Урок окружающего мира по теме "Встреча Европы и Америки" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок открытия нового знания с использованием групповой формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx | 35.2 КБ |
novoe_vremya_vstrecha_ameriki_i_evropy.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Класс – 4
УМК – Школа России
Автор учебника – А.А.Плешаков
Тип урока – урок открытия нового знания
Тема. Новое время: встреча Европы и Америки.
Цель: познакомить учащихся с основными чертами Нового времени, которые отличают его от других исторических эпох; познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их открытиями и творениями.
Задачи:
образовательная: овладение знаниями о Новой эпохе, открытиях того времени в области науки, техники и искусства, о людях, внёсших свой вклад в историю;
воспитательная: прививать осознание бережного отношения к культурному наследию всего человечества;
развивающая: развивать интерес к истории, географии, литературе и изобразительному искусству.
Межпредметные связи: история, география, литература, изобразительное искусство.
Метапредметные:
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные. Находить в тексте требуемую информацию и осуществлять ее запись (фиксацию). Строить логическое рассуждение, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. Обобщать, проводить сравнение и анализ изучаемых объектов.
Коммуникативные. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Строить монологическое высказывание, диалог в большой и малой группе. Допускать возможность различных точек зрения, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению.
Личностные. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии. Ориентация на искусство и научные открытия как значимую часть человеческой жизни. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: а) для учащихся: рабочий лист; карточки - бланки ответов для ответов на вопросы по тексту; карточки с загадками и таблицы для заполнения.
б) Для учителя: презентация MicrosoftOfficePowerPoint; «Черный ящик»: микроскоп, лампочка, радиоприемник, телефон.
ХОД УРОКА
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
И поступь и голос у времени тише
Всех шорохов, всех голосов.
Шуршат и работают тайно, как мыши,
Колесики наших часов.
Лукавое время играет в минутки,
Не требуя крупных монет.
Глядишь, - на счету его круглые сутки,
И месяц, и семьдесят лет.
Секундная стрелка бежит, что есть мочи
Путем неуклонным своим.
Так поезд несется просторами ночи,
Пока мы за шторами спим.
С.Маршак
-Как вы думаете, почему я начала наш урок со стихотворения С.Маршака о времени?
-Какой раздел окружающего мира вы начали изучать? (Страницы всемирной истории)
- Что такое история?
Вступительное слово об истории.
-Очень часто историю называют дорогой времени. И это не случайно. Подобно тому, как горизонт открывает путешественнику новые земли, так и история дает возможность заглянуть в далекое прошлое. Вот и мы сегодня попробуем открыть для себя еще один временной исторический промежуток (отрезок) и попытаемся разобраться в важности этого периода и его влиянии на дальнейшее развитие истории человечества.
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Давайте вспомним, с какими историческими эпохами мы уже успели познакомиться?
-Работать сегодня мы будем на основе командной деятельности.
-В чем особенность такой работы? Какие правила работы в группе вы знаете?
-На столах у каждого из вас карточка. Поднимите ее вверх, покажите друг другу.
-Задание будет следующим. По моему небольшому сигналу, вы должны встать и двигаясь по классу, общаясь между собой, создать некие группы, но принцип построения вы выбираете сами, я об этом ничего не говорю. Единственно, вы ограниченны по времени. У вас на это всего 2 минуты. Встаньте, задвиньте стулья, выйдите в центр класс, подойдите ко мне. Через две минуты я хочу увидеть группы.
На карточках:
Хритианство Иоганн Гутенберг рыцарь Фернан Магеллан
Иудаизм литеры замок Жюль Верн
Буддизм наборщик турнир Михаил Петрович Лазарев
Ислам книга тир Леонардо да Винчи
Религия печатный станок охота Томас Эдисон
Дети объединяются в группы.
-Возьмите карточки, чтобы я видела. Почему вы объединились в группу? (обращаюсь по очереди к каждой группе) Почему вы вместе? По какому признаку вы объединились в группу?
-Итак, вы теперь одна команда (обращаюсь к детям первой группы). Присаживайтесь за 1-й стол.
Аналогично со 2-й, 3-й, 4-й группами. Дети садятся за столы.
-В какую эпоху появились эти религии? ( Иудаизм (древние евреи- древнее название территории расселения еврейского народа- Иудея), буддизм (Древняя Индия, в честь Будды), христианство (Древняя Палестина, являвшейся частью Древнего Рима- основатель Иисус Христос) – мир древности. Ислам – Средневековье (пророк Мухаммад))
Книгопечатание 1445 г Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы- литеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст. Литеры смазывали типографской краской, а сверху выкладывали лист влажной бумаги. На печатном станке работали вручную.
В какую эпоху жили рыцари? Что вы о них можете рассказать?
III. Выявление места и причины затруднения
-А что объединяет этих людей? (обращаюсь к 4-й группе) Может кто-то знает о ком-либо из этих людей? В каком историческом промежутке жили эти великие люди? ( Возникает проблемная ситуация. Высказывают свои предположения)
- Взгляните на уже знакомую вам «ленту времени» и определите, какая историческая эпоха следует за Средними веками?
- Когда началась эпоха Нового времени? Когда закончилась? Сколько веков длилась эта эпоха? (Началась в 1500 г., закончилась в 1900 г, длилась почти 400 лет).
—Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»?
( 1. Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое. 2. Недостаточно знакомое, мало известное.)
III Определение темы урока. Постановка проекта выхода из создавшейся ситуации.
-О каком историческом промежутке пойдет речь сегодня на уроке? (Новое время)
-Сформулируйте тему урока. Какие цели и задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (дети формулируют тему и цели)
На доске тема: Новое время: встреча Европы и Америки.
- Как вы думаете, почему данный исторический промежуток называется Новое время, ведь это было более 500 лет назад? Каждый из вас должен, не общаясь ни с кем из членов группы, продумать ответ на этот вопрос и записать в свой рабочий лист. На это вам дается 1 минута.
-А теперь работаем командой. Вы должны обсудить друг с другом варианты ответов и выбрать тот ответ, который лучше всего поясняет мой вопрос. Даю 30 сек.
- Внимание! Я хочу, чтобы все услышали ответы одноклассников. Стол №1 (№2,№3,№4)
-Мы попытались объяснить, что значит «Новое время». А теперь нам необходимо понять, что означает вторая часть темы урока «встреча Европы и Америки».
IV Поиск решения проблемы (открытие нового знания).Реализация построения проекта.
- Нам предстоит очень важная работа. У вас на столах текст материалов. Группа должна изучить текст и записать ответы на вопросы в бланки. Затем я жду ваши ответы. Внутри команды распределите полномочия. Кто будет фиксировать результаты в таблицу. Кто выйдет отвечать от группы. На эту работу даю вам 4 минуты. Приложение1
Каждая группа отрабатывает текст.
1 группа Фернан Магеллан
2 группа Христофор Колумб
3 группа Белинсгаузен, Лазарев
4 группа Дежнев
-Время вышло. Внимание, я хочу , чтобы все слышали ответы одноклассников.
Выступления групп. Даю 5 мин. Каждая группа вывешивает на доску фото путешественников и их открытия.
-Теперь вы сможете сказать: «Что значит «встреча» Европы и Америки»? (Дети высказываются)
Подвожу итог:
-После страшных эпидемий и великого мора у людей появляется желание жить и радоваться жизни, изучать окружающий мир. Население Европы растёт очень большими темпами. Появляются города, фабрики, торговые лавки.
—Так какой выход нашли европейцы, чтобы решить проблему нехватки земли? (Найти и заселить новые земли.)
—Таким образом, можно сделать вывод, что Новое время – это эпоха великих географических открытий, которые позволили европейцам расширить границы западной цивилизации за счёт расселения по планете.
-А сейчас, внимание, черный ящик! В нем некие предметы. Это очень важные предметы. Они тесно связаны с эпохой Нового времени. Скажу больше, эти предметы востребованы и в наше время, только более усовершенствованные. Я открою черный ящик после того, как вы ответите на вопрос, что в нем лежит.
-У вас на столах текст загадки. Вам надо отгадать загадку. Определить предмет изучения, затем найти и прочитать информацию об этом предмете в Энциклопедии. Заполнить таблицу и рассказать всем, что вы узнали об этом предмете и его важной роли в эпоху Нового времени. Распределите полномочия, кто и что будет делать. Приложение 2
1 группа –микроскоп
2 группа –лампочка
3 группа –телефон
4 группа –радиоприемник
Даю на эту работу 5 минут. Прохожу, помогаю. Группы по очереди выходят к доске, зачитывают свои записи. Вывешивают результат работы на доску.
Новое время - время технического прогресса.
-Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений? (возможности человека расширились, стало проще и удобнее жить)
- Кстати, сегодня, 17 января, всемирный День детей-изобретателей. Оказывается некоторые окружающие нас вещи придуманы совсем не взрослыми людьми, а задорными юнцами, которые изменили мир раньше, чем окончили школу. (Меховые наушники, фруктовый лед, шрифт для Брайля (для слепых людей и др.).
-Да, ребята, Новое время подарило миру еще и великих творцов. До сих пор мы восхищаемся картинами итальянцев Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, переживаем за судьбу Робинзона Крузо (героя романа Даниэля Дефо ), погружаемся в мир приключений француза Жюля Верна. Вместе с героями произведений великих русских писателей и поэтов А.с.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н.Толстого размышляем о том, что такое добро и зло, любовь и ненависть, мужество и трусость.
V Итоги
-Итак, подведем итоги. Какие цели мы ставили на уроке? Какие учебные задачи решали?
Какой временной промежуток составляет эпоха Нового времени?
-Что оставило нам Новое время?
VI Рефлексия
-Запишите продолжение фразы: Новое время уникально, потому что это время….
(новых географических открытий, технических изобретений, открытий в медицине, ценится предприимчивость, стремление найти применение своим знаниям и талантам)
Дети на листах записывают свои примеры и приклеивают на доску.
Приложение1
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
Путешествие Христофора Колумба
В 1492 году Христофор Колумб отправился в Индию. Он рассуждал так: Земля круглая и если плыть все время в одном направлении, то можно приплыть в Индию «с другой стороны».
Экспедиция Колумба двинулась на Запад. На пути показалась земля, которую моряки приняли за Индию. Колумб назвал эту землю Индией, а население индийцами. Христофор Колумб так и не узнал, что открыл новую землю.
После смерти Колумба другой итальянский путешественник доказал, что открытая Колумбом земля - новый материк. Звали этого путешественника Америго Веспуччи. Его именем и назвали новый материк – Америка.
Путешествие Фернана Магеллана
В 1519 году португалец Фернан Магеллан предпринял первую кругосветную экспедицию. Пять кораблей экспедиции достигли материка Южная Америка, обогнули его и вышли в неизвестный океан.
Была хорошая безветренная погода, ни один шторм не потревожил мореплавателей пока они пересекали этот океан. Магеллан назвал океан Тихим.
Главные результаты экспедиции Магеллана: окончательно доказано, что Земля круглая; открыты многие острова и новый океан; дополнена карта Земли.
Экспедиция выяснила, что океаны занимают большую площадь, чем суша.
Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева
В 1819-1821 гг. состоялась первая русская морская экспедиция в южные моря. Руководили этой экспедицией Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.
Экспедиция была, очень долгой и трудной из-за холодов и сложности пути, ведь в эти моря ещё никто не исследовал.
Экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева считается одной из самых важных в истории географических открытий: открыт шестой материк — Антарктида, открыты и нанесены на карту 29 островов.
Собраны уникальные научные коллекции. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.
Экспедиция Семёна Дежнёва
Летом 1648 года Дежнёв и его товарищи открыли мыс в Беринговом проливе – крайнюю северо-восточную точку Азии.
Экспедиция Дежнёва была оснащена компасом, и Семён Иванович сделал и зафиксировал Великое географическое открытие: дал подробное и узнаваемое до сих пор описание мыса, оставил приметы, указал направления.
Обогнув мыс, Дежнёв вышел в Тихий океан и доказал существование загадочного "пролива Аниан", о котором только догадывались европейские мореплаватели.
Вот только открытие останется незамеченным. И лишь через 250 лет этот мыс получит его имя, а пролив назовут в честь Витуса Беринга.
Путешествие Христофора Колумба
1. В каком году Христофор Колумб предпринял своё путешествие? Как рассуждал Колумб?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как назвал Христофор Колумб новую землю и его жителей? Узнал ли он, что открыл новый материк?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В честь кого Америка так названа? Что доказал этот человек?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Путешествие Фернана Магеллана
1. Когда Фернан Магеллан совершил свою экспедицию, какой материк она обогнула и куда вышли её корабли?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какой океан открыла экспедиция Фернана Магеллана? Как назвал Магеллан этот океан и почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие главные результаты экспедиции Фернана Магеллана?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева
1. Когда была организована первая русская экспедиция к южным морям? Кто её возглавлял? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие географические открытия совершила первая русская экспедиция к южным морям?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что ещё замечательного сделала первая русская экспедиция к южным морям, кроме географических открытий? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспедиция Семёна Дежнёва
- Что открыл Семён Дежнёв? В каком году это произошло?
_________________________________________________________________________________________________________________________
- Как зафиксировал свое открытие Семён Дежнёв?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Что доказал путешественник своим морским походом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
1.Оптический прибор с сильно увеличивающими стёклами для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.
2. Дом – стеклянный пузырёк.
И живёт в нём огонёк!
Днём он спит, а как проснётся
Ярким пламенем зажжётся.
3.Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно – там.
4.Без языка живёт,
Не ест и не пьёт,
А говорит и поёт.
В Москве говорят,
А слышно у нас.
Изобретение | Когда изобрели | Кто автор изобретения |
Меховые наушники
В конце XIX столетия своенравный и талантливый Честер Гринвуд, мальчик из многодетной семьи, отправился с друзьями на каток. Мороз на улице стоял лютый, и уши все время замерзали, заставляя ребят то и дело возвращаться домой. Честер, всем сердцем ненавидящий головные уборы и шарфы, уговорил свою бабушку на сделку – соорудить нечто, что греет уши, но при этом не является ни шапкой ни шарфом, ни чем-либо еще привычным для того времени.
Так к концам проволочной петли он прикрепил по кусочку меха и водрузил эту конструкцию на голову. Самодельные наушники произвели на его друзей такое впечатление, что 15-летнего подростка тут же нарекли местным «дизайнером» и попросили создать каждому из ребят парочку уникальных наушников.
Фруктовый лед
В данном случае осознанный эксперимент уступил место случайности – основе основ любого открытия. В далеком 1905 году 11-летний Фрэнк Ипперсон из небольшого калифорнийского городка приготовил себе шипучку и отправился с ней на улицу. Как и все дети, увлекшись чем-то более интересным, он оставил стакан на холоде и вовсе позабыл о содержимом.
Удивлению не было предела, когда наутро Ипперсон обнаружил новое лакомство, не похожее ни на один из тех продуктов, который он пробовал раньше. Кусочек цветного льда на палочке, которую ребенок тут же приспособил к десерту, оказался настолько вкусным, что уже через год фруктовым льдом производства Ипперсона объедались все посетители местных парков и театров. Еще через несколько лет лакомство получило патент и вышло за пределы одной страны.
Шрифт Брайля
Что мы знаем о легендарном Луи Брайле? Скорее всего, только его имя и тот факт, что этот человек изобрел азбуку для слепых. Если помыслить логически, еще можно предположить, что он и сам был незрячим. Вот собственно и все, однако мало кому известно, что это изобретение было сделано им в возрасте всего 15 лет.
Действительно, последствия перенесенной автокатастрофы сказались на зрении маленького изобретателя, и к пяти годам он полностью ослеп, однако это никак не мешало его желанию учиться и развиваться. Прочитав все 14 книг для слепых, которые были в его школе, мальчик решил изменить историю осязательной литературы. Вдохновил его армейский язык из кодов и точек, который Брайль изучил уже в 13 лет. К 15-ти же он создал полноценный тактильный рельефно-точечный шрифт, символы которого можно распознать одним касанием пальца. Незрячие люди во всем мире используют для чтения удобный шрифт Брайля. Но мало кто знает, что свое изобретение Луи Брайль сделал в возрасте 15 лет. В 5 лет, после ужасной автокатастрофы Луи ослеп. Будучи студентом Национального института слепой молодежи в Париже, он решил изменить неудобный инструмент осязательной литературы. Разработанный им тактильный рельефно-точечный шрифт позволял одним касанием пальцев читать различные книги. Шрифт Брайля, созданный в 1821 году, используется слабовидящими людьми и в наше время.
Калькулятор
Подобие калькулятора в 1642 году придумал 18-летний Блейз Паскаль. Свою считающую машинку он разработал для того. Чтобы помочь в труде своему отцу, который был сборщиком налогов. Машинка юноши называлась «Pascaline» и могла складывать, а также вычитать двузначные числа. Правда калькуляторы обрели успех только спустя три века. А тогда современники Паскаля боялись, что вычислительная машина отберет у них работу, поэтому предпочли об изобретении забыть. Кстати, в 1968 году в честь юного изобретателя был назван язык программирования «PASCAL».
Пакет с плоским дном
13-летняя Маргарет Кнайт, во время работы на фабрике по производству бумажных пакетов сделала самое важное в жизни открытие: она догадалась, что произведенные пакеты будет удобнее использовать если сворачивать их по-другому, так, чтобы дно пакета получалось плоским. Благодаря этому пакет мог стоять, что делало его использование гораздо удобнее. Изобретение было сделано в 1838 году и используется по сей день.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф.Магеллан
Фернан Магеллан 1480-1521
Христофор Колумб 1451 -1506
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен 1778 - 1852 Михаил Петрович Лазарев 1788 - 1851
Семён Иванович Дежнёв 1605 -1673
Технические изобретения Телефон
Великие художники Сикстинская Мадонна (1512—1513) Рафаэль Санти Леонардо да Винчи Мона Лиза (1503—1505/1506)
Великие писатели Даниэль Дефо Жюль Верн
Великие писатели А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов
Анто́нио Лу́чо Вива́льди (1678 – 1741) ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) Лю́двиг ван Бетхо́вен (1770 – 1827) Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
Новое время уникально, потому что это время …
http://biofile.ru/geo/942.html https://www.thefamouspeople.com/profiles/christopher-columbus-3854.php http://cetext.ru/shbarshi-orta-mektebi-materikter-men-mhittardi-zertteushi-geog.html?page=4 https://irkutskout.ru/compulsory-pension-insurance/god-otkrytiya-antarktidy-russkimi-moreplavatelyami-pervootkryvatel-antarktidy/ http://www.climbing.ru/forum/all_124/topic_2007/ https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/F%C3%A9lix_Nadar_1820-1910_portraits_Jules_Verne_(restoration).jpg/267px-F%C3%A9lix_Nadar_1820-1910_portraits_Jules_Verne_(restoration).jpg https://s5-people.ozstatic.by/200/808/901/901808_0.jpg http://bianki.mypage.ru/nauka-i-tehnika/aleksandr_bell_1847-281922170_let_-_amerikanskiy_izobretate_1.html http://de-viz.ru/img/papers/40_0.jpg http://sr.gallerix.ru/V/369985082/20185559.jpg http://new.christianart.ru/wp-content/uploads/2018/02/Pushkin1-257x300.jpg https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1813431/2d0339e2-7bf2-4efe-8805-b67829045053/s1200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"
Технологическая карта урока и презентация...
Мультимедийная презентация урока окружающего мира по теме: "Домашние опасности". 2 класс ("Школа России" автор учебника А.А.Плешаков)
Урок выполнен в рамках технологии деятельностного метода. Соответствует всем требованиям ФГОС....
Урок окружающего мира по теме "Правила вежливости " 2 класс Школа России
урок окружающего мира 2 класс " Правила вежливости"...
Урок окружающего мира "Ты и твои друзья" 2 класс Школа России
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: Ты и твои друзьяЦели урока:- изучить правила приёма гостей и поведения в гостях, правила общения; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, об...
Конспект урока окружающего мира "Мы – зрители и пассажиры" 2 класс Школа России
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: Мы – зрители и пассажирыЦели урока:- изучить правила поведения в общественных местах: в театре, кино, транспорте; развивать умения анализировать ситуацию, о...
Конспект урока окружающего мира на тему «Полезные ископаемые» 3 класс. Школа России
Конспект урока окружающего мира....
Конспект урока окружающего мира Зачем мы спим ночью, 1 класс, Школа России
Конспект урока по окружающему мируТема: «Зачем мы спим ночью». Цель деятельности учителя: формирование представлений о значении сна в жизни человека; повторение правил подготовки ко с...