Технологическая карта урока окружающего мира "Новое время: встреча Европы и Америки 4 класс" УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тема урока: "Новое время: встреча Европы и Америки"

Цель урока: формирование представления о великих творцах, путешественников того времени, новых изобретениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_okr_mira_4_klass.docx357.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 09.02.2024

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс:

Урок: 3

Время: 9:50-10:30   Кабинет: 203

Студент: Снедкова Елизавета Михайловна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Новое время: встреча Европы и Америки»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о великих творцах, путешественников того времени, новых изобретениях.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление об открытиях Нового времени.
  2. Показать значение изобретений, открытий для современного мира.

Предметные:

  1. Оперировать знаниями о эпохе Нового времени, об отличиях его от других эпох.
  2. Оперировать умением находить в современной жизни открытия, сохранившиеся с эпохи Нового времени.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к истории, географии, литературе и изобразительному искусству.
  2. Развивать образное и ассоциативное мышление.

Личностные:

  1. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.
  2. Овладеть умением работать в группе на общий результат.

Воспитательные:

1. Прививать осознание бережного отношения к культурному наследию всего человечества.

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 4 класс 2 часть), презентация, видеофрагмент, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

С: беседа

Н: демонстрация

Прием: облако слов

Приветствует обучающихся, создает мотивацию на урок.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь!

- Посмотрите на экран, на нем изображено «облако слов». Ваша задача: прочитать и выбрать слова-качества, которые мы сегодня возьмем с вами на урок.

- Так же, тем, кто будет сегодня вести себя дисциплинированно и активно – я буду выдавать наклейки. В конце урока, у кого будет больше наклеек – получит отметку.

Приветствуют учителя, выполняют эмоциональный настрой.

УУПД: осознание

речевого высказывания в устной форме.

УУКД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

УУРД: умение оперативного включения в урок.

Презентация (1 слайд)

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

С: блиц-опрос, беседа

Н: демонстрация

Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним тему прошлого урока. Как она звучала?

- Отлично, я предлагаю вспомнить материал прошлого урока с помощью блиц-опроса, отвечаем по поднятой руке.

-Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом?

-Где жили рыцари?

-Какое место выбирали для строительства замков?

-Чем был окружен замок? (рвом с водой)

-Где можно было согреться в таком жилище?

-Для чего проводились рыцарские турниры?

-Когда было изобретено книгопечатание?

-Кто его изобрёл?

-Как назывались металлические буквы?

-Как работали на печатном станке?

- Отлично, вы молодцы!

- «На свете нет ничего лучше путешествий», так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн.

- Наше путешествие по эпохам всемирной истории продолжается. Посмотрите на ленту времени. Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?

- Рыцари и замки.

Отвечают на блиц-опрос.

- Рыцарь.

- В замках.

- Высокий.

- Высокий холм, обрывистый утёс, остров посреди реки.

- Рвом с водой.

- У камина.

- Для развлечения.

- В 1445 г.

- Немец Иоганн Гутенберг.

- Литеры.

- Вручную.

- Новое время.

УУКД: участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко

объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять

свои вопросы и высказывания на заданную тему.

УУРД: выработать учебную мотивацию.

Презентация ( слайд 2)

Постановка учебной задачи

 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

С: беседа

Н: демонстрация

Определяет тему урока, совместно с детьми ставить цель и план урока.

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

- Верно, давайте определим цель урока.

- Молодцы, на экране представлен начало фраз пунктов нашего плана, ваша задача его продолжить

1. Отправимся в путешествие…

2. Выполним…

3. Поработаем в …

4. Подведем...

Отвечают на вопросы

- Новое время: встреча Европы и Америки

- Познакомиться с эпохой Нового времени.

- 1. Отправимся в путешествие Нового времени.

2. Выполним самостоятельную работу.

3. Поработаем в рабочих тетрадях.

4. Подведем итоги.

УУПД:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока.

УУКД: выражение своих мыслей.

УУРД: постановка

учебной задачи.

Презентация (3-5 слайд)

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, Г, П

С: беседа

Н: демонстрация

П: задания

Проводит беседу по теме урока.

- Какой первый пункт плана?

- Отлично, сегодня у нас будет необычный урок, я предлагаю отправиться в путешествие в эпоху Нового времени.

- На столах у вас лежат маршрутные листы, назовите мне все места, в которые мы сегодня отправимся.

- Куда мы отправимся в начале?

- 1. На станции нам раздали путеводители по Новому времени. Сейчас поработаем в группах. Для начала давайте вспомним правила работы в группах.

- Отлично, по рядам я раздаю путеводители с текстом, ваша задача будет вставить пропущенные слова, в этом вам поможет учебник на странице 22. У вас есть 1 минута.

- Закончили, давайте ответим по группам, что вам удалось написать о Новом времени.

- Молодцы, отметьте станцию «Новое время», мы в ней побывали, какая будет следующая точка нашего путешествия?

- 2. Здорово, до сих пор мы восхищаемся картинами итальянцев Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти. Переживаем за судьбу Робинзона Крузо, и погружаемся в мир приключений француза Жюля Верна.

С героями произведений великих русских поэтов и писателей Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Сергеевича Тургенева, Льва Николаевича толстого размышляем о том, что такое добро и зло.

- Мы с вами посмотрели картины и названия произведений, но авторы перепутались. Кто желает выйти к доске и соединить автора и его произведение искусства?

- Отлично, мы побывали с вами в картинной галерее. Куда мы отправимся дальше? Отметьте на своих маршрутных листах следующую точку.

- 3. Морская экспедиция. Я предлагаю вам посмотреть видео про отважных путешественников. А после в парах ответить на вопросы. Давайте вспомним правила работы в парах.

- Здорово, мы посмотрели видеоролик. Давайте в парах ответим на вопросы, которые представлены на экране.

- Что открыл Христофор Колумб?

- Что сделал этот человек и как его зовут?

- Кто и в каком году открыл Антарктиду?

Динамическая пауза. Видеофрагмент.

- Отправимся в путешествие в Новое время.

Читают станции с маршрутного листа.

- 1. Железнодорожная станция «Новое время»

2. Картинная галерея и литературная выставка.

3. Морская экспедиция.

4. Магазин «Открытий».

- Железнодорожная станция «Новое время».

Называют правила работы в группах.

- Слушать друг друга. Работать на общий результат, разговаривать в полголоса.

Выполняют задание в группах.

- Картинная галерея и литературная выставка.

Слушают учителя. Смотрят картины и обложки книг на экране.

Выполняют задание у доски.

- Морская экспедиция.

Вспоминают правила работы в парах.

Смотрят видеофрагмент.

Отвечают на вопросы в парах.

-Америку.

- Фернан Магеллан, доказал, что Земля шарообразная.

-  1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

выявление причинно- следственных связей.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Презентация (6- 13), раздаточный материал, видеофрагмент.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И

С: работа с книгой, беседа

Н: демонстрация

П: кроссворд

Форма контроля: самоконтроль

- 4. Отлично, какая же наша заключительная станция?

- Откройте учебник на странице 25, давайте прочитаем, какие были изобретения в Новое время.

- Теперь посмотрите на кроссворды, которые лежат у вас на партах. Разгадайте его, на это у вас есть 1 минута. 

1. Морское средство передвижения, которое должно раскочегариваться. ныне устаревший вид водного транспорта.

2. Машина, движущаяся по рельсам и предназначенная для тяги прицепленных к ней вагонов.

3. Средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам электросвязи.

4. Способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах.

5. Моторное безрельсовое дорожное и/или внедорожное, транспортное средство.

6. Способ передачи сообщений на расстояние посредством радиоволн, а также область науки и техники, связанная с изучением физических явлений.

- Давайте проверим ответы на кроссворд самостоятельно. На экране представлены ответы.

- Поднимите руку, у кого ни одной ошибки. У кого одна ошибка. У кого две и более ошибок.

- Магазин «Открытий».

Читают текст в учебнике.

Разгадывают кроссворд.

  1. Пароход
  2. Паровоз
  3. Телеграф
  4. Фотография
  5. Автомобиль
  6. Радио

Проверяют себя по эталону.

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Учебник, презентация (14-16)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,    индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

П: самостоятельная работа

Н: демонстрация

Форма контроля: взаимоконтроль

- Мы закончили с вами наше путешествие. Какой наш следующий пункт плана урока?

- Отлично, выполним самостоятельную работу. На это у вас есть две минуты.

  1. вариант

1. Какой период относят к Новому времени?

а) с 1000 года по 1500 год;

б) с 1500 года по 1900 год;

в) с 1900 года по 2000 год.

 2. Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан?

 а) Открыл Америку;        

 б) Земля имеет форму шара;       

 в) открыл Антарктиду.

3.Автор картины «Мона Лиза» – …

 а) Рафаэль Санти;       

 в) Леонардо да Винчи;

б) М. Лазарев.

 

  1. вариант

1.Какой след в истории оставили Беллинсгаузен и Лазарев?

 а) Открыли Австралию;

 б) открыли Антарктиду;

 в) открыли «Морской» путь в Индию.

2.Что назвали Новым Светом?

а) Африку;

б) Америку;

в) Австралию.

3. Какой российский город возник в Новое время?

а) Москва;

б) Великий Новгород;

в) Санкт-Петербург.

- Закончили выполнять. Обменяйтесь в парах с соседом и проверьте по эталону.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок.

У кого одна ошибка. У кого две ошибки.

Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой.

Ответы.

               1 вариант

1-б

2-б

3-в

  1. вариант

1-б

2-б

3-в

УУПД: структурировать по-лученные знания; выполнение действий по алгоритму.

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

УУРД: осознание качества усвоения; контроль, коррекци, оценка.

Презентация ( 17 слайд) , раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, И

П: задания

Организует работу в рабочей тетради.

- Мы выполнили с вами еще один пункт плана. Какой следующий?

- Верно, откройте рабочие тетради на странице 7. И самостоятельно выполните задание 2,4,5. После мы проверим.

- Закончили выполнять, кто желает, ответить?

- Выполнить задание в рабочей тетради.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Ответы:

Задание 2

  1. Да
  2. Да
  3. Нет
  4. Да
  5. Да
  6. Да
  7. Нет

3. Пароход был изобретён в XIX веке, а Колумб открыл Америку в XV веке, поэтому пароход был изобретён позже, чем Колумб открыл Америку.

7. Первый паровоз, двигавшийся по рельсам, был создан в 1804 году, поэтому в 1750 году из Парижа в Вену нельзя было добраться по железной дороге.

Задание 4

  1. Телега
  2. Граф

Задание 6

Санкт-Петербург

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

выявление причинно- следственных связей.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Рабочие тетради

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

С: беседа

Прием: кубик Блума

- Посмотрите на план. Все ли пункты плана мы выполнили?

- А что мы не сделали?

Организует рефлексию урока.

- Наш урок подходит к концу! Сейчас поработаем с кубиком Блума! Кидаете кубик, у вас выпадает начало фразы, ваша задача ее продолжить.

- Теперь давайте запишем домашнее задание. Доделать оставшиеся задания в рабочей тетради на странице 7-8, пересказать параграф на странице 22-26.

- Молодцы! Спасибо за урок, вы продуктивно поработали! 

- Нет

- Не подвели итоги.

Осуществляют рефлексию урока.

Записывают домашнее задание.

УУПД: контроль и

оценка процесса и результатов деятельности.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

 УУРД: оценка результатов работы.

Кубик Блума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...

Технологическая карта урока окружающего мира "В центре Европы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:создание условий для первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Швейцария);Задачи урокаДидактические:знать страны, расположенные в Центре Европы...

Технологическая карта урока окружающего мира «На севере Европы» 3 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о странах, границах северной Европы.Задачи урокаДидактические:1.     Познакомить учеников с границами стран северной Европы и их столицами;2....

Технологическая карта урока окружающего мира "На Севере Европы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о странах Европы, культуре и традициях народов.Задачи урокаДидактические:Познак...

Технологическая карта урока окружающего мира «На севере Европы»(УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока: «На севере Европы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока окружающего мира "В центре Европы" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока: «В центре Европы»Тип урока:«открытие» нового знанияЦель урока:создание условий для первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия, Ав...

Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с северными европейскими государствами; формирование умения ориентироваться по карте; развитие познавательного интереса, кругозора...