Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему «Звери - млекопитающие»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цуканова Ольга Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернянская средняя общеобразовательная школа № 1

 с углубленным изучением отдельных предметов»

        

Учебное занятие

Урок  окружающего мира

«Звери - млекопитающие»

                                                                                                               

                                                             Автор: Сурченко Ольга Евгеньевна,

                                                          учитель начальных классов

2019 г.

Пояснительная записка

Предмет: Окружающий мир

Программа: «Начальная школа XXI века»

Автор: Н. Ф. Виноградова

Класс: 1

Место в структуре образовательного процесса: раздел «Родная природа»

Тема: «Звери – млекопитающие»

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с внешними особенностями, способами передвижения, питания в зависимости от условий жизни; развития умения распределять зверей на группы по способу питания.

Задачи:

Предметные: содействовать усвоению умений характеризовать зверей по внешним признакам, распределять на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные); способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, развивать познавательный интерес к природе; воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, стремиться ее выполнить; сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: понимать содержание текста, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; знать способы работы с информацией.

Коммуникативные: формировать собственную позицию и мнение; строить понятные для партнера высказывания; включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения; проявлять ценностное отношение к природному миру; определять мотивы учебной деятельности.

Актуальность.

Урок окружающего мира направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Актуальность изучения млекопитающих в школьном курсе окружающего мира повышается в связи с тем, что млекопитающие являются наиболее сложно устроенными организмами и важным звеном сообщества живых организмов. Многие виды млекопитающих в настоящее время становятся редкими и исчезающими, что делает актуальным внедрение вопросов охраны животных в изучение данного раздела. Ранее экологизации знаний уделялось мало внимания, поэтому требуется совершенствование методики изучения млекопитающих в этом направлении. Млекопитающие играют большую роль в природных системах, оказывая существенное влияние на другие компоненты экосистемы. Они являются высшим классом в животном мире, отличаются от других позвоночных наиболее сложной организацией и поведением. Кроме того, значительное количество представителей данного класса имеют большое хозяйственное значение, что делает важным изучение их в школьном курсе окружающего мира.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технологии: Технология обучения в сотрудничестве (работа в парах), индивидуальная, ИКТ - технологии, здоровьесберегающие.

Дидактические материалы: проектор, компьютер, загадки про зверей; изображения млекопитающих; ребус «Млекопитающие», учебник Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс.

Список используемой литературы:

  1. Линия УМК Н.Ф. Виноградовой, Окружающий мир. 1 класс. Поурочное планирование и методический комментарий. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/okruzhayuschiy-mir-1-klass-pourochnoe-planirovanie-i-metodicheskiy/

2.  Учебник Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс

3. Интернет ресурс: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/okruzhayuschiy-mir/razrabotka-uroka-po-teme-quot-zveri-mlekopitayuschie-quot-okruzhayuschiy-mir-1-klass-po-programme-quot-nachalnaya-shkola-21-veka-quot-499076 


Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Организационный момент

2-3 мин

Прозвенел звонок, начался урок

Подготовим наши ушки - слушаем внимательно!

Все настроим глазки - будем наблюдательны!

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

Правильность расположения учебных принадлежностей на столе.

Слайд 2

Актуализация знаний

10 мин

– Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока

  Вспоминают правила работы на уроке:

*Хочешь ответить – подними руку!

 *Говорить можно только по  теме урока при работе в парах или группах.

*Внимательно слушай учителя и товарищей!

*Внимательно наблюдай!

*Относись к одноклассникам так, как хочешь, чтобы они  к тебе относились.

- Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес, как вы думаете, кто живет в лесу?

- Сегодня мы поговорим о животных.

-  А все ли животные одинаковые по внешним признакам?

 (Нет, они делятся на группы)

- Злой волшебник заколдовал наших животных  и теперь они не могут вспомнить к какой группе они относятся, поэтому прислали нам послания (Приложение 1) , в которых говорят о своих внешних признаках.

ПОСЛАНИЕ №1. Наше тело покрыто перьями, у нас одна пара ног, есть клюв и крылья. (птицы). 

ПОСЛАНИЕ №2. У нас шесть ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники. (насекомые)

ПОСЛАНИЕ № 3. Мы живём в воде, вместо ног у нас плавники, а кожа покрыта чешуёй. (Рыбы)

Вспоминают правила работы на уроке

Отвечают на вопросы учителя

Читают послания, отгадывают группы животных

Беседа

Слайд 3

Самоопределение к деятельности

5 мин

- Хорошо ребята с этими группами мы разобрались. Их признаки мы более подробно рассмотрим на следующих уроках. А вот с этой группой будем работать сегодня.

ПОСЛАНИЕ № 4. Мы покрыты шерстью, обычно у нас две пары ног, своих детёнышей мы кормим молоком. Но у некоторых из нас совсем нет ног, а своё потомство мы тоже кормим молоком. (группа Звери – млекопитающие )

-  Правильно звери-млекопитающие. Сегодня мы более подробно изучим эту группу. А вот каких представителей класса зверей вы знаете, мы сейчас узнаем.

– Отгадайте загадки:

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга.

                        (Олень.)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

                        (Медведь.)

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

                        (Лиса.)

Есть немало рогачей

В зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь на носу.

                        (Носорог.)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

                        (Заяц.)

Он свирепый зверь, но всё же

Тихим он бывает тоже,

Он бывает тих с тигрицей,

Так как сам её боится.

                        (Тигр.)

– Рассмотрите фотографии животных, о которых вы сейчас отгадали загадки. Что их объединяет? К какой группе животных они относятся?

- Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим?

Читают послание, отгадывают группу животных

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют тему и цель урока.

Беседа

Слайды № 5-11

Слайд № 12

Работа по теме урока

10 мин

-Вы уже знаете, что одним из признаков живого организма является произведение на свет потомства.

Как появляется на свет потомство у насекомых и птиц? (Они откладывают яйца, из которых вылупляются детёныши или промежуточная стадия- личинки)

- Как появляется потомство у рыб?

( Они откладывают в воду икринки, из которых появляется потомство)

-А как появляется на свет потомство  у зверей? (Оно рождается.)

Вывод: признак зверей - рождение живых детёнышей.

- А теперь поиграем в игру «Назови детёнышей».

- Посмотрите на картинки, назовите зверей и их детёнышей.

лиса-лисёнок

волк – волчонок

лошадь-жеребёнок

тигр - тигрёнок

ёж - ежонок

кошка – котёнок

Медведь - медвежонок

- Правильно. Обычно, весной у этих зверей появляются детёныши.

- А кто знает, чем они кормят своих только что родившихся детёнышей? (молоком)

- Правильно. Если эти животные выкармливают своих детёнышей молоком, то давайте разгадаем ребус.

МОЛОКО + ПИТАНИЕ + ЮЩИЕ

 (Ответ: млекопитающие.)

– Млекопитающие – животные, питающие детёнышей молоком.

- Так как вы думаете, почему  у этой группы животных – зверей есть ещё другое название – млекопитающие?

Вывод: Звери кормят своих детенышей молоком.

-Как вы думаете, зачем нужна шерсть зверЯм?

Количество шерсти у них может быть разной.  У медведя, например, ее много,  у слона мало.

-Как вы думаете, почему?

- Откройте учебник на с. 32. Посмотрите на представителей млекопитающих, попробуйте сделать вывод, зачем нужен млекопитающим волосяной покров, и от чего может зависеть его густота?

Вывод: количество и качество шерсти зависит от того, в какой местности живет зверь, и какой образ жизни он ведет.

- А как выдумаете, где живут млекопитающие?

Но среди них есть и такие животные, которые живут в воде, а вот какие попробуйте отгадать

Как по морю-океану,

Рыба-рыбища плывёт,

И к огромному фонтану

Подплывать нам не даёт!

От него волна бежит,

Ну конечно, это -… (кит)

Безобидны, словно дети.

Мы за них, друзья, в ответе.

Вглубь ныряют, вверх влезают…

Добрым нравом обладают.

Тело гладкое имеют,

Щёлкать и свистеть умеют.

Их язык понять стремимся.

Дружбой с ними мы гордимся.

Подставляют в море спины

Людям тонущим… ( дельфины)

- У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что в воде густая шерсть не спасёт от холода, а вот быстрому передвижению в воде будет только мешать, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками. Они тоже кормят детенышей – молоком.

- Так, где же могут обитать млекопитающие?

Вывод: Млекопитающие – это животные, которые могут жить на суше, в земле, в воде.

- Рассмотрите в учебнике животных на рисунке вверху. Какие из них являются млекопитающими?

-Почему их можно так назвать?

-Откройте учебник на с.34-35

- Назовите млекопитающих первой группы, чем они питаются? (ЁЖ, крот, муравьед питаются насекомыми)

-Эту группу животных можно назвать насекомоядными.

-Назовите млекопитающих второй группы и что они употребляют в пищу? (Белка, суслик, лошадь питаются растениями или их семенами)

- Их называют растительноядными.

-Назовите зверей третьей группы и их тип питания( лиса, выдра, тигр- хищники)

- Представители четвёртой группы и как можно назвать их тип питания? (медведь - всеядный)

Вывод: среди млекопитающих по типу питания можно выделить растительноядных, насекомоядных, хищников и всеядных животных.

-  А теперь проведём игру «Соображалки». Подумайте, про каких зверей так говорят?

Косолапый, неуклюжий…(медведь)

Хитрая, ловкая … (лиса)

Хитёр и осторожен серый … (волк)

Колючий шарик … (ёжик)

Длинноухий, трусливый ….(заяц)

-  Как вы узнали о животных? Где вы их первый раз увидели?  

-  А ещё вы, наверное, читали много сказок, где главными героями  были звери.

- А как в сказках называли этих животных, назвать  и изобразить

-  Молодцы, вы не только хорошо знаете зверей, но и знакомы с русскими народными сказками.

Отвечают на вопросы

Разгадывают ребус

Отвечают на вопросы учителя

Беседа

Слайд № 13 - 19

Слайд № 20

Слайд № 21

Работа по учебнику

Слайд № 22

Слайд № 23

Слайд № 24

Слайд № 25

Слайд № 26

Слайд № 27

Слайд № 28

Физкультминутка

1 мин

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим,

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Выполняют упражнения

Закрепление изученного материала

- Сейчас мы проверим, как вы поняли и запомнили животных по типу их питания. Вы поработаете парами. Вам нужно найти среди зверей хищников и растительноядных. (Приложение 2)

Сначала вы должны распределить между собой роли, кто из вас будет контролёром, а кто – исполнителем. Помните, что вы можете меняться ролями и соблюдайте правила работы в парах:

  • Не спорить, внимательно слушать ответ товарища;
  • Если не согласен с ответом товарища, обоснуй ему правильность своего выбора, докажи, что прав именно ты;
  • Относись к однокласснику так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

- Поднимите руки те ребята, которые не допустили ошибок при выполнении этого задания. А теперь поднимите руки, у кого были незначительные ошибки. Поднимите руки, кто не смог справиться с этим заданием.

- Молодцы, что вы все справились с этим заданием.

- А теперь поиграем в следующую игру

- Составьте название животного из букв. (Приложение 3)

ВОЛК          ЛИСА             СОВА               СЛОН

-Кто из них лишний? Почему?

- Многие из животных сейчас находятся под угрозой исчезновения, поэтому их нужно беречь. Послушайте стихотворение.

Если из гнезда упала птица –
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.

- Любите природу, не обижайте животных, и тогда ваши дети будут радоваться богатству нашей планеты. Многие  звери  стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Знаете ли Вы, ребята, почему она так называется?

-Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных.  Перед вами Красная книга России. Туда занесены и редкие звери.

Работают в парах

Находят лишнее животное и объясняют почему

Работа в парах с карточками

Слайд № 29

Слайд № 30

Рефлексия

1 мин

Сегодня я узнал(а), что  … .

Теперь я могу  … .

Мне понравилось ….

Я хотел(а) бы ещё узнать ….

Кем вы ощущаете себя в конце урока? (Медведем, которому хочется спать…. или белочкой, которая полна сил и готова к дальнейшей работе)

Оценивают свою работу на уроке

Фронтальный опрос

Слайд № 31

Слайд № 32

Итоги урока

1 мин

– О какой группе животных мы сегодня говорили? (О млекопитающих. Млекопитающие – это животные, которые вскармливают свое потомство молоком.)

Что нового узнали на уроке?

Что означает слово “Млекопитающие”?

Чем покрыто тело зверей? Мехом.

Как ещё можно назвать зверей? Млекопитающие.

– Чем покрыто тело млекопитающих? (Тело покрыто шерстью.) 

Сколько пар ног у них? (2 пары ног.) 

Имеются ли зубы? (Есть зубы.) 

Какими рождаются детёныши? (Детёныши рождаются живыми.) 

Чем выкармливает их мать? (Молоком.)

– Итак, млекопитающие характеризуются тем, что они рождают детёнышей живыми, выкармливают их молоком, у них есть зубы, которые позволяют им питаться как растительной, так и животной пищей, их тело покрыто волосяным покровом. У одних млекопитающих он очень короток и редок, как, например, у бегемота, слона, носорога.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальный опрос

Приложение 1

ПОСЛАНИЕ №1.

Наше тело покрыто перьями, у нас одна пара ног, есть клюв и крылья.

ПОСЛАНИЕ №2.

У нас шесть ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники.

ПОСЛАНИЕ № 3.

Мы живём в воде, вместо ног у нас плавники, а кожа покрыта чешуёй.

ПОСЛАНИЕ № 4.

Мы покрыты шерстью, обычно у нас две пары ног, своих детёнышей мы кормим молоком. Но у некоторых из нас совсем нет ног, а своё потомство мы тоже кормим молоком.

(Приложение 2)

hello_html_m4d411203.jpg


(Приложение 3 )

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ -

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ -

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ -

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ

Составьте название животного из букв.

ЛКВО -

САЛИ -          

ВАСО -              ОНСЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")

Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения существенн...

Конспект урока по окружающему миру 3 кл.Тема:Растения – производители

Цели:  -осмысление блока новой учебной информации.  – ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;  – уметь перечислять особенности хвойных и цветковых р...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....