Проект урока окружающего мира. Тема: "Растения встречаются повсюду"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель: расширение представлений школьников о разнообразии флоры и пропедевтика усвоения понятия «природная зона»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_okruzh_mir.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 185»
Проект урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: «Растения встречаются повсюду»
Выполнила:
Учитель начальных классов
МБОУ Школа №185
Абашева Ирина Викторовна
Н.Новгород
2014 год
ПРОЕКТ УРОКА
- Учебный предмет: Окружающий мир
- УМК «Начальная школа XXI века»
- Тема урока: «Растения встречаются повсюду»
- Тип урока: объяснение нового материала
- Цель урока: расширение представлений школьников о разнообразии флоры и пропедевтика усвоения понятия «природная зона»
- Задачи урока:
- Расширить и уточнить представления школьников о растении как части природы, его строении и жизненных процессах, разнообразии и распространении на Земле представителей флоры, раскрыть значение роли растений в жизни человека.
- Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к природе, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру. Формировать у учащихся стремление охранять растения, пробуждать в ребенке чувства ответственности и заботы.
- Ожидаемые результаты:
Предметные – формирование изучаемых понятий растения, органы растений, классификацию растений.
Метапредметные – целеполагание, планирование взаимоконтроля. Взаимооценка, осуществление информационного поиска, структурирование заданий, построение речевого высказывания, анализ, сравнение, установление причинно - следственных связей.
Личностные – смыслоопределение, самоопределение, эмоционально-личностная оценка.
- Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебник Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», ч.1, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» №1, карточки с картинками, фотографии растений, листы бумаги, толковый словарь С.Ю.Ожегова, справочная литература.
- Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы – учащиеся имеют представления о растениях, разнообразии распространении на Земле. Дети знают о значении растений для человека и животных, некоторые виды растений человек использует в своей деятельности.
- Этапы урока и хронометраж
- Мотивация к учебной деятельности - 1 мин.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – 2 мин.
- Выявление места и причины затруднения – 5 мин.
- Построение проекта выхода из затруднения – 1 мин.
- Реализация построенного проекта – 15 мин.
- Минутка для релаксации глаз – 1мин.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 5 мин.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 7 мин.
- Включение в систему знаний и повторение -5 мин.
- Релаксация- 1 мин.
- Рефлексия – 3 мин.
Содержание урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент | Учитель: - Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Скажите добрые слова и пожелайте успехов. Ученики приветствуют друг друга. | Коммуникативные (установление контакта для совместной деятельности) |
2. | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Работа в парах. Учитель: Обсудите со своим соседом следующие вопросы? - На какие две большие группы делится природа? - О какой природе пойдёт речь на уроке, судя по картинке? (Картинка «Мир растений») - На какие большие группы делится живая природа? -Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
| Коммуникативные (распределение объёма работы между членами малой группы, помощь в затруднении) Регулятивные (прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.) |
3. | Выявление места и причины затруднения. | - Тема нашего урока «Растения встречаются повсюду». Попробуйте объяснить значения всех этих слов. Дети высказываются. | Коммуникативные (развиваются коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные монологические высказывания.) Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта) |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | -Ребята, какие растения вы знаете? -Какие части можно выделить у растений? -Есть ли на Земле места, где нет растений? -Дети, а Вы любите путешествовать? Давайте отправимся в путешествие по Евразии и Африке вместе. А поможет нам в этом наш учебник. Открываем схему , помещённую в конце учебника «Мир растений». Назовите растения, которые встречаются (эти места считаются их родиной). -Все ли растения Вам знакомы? -О каких названиях растений вы хотите узнать больше? На следующий урок можно подготовить рассказ о понравившемся растении. Дети высказывают аргументируемые мнения, рассуждают и слушают друг друга. | Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.) Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска) Регулятивные (Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.) |
5. | Реализация построенного проекта. | Учитель: - Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! Рассмотрите, пожалуйста, предложенные слайды - фотографии природы. Вспомните, пожалуйста, как называется наука о растениях (биология) -А теперь взгляните на доску ( на доске фотографии с представителями разных видов растений). -На какие группы можно разделить эти растения? Учитель начинает составлять схему — крепит на доске табличку «Растения». Это деревья, кустарники, травы. Фото распределяются по группам. Дополните. ( 1 ряд — деревья, 2 ряд — кустарники, 3 ряд — травы). - Растения разные ? (Да) Давайте вспоминать какие части есть у растения. Ученики крепят магнитами на доске части растения. ( корень, стебель, листья, плоды и цветы). - У всех растений есть эти части? (нет) - Теперь вы можете доказать, что растения разнообразны? (Да) - Докажите. Доказательства учащихся. Физкультминутка Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вдохнем. Мы по лесу погуляем, за природой наблюдаем. Вверх на солнце поглядим, Ягодку съедим. Учитель: -Влияют ли растения на воздух? Что они выделяют в атмосферу? Как очищают воздух? -Как используют растения для защиты от различных явлений природы(ветра, снега, жары?) -Можно ли представить наше питание без овощей, фруктов, ягод, трав, хлеба, мёда? -Предлагаю, вам, ребята сверить свои высказывания с текстом учебника стр.50-51. | Регулятивные оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено (развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер: мотивация вызвана тем, что задание носит частично – поисковый характер, для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал умений). Коммуникативные (развиваются коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные монологические высказывания.) Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска) |
6. | Минутка для релаксации глаз. | * Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти. * Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти. * Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону. | |
7. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа в группах. Учитель: -Руководители групп получают конверты с заданиями. В каждом конверте - несколько рисунков с разными растениями. (яблоко, вишня, морковь, морковь, огурец) Каждой группе нужно составить «паспорт» каждого растения по плану: 1. Название растения. #1056;одина (откуда оно произошло). 3. Краткая характеристика внешнего вида. 4. Культурное или дикорастущее. 5. Съедобное или ядовитое. - Проверить информацию можно с помощью учебника, справочной литературы или с помощью ресурсов Интернета. Группы защищают и демонстрируют свои работы. Учитель организует презентацию работ групп и выводит на экран . | Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.) Познавательные (поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств) Регулятивные (развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.) |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа с рубрикой «Выскажем предположения» Учитель: -Ребята, разделите растения на две группы: дикорастущие и культурные. Для этого разделите лист бумаги вертикальной чертой пополам. Справа записывайте названия дикорастущих растений, а слева – культурных. | Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в текст и способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил. Познавательные представлять информацию |
9. | Включение в систему знаний и повторение. | Продолжите предложение по цепочке друг за другом и старайтесь не повторяться: «Если бы на Земле не было растений…» | Коммуникативные Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Регулятивные Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Расширение познавательной сферы за счет обмена информацией на основе своего жизненного опыта) |
10. | Релаксация. | Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу. | |
11. | Рефлексия. Домашнее задание. | -Чем понравился урок? -Что ценного было на уроке? -За что каждый может похвалить себя на уроке? -Чем Вы в своей работе довольны? С каким настроением закончился для вас урок? -Если вы считаете, что вы отлично потрудились, то поднимите руку вверх. -Если хорошо, то поднимите большой палец. -Если чем - то недовольны – разведите руки в стороны Учебник стр.50-52, читать текст и отвечать на вопросы. Тетрадь на печатной основе, стр.36, №3,5 | Личностные нравственно-этическая ориентация Коммуникативные самовыражение Регулятивные самооценка |
Литература
- Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. – М. : Вентана-Граф, 2009. – 160 с. – (Начальная школа XXI века).
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 3 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений – М. : Вентана-Граф, 2012. – 56с
- Беседы с учителем: 3 класс: Книга для учителя/Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 384 с. Ил. – (Начальная школа XXI века).
- Окружающий мир : 3-4 классы : методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 240 с. : ил. – (Начальная школа XXI века).
- Современные технологи проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под редакцией Н.Н. Деменевой. – М. : АРКТИ, 2012. – 152. (Начальная школа).
- Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока окружающего мира "Мы-разные по внешнему виду".
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, для 1 класса по системе Л. В. Занкова, к уроку есть презентация....
Проект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны России Пустыни"
Учебный предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииАвторы учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Просвещение, 2011г.Тема урока: Природные зоны России....
Конспект урока окружающего мира "Новое время. Встреча Америки и Европы"
конспект разработан по УМК "Школа России"...
Тест по окружающему миру. Тема: "Растения". 2 класс.
Тест для проверки знаний по темам "Комнатные растения", "Дикорастущие и культурные растения" , "Какие бывают растения"....
Урок окружающего мира по теме "Встреча Европы и Америки" 4 класс УМК "Школа России"
Урок открытия нового знания с использованием групповой формы работы....
Групповая работа на уроках Окружающего мира. Тема "Растения"
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без кото...
Технологическая карта урока окружающего мира «По одёжке встречают» (УМК «НШ 21 века», 3 класс)
Цель урока: формирование знаний о культуре народов России, представлении о быте и одежде древних славян.Задачи урока Дидактические:формировать представление о быте и одежде древних славян;ознаком...