вы связываете успешную будущую профессию Вашего ребенка?

п/п

Область

Да

Нет

1.

Техника, производство, материальные технологии

1

2

2.

Информационные техника и технологии

1

2

3.

Медицина

1

2

4.

Строительство

1

2

5.

Транспорт

1

2

6.

Торговля

1

2

7.

Сервис, обслуживание населения, услуги

1

2

8.

Педагогика

1

2

9.

Экономика, организация и управление

1

2

10.

Армия, милиция

1

2

11.

Право, юриспруденция

1

2

12.

Психология

1

2

13.

Искусство

1

2

14.

Фундаментальная наука

1

2

15.

Литература, история

1

2

16.

Другое

1

2

17.

Пока не знаю

1

2

5. Какое образование имеете Вы сами?

Образование

Мать

Отец

1.

Неполное среднее

1

1

2.

Среднее

2

2

3.

Начальное профессиональное (например, техническое училище)

3

3

4.

Среднее профессиональное (например, техникум, колледж)

4

4

5.

Высшее

5

5

6.

Другое

6

6

6. Какие профессии имеете Вы сами?

Профессия

Мать

Отец

1.

Рабочие массовых профессий

1

1

2.

Рабочие высокой квалификации

2

2

3.

Служащие

3

3

4.

Медицинские работники

4

4

5.

Педагоги, учителя, преподаватели

5

5

6.

Научные работники

6

6

7.

Торговые работники

7

7

8.

Военнослужащие, милицейские работники

8

8

9.

Экономисты, бухгалтера

9

9

10.

Работники сферы услуг, сервиса, обслуживания

10

10

11.

Работники искусств

11

11

12.

Управляющие, менеджеры

12

12

13.

Юристы

13

13

14.

Другое

14

14

7. Если бы Вам представился широкий выбор профильных 10–11 классов, то какой профиль Вы бы предпочли для своего ребенка?

Профиль

Да

Нет

1.

Технико-технологический (инженерный)

1

2

2.

Физико-математический

1

2

3.

Медико-биологический

1

2

4.

Гуманитарный

1

2

5.

Художественный

1

2

6.

Природо-биологический

1

2

7.

Социально-экономико-правовой

1

2

8.

Другой (пожалуйста, укажите)

1

2

8. Какие факторы оказали влияние на выбор Вами области будущей профессиональной деятельности и профильного 10–11 класса для Вашего ребенка?

Да

Нет

1.

Факт уже свершившегося окончательного выбора будущей профессии, которую Ваш ребенок уже окончательно выбрал для себя

1

2

2.

Желание ребенка (и Ваше) продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении

1

2

3.

Профессии родителей

1

2

4.

Школьные предметы, которые нравятся и интересуют Вашего ребенка

1

2

5.

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

1

2

6.

Собственный практический опыт профессиональной работы

1

2

7.

Примеры и опыт друзей, знакомых

1

2

8.

Советы родственников и Ваших знакомых

1

2

9.

Рекомендации учителей

1

2

10.

Дополнительное (внеклассное) образование ребенка

1

2

11.

Пока ничего не повлияло, выбор не сделан

1

2

9. Какие предложения Вы считаете необходимо осуществить в 10-11 профильных классах для успешного профессионального самоопределения Вашего ребенка?

Предложения

Да

Нет

1.

Увеличить объем сведений о мире труда людей и профессий

1

2

2.

Ввести в школы предмет типа «Твоя профессиональная карьера», «Технология профессионального успеха» и др.

1

2

3.

Увеличить возможности диагностирования и самодиагностирования профессионально важных качеств старших школьников

1

2

4.

Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях

1

2

5.

Чаще проводить экскурсии на различные предприятия

1

2

6.

Организовать технологические и профессиональные практики

1

2

7.

В профильных классах по всем предметам больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии

1

2

8.

Предоставить возможность выполнения профессиональных проб по основным школьным предметам

1

2

9.

Приблизить содержание образования к практической деятельности людей

1

2

10.

Учитывать устремления и склонности учащегося в уровне преподавания школьных предметов

1

2

11.

Организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения

1

2

12.

Ничего менять не надо

1

2

10. Какие факторы могут помешать Вашему ребенку осуществить его профессиональные планы?

Да

Нет

1.

Неправильный выбор места продолжения образования, профессии, специальности, профильного 10-1 1-го класса

1

2

2.

Трудности получения профессионального образования и освоения профессии

1

2

3.

Неполнота знаний об особенностях выбранной профессии

1

2

4.

Недостаточная подготовленность к профессиональному образованию

1

2

5.

Невысокая вероятность найти работу по специальности, резкие изменения рынка труда

1

2

6.

Проблемы со здоровьем

1

2

7.

Семейные обстоятельства

1

2

8.

Материальное положение семьи

1

2

9.

Недостаточное знание ребенком своих качеств и способностей

1

2

10.

Другое

1

2

11.

Ничто не может помешать

1

2

11. Если бы Вам была предоставлена возможность участвовать в организации профильного образования Вашего ребенка, какие предложения Вы бы поддержали?

Предложения

Да

Нет

1.

В 10-1 1-х классах должно быть не менее 3-4 профилей

1

2

2.

Комплектование профильных классов должно производиться ТОЛЬКО на основании пожеланий детей и их родителей

1

2

3.

Профильное образование не должно сводиться ТОЛЬКО к углубленному изучению тех или иных предметов

1

2

4.

Профильное образование должно предполагать ТОЛЬКО углубленное изучение тех или иных предметов

1

2

5.

Профильное образование может и должно включать начальное профессиональное обучение по некоторым специальностям

1

2

6.

Профильное образование может и должно предоставлять дополнительные платные образовательные услуги

1

2

7.

Для осознанного выбора детьми профиля в 7-9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка

1

2

8.

Комплектование профильных классов должно производиться ТОЛЬКО с учетом успеваемости по профильным предметам в 9-м классе

1

2

9.

Должна быть у ребенка реальная возможность сменить профильный класс хотя бы один раз

1

2

10.

Профильные классы не нужны, так как все дети должны получить единое общее среднее образование

1

2

11.

Преподавание в профильных классах должны вести не только школьные учителя, но и различные привлеченные специалисты

1

2

12.

Профильные классы имеют смысл ТОЛЬКО тогда, если они организованы и курируются конкретными вузами

1

2

13.

Пусть в разных школах будут разные профильные классы и предоставляется ребенку выбор школы

1

2

14.

Организация профильного образования не должна вынуждать детей менять школу

1

2

Спасибо, что Вы ответили на наши вопросы! И, наверное, с пользой для себя. Теперь у нас с вами появилась возможность конструктивного общения для коллегиального проектирования профильных классов в нашей школе, а также для выбора Вашим ребенком профильного обучения в старших классах.

Уважаемые родители!

С целью повышения эффективности и качества школьного образования просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся введения профильного обучения. Выберите и подчеркните нужный вариант ответа или напишите свой!

Ф. И. О. ребенка _________________________ шк.____ кл._____

1. Определились ли Вы в выборе будущей профессии для Вашего ребенка?

– совместно выбрали одну профессию;

– есть несколько вариантов, устраивающих всех;

– наши мнения с мнением ребенка серьёзно расходятся;

–ещё не определились.

2. Какие учебные предметы Вы считаете необходимым изучать глубже в старших классах для дальнейшего образования Вашего ребенка (перечислите)? ________________________________________

_________________________________________________________

3. Какая помощь необходима Вам и Вашему ребенку для принятия решения о выборе профиля обучения?

– сделаем выбор самостоятельно;

– необходимо дополнительное информирование со стороны администрации;

– необходима помощь и консультации педагогов;

– необходима консультация психолога.

4. На какие курсы предпрофильной подготовки Вы посоветуете пойти своему ребёнку?

– углубленные курсы по интересующему предмету;

– профориентационные курсы, дающие знания по какой-либо профессии;

– интегрированные курсы, обобщающие несколько предметов;

– другое (что именно) ____________________________________

5. Какой профиль Вы хотели бы избрать для своего ребёнка?

_________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...

Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ КЛАССОВСтатья написана для выступления и дальнейшей публикации в сборнике тезисов научно-практической конференции по теме:  «Творче...

Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса

В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...

Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии

Представляю вашему вниманию статью "Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии"  В данной статье представлен опыт работы с детьми с ...

Система психолого-педагогического сопровождения воспитательной работы в начальной школе.

В статье описан опыт работы педагога-психолога в начальной школе. Работа психолога начинается ещё до поступления ребёнка в школу..В первом классе основное направление работы психолога – содейств...