Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

Задача: показать роль книгопечатания для развития  просвещения и культуры России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastera_pechatnyh_del.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по окружающему миру (УМК «Школа России, 4 класс)

Тема: Мастера печатных дел

Задачи:

  • Познакомить учащихся с началом книгопечатания в России, первыми печатными учебниками;
  • Показать роль книгопечатания для развития просвещения и культуры России

Тип: изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные:

  • Иметь представление о начале книгопечатания в России, деятельности Ивана Фёдорова;
  • Понимать роль книгопечатания для развития просвещения и культуры России;
  • Иметь представление о первых русских учебниках

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
  • Работать с текстом: составлять опорный конспект;
  • Составлять рассказ на основе опорного конспекта;
  • Анализировать иллюстрации;
  • Характеризовать современные и старопечатные книги: определять сходство и различие;
  • Находить в тексте ответы на вопросы

Личностные:

  • Проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность;
  • Определять личностный смысл учения;
  • Проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Межпредметные связи: математика (моделирование), литературное чтение (создание календаря исторических событий; древние летописи, былины, жития), технология (переплётные работы)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2, электронное приложение к учебнику; книга тестов; «лента времени»; современный букварь

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает учащимся выполнить тест на с. 87, 88.
  • Организует проверку домашнего задания.
  • Предлагает учащимся выполнить задание 1 рабочей тетради, спрашивает, как связаны эти слова и обобщающее слово с темой урока
  • Выполняют тест с самопроверкой.
  • Представляют результаты самостоятельной работы: выступают с сообщениями, дополняют друг друга.
  • Читают задание, определяют обобщающее слово, читают тему урока, высказывают предположения

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся вспомнить, что им известно об изобретении книгопечатания, где и когда это произошло, кто изобрёл.
  • Отмечает изучаемый период на «ленте времени».
  • Спрашивает, какие предпосылки для книгопечатания были на Руси.
  • Помогает определить учебную задачу урока
  • Актуализируют необходимые знания, при необходимости обращаются к тексту «Изобретение книгопечатания» на с. 20 учебника.
  • Работают с «лентой времени».
  • Актуализируют необходимые знания.
  • Определяют учебную задачу урока, читают учебную задачу на с. 81 учебника

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу в парах с текстами на с. 82-85 учебника: каждый участник пары работает с одним из текстов (составляет опорный конспект, обсуждает результаты работы в паре).
  • Организует работу с иллюстрациями учебника: предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Что такое издательский знак? Опишите разворот книги «Апостол». Что интересного вы заметили? (к с. 82)

- Рассмотрите изображение памятника Ивану Фёдорову. По каким символам мы можем определить, чем прославился этот человек? (к с. 83)

- Рассмотрите страницы старинного букваря. Сравните их со страницами современного букваря. Чем они похожи, чем отличаются? (к с. 85)

*Эту работу можно организовать фронтально или в группах, предложив каждой группе один из вопросов.

  • Организует работу с заданиями 2, 3 рабочей тетради (одно из заданий по выбору)
  • Работают в парах: распределяют тексты, самостоятельно читают их, составляют опорный конспект (кластер, таблица, схема); представляют результаты работы в парах.
  • Анализируют иллюстрации. Извлекают информацию из Интернета (издательский знак), определяют сходство и различие объектов, делают выводы (работают фронтально или в группах). Представляют результаты работы.
  • Находят ответы на вопросы в тексте учебника, выполняют взаимопроверку

Подведение итогов

  • Организует обсуждение вопроса 2 рубрики «Обсудим!» на с. 86 учебника.
  • Спрашивает, как появление книгопечатания в России повлияло на жизнь каждого из нас.
  • Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2* на с. 86 учебника, задание 2 или 3, задание 4 рабочей тетради.

*В конце каждого урока, посвященного истории России, можно предложить учащимся заполнять таблицу «Кто – что- где – когда – почему» по теме урока, используя ключевые слова (см. дополнительные творческие задания к уроку 40)

  • Делают выводы.
  • Определяют личностный смысл изучения темы.
  • Определяют домашнее задание.

*Выделяют ключевые слова, заполняют таблицу (работают фронтально или в группах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Проект "Города России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Проект «Города России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять проект; расширение зн...

Технологическая карта по окружающему миру УМК "ШКола России" 1 класс Тема:"Когда придёт суббота?"

Цель урока: формирование представление о последовательности дней недели и о времени, его составляющих -настоящем, прошлом и будущем.Задачи урокаДидактические:1. Формировать понимание различия настояще...