Технологическая карта урока по окружающему миру "Семейный бюджет", (Школа России, 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Исаева Анастасия Станиславовна

Тема урока «Семейный бюджет»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего хозяйства.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Формировать представление о структуре семейного бюджета;

2. Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства.

Развивающие:

1.     Развивать устную монологическую речь;

2. Развивать умение анализировать ответы одноклассников посредство взаимооценки.

Воспитательные:

1. Совершенствовать у обучающихся навыки сотрудничества и взаимопомощи при парной работе;

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Школа России», учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть (Плешаков А.А.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 22.04.24

Школа: МАОУ «АЛ №95»

Класс: 3 -8

Урок: 5

Время: 11:50 – 12:30        Кабинет: 209

                  Студент: Исаева Анастасия Станиславовна

                  Группа: 45

                  Учитель: Соколова Оксана Николаевна

                  Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Семейный бюджет»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего хозяйства.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о структуре семейного бюджета;

2. Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

1. раскрывать роль экономики в нашей жизни;

2. понимать, как ведётся хозяйство семьи.

Развивающие:

  1. Развивать устную монологическую речь;

2. Развивать умение анализировать ответы одноклассников посредство взаимооценки.

Личностные:

1. Осознавать необходимость творческого труда, работы на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленными целями.

Воспитательные:

1. Совершенствовать у обучающихся навыки сотрудничества и взаимопомощи при парной работе;

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Школа России», учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть (Плешаков А.А.)

        ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы,

 (Ф, Г,П,И)

методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

(ответы)



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

3. Налаживание контакта с классом.

- Ребята, я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения!

Показывают свою готовность.

Слушают учителя.

 УУРД: личностное включение в учебную деятельность

УУПД: воспринимать речь учителя.

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: опрос, беседа.

1. Повторение пройденного материала.

- Мы продолжаем изучать экономику, и сегодня вы узнаете что-то новое.

 - Ребята, отгадайте зашифрованное слово на слайде.

 - С каким бюджетом познакомились на прошлом уроке? 

 - Что такое бюджет? 

- Как называются деньги, которые поступают в бюджет? 

- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? 

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? 

- На что государство расходует деньги?

- Зачем нужен в каждом государстве бюджет? 

- А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? 

2. Проблемная ситуация.

- Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? 

- Может ли у семьи быть свой бюджет?

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

- бюджет.

- с государственным бюджетом.

- план доходов и расходов государства.

- доходы.

- расходы.

- налоги.

- на образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науки и культуры, охрану природы и другие цели.

- чтобы вести хозяйство страны, планировать, вести экономику.

- да.

- семья.

- да.

УУРД: выработать учебную  мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф, П

Словесный: опрос, беседа.

Самоконтроль с образцом на доске.

Столкновение разных мнений учеников с помощью  вопроса или практического задания.

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

- Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать на уроке?

2. Организует игру «Верите ли вы?»

-Начнём работу по теме урока с игры под названием «Верите ли вы?»

-У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что».

Вы обсуждаете ответы в парах. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Вопросы:

Верите ли вы…

1.  Что семейный бюджет складывается из доходов и расходов семьи?

2.  Что лучшим считается бюджет, в котором доходы меньше расходов?

3.  Что налогоплательщики - это люди, которые платят налоги?

4 . Что дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами?

5.  Что экономия – это расточительное ведение хозяйства?

 - Ребята, возникли ли у вас какие – либо трудности при ответах на вопросы?

- Были ли такие задания, которые вызвали у вас вопросы и затруднения?

- Встретились ли вам новые понятия?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи мы сегодня ставим перед собой на уроке?

- Посмотрите на слайд и восстановите последовательность пунктов плана:

1. Познакомиться с понятием «семейный бюджет»

2. Узнать особенности семейного бюджета

3. Проверить полученные знания

4. Подвести итоги

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

- семейный бюджет.

Участвуют в игре.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

- да, возникли некоторые трудности.

- новые понятия встретились, например, «расточительное».

- что такое семейный бюджет, из чего он складывается, что такое дефицит и экономия.

- «Семейный бюджет»

- понять, зачем и для чего нужен семейный бюджет; узнать, как распланировать семейный бюджет.

УУПД: строить речевые высказывания в устной форме,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

Практический:

упражнение

1. Открытие для учеников новых сведений.

- Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?

- Что же такое бюджет семьи?

- А как вы думаете, на какой период может составляться бюджет семьи?

- Какие доходы могут быть в семье?

- Если в семье работает мама, папа, есть бабушка и дедушка, маленькие дети и студенты, то в такой семье доходы сложатся из зарплаты родителей, пенсии, пособий и стипендии.

- Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Один из них подскажут вам рисунки в учебнике на с.77.

- А непредвиденные расходы?

- А сейчас давайте вставим пропущенные слова в предложения.

(прибыль, процент, гонорар)

Если папа – писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение –….

Предположим, папа предприниматель, имеет собственную фирму. Тогда он будет получать не зарплату, а … от работы фирмы.

Семья может иметь сбережения. Если они хранятся в банке, то банк регулярно выплачивает за это определенную сумму - …

Отвечают на вопросы.

- из доходов и расходов.

- это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.

- на месяц.

- зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия студента.

- премия, гонорар, наследство, выигрыш, подарок.

- срочная операция, покупка лекарств, ремонт автомобиля.

Выполняют задание.

- гонорар.

- прибыль.

- процент.

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: строить речевые высказывания в устной форме,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация, учебник

Динамическая пауза

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

П

Словесный метод: диалог

Наглядный метод: презентация

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. 

- У вас на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Отметьте галочкой.      

Лекарства – 2 ш.

Продукты – 50 ш.

Одежда – 10 ш.

Обувь – 5 ш.

Бытовая химия – 5 ш.

Транспорт – 10 ш.

Велосипед – 20 ш.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш.

Книги – 1 ш.

Компьютер – 40 ш.

Игрушки – 3 ш.

Платежи и налоги – 10 ш.

Диски с мультфильмами – 3 ш.

Посещение театра, цирка – 6 ш.

Посещение боулинга - 6 ш.

Туристическая поездка – 80 ш.

Поход в кино - 4 ш.

Мороженное, конфеты - 5 ш.

- А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

- Бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ш. У кого сумма больше этой цифры? У кого меньше 100 школяриков?

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

- Что в этом случае нам делать?

- А что такое экономия?

- Экономия – это когда бережно относишься ко всему, что тебя окружает, потому что это экономит твоё время, силы, здоровье и деньги. В каждой семье должна быть экономия, мы должны бережно относиться к вещам, бытовым приборам.

- Как же вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?

- Совершенно верно!

Выполняют задание.

Подсчитывают сумму.

- лекарства, продукты, книги.

- если экономия – отложим сбережения, если дефицит, нужно на чём-то сэкономить.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

- не покупать лишних вещей, бережно относиться к своим вещам, экономно расходовать воду, планировать расходы.

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: строить понятные для партнёра высказывания.

Учебная презентация, раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический метод:

Упражнение

Взаимооценивание

Организует самостоятельную работу учащихся.

- А теперь давайте закрепим наши знания и напишем небольшой тест.

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это.....

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы.

3. Авторское вознаграждение — это....

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар.

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это.......

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль.

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы ….

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов.

6. Зарплата, пенсия, стипендия — это разные виды......

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара.

- Теперь давайте проверим себя. Посмотрите на слайд, здесь правильные ответы.

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок. А у кого 1 ошибка? У кого 2? А у кого три и более?

- Оцените себя в соответствии с таблицей оценки.

- Вы большие молодцы!

Работают самостоятельно.

Проверяют себя.

Оценивают себя.

РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий;

Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; сравнивать результаты своей

Деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала. 

- Посмотрите на экран. Нужно закончить предложения.

1. Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше …

2. Расходы не должны превышать ….

- А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

- Послушайте одну историю о мальчике, который не работал, но смог найти деньги на подарок для мамы.

Саша, друг мой, изменился,

Саша экономным стал,

Так, как раньше, не считая,

Деньги тратить перестал.

Себе не покупает он

Жевательной резинки

И даже самой яркой

Переводной картинки.

Что стало с ним?

Во всем дворе никто не понимает,

А тем, кто задает вопрос,

Наш Саша отвечает:

«Я покупаю только то,

Что мне необходимо.

А если вещь мне не нужна,

Пройду, не глядя, мимо.

Чтоб мог ко дню рождения

Купить подарок маме я,

Нужна мне эта строгая,

Ребята, экономия».

- Что значит экономить?

- Чем отличается экономный человек от жадного?

- А сейчас подумайте, на чем вы бы могли сэкономить в своей семье?

- А на чем экономить нельзя?

Ответы детей на вопросы учителя.

- доходов.

- доходы.

- хорошо работать, хорошо учиться, экономить.

Слушают учителя.

- жадный — стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет, а экономный — бережливо расходующий что-либо.

- на игрушках, на развлечениях, сладостях.

- на отдыхе, на еде, здоровье.

РУУД: выстраивать последовательность выбранных

действий.

КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

КУУД: корректно и аргументированно

Высказывать своё мнение.

Учебная презентация

Домашнее задание

Ф практический

Дает комментарий к домашнему заданию.

- Запишите домашнее задание.

Представьте, что на день рождения вам подарили 2000 рублей. Составьте план своих расходов

Записывают домашнее задание.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Подводит итоги.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Узнали ли вы что-то новое для себя сегодня?

- Будете ли вы применять в своей жизни правила семейного бюджета, которые узнали сегодня?

2. Организует самооценивание.

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились.

Отвечают на вопросы учителя.

- «семейный бюджет»

Участвуют в рефлексии.

УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый День, ребята!

Слайд 2

Разгадай ребус

Слайд 3

бюджет

Слайд 4

люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство- это…

Слайд 5

ТЕМА: «Семейный бюджет» ЦЕЛИ: понять, зачем и для чего нужен семейный бюджет; узнать, как распланировать семейный бюджет.

Слайд 6

Если папа – писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – ГОНОРАР

Слайд 7

Предположим, папа предприниматель, имеет собственную фирму. Тогда он будет получать не зарплату, а от работы фирмы. ПРИБЫЛЬ

Слайд 8

Семья может иметь сбережения. Если они хранятся в банке, то банк регулярно выплачивает за это определенную сумму - ПРОЦЕНТЫ

Слайд 9

2 вариант 1) Т 2) Д 3) Ю 4) Ж 5) Е 6) б 1 вариант 1) Б 2) Ю 3) Д 4) Ж 5) Е 6) Т

Слайд 10

1. Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше … 2. Расходы не должны превышать …. ДОХОДОВ ДОХОДЫ

Слайд 11

ДоМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Представьте, что на день рождения вам подарили 2000 рублей. Составьте план своих расходов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Педагогическая цель: формирование у учащихся представления о луге как о природном сообществе....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке формируются первоначальные представления об истории России в эпоху правления Екатерины Великой....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся познакомятся с животноводством как отраслью сельского хозяйства....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся познакомятся с положительными и отрицательными сторонами правления Ивана Грозного - первого российского царя....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Учащиеся познакомятся с просвещением в Древней Руси....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся учатся выделять значимые исторические события....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Задача: показать роль книгопечатания для развития  просвещения и культуры России....