Проект урока окружающего мира. Тема: "Растения встречаются повсюду"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Абашева Ирина Викторовна

Цель: расширение представлений школьников о разнообразии флоры и пропедевтика усвоения понятия «природная зона»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_okruzh_mir.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 185»

Проект урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Растения встречаются повсюду»

Выполнила:

Учитель начальных классов

МБОУ Школа №185

Абашева Ирина Викторовна

Н.Новгород

2014 год

ПРОЕКТ УРОКА

  • Учебный предмет: Окружающий мир
  • УМК «Начальная школа XXI века»
  • Тема урока: «Растения встречаются повсюду»
  • Тип урока: объяснение нового материала
  • Цель урока: расширение представлений школьников о разнообразии флоры и пропедевтика усвоения понятия «природная зона»
  • Задачи урока:
  • Расширить и уточнить представления школьников о растении как части природы, его строении и жизненных процессах, разнообразии и распространении на Земле представителей флоры, раскрыть значение роли растений в жизни человека.
  • Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к природе, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру. Формировать у учащихся стремление охранять растения, пробуждать в ребенке чувства ответственности и заботы.
  • Ожидаемые результаты:

Предметные – формирование изучаемых понятий растения, органы растений, классификацию растений.

Метапредметные – целеполагание, планирование взаимоконтроля. Взаимооценка, осуществление информационного поиска, структурирование заданий, построение речевого высказывания, анализ, сравнение, установление причинно - следственных связей.

Личностные – смыслоопределение, самоопределение, эмоционально-личностная оценка.

  • Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебник Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», ч.1, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» №1, карточки с картинками, фотографии растений, листы бумаги, толковый словарь С.Ю.Ожегова, справочная литература.
  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы – учащиеся имеют представления о растениях, разнообразии распространении на Земле. Дети знают о значении растений для человека и животных, некоторые виды растений человек использует в своей деятельности.
  • Этапы урока и хронометраж
  1. Мотивация к учебной деятельности - 1 мин.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – 2 мин.
  3. Выявление места и причины затруднения – 5 мин.
  4. Построение проекта выхода из затруднения – 1 мин.
  5. Реализация построенного проекта – 15 мин.
  6. Минутка для релаксации глаз – 1мин.
  7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 5 мин.
  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 7 мин.
  9. Включение в систему знаний и повторение -5 мин.
  10. Релаксация- 1 мин.
  11. Рефлексия – 3 мин.

Содержание урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Учитель:

- Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Скажите добрые слова и пожелайте успехов.

Ученики приветствуют друг друга.

Коммуникативные

(установление контакта для совместной деятельности)

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Работа в парах.

Учитель: Обсудите со своим соседом следующие вопросы?

- На какие две большие группы делится природа?

- О какой природе пойдёт речь на уроке, судя по картинке? (Картинка «Мир растений»)

- На какие большие группы делится живая природа?

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

Коммуникативные

(распределение объёма работы между членами малой группы, помощь в затруднении)

Регулятивные

(прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.)

3.

Выявление места и причины затруднения.

- Тема нашего урока «Растения встречаются повсюду». Попробуйте объяснить значения всех этих слов.

Дети высказываются.

Коммуникативные

(развиваются коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные монологические высказывания.)

Познавательные

(осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта)

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, какие растения вы знаете?

-Какие части можно выделить у растений?

-Есть ли на Земле места, где нет растений?

-Дети, а Вы любите путешествовать? Давайте отправимся в путешествие по Евразии и Африке вместе. А поможет нам в этом наш учебник. Открываем схему , помещённую в конце учебника «Мир растений». Назовите растения, которые встречаются (эти места считаются их родиной).

-Все ли растения Вам знакомы?

-О каких названиях растений вы хотите узнать больше? На следующий урок можно подготовить рассказ о понравившемся растении.

Дети высказывают аргументируемые мнения, рассуждают и слушают друг друга.

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.)

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска)

Регулятивные

(Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.)

5.

Реализация построенного проекта.

Учитель:

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! Рассмотрите, пожалуйста,

предложенные слайды - фотографии природы.

Вспомните, пожалуйста, как называется наука о растениях (биология)

-А теперь взгляните на доску ( на доске фотографии с представителями разных видов растений).

-На какие группы можно разделить эти растения?

Учитель начинает составлять схему — крепит на доске табличку «Растения». Это деревья, кустарники, травы. Фото распределяются по группам. Дополните. ( 1 ряд — деревья, 2 ряд — кустарники, 3 ряд — травы). - Растения разные ? (Да)

Давайте вспоминать какие части есть у растения.

Ученики крепят магнитами на доске части растения. ( корень, стебель, листья, плоды и цветы).

- У всех растений есть эти части? (нет)

- Теперь вы можете доказать, что растения разнообразны? (Да)

- Докажите.

Доказательства учащихся.

Физкультминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Мы по лесу погуляем, за природой наблюдаем.

Вверх на солнце поглядим,

Ягодку съедим.

Учитель:

-Влияют ли растения на воздух? Что они выделяют в атмосферу? Как очищают воздух?

-Как используют растения для защиты от различных явлений природы(ветра, снега, жары?)

-Можно ли представить наше питание без овощей, фруктов, ягод, трав, хлеба, мёда?

-Предлагаю, вам, ребята сверить свои высказывания с текстом учебника стр.50-51.

Регулятивные

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено

(развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер: мотивация вызвана тем, что задание носит частично – поисковый характер, для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал умений).

Коммуникативные

(развиваются коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные монологические высказывания.)

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска)

6.

Минутка для релаксации глаз.

* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.

* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.

* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.

7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в группах.

Учитель:

-Руководители групп получают конверты с заданиями. В каждом конверте - несколько рисунков с разными растениями. (яблоко, вишня, морковь, морковь, огурец) Каждой группе нужно составить «паспорт» каждого растения по плану:

1. Название растения.

#1056;одина (откуда оно произошло).

3. Краткая характеристика внешнего вида.

4. Культурное или дикорастущее.

5. Съедобное или ядовитое.

- Проверить информацию можно с помощью учебника, справочной литературы или с помощью ресурсов Интернета.

Группы защищают и демонстрируют свои работы.

Учитель организует презентацию работ групп и выводит на экран .

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.)

Познавательные

(поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)

Регулятивные

(развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.)

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с рубрикой «Выскажем предположения»

Учитель:

-Ребята, разделите растения на две группы: дикорастущие и культурные. Для этого разделите лист бумаги вертикальной чертой пополам. Справа записывайте названия дикорастущих растений, а слева – культурных.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в текст и способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил.

Познавательные

представлять информацию

9.

Включение в систему знаний и повторение.

Продолжите предложение по цепочке друг за другом и старайтесь не повторяться: «Если бы на Земле не было растений…»

Коммуникативные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Регулятивные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку

Познавательные

(осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Расширение познавательной сферы за счет обмена информацией на основе своего жизненного опыта)

10.

Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

11.

Рефлексия.

Домашнее задание.

-Чем понравился урок?

-Что ценного было на уроке?

-За что каждый может похвалить себя на уроке?

-Чем Вы в своей работе довольны?

С каким настроением закончился для вас урок?

-Если вы считаете, что вы отлично потрудились, то поднимите руку вверх.

-Если хорошо, то поднимите большой палец.

-Если чем - то недовольны – разведите руки в стороны

Учебник стр.50-52, читать текст и отвечать на вопросы.

Тетрадь на печатной основе, стр.36, №3,5

Личностные

нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные

самовыражение

Регулятивные

самооценка

Литература

  1. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. – М. : Вентана-Граф, 2009. – 160 с. – (Начальная школа XXI века).
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 3 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений – М. : Вентана-Граф, 2012. – 56с
  3. Беседы с учителем: 3 класс: Книга для учителя/Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 384 с. Ил. – (Начальная школа XXI века).
  4. Окружающий мир : 3-4 классы : методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 240 с. : ил. – (Начальная школа XXI века).
  5. Современные технологи проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под редакцией Н.Н. Деменевой. – М. : АРКТИ, 2012. – 152. (Начальная школа).
  6. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока окружающего мира "Мы-разные по внешнему виду".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, для 1 класса по системе Л. В. Занкова, к уроку есть презентация....

Проект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны России Пустыни"

Учебный предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииАвторы учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Просвещение, 2011г.Тема урока: Природные зоны России....

Тест по окружающему миру. Тема: "Растения". 2 класс.

Тест для проверки знаний по темам "Комнатные растения", "Дикорастущие и культурные растения" , "Какие бывают растения"....

Урок окружающего мира по теме "Встреча Европы и Америки" 4 класс УМК "Школа России"

Урок открытия нового знания с использованием групповой формы работы....

Групповая работа на уроках Окружающего мира. Тема "Растения"

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без кото...

Технологическая карта урока окружающего мира «По одёжке встречают» (УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о культуре народов России, представлении о быте и одежде древних славян.Задачи урока Дидактические:формировать представление о быте и одежде древних славян;ознаком...