Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Звери-млекопитающие»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

  Цель:

Применение игровых технологий в начальных классах с целью повышения качества обучения.

Как можно применить эти приемы рассмотрим в сценарном плане урока по теме: «Звери – млекопитающие»

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

  • Характеризовать зверей по внешним признакам.
  • Распределять на группы по способу передвижения.
  • Распределять на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_1_klass_zveri-mlekopitayushchie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру с использованием игровых технологий


Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Цель:

Применение игровых технологий в начальных классах с целью повышения качества обучения.

Как можно применить эти приемы рассмотрим в сценарном плане урока по теме: «Звери – млекопитающие»

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

  • Характеризовать зверей по внешним признакам.
  • Распределять на группы по способу передвижения.
  • Распределять на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные).

Организационный момент. Сообщение темы урока.

На данном этапе применяется прием деления на группы.

Учитель загадывает загадки:

1. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Олень)

2. Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

3. Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

4. Нет ни пёрышка на ней,
Ночью лишь летает.
Днём ночует где темней,
Вниз головой свисая. (Летучая мышь)

5. Я без моря - никуда,
В море - вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы - что-то вроде ласт.
Я как морж, но не клыкаст. (Тюлень)

Обучающиеся слушают загадки, отгадывают, называют ответы. (После отгадывания каждой загадки поочередно открываются слайды с изображениями этих животных).

Перед уроком каждый ученик получил картинку с одним из названных животных. С появлением на экране изображения «своего» животного, дети объединяются в группу, так образуется 5 групп.

На экране появляется слайд с изображением всех этих животных.

  • Рассмотрите фотографии. Что этих животных объединяет? К какой группе животных они относятся?

Обучающиеся высказывают свои предположения, после чего на слайде появляется надпись: «Млекопитающие - звери».

Изучение нового материала.

1. - У этих животных разные внешние признаки, разное поведение, разное место жительства, но все они объединены в одну группу — млекопитающие. Почему они так названы?

Ответить на этот вопрос нам поможет ребус.

Каждая группа получает ребус:

МОЛОКО + ПИТАНИЕ + ЮЩИЕ

- Какое слово получается? (Млекопитающие)

  • Кто догадался, почему они так названы?

Группы представляют свои варианты ответов и совместно вырабатывают определение: Млекопитающие — это животные, питающие своих детенышей молоком. Этих животных еще называют звери.

2. - У зверей есть еще одна важная особенность, о которой мы узнаем, поработав с учебником на с. 32.

Учащиеся рассматривают рисунки (куница, дикобраз, бурый медведь, ёж, нерпа), сравнивают, чем покрыты тела этих зверей. Каждая группа представляет свой ответ на вопрос: Как покров тела помогает зверям в их жизни?

  • Давайте ознакомимся с выводом на с. 32 (1 мин.) и на рабочем листе впишем пропущенные слова в предложения (1 мин.).
  • Млекопитающие — это животные, которые выкармливают своих детенышей молоком.
  • Тело зверей (млекопитающих) покрыто шерстью или мехом .
  • У ежа и дикобраза иголки — это изменившиеся волосы.
  • Шерсть защищает животных от холода.
  • У морских зверей под кожей толстый слой жира, который хорошо сохраняет тепло.

- Теперь передайте свой лист другой группе ребят, прочитайте и запишите, если что-то на листе не дописано (2 мин.).

  • А сейчас, посмотрев видеофильм, мы более подробно узнаем о некоторых млекопитающих. (Просмотр фрагмента видеофильма «Какие бывают животные»).
  1. Используя прием социо-игрового приобщения к делу «Волшебная палочка», проводится повторение изученного на уроке материала. От одной группы к другой передаётся указка, символизирующая «волшебную палочку». Передача «волшебной палочки» сопровождается высказываниями учащихся, которые называют записанные на рабочем листе факты, дополняя их информацией видеофильма о слонах и дельфинах.
  2. Игра «Найди лишнее животное».

На рабочих листах написаны слова: крокодил, кошка, слон, белка-летяга. Изображения этих же животных даны на слайде.

Обучающиеся обсуждают, определяют лишнее животное, приводят доказательства, от каждой группы выступает по одному человеку:

- У крокодила нет шерсти, детёныши появляются на свет из яиц, молоком их не кормят — эти доказательства должны прозвучать обязательно.

Физминутка.

Используется прием для «деловых зарядок разминок» «Руки-ноги».

Учитель называет животных: кошка, куница, крокодил, бабочка, заяц, пингвин, медведь, комар, лягушка, дикобраз, летучая мышь, лягушка.

Если называется млекопитающее, то ученики встают, если животные других классов, то поднимают руки.

  1. Вопрос о том, как звери передвигаются изучается при помощи приема для творческого самоутверждения «Ожившие модели».

Каждая группа оживляет «своего» зверя, показывая его способ передвижения. Затем каждая группа фиксирует эти способы на рабочих листах, пользуясь рисунком на с. 33 учебника.

Способ передвижения млекопитающих (зверей):

  1. ходят
  2. бегают
  3. прыгают
  4. плавают
  5. летают

Группы по часовой стрелке переходят на другое место, проверяют выполнение задания у другой группы, если необходимо дополняют.

  1. Группы получают задание: рассмотреть рисунки на с. 34 — 35 учебника, обсудить их и сделать вывод, чем питаются разные звери.

Представляют свои варианты ответов и совместно формулируют вывод: среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные.

Заполнение таблицы, каждая группа за 1 мин. записывает млекопитающих в один столбец, затем листы передаются, другая группа в них вносит дополнения (3 раза по 1 мин.).

Млекопитающие (звери) по способу питания:

Насекомоядные

Растительноядные

Хищные

Всеядные

Итоги урока. Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке? Что означает слово «млекопитающие»?
  • Отгадайте, кто прислал нам эти письма?

На слайде открываются письма:

Письмо 1. Наше тело покрыто перьями, у нас одна пара ног, есть клюв и перья. (Птицы)

Письмо 2. У нас шесть ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы — самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники. (Насекомые)

Письмо 3. Мы покрыты шерстью, обычно у нас две пары ног, своих детенышей мы кормим молоком. Но у некоторых из нас совсем нет ног, а свое потомство мы тоже кормим молоком. (Млекопитающие)

  • Какой из признаков присущ всем млекопитающим?

Учебные пособия:

1. Н.Ф. Виноградова, учебник «Окружающий мир» для 1 класса.

2. Видеофильм «Какие бывают животные» ()

3. Изображения млекопитающих на слайдах презентации и карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Звери-млекопитающие" 1 класс

В данной разработке представлен конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Звери-млекопитающие", который я проводила, участвуя в муниципальном фестивале "Молодые молодым"...

Урок окружающего мира 1 класс "Звери-млекопитающие"

Урок по окружающему миру в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века" под  ред. Н.Ф.Виноградовой...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему «Звери - млекопитающие»

Учебное занятие урок  окружающего мира «Звери - млекопитающие»...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...