"МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР" программа по профессиональному самоопределению
рабочая программа по теме

         Профессиональная ориентировка воспитанников детского дома является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.

Цель программы : подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности  через  комплексное оказание  содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_professionalnyy_vybor.docx163.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ ДОМ «РОСТОК»

МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Программа  по  профессиональному  самоопределению  

http://fs00.infourok.ru/images/doc/225/32450/3/img10.jpg

Составитель:

воспитатель:

Допытаева Римма Ивановна

Анжеро-Судженск

  2016

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы……………………………………………………………..3

Пояснительная записка…………………………………………………………4

Содержание программы…………………………………………………………8

Тематическое планирование……………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………18

Приложение………………………………………………………………………20

ПАСПОРТ

программы по профессиональному самоопределению воспитанников  

МКОУ ДС «ДД «Росток»

«Мой профессиональный выбор» на 2015-2017 учебный год

Наименование Программы

Программа по профессиональному самоопределению учащихся  МКОУ ДС «ДД «Росток» «Мой профессиональный выбор»  (далее - Программа)

Разработчик Программы

Муниципальное казённое образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  Анжеро-Судженского городского округа                                                             «Детский дом «Росток»                                                    

 воспитатель: Допытаева Римма Ивановна

Исполнители Программы

Воспитанники и педагогический персонал Муниципального казённого образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  Анжеро-Судженского городского округа «Детский дом «Росток»                                                      

Цель Программы

  • Подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, через  комплексное оказание  содействия процессу профессионального и личностного самоопределения

Сроки  реализации

2015 – 2017 г.

Задачи Программы

  • Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие воспитанников на каждом возрастном этапе;
  • Изучение динамической структуры личности воспитанников для осуществления коррекционного воздействия  на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
  • Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
  • Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
  • Формирование у воспитанников  способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;  
  • Оказание  психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения и продолжения образования.

Направления Программы

профессиональное просвещение воспитанников;

профессиональная диагностика;

организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;

развитие творческого потенциала учащихся.

Источники финансирования

Внебюджетные средства

Пояснительная записка

               Профессиональная ориентировка воспитанников детского дома является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей воспитанников к труду. Этим обусловлена необходимость  профориентационной работы  в детском доме, при проведении которой невозможно переоценить роль всего педагогического коллектива.

          Общая цель системы профориентационной работы в детском доме – помощь  воспитанникам в выборе профессии, преодолении трудностей социализации и адаптации.

Для овладения определенной профессией воспитанникам необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности. На достижение этих задач направлены  непосредственно уроки производительного труда, где уже у младших детей воспитываются, а в среднем звене закрепляются,   такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда.  Сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, на часах общения у воспитанников с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, общественно-полезный труд, экскурсии, индивидуальная работа и др.) формируется  добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается  интерес к трудовой деятельности.

В среднем и старшем звене работа по профориентации предполагает формирование у воспитанников необходимого объекта профессиональных знаний и обще трудовых умений по различным профилям (столярное дело, швейное дело).

             У подростов старшего звена важно формировать осознание ими своих интересов, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

             У воспитанников-выпускников необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать воспитанникам индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.

         Проблема выбора профессии стоит перед выпускниками старших классов всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий подростки практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание воспитанников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

         Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Воспитателям, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

Цель программы:

  • Подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности  через  комплексное оказание  содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

Задачи:

  • Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие воспитанников на каждом возрастном этапе;
  • Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
  • Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
  • Формирование у воспитанников  способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;  
  • Оказание  психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения и продолжения образования.

Этапы  реализации   программы

1 этап — этап подготовки к реализации программы профессиональной ориентации воспитанников,   январь – май 2015 г.

  1. Обсуждение программы профессиональной ориентации воспитанников  и ее утверждение на педагогическом совете детского дома.
  2. Разработка основных направлений программы профессиональной ориентации воспитанников-выпускников.
  3. Подготовка пакета диагностических методик для изучения личности воспитанника; профессиональных интересов и склонностей; эффективности  профориентационной работы.

2 этап — этап практической реализации программы профессиональной ориентации   воспитанников-выпускников  2015 - 2017 уч.год.

1. Внедрение возрастных программ по профориентации:

  • Начальное звено              “В мире   профессий”
  • Среднее звено                “Выбираем   профессию”
  • Старшее звено                  “Я и мой выбор”

2.1.        Проведение  мероприятий  в  рамках  программы  педагогическим коллективом  школы   (воспитателями,    учителем  трудового  обучения,  педагогами    дополнительного  образования,  специалистами).

2.2.        Расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образования и отдельными представителями, группами окружающего социума.

3 этап — этап обобщения опыта реализации программы профессиональной ориентации воспитанников-выпускников,   май – август 2017г.

3.1.        Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации Программы.

3.2.        Круглый стол: подведение итогов работы в рамках проекта (анализ анкет-отзывов).

3.3. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации воспитанников-выпускников

Содержание программы

        Данная программа профессионального самоопределения является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:

  • элементы профинформирования во время внешкольных мероприятий
  • профдиагностика,
  • помощь в изучении и использовании своих личных особенностей,
  • проблемно-игровые ситуации,
  • экскурсии,
  • беседы,
  • игры,
  • консультации.

         Отличительной особенностью программы  является то, что в её реализации учувствует весь педагогический детского дома - воспитатели, классные руководители МБОУ СООШ №22, МБОУ ООШ №17, психологи, социальные педагоги, руководители творческих объединений. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.  Таким образом, направлениями  работы педагогов  являются:

  • профессиональное просвещение воспитанников;
  • профессиональная диагностика;
  • организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;
  • развитие творческого потенциала воспитанников.

Основные мероприятия Программы.

1. Создание системы диагностики способностей воспитанников.

1.1. Выявление склонностей и способностей воспитанников.

1.2. Анкетирование воспитанников с целью определения запроса на  творческие  объединения. Оказание помощи воспитанникам в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей.

1.3. Диагностическая работа  по  вопросам  профпригодности  и  изучения  сформированности  профессиональной направленности  воспитанников.

1.4. Создание информационной системы для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса с результатами исследования и возможностей учащихся.

2. Профориентация средствами внеурочной деятельности.

2.1. Организация работы творческих объединений.

2.2. Участие  в  школьных  и  городских  конкурсах   детского  творчества.

2.3. Проведение Фестивалей профессий.

2.4. Проведение  школьной  акции  «Профессия – ориентиры молодым»

2.5. Проведение  часов общения  по  реализации  программы.  

2.6. Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей воспитанников.

2.7. Организация и проведение встреч с людьми различных профессий “Мое место в государстве”.

2.8. Организация и проведение экскурсий на предприятия  города.

2.9. Знакомство с образовательными услугами города:

  • участие в днях  открытых  дверей в   профессионально-технических училищах;
  • встречи с представителями профессионально-технических   училищ.
  • оформление стенда “Компас в мире профессий”.

4. Работа социальной службы.

4.1. Заключение  Договоров  о  взаимном  сотрудничестве  с  Политехническим колледжем.

4.2. Сотрудничество с Отделом занятости (проведение занятий на территории Отдела, встречи со специалистами Отдела, трудоустройство подростков).

4.3. Индивидуальное консультирование  выпускников  по  выбору будущей профессий и  жизнеустройству.

4.4. Целевые встречи со специалистами учебных заведений “Куда пойти учиться?”

4.5. Целевые экскурсии на предприятия.

5. Работа библиотеки

5.1. Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.

5.2. Оказание помощи в подборе материала для часов общения, праздников по профориентации.

6.Работа педагога-психолога.

6.1. Беседы о профессиях (форма проведения - кл.час);

6.2. Встречи с профессионалами (форма проведения – вопрос-ответ);

6.3.Тематические занятия  и   групповые консультации  по  вопросам  профориентации  и  простраивания  плана  жизненной  стратегии;                                    

6.4. Тематическая неделя по профориентации

(игры, тренинги, конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет);

6.5. Методическая работа (оформление стенда, выставки, профессиограмм и т.д.)

6.6.Диагностика интеллектуального развития и профсклонностей и интересов учащихся.

6.7. Подготовка и проведение круглого стола - подведение итогов работы в рамках Программы.

Эффективность реализации программы

 Реализация мероприятий предусмотренных программой позволит:

  • создать систему профориентационной работы в детском доме;
  • повысить компетентность воспитанников о мире профессий, через активизацию их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;
  • скорректировать некоторые личностные особенности воспитанников- выпускников и оказать им помощь в правильном выборе профессии;
  • увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии   через пропаганду наиболее востребованных профессий;
  • расширение знаний о профессиях;
  • обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников детского дома;
  • увеличение числа воспитанников, продолживших обучение в колледжах, техникумах.

Тематическое  планирование  занятий  по  профориентации

        Занятия  объединены одной идеей,  планируются  2  раза  в  месяц.

        Вся программа   делится на 3 блока.   Содержание  материала  в  блоках  строится  по  принципу  преемственности,  а  не  повторяемости  тем.

  • 1 блок младшее звено  «В мире профессий».

В данном   блоке   спланирована серия   познавательных занятий   и   экскурсий,  на   которых  проходит  ознакомление  с  профессиями.  

  • 2 блок среднее звено «Выбираем профессию».

В данном блоке спланированы  развивающие занятия.  В процессе занятий активизируются постановка и принятие проблемы профессионального самоопределения, осознание жизненных ценностей и самопознания; определяются профессиональные интересы и склонности; формируется адекватная самооценка; актуализируются размышления о соответствии личностных качеств  к  требованиям профессии, знания о мире профессий; стимулируется активная жизненная позиция в профессиональном самоопределении.

  • 3 блок  старшее звено «Я  и  мой  выбор»

        В данном блоке  спланированы теоретические и практические занятия,  на который воспитанники   получают  знания  и  практические  умения,  необходимые  в  жизнеустройстве.

Сентябрь

Младшее звено

Вводное   занятие.  Игра-путешествие  «В  мире  профессий».

Ознакомление  с  профессией  «педагог:   учитель,  классный  руководитель,  педагог  дополнительного  образования,  педагог-психолог,  учитель-логопед,  социальный  педагог»

Октябрь

Ознакомление  с  профессией  «воспитатель»  (развести понятие  воспитатель в школе,  в  детском саду и гувернантка).

Экскурсия  в  детский  сад.

Ноябрь

Ознакомление  с  профессией  «повар,  кухонный работник».

Экскурсия   в  школьную  столовую,  на  пищеблок.

Декабрь

Ознакомление  с  профессией   «врач,  медицинская  сестра».

Экскурсия  в  школьный   медицинский  блок.  

Январь

Ознакомление  с  профессией  «дворник».

Февраль

Ознакомление  с  профессией  «сторож».

Ознакомление  с  профессией  «кастелянша,  кладовщик».

Март

Ознакомление  с  профессией  «кочегар,  машинист  котельной»

Экскурсия  в  котельную.

Апрель

Ознакомление  с  техническим персоналом  школы:  рабочий по  обслуживанию  здания,  уборщик помещений,  прачка.

Ознакомление  с  профессией  «водитель»

Май

Итоговое  занятие   «Все  профессии  важны,  все  профессии  нужны»

Сентябрь

Младшее звено

Вводное   занятие.  Игра-марафон  «Калейдоскоп  профессий».

Ознакомление  с  профессией  «секретарь».

Октябрь

Ознакомление  с  профессией  «парикмахер».

Экскурсия  в  парикмахерскую.

Ноябрь

Ознакомление  с  профессией  «продавец».

Экскурсия   в  магазин.

Декабрь

Ознакомление  с  профессией   «почтальон».

Экскурсия   на  почту.  Люди,  каких  профессий  работают  на  почте.

Январь

Ознакомление  с  профессией   «электрик».

Февраль

Ознакомление  с  профессией  «кулинар,  пекарь,  кондитер».

Экскурсия  в  пекарню.

Март

Ознакомление  с  профессиями  людей,  работающих  на  железнодорожном  вокзале:  машинист  электропоезда,  контролёр,  проводник,  кассир,  дежурный по  вокзалу.

Экскурсия  на  железнодорожный  вокзал.

Апрель

Знакомство  с  профессией  «библиотекарь»

Экскурсия в центральную  библиотеку.   Люди, каких  профессий  работают  в  библиотеке.

Май

Итоговое  занятие.   Беседа-размышление  «Мне нравится  профессия…»

Сентябрь

Среднее звено

Профессии  издательского  дела:  издатель,  журналист,  верстальщик,  редактор,  переплётчик.

Экскурсия  в  редакцию  газеты  «Наш  город».

Октябрь

Ознакомление  с  профессиями  людей,  работающими  в  «полиции»

Экскурсия  в отделение  полиции.

Ноябрь

Ознакомление  с работниками  сельского  хозяйства: ветеринар,  доярка,  пастух,  скотник.

Ознакомление  с работниками  сельского  хозяйства:  агроном,  комбайнёр,   тракторист,  фермер.

Декабрь

Ознакомление  с  экономическими  профессиями:  банкир,  бухгалтер,  инкассатор,  экономист.

Экскурсия   в  банк,  сберкассу.

Январь

Ознакомление  с  профессиями  науки:    изобретатель,  учёный,  конструктор.

Февраль

Ознакомление  с  профессиями   информатики  и  связи:  диктор,  веб-дизайнер,  программист,  телеграфист,  телефонист

Экскурсия  на  главпочтамт.  

Март

Ознакомление  с  техническими  профессиями,  связанные  с  добычей полезных ископаемых.  

Экскурсия  на  шахту «Физкультурник»

Апрель

Ознакомление  с  профессиями  людей,  работающих  на   стройке:  каменщик,  крановщик,  штукатур-маляр,  сантехник.

Экскурсия  на  стройку.

Май

Итоговое  занятие.   Беседа-размышление  «Кем бы я хотел  быть?»

Сентябрь

Среднее звено

Вводное  занятие  «Ориентация в мире профессий,  классификация профессий»

Беседа-размышление  «Люди,  каких  профессий  нужны  моему  городу».

Октябрь

Что  влияет  на  выбор  профессии:   способности,  состояние  здоровья…

Классный  час   «Выбор  профессии – ответственный  шаг»

Ноябрь

Занятие   «Взгляд  в  будущее»

Декабрь

Классная конференция в форме  открытого  пространства  «Хочу спросить…»

Январь

Практическая  работа  по  составлению  мини-проекта   «Мой вариант  продолжения  обучения»

Февраль

Беседа «Где я могу  приобрести   профессию  в рамках  нашего  города?»

Занятие с элементами тренинга  «Умение  жить  среди людей» (конструктивные способы преодоления  и  стратегии    разрешения  конфликтов  на  работе).  

Март

Беседа-размышление  «Занятость  населения.  Безработица»

Занятие  «Технология  поиска  работы»

Апрель

Практическое занятие «Результат  труда.   Рациональное использование семейного  бюджета».

Дискуссия  «С какими  проблемами    я могу столкнуться  после  выпуска  со  школы?»

Май

Беседа-рассуждение  «Моё  будущее  в  моих  руках»

Сентябрь

Старшее звено

Беседа-рассуждение   «Мой  жизненный  план».

Психологический  тренинг  «Слагаемые  успеха».

Октябрь

Деятельность   Центра  занятости  населения.

Экскурсия  в   Центр  занятости  населения.

Ноябрь

Коллективный  круглый стол  «Профконсультация»

Занятие «Человек и собственность» (собственник,   объекты, формы собственности)

Декабрь

Занятие   «Знакомство  с  трудовым  кодексом».

Беседа  «Заключение  трудовых  договоров».

Январь

«Я хочу:   интересы  и  склонности»

Февраль

«Я могу: способности,  профессиональная  пригодность»

«Надо: требования современного  рынка  труда»

Март

Практическое  занятие   «Резюме.  Особенности   его   составления»

Первые  шаги  при  устройстве  на   работу.  Ознакомление  с  документацией,  необходимой  при  поступлении  на  работу.

Апрель

Занятие  «Профессия – ориентир  в  будущее»  (как  профессия  влияет  на  уровень  жизни  человека)

Занятие  «Требования  к  профессионалу»

Май

Педагогический  тренинг  «Мой  профессиональный  маршрут»  (рассуждение   «Каким   я  себя  вижу  в  профессии?»)

Список литературы

  1. Бендюков М.А., Саврилова Н.С. Формирование профессиональных интересов к выбору профессии и труду по рабочим профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда у современной молодежи. Методические рекомендации. – М.: [текст] Учебно-методический центр Департамента ФГСЗН по Московской области, 2004.
  2. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ткаченко Л.П. Азбука профориентации XXI века. –  СПб.: [текст]  Рост, 2001г.
  3. Зеер  Э.Ф.  Профтехнология. –М., 2004г.
  4. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: [текст] УЦ «Перспектива», 2002г.
  5. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: [текст] ТЦ «Сфера»,  2005г.
  6. Парнов Д.А. Моя будущая профессия. Программа и учебно-методическое пособие по проведению курса учебных занятий для активизации профессионального самоопределения старшеклассников на обучение по профессиям НПО и СПО г. Москвы/Под науч. ред. С.И. Вершинина. – М.: [текст] «НОУ ИСОМ», 2007г.
  7. Пряжников Н.С.,  Пряжникова  Е.Ю.  Игры и методики  для  профессионального  и  личностного  самоопределения  старшеклассников. – М.: [текст] Первое  сентября,  2004г.
  8. Пряжников Н.С.  Профориентация  в  школе. – М.: «ВАКО»,   2005г.
  9. Резапкина  Г.В. Психология  и  выбор  профессии. – М.: [текст] Генезис,  2006г.
  10. Фадеева Е.И.,  Ясюкевич М.В. Выбирая профессию,  выбираем образ  жизни». – М.: [текст] «ЦГЛ»,  2004г.
  11. Чернявская А.П.  Психологическое консультарование  по  профессиональной  ориентации. – М.: [текст] «Владос Пресс»,  200г.
  12. Чистякова Н.С.,  Лернер П.С.  Педагогическая поддержка  профессионального  самоопределения  старшеклассников. – М.: [текст]  «Новая школа»,  2004г.

Приложение

Формы и методы работы, используемые в  профессиональном самоопределении воспитанников

В своей работе  педагогический коллектив школы-интерната использует следующие формы и методы:

  1. Методы работы по реализации информационно-когнитивных задач.

Эти методы направлены на расширение информационного поля, коррекцию и уточнение информации; обмен уникальным опытом в принятии решений и способах сбора информации.

В ситуации изменений - а мы живем именно в такой ситуации - весьма актуальным становится умение работать с информацией: кто владеет информацией, тот владеет миром.

Информационно-когнитивная работа может проводиться как в группе, так и индивидуально. При этом могут помочь следующие приемы и способы:

  1. Ответы на вопросы. Данный способ относится к методам целевого информирования. Молодой человек остается активным хозяином выбора, обращаясь за уточнением, например: "Я хочу уточнить, где можно получить профессию водителя после окончания 9 класса?".
  2. Самостоятельная работа с информационно-справочной литературой. Работа со справочниками, информационными подборками, картотеками и т.п. позволяет не только найти нужную информацию, но и существенно расширить информационное поле, а также отработать навыки поиска информации.
  3. Работа с автоматизированными поисковыми системами. Этот метод особенно привлекателен для молодежи, которая с большим интересом готова работать на компьютерной технике. Поэтому если вы используете автоматизированные базы данных о рынке труда, рынке услуг по профессиональному обучению и развитию, службах помощи в профессиональном самоопределении и т.д., то вы сможете вызвать большой интерес к поиску и анализу профессиональной информации.
  4. Экскурсия. Говорят, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Экскурсия как раз позволяет увидеть своими глазами рабочий процесс, условия труда, производительные действия. В зависимости от конкретных целей экскурсия может носить ознакомительный, профессиографический, комплексный или иной характер.
  5. Просмотр фильмов (видеофильмов). При отсутствии возможности непосредственно познакомиться с каким-либо видом деятельности можно устроить просмотр записи. Обзорные фильмы (видеофильмы), кроме того, позволяют сохранить время и познакомиться обзорно с большими блокам информации. Например, фильм "Профессиональная подготовка: видеосправочник учебных заведений" может позволить быстро "перемещаться" в различные учебные заведения и выбрать места для реальных посещений.
  6. Беседы-встречи с представителями различных профессий. Такие встречи позволяют учащимся не только получить информацию о содержании, специфике, истории профессии, но и об индивидуальном опыте работы и отношении к любимому занятию.
  7. Информационно-справочная консультация. Беседа со специалистами с целью получения или уточнения какой-либо информации.
  8. Вернисаж новых профессий (профессий определенной группы или определенного учебного заведения). Этот способ может использоваться как самостоятельно, так и в составе какого-либо более общего метода - игры, вечера профессий, праздника защиты профессий, посвящения в профессию и т.д. Суть его заключается в том, чтобы на основании предварительного изучения интересно и ярко представить соответствующую профессию.
  9. Профориентационные игры. Игровой метод позволяет моделировать различные ситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа профориентационной информации. Игра позволяет создать контекст, в рамках которого работа с информацией превращается в увлекательное занятие. Среди наиболее известных можно назвать игры: "Что? Где? Когда?", при подготовке, к которой для составления вопросов профориентационного содержания приходится проработать большой объем информации; "Угадай профессию", "Ассоциация", "Открытие фирмы", которые расширяют поле знакомых профессий и пр.
  10. Мозговой штурм "Источники информации". Использование известного метода для вычленения источников получения информации, необходимой для профессионального самоопределения и развития(разрешение отдельных затруднений и вопросов), позволяет учащимся обнаружить неиспользованные ими ранее способы и оценить эффективность разных способов.

Напомним, что этот метод проводится в несколько этапов. Вначале учащиеся, не оценивая и не критикуя, называют разные источники получения информации: газеты, встречи, информационные выпуски, буклеты и т.д. (Чем больше и разнообразнее, тем лучше! Здесь может помочь и педагог) - а затем оценивают их через призму определенных параметров: реалистичность, полнота, оперативность и т.д.

  1. Взаимная экспертиза. Народная мудрость говорит, что один ум хорошо, а два лучше. Именно на этой мудрости построена процедура взаимной экспертизы. Она может использоваться в разных вариантах. Суть ее заключается в том, что учащиеся, объединившись в пары (обязательным условием является взаимодоверие партнеров), по очереди излагают свою ситуацию и используемые (возможные) способы ее разрешения. Выслушивающий "эксперт" высказывает одобрение и добавляет свои варианты.
  2. Составление личного словаря терминов. Составление личного словаря, картотеки, классификации профориентационных понятий и терминов позволяет систематизировать информационную основу профессионального самоопределения. Самоопределение может предполагать использование как известных оснований для такого структурирования, так и личностно приемлемых.

Информационным целям могут также служить лекции, беседы, диспуты, выставки, читательские конференции и т.д.

  1. Методы работы по реализации мотивационно-смысловых задач.

Эти методы направлены на - активизацию социально-профессиональной позиции; прояснение профессиональных ценностей, целей и смыслов.

Специалисты считают, что большую часть времени необходимо тратить на прояснение смыслов и планирование и меньшую - на реализацию. Действительно, именно четкая, реалистичная, достижимая, привлекательная цель является залогом успеха. Вместе с тем именно ценности и смыслы, на которых базируется постановка целей, являются менее всего ясными человеку. Г. Гессе писал: "Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Ни один человек не был самим собой целиком и полностью; каждый, тем не менее, стремится к этому, устремляется к своей собственной цели".

Решение мотивационно-смысловых задач можно осуществлять различными способами:

  1. Активизирующие интервью. Данный метод предполагает размышление над определенными вопросами. Например: Что означает успех в профессиональной карьере? Что способствует достижению делового успеха? Есть ли у тебя личный профессиональный проект? Что ты хотел бы достичь в своей профессиональной деятельности? и т.д.
  2. Анкетирование. Анкетирование, аналогично интервью, предполагает ответы на вопросы. При этом специально подобранные вопросы, отражая основные факторы профессионального самоопределения и формирования профессиональной готовности, позволяют активизировать процесс и направить его в определенное русло. Широко известная программа "Контингент-прогноз" и программа мониторинга социально-профессионального самоопределения, являющаяся частью технологии "Обеспечения профориентационного минимума", наряду с получением информации о состоянии социально-профессионального самоопределения является и активизирующим методом по отношению к данному процессу.
  3. Сочинение. Сочинение может стать отправной точкой для размышления о своем будущем и желаемой профессиональной судьбе. Здесь можно вспомнить известное сочинение юного К. Маркса "Размышления юноши при выборе профессии". Чтобы сочинение выполнило активизирующую роль, важно провести предварительную подготовку в форме тематической дискуссии, игры, беседы-"исповеди" какого-либо авторитетного человека.
  4. Тематические рисунки. Рисунок на одну из тем: "Я через десять лет", "Я и моя профессия", "Мое профессиональное будущее" и т.п. - с последующим обсуждением может быть использован в ходе индивидуальной консультации и групповых занятий для прорисовки элементов желаемого будущего. Однако, следует отметить, что данный метод работы требует доверительных отношений среди выпускников детских домов и интернатов и сопровождения специалистом по возникающим вопросам.
  5. Игры с профориентационным содержанием. Игра наряду с множеством других функций и возможностей позволяет осуществить "запуск" процессов профессионального самоопределения и развития за счет пробуждения интереса, любопытства, соревновательности, эмоционального заражения. Удачно проведенная игра вызывает "брожение", она как бы взрыхляет почву для последующих шагов и действий. В качестве активизирующих можно использовать игры "Я и мир", "Открытие фирмы", "Торг", "Человек - судьба - черт" и т.д. В дальнейшем важно закрепить и развить результаты игры другими средствами: фокус-группа, например, с темой"Роль молодежи (моя роль) в построении будущего", турнир "Мой профессиональный проект", целепостроительная технология и т.д.
  6. Самодиагностика. Самодиагностика по одной или нескольким психодиагностическим методикам или обсуждение результатов диагностики может помочь уточнить собственные ценности, интересы, склонности, цели: "Карта интересов", "Опросник профессиональной готовности", "Метод параллельных профилей", "Опросник терминальных ценностей" и т.д.
  7. Психотехники целеустроительного характера. Данные психотехники представляют собой совокупность специальных приемов, которые позволяют прояснить собственные цели, ценности и желания. На самом деле молодые люди далеко не всегда знают, чего они хотят, хотя мудрые люди всегда говорили, что если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, то вы найдете, как к этому прийти. Целеустремленные психотехники могут осуществляться как индивидуально, так и в группе.

Конкретные психотехники могут основываться на рациональных и интуитивных механизмах. Приведем пример процедуры, которая эффективна при работе с молодежью.

  1. Процедура "Сосредоточенное мечтание" направлена на освоение способов формулирования целей и построения временной перспективы. Она включает в себя ряд шагов:
  1. Составление проекта того, о чем человек мечтает, кем хочет стать, чем заниматься. Для этого можно предложить молодому человеку написать в течение 10-15 минут все желания, отбросив ограничения, или нарисовать свое будущее, или составить фильм о собственной жизни, зафиксировав ряд кадров из собственного желаемого будущего, или совершить мысленное путешествие в "священное место", где можно побеседовать с мудрецом и услышать его "пророчества" и наставления, или "совершить путешествие" на машине времени и "пройтись" по дорогам своего будущего, или...
  2. Определение временной сетки. Если все, что отмечено, относится к завтрашнему дню - следует подумать о дальней перспективе, если же цели относятся к весьма отдаленному времени, следует подумать о ближайших шагах.
  3. Выбор четырех самых важных целей на этот год, обоснование их важности.
  4. Проверка сформированных целей на позитивность, конкретность, ясность представления результатов, достижимость, этичность.
  5. Составление списка ресурсов для достижения целей, которыми молодой человек уже обладает.
  6. Составление списка ограничений на пути к цели.
  7. Составление пошагового плана достижения цели.

Методы решения задач операционного блока

Методы этой группы направлены на выработку способов (навыков) профессионального самоопределения, развития и эффективного поведения на рынке труда.

  1. Поведенческий тренинг. Поведенческий тренинг направлен на освоение способов и навыков поведения в различных ситуациях, связанных с выбором и построением профессиональной карьеры: осуществление поисковых действий, телефонного звонка, собеседования с работодателями, сдача экзаменов, прохождение отборочного тестирования, коммуникация в профессиональных ситуациях: самопрезентация, установление контакта, понимание собеседника, принятие отказа, умение "доносить" собственное мнение, убеждать, доказывать и т.д. Мудрые люди говорят: "Тяжело в учении - легко в бою". Отработка отдельных навыков предполагает активную пробу различных способов, их коррекцию и закрепление в игровых (модельных) и реальных ситуациях. Для активного вовлечения учащихся в процесс тренировки - отработки навыков - необходимо создать мотивацию учащихся для работы, когда каждый считает: "Я хочу, мне важно, необходимо ..." - и обеспечить достаточную безопасность - понимание того, что никто не осудит человека из-за отсутствия у него отдельных навыков и способов, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, что достоинство человека в его движении, умении освоить новые формы и способы поведения.

В ходе поведенческого тренинга можно успешно использовать такие психотехнические игры и упражнения, как "Вакансия", "Трудоустройство", "Первый день работы", "Защита профессионального проекта" и др.

  1. Практические занятия. Практические занятия помимо отработки навыков поведения могут быть направлены на освоение алгоритма и способов принятия решения, приемов и способов построения профессионального проекта, составления автобиографии, поискового письма, профессионального резюме, портрета, карты навыков и умений и т.д. В ситуации современного рынка труда данные навыки могут позволить выбрать, найти и сохранить хорошую работу - это важнейшая часть профориентационной культуры. Этапы практического занятия могут включать в себя самостоятельные попытки составить проект, резюме, письмо, алгоритм... ознакомление с образцами удачных проектов, планов, резюме... правил и принципов их составления, корректировку разработанных материалов и закрепление навыков их составления.
  1. Методы работы с личностными и профессиональными качествами

Данные методы направлены на изучение учащимися собственных личностных и профессиональных качеств, составление списка своих достоинств как работника, развитие необходимых личностно-профессиональных качеств.

  1. Самопознание. Надпись, сделанная на стене древнего храма: "Узнай самого себя" - является одной из важнейших путеводных нитей для достижения успеха в карьере для современного молодого человека. В качестве средства самопознания может выступать самодиагностика по несложным тестовым процедурам, самооценка себя по заданным параметрам и критериям, в качестве которых могут выступать жизненные проявления того или иного качества, анализ мнений (экспертной обратной связи) о себе других людей: педагогов, родителей, друзей и т.д., ведение дневниковых записей, анализ собственных реакций и проявлений в различных жизненных ситуациях.
  2. Психотехнические игры и процедуры. Выполнение психотехнических процедур позволяет не только проанализировать собственные качества, но и оценить, откорректировать и развить их. Удачными для этого являются процедуры: "Мои достоинства", когда учащиеся составляют перечень своих сильных качеств; "Мои сильные и слабые стороны", "Что я ценю и что хочу изменить в себе", которые позволяют выделить собственную позитивную основу и определить программу самосовершенствования; "Волшебный магазин", где учащиеся могут "купить" необходимые качества, "заплатив" другими качествами вместе с их "выигрышами" целиком и полностью, эта процедура позволяет глубоко оценить силу и слабость отдельных качеств и их взаимосвязь с собственным поведением успехами и неудачами; "Разотождествление", где, раскручивая клубок отдельных сторон и качеств, учащиеся пытаются найти глубинную основу собственной личности; "Перевоплощение", когда за счет сравнения себя с живыми и неживыми объектами, предметами и явлениями (если бы я был деревом, цветком, киногероем, инопланетянином...) человеку предоставляется возможность понять целостность самого себя; эффективны также психотехнические игры-испытания, направленные на выявление и развитие отдельных познавательных и творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.

Изучение и развитие личностно-профессиональных качеств осуществляются также в ходе учебной деятельности, общения, выполнения социально-профессиональных проб и других форм и методов.

  1. Методы решения задач эмоционально-энергетического блока

Методы данного блока направлены на формирование позитивного самоощущения, актуализацию сил и ресурсов для реализации намеченных целей. Дело в том, что от эмоционального состояния и настроя на успех или неудачу зависит как уровень трудности профессиональных целей, которые ставит перед собой молодой человек, так и возможность их успешной реализации.

  1. Саморегуляция. Существует множество разнообразных способов и приемов саморегуляции, которым можно обучить учащихся. Эти приемы позволяют достигать и поддерживать душевное равновесие и позитивное самоощущение, которые весьма важны при планировании и реализации профессиональной карьеры. Педагог может устроить обсуждение возможностей использования различных способов преодоления напряжения и обретения внутреннего равновесия человеком и предложить учащимся самостоятельно опробовать их. Для ориентировки предлагаем познакомиться с перечнем приемов, составленным нами в ходе семинаров и тренингов, направленных на обсуждение способов саморегуляции, используемых молодыми людьми.

В тех случаях, когда такие способы не помогают, можно рекомендовать учащимся обратиться за помощью и консультацией к психологу.

  1. Программирование успеха. Хорошо понятно, что от внутреннего настроя - ожидания успеха или неудачи - зависят реальные шаги и действия человека. Существует множество способов, которые люди используют для настроя на успех: молитва, выполнение определенных ритуалов, получение напутствия и благословения от значимых людей, внутреннее проговаривание - настрои "Я смогу!", "У меня получится!", "Я смогу это сделать" и т.д. У каждого человека есть свои способы и "приемчики", даже если он не осознает их как средства программирования успеха. Эффективность многих средств проверена многовековой практикой, подтверждена научными исследованиями, поэтому их можно рекомендовать для усиления профессиональных решений.

Программирование успеха можно осуществлять образами, ритуалами, словами и символами.

  1. Программирование образами. Этот вид программирования человек использует, когда мечтает, то есть создает на внутреннем экране определенные (идеальные) картинки. В психологии такие фантазирования называют техникой визуализаций (визуальный - зрительный).

Для реализации этой техники необходимо успокоиться, расслабиться постараться прекратить внутренний диалог, который звучит в нашем сознании, и представить себе, что ВЫ УЖЕ ТОТ, кем хотите быть, что ВЫ УЖЕ успешно обучаетесь... получаете удовлетворение от работы и т.д. При этом можно представить "картинки", как напрямую связанные с профессиональным путем ("Я - успешный студент", "Я - профессионал" и т.д.), так и более широкие, универсальные образы успеха и достижения цели. Например, можно использовать упражнение "Стрела", предложенное П. Ферручи.

При выполнении упражнения "Стрела" представьте, что в руках у вас лук и стрела. Почувствуйте, что ноги ваши прочно стоят на земле. Держите лук в одной руке, а стрелу с тетивой в другой. Почувствуйте, как напрягаются мышцы рук, когда вы натягиваете тетиву. Теперь живо и ясно представьте перед собой мишень. Следите за наконечником стрелы, нацеливая его на мишень.

Теперь тетива натянута до конца, стрела направлена точно в цель. Ощутите, какая большая энергия заключена в этом неподвижном положении. Все, что от вас требуется, - отпустить стрелу, чтобы эта энергия понесла ее к цели. Осознавайте, как отпускание высвобождает энергию движения.

Стрела отпущена. Наблюдайте за ее полетом и чувствуйте ее необычайную целенаправленность. Для стрелы нет ничего, кроме цели - ни сомнений, ни колебаний, ни отклонений. Стрела летит совершенно прямо; она попадает в центр мишени и остается в ней, слегка подрагивая.

Уверенно и спокойно "выпустите" еще несколько стрел, ощущая в себе их твердую, целенаправленную, сосредоточенную силу.

  1. Программирование словами. Словесное программирование себя на успех подразделяется на письменное и устное.

Письменное программирование может осуществляться в форме дневника, написания писем самому себе, подписания с самим собой контракта (договора) на выполнение решения, письменных настроев - позитивных утверждений относительно своего профессионального будущего: "Я стану хорошим профессионалом", "Я добьюсь высоких результатов и признания в работе!", "Я буду работать в дружном интересном коллективе!" и т.д.

Устное программирование включает в себя множество разнообразных приемов - от коротких, из одной фразы позитивных утверждений или формул самовнушения до длинных и сложных "настроев". Для того чтобы словесный настрой был действенным, необходимо все утверждения формулировать позитивно ("Я успешно сдам экзамены" вместо "Я не провалю экзамены), повторять неоднократно, верить в реальность их осуществления.

  1. Программирование ритуалами. Ритуалы представляют собой определенные действия или цепочки действий, которые также позволяют настроиться на успех.

К традиционным ритуалам, осуществляемым в учебных заведениях, можно отнести праздники и выпускные вечера. Учащимся вручают дипломы (аттестаты), говорят напутствия и пожелания. Можно придумать также определенные стартовые ритуалы для группы (класса) или для отдельного учащегося, которые позволили бы обеспечить наилучшую готовность для реализации намеченных планов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

Раздел 1. Профессиональное образование. Наличие образования по профилю профессиональной деятельности

В данном разделе представлены документы, подтверждающие наличие образования по профилю профессиональной деятельности, соответствие дополнительного профессионального образования, полученного в межаттес...

Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".

О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте"...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Дефектология»: «Технология формироания социально-бытоой адаптации обучающихся с умстенной отсталостью».

Определения основных направлений и содержания коррекционно-педагогической работы, обеспечивающих эффективное формирование социально-бытовой адаптации обучающихся с умственной отсталостью....