Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие подготовки школьников к выбору профессии
статья по теме

Екатерина Александровна Белова

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональное диагностирование обучающихся, институциональная программа «Профессиональное самоопределение школьников», профильное и предпрофильное обучение.

 

Современная экономическая и политическая обстановка нашего региона предопределяет все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Важной психолого-педагогической задачей школы является подготовка школьников к обоснованному выбору профессии. Для успешной подготовки обучающихся к профориентационному самоопределению нами разработана и реализуется институциональная программа «Профессиональное самоопределение школьников». Основными направлениями которой, являются организация и выстраивание системы профориентационной работы, в том числе предпрофильного и профильного обучения обучающихся общеобразовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_samoopredelenie_shkolnikov.docx149.49 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие подготовки школьников к выбору профессии

Каврина Е.А., педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5г. Надыма»

Современная экономическая и политическая обстановка нашего региона предопределяет все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года предполагает, что в период до 2020 года в базовой отрасли экономики автономного округа будет реализовано множество масштабных инвестиционных проектов, направленных на разведку и освоение месторождений углеводородного сырья, утилизацию нефтяного попутного газа, расширение сети транспортировки углеводородов и другие проекты. Любое современное производство не может развиваться в данном конкретном районе, если он предварительно не обустроен, т.е. создание социальной инфраструктуры должно опережать хозяйственное освоение территории. Таким образом, в нашем округе заняты работники, обладающие уникальным опытом и квалификацией в области разработки месторождений углеводородного сырья в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, а также работники социальной инфраструктуры. Актуальность профориентационной работы со старшеклассниками очевидна, как в отдельно взятом городе, в том числе нашем, основу экономики которого составляет газодобывающая промышленность, так и в целом в стране.

В целях формирования конкурентоспособной личности на рынке учебного и производственного труда и с учетом кадровых потребностей региона в школе большое внимание уделяется проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии - важная психолого-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенций выпускника современной школы.

Подготовка обучающихся к профессиональному самоопределению осуществляется последовательно и непрерывно. Согласно плану профориентационной работы у младших школьников формируется представление о разделении труда, обучающиеся знакомятся с наиболее распространенными профессиями. В основной – обучаются анализу профессии, диагностированию своих профинтересов и способностей, построению плана профессионального образования и трудоустройства, формирование осознанного профнамерения. Выпускники старшей школы уточняют и корректируют свои профнамерения, осуществляют поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них формируется готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере.

Нами разработана и реализуется институциональная программа «Профессиональное самоопределение школьников». Основными направлениями которой, являются организация и выстраивание системы профориентационной работы, в том числе предпрофильного и профильного обучения обучающихся общеобразовательного учреждения.

Модель профориентационной работы в МОУ СОШ№5 г. Надыма

Профессиональное просвещение:

  • цикл спецкурса «Я и моя профессия» для обучающихся 9 классов. Целью данных занятий является дать подростку почувствовать радость самопознания, помочь ему осознать свою неповторимость, задуматься о своем будущем. В результате этих занятий у обучающихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации. На занятиях обучающиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения и практическими навыками принятия решения, бесконфликтного общения и т.п. В ходе работы используются комплексы методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и на обеспечение его полноценного психологического развития.
  • работа с родителями обучающихся (классные родительские собрания) по профессиональному самоопределению:
  • "Роль семьи в определении жизненного пути школьников"
  • Формирование профессиональной подготовки в старшем школьном возрасте (10кл.)
  • Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду. Самоопределение школьников (11кл.)
  • Роль родителей в формировании профессиональных намерений обучающихся (1-6кл.)
  • Воспитание у детей готовности к труду (7кл.)
  • Формирование профессиональных планов, работа с типичными ошибками в выборе профессий (8-9кл.) 
  • Посещение городских мероприятий (ярмарка профессий, встречи в образовательных центрах, день открытых дверей)
  • Экскурсии на предприятия города

Профессиональная диагностика обучающихся включает в себя профориентационные тесты и компьютерный профориентационный комплекс «Профориентатор». Комплекс «Профоринентатор» ориентирован на работу со старшеклассниками, который позволяет совместить анализ интересов, способностей и личностных качеств обучающихся в рамках диагностики и профессиональных склонностей. На основе результатов диагностик формируются классы профильного обучения. В случае компьютерной диагностики максимальная результативность достигается благодаря индивидуальной консультации психолога по результатам тестирования.

Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической диагностики. 

В ходе реализации Программы:

  • создана модель предпрофильной подготовки и профильного обучения, предполагающего сетевое взаимодействие между школой и партнерами в осуществление процесса профилизации (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма»);
  • реализуются спецкурсы и элективные учебные предметы профориентационной направленности в рамках учебного плана школы;
  • совершенствуется учебно-методическая и материально-техническая база профильного обучения.

Эффективность реализации программы профориентационной работы подтверждена тем, что большинство выпускников профильных классов обучаются по специальностям (направлениям) где продолжают изучение профильных предметов как основных. С 2004 на базе нашей школы реализуется информационно-технологический профиль, данные мониторинга говорят о том, что процент выпускников профильных классов, поступивших в вузы и ссузы по профилю является высоким, изменяется в пределах от 70 до 91%.

Количество выпускников профильных классов

поступивших в ввузы, ссузы по профилю

Выпускники нашей школы обучаются в престижных вузах: Московский государственный университета имени М.В.Ломоносова, Московский государственный технический университет им. H.Э.Баумана, Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. академика И. М. Губкина, Санкт-Петербургский государственный университет, Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет и другие. Ежегодно выпускниками 9-х классов востребованы профессии высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда нашего региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система психолого-педагогического сопровождения учащихся выпускных классов в подготовке к осознанному выбору профессии

В данном опыте показана система профориентационной работы с учащимися выпускных классов. Подобран материал для создания портфолио выпускника. Есть материалы к страничке для родителей....

Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку.

Инновационный педагогический проект  "Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку".В настоящее время на...

Современные подходы к организации профессионального самоопределения школьников

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание п...

Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников – необходимое условие подготовки к государственной итоговой аттестации

Вычислительные навыки играют важную роль в школьном курсе обучения разным предметам. Учащиеся, обладающие  прочными  навыками счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований...

Педагогический совет «Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы»

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.  Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважител...