Статья "Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся"
статья
Заниматься профориентацией в школе необходимо в ходе преподавания каждого предмета, не нарушая его логики и смысла. Современный преподаватель не имеет права оставаться в стороне от решения этой важной государственной проблемы в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников.Для решения данной проблемы мы предлагаем проведение различных профессиональных проб.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная проба как способ формирования профессионального
самоопределения обучающихся.
«Профессиональная ориентация» знакомое, кажущееся банальным словосочетание.
Многие забывают о ее значимости в жизни каждого из нас. Профессиональная ориентация, как и математика, физика, история должна занять достойное место среди учебных предметов.
Многие люди получив профессиональное образование или уже работая в конкретной профессиональной области, задают себе полные сомнения вопросы: Та ли профессия была мной выбрана? Может быть, в другой сфере я был бы успешен? А сколько огорчений приносит нелюбимая работа! И сколько при этом возникает других жизненных проблем!
Статистика говорит о том, что, как правило, 47% выпускников школ выбирают учебные заведения для дальнейшего образования или работу, которые не соответствуют их желанию, интересам, индивидуальным возможностям.
-Что Вам помогло определиться с вашей будущей профессией? (совет близких людей, пример родителей, произвел впечатление кинофильм).
-Как Вы считаете может ли ребенок в 15-17 лет самостоятельно сделать выбор и как школа может ему в этом помочь?
Совершенно очевидно, что заниматься профориентацией в школе необходимо в ходе преподавания каждого предмета, не нарушая его логики и смысла, органично включаясь в его канву. Современный преподаватель не имеет права оставаться в стороне от решения этой важной государственной проблемы в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников.
Для решения данной проблемы мы предлагаем проведение различных профессиональных проб.
Профессиональная проба - это профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Цель, которых:
1.Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности.
2.Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
1.Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
2.Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
3.Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
В нашей школе учащиеся проходят профессиональную пробу по следующим типам профессий: человек-человек, человек-знаковая система, человек-природа, человек-художественный образ, человек-техника. Это помогает детям приобрести практический опыт (например, в области педагогики, дизайна, актерского мастерства, журналистики, цветоводства, кулинарии т.д.).
Важно, чтобы результатом таких проб являлся завершенные продукт (например, школьный урок, проект ландшафтного дизайна, очерк журналиста, исследовательская работа).
Учитель не может один знакомить школьников с другими профессиями. Учитель-профессионал своего дела, он может увлеченно рассказать о своей профессии.
К организации и проведению профессиональных проб в различных сферах деятельности мы активно привлекаем родителей обучающихся, выпускников школ, социальных партнеров, организовываем экскурсии на предприятия, учебные заведения разных профилей.
Для организации систематической работы по профессиональной ориентации в нашей школе в течение нескольких лет ведется курс «Твоя профессиональная карьера» -1 час в неделю.
Я хочу поделиться опытом профессиональных проб в нашей школе. Загустайская школа работает над реализацией Программы развития «Жить и работать на родной земле». Главная цель нашей программы – создание открытой среды, способствующей воспитанию настоящих хозяев земли. Одним из путей решения данной проблемы выступает создание школьной агрофирмы «Росток».
Работа в агрофирме предоставляет возможность для значительного расширения практического опыта, творческого освоения новой информации, для выявления и развития предпринимательских способностей учащихся. Также появляется возможность школьникам познакомиться с основными этапами организации и управления малым предприятием и сделать первые шаги в практическом бизнесе. Проект позволяет выявить неформальных и подлинных лидеров в молодежной среде. В рамках этого проекта разработана и осуществляется образовательная программа «Базовая программа агротехнического профиля». Под руководством научно-методического совета школы апробируются программы элективных курсов: «Основы агрохимии», «Основы растениеводства», «Физиология растений», «Физика в сельском хозяйстве». Учащиеся 10-11 классов вовлечены в сетевую образовательную программу на базе ГЭТ по специальностям: «Автомеханик», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля»
Работая в агрофирме ребята попробовали себя в таких профессиях, как маркетолог, экономист, юрист. Хотелось бы подробнее остановиться на производственном отделе агрофирмы. Здесь учащиеся имеют возможность побывать в роли агронома, садовода, овощевода, цветовода и проследить технологический процесс от семени до уборки урожая т.е. увидеть конечный результат своей деятельности. При этом ребята учатся соотносить свое здоровье, интересы, способности с требованиями избранной профессии, уметь выполнять различные технологические операции.
Возможность принять участие в реализации проектов по ландшафтному дизайну также является средством расширения профессиональных проб учащихся. Предоставляется возможность для выработки умений и навыков в сфере ландшафтного проектирования, цветоводства, благоустройства территории. Реализованы проекты Парк Дружбы, каменно-цветочная композиция к юбилею школы, проект «Солнышко», сухой ручей и другие.
Одним из отделов школьной агрофирмы является научно-исследовательский отдел.
Дети на учебно-опытном участке развивают практические навыки и умения ухода за культурными растениями, обобщают знания по агротехнике полевых культур.
Учащиеся проводят самостоятельно наблюдения при изучении сезонных явлений, фенологические наблюдения, выполняют летние задания, практические занятия и экскурсии со школьниками начальной школы. Научно-исследовательскую и опытническую работу по садоводству, биологии, экологии, растениеводству.
Результатом этой работы является выступление учащихся на научно-практических конференциях разного уровня.
В рамках научно-исследовательской работы мы апробировали один из методов прогрессивного растениеводства, гидропонику. Гидропоника- это способ выращивания растений без почвы, а все необходимые питательные вещества, растения получают из раствора. В наших исследованиях мы использовали субстратный метод. Здесь корневая система растения располагается в определенном субстрате(керамзите) затопленный частично раствором. На Байкальском форуме Мастер производственного обучения Малярова Э.К. вместе со школьниками провела Мастер- класс «Гидропоника своими руками», где гости своими руками могли соорудить простейшую гидропонную установку.
На протяжении нескольких лет мы сотрудничаем с ИП «Тохойские саженцы», который находится в непосредственной близости к школе. Специалисты этой организации являются нашими партнерами, а для членов агрофирмы наставниками. Поэтому учащиеся заинтересовались профессией садовод. Была организована экскурсия на данное предприятие, где ученики узнали, как выращиваются культурные и декоративные саженцы, какие технологии используются для выращивание саженцев.
В рамках реализации проекта Агрошкола пространство SOFT SKILS ребята побывали в образовательной экспедиции в г Улан-Удэ. Посетили 4 выставочных зала музея Бурятского научного центра, а также занятие в лаборатории геоботаники и флористики Института общей и экспериментальной биологии СО РАН.
Провели практические занятия в лаборатории почвоведения Бурятской Государственной Сельскохозяйственной Академии. На кафедре агрономического факультета и ландшафтного дизайна учащиеся ближе познакомились с такими профессиями как агроном, ландшафтный дизайнер.
Кроме профессиональных проб по агротехническому профилю мы предлагаем и другие профессиональные пробы. В рамках дополнительного образования в школе работают кружки: театральный, вокальный, хореографический. Спортивные секции: национальная борьба, стрельба из лука, футбол, волейбол, теннис.
В нашей школе на протяжении 16 лет действует информационно-краеведческий центр «Найдал». Центр успешно решает задачи проблем самоопределения и самореализации. Члены этого разновозрастного общественного объединения обучаются навыкам основ краеведения, журналистики, научно-исследовательской деятельности, реализации коллективно-творческих проектов: «Впиши свое имя в историю», «Нравственные ценности моей семьи», «Их имена навечно с нами».
Деятельность ИКЦ известна за пределами Селенгинского района. Члены ИКЦ стали участниками первого гражданского форума Бурятии. Юные журналисты центра являются дипломантами более 120 научно-практических, творческих конкурсов. Таких как «Национальное достояние России», «Юность. Наука. Культура», «Шаг в будущее», «Серебряное перо» и другие.
Члены данного центра освещают все важные события в школьной газете «Загустайские вести». В ходе подготовки к Байкальскому образовательному форуму ежедневно выпускали информационный листок «РОСТОКские вести». Здесь они смогли попробовать свои силы в роли редактора, фоторепортера, корреспондента.
На августовской конференции в этом году наши ребята работали в роли журналистов, операторов, проводили опрос участников выставки, вели видеосъемки, создавали видеоролик, выпустили информационный листок.
Учащиеся данного центра принимают участие в мероприятиях разного уровня. Весной ребята приняли участие в Международном фестивале «Детство без границ». Дашиев Сергей ученик 10 класса получил гран-при в номинации «Я горжусь» конкурса эссе. Бимбаева Туяна ученица 7 класса 1 место в этой же номинации.
Самые активные из них в данное время награждены путевкой на 5 международный медиа форум в Международный детский центр «Артек».
Традиционно в нашей школе проводится День дублера, Кулинарный поединок, Национальный праздник «Сагаалган», отчетные концерты творческих кружков.
Хочу подробнее остановиться на некоторых мероприятиях, где ребята могут попробовать себя в разных ролях. Ежегодно накануне дня учителя идет подготовка ко дню дублера. Дети сами изъявляют желание в выборе предмета, формы проведения занятия. Учителя-наставники проводят консультации, совместно с учащимися проектируют урок. Приказом по школе назначаются члены администрации, учителя предметники, классные руководители, младший обслуживающий персонал. В течение дня управление школой полностью отдается детям. Затем путем опроса, анкетирования анализируется проведение дня дублера. Выявляется лучший учитель, классный руководитель, администратор.
Так же была организована профессиональная проба по профессии психолог. На которой ученица 10 класса Трухина Наталья попробовала себя в роли диагноста, ведущего тренинга. По результам своей исследовательской работы и профессиональной пробы под руководством психолога ученица написала исследовательскую работу на тему «Моя будущая профессия- психолог». И успешно защитила ее на Y Республиканской научно-исследовательской конференции «Формула успеха», заняв 3 место. В данное время она обучается на факультете психологии в университете.
В последние годы уже традиционным стало проведение Кулинарного поединка. У учащихся вызывает большой интерес и желание попробовать себя в профессиях кулинара, официанта, повара, бармена. Ребята приобретают практические навыки в кулинарии, изучают правила этикета, сервировки стола, знакомятся с традициями разных народов, с санитарно-гигиеническими правилами приготовления пищи.
Так же в нашей школе дети проходя профессиональную пробу по профессии экскурсовод. Создан музей Истории школы, который периодически пополняется, и обновляется. Учащиеся старших классов проводили экскурсии по школе во время юбилея школы для гостей и выпускников. Дети 7-8 классов проводят экскурсии для детей начальной школы и 5-6 классов в музее школы.
Для того что бы дети могли ближе познакомится с интересующими их профессиями мы организуем экскурсии на предприятия (например, на Гусиноозерскую ГЭС, Районную больницу, Районный суд). Организовываем выезд в Город профессий в г Улан-Удэ,
в котором дети могут пройти профессиональную пробу по 20 профессиям: продавец, кассир, парикмахер, художник, полицейский, пожарный, фермер, врач, почтальон и др.
Таким образом школа может содействовать успешной социализации подрастающего поколения, освоению молодыми людьми базовых социальных ценностей, приобретению навыков взаимодействия, первичных профессиональных умений, расширению социального опыта, в том числе средствами социальных практик и профессиональных проб.
Литература:
- Гаритова, С. В. Выбор будущей профессии — важный шаг в жизни человека / С. В. Гаритова // Методист. — 2019.
- Зубкова, Н. Встреча с людьми разных профессий / Н. Зубкова // Беспризорник. — 2019.
- Иванова, О. В. Творческий проект как средство профессионального самоопределения обучающихся [Текст] / О. В. Иванова // Шк. и пр-во. — 2019.
Киселёв, С. М. Профориентационная работа с обучающимися и их родителями – основа предпрофессиональной подготовки / С. М. Киселёв // Доп. образование и воспитание. — 2020.
- Мялицына, Е. В. Профессиональные пробы как ориентир для профессионального самоопределения / Е. В. Мялицына // Управление современной школой. Завуч. — 2019.
- Усова, С. Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии [Текст] / С. Н. Усова // Инновац. проекты и программы в образовании. — 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и средства формирования профессионального самоопределения детей с ОВЗ
Актуальность и важность профессионального самоопределения детейс ОВЗ....
доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"
В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....
«Нестандартный урок как способ формирования познавательной деятельности обучающихся»
Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Уроки, развивающие творческие способности создают положительный эмоциональный настрой, атмосферы заинтерес...
Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...
Технологии: приёмы, способы формирования личностного самоопределения
Технологии: приёмы, способы формирования личностного самоопределения...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)
Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...
«Актуальные технологии выбора профессии: система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»
Работа по профориентации активно ведется в средней и старшей школе. Знакомство с профессиями в начальной школе готовит ребенка к выбору будущей профессии и обеспечивает преемственность в профориентаци...