Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему «Звери - млекопитающие»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_zanyatie.docx | 755.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернянская средняя общеобразовательная школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебное занятие
Урок окружающего мира
«Звери - млекопитающие»
Автор: Сурченко Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
2019 г.
Пояснительная записка
Предмет: Окружающий мир
Программа: «Начальная школа XXI века»
Автор: Н. Ф. Виноградова
Класс: 1
Место в структуре образовательного процесса: раздел «Родная природа»
Тема: «Звери – млекопитающие»
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с внешними особенностями, способами передвижения, питания в зависимости от условий жизни; развития умения распределять зверей на группы по способу питания.
Задачи:
Предметные: содействовать усвоению умений характеризовать зверей по внешним признакам, распределять на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные); способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, развивать познавательный интерес к природе; воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе.
Метапредметные:
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, стремиться ее выполнить; сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: понимать содержание текста, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; знать способы работы с информацией.
Коммуникативные: формировать собственную позицию и мнение; строить понятные для партнера высказывания; включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения; проявлять ценностное отношение к природному миру; определять мотивы учебной деятельности.
Актуальность.
Урок окружающего мира направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Актуальность изучения млекопитающих в школьном курсе окружающего мира повышается в связи с тем, что млекопитающие являются наиболее сложно устроенными организмами и важным звеном сообщества живых организмов. Многие виды млекопитающих в настоящее время становятся редкими и исчезающими, что делает актуальным внедрение вопросов охраны животных в изучение данного раздела. Ранее экологизации знаний уделялось мало внимания, поэтому требуется совершенствование методики изучения млекопитающих в этом направлении. Млекопитающие играют большую роль в природных системах, оказывая существенное влияние на другие компоненты экосистемы. Они являются высшим классом в животном мире, отличаются от других позвоночных наиболее сложной организацией и поведением. Кроме того, значительное количество представителей данного класса имеют большое хозяйственное значение, что делает важным изучение их в школьном курсе окружающего мира.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технологии: Технология обучения в сотрудничестве (работа в парах), индивидуальная, ИКТ - технологии, здоровьесберегающие.
Дидактические материалы: проектор, компьютер, загадки про зверей; изображения млекопитающих; ребус «Млекопитающие», учебник Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс.
Список используемой литературы:
- Линия УМК Н.Ф. Виноградовой, Окружающий мир. 1 класс. Поурочное планирование и методический комментарий. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/okruzhayuschiy-mir-1-klass-pourochnoe-planirovanie-i-metodicheskiy/
2. Учебник Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы работы |
Организационный момент | 2-3 мин | Прозвенел звонок, начался урок Подготовим наши ушки - слушаем внимательно! Все настроим глазки - будем наблюдательны! | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу | Правильность расположения учебных принадлежностей на столе. Слайд 2 |
Актуализация знаний | 10 мин | – Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока Вспоминают правила работы на уроке: *Хочешь ответить – подними руку! *Говорить можно только по теме урока при работе в парах или группах. *Внимательно слушай учителя и товарищей! *Внимательно наблюдай! *Относись к одноклассникам так, как хочешь, чтобы они к тебе относились. - Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес, как вы думаете, кто живет в лесу? - Сегодня мы поговорим о животных. - А все ли животные одинаковые по внешним признакам? (Нет, они делятся на группы) - Злой волшебник заколдовал наших животных и теперь они не могут вспомнить к какой группе они относятся, поэтому прислали нам послания (Приложение 1) , в которых говорят о своих внешних признаках. ПОСЛАНИЕ №1. Наше тело покрыто перьями, у нас одна пара ног, есть клюв и крылья. (птицы). ПОСЛАНИЕ №2. У нас шесть ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники. (насекомые) ПОСЛАНИЕ № 3. Мы живём в воде, вместо ног у нас плавники, а кожа покрыта чешуёй. (Рыбы) | Вспоминают правила работы на уроке Отвечают на вопросы учителя Читают послания, отгадывают группы животных | Беседа Слайд 3 |
Самоопределение к деятельности | 5 мин | - Хорошо ребята с этими группами мы разобрались. Их признаки мы более подробно рассмотрим на следующих уроках. А вот с этой группой будем работать сегодня. ПОСЛАНИЕ № 4. Мы покрыты шерстью, обычно у нас две пары ног, своих детёнышей мы кормим молоком. Но у некоторых из нас совсем нет ног, а своё потомство мы тоже кормим молоком. (группа Звери – млекопитающие ) - Правильно звери-млекопитающие. Сегодня мы более подробно изучим эту группу. А вот каких представителей класса зверей вы знаете, мы сейчас узнаем. – Отгадайте загадки: Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Олень.) Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. (Медведь.) Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая, Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса.) Есть немало рогачей В зоопарке и в лесу. У всех рога на голове, У одного лишь на носу. (Носорог.) Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (Заяц.) Он свирепый зверь, но всё же Тихим он бывает тоже, Он бывает тих с тигрицей, Так как сам её боится. (Тигр.) – Рассмотрите фотографии животных, о которых вы сейчас отгадали загадки. Что их объединяет? К какой группе животных они относятся? - Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока? - Какую цель мы поставим? | Читают послание, отгадывают группу животных Отгадывают загадки Отвечают на вопросы учителя Формулируют тему и цель урока. | Беседа Слайды № 5-11 Слайд № 12 |
Работа по теме урока | 10 мин | -Вы уже знаете, что одним из признаков живого организма является произведение на свет потомства. Как появляется на свет потомство у насекомых и птиц? (Они откладывают яйца, из которых вылупляются детёныши или промежуточная стадия- личинки) - Как появляется потомство у рыб? ( Они откладывают в воду икринки, из которых появляется потомство) -А как появляется на свет потомство у зверей? (Оно рождается.) Вывод: признак зверей - рождение живых детёнышей. - А теперь поиграем в игру «Назови детёнышей». - Посмотрите на картинки, назовите зверей и их детёнышей. лиса-лисёнок волк – волчонок лошадь-жеребёнок тигр - тигрёнок ёж - ежонок кошка – котёнок Медведь - медвежонок - Правильно. Обычно, весной у этих зверей появляются детёныши. - А кто знает, чем они кормят своих только что родившихся детёнышей? (молоком) - Правильно. Если эти животные выкармливают своих детёнышей молоком, то давайте разгадаем ребус. МОЛОКО + ПИТАНИЕ + ЮЩИЕ (Ответ: млекопитающие.) – Млекопитающие – животные, питающие детёнышей молоком. - Так как вы думаете, почему у этой группы животных – зверей есть ещё другое название – млекопитающие? Вывод: Звери кормят своих детенышей молоком. -Как вы думаете, зачем нужна шерсть зверЯм? Количество шерсти у них может быть разной. У медведя, например, ее много, у слона мало. -Как вы думаете, почему? - Откройте учебник на с. 32. Посмотрите на представителей млекопитающих, попробуйте сделать вывод, зачем нужен млекопитающим волосяной покров, и от чего может зависеть его густота? Вывод: количество и качество шерсти зависит от того, в какой местности живет зверь, и какой образ жизни он ведет. - А как выдумаете, где живут млекопитающие? Но среди них есть и такие животные, которые живут в воде, а вот какие попробуйте отгадать Как по морю-океану, Рыба-рыбища плывёт, И к огромному фонтану Подплывать нам не даёт! От него волна бежит, Ну конечно, это -… (кит) Безобидны, словно дети. Мы за них, друзья, в ответе. Вглубь ныряют, вверх влезают… Добрым нравом обладают. Тело гладкое имеют, Щёлкать и свистеть умеют. Их язык понять стремимся. Дружбой с ними мы гордимся. Подставляют в море спины Людям тонущим… ( дельфины) - У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что в воде густая шерсть не спасёт от холода, а вот быстрому передвижению в воде будет только мешать, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками. Они тоже кормят детенышей – молоком. - Так, где же могут обитать млекопитающие? Вывод: Млекопитающие – это животные, которые могут жить на суше, в земле, в воде. - Рассмотрите в учебнике животных на рисунке вверху. Какие из них являются млекопитающими? -Почему их можно так назвать? -Откройте учебник на с.34-35 - Назовите млекопитающих первой группы, чем они питаются? (ЁЖ, крот, муравьед питаются насекомыми) -Эту группу животных можно назвать насекомоядными. -Назовите млекопитающих второй группы и что они употребляют в пищу? (Белка, суслик, лошадь питаются растениями или их семенами) - Их называют растительноядными. -Назовите зверей третьей группы и их тип питания( лиса, выдра, тигр- хищники) - Представители четвёртой группы и как можно назвать их тип питания? (медведь - всеядный) Вывод: среди млекопитающих по типу питания можно выделить растительноядных, насекомоядных, хищников и всеядных животных. - А теперь проведём игру «Соображалки». Подумайте, про каких зверей так говорят? Косолапый, неуклюжий…(медведь) Хитрая, ловкая … (лиса) Хитёр и осторожен серый … (волк) Колючий шарик … (ёжик) Длинноухий, трусливый ….(заяц) - Как вы узнали о животных? Где вы их первый раз увидели? - А ещё вы, наверное, читали много сказок, где главными героями были звери. - А как в сказках называли этих животных, назвать и изобразить - Молодцы, вы не только хорошо знаете зверей, но и знакомы с русскими народными сказками. | Отвечают на вопросы Разгадывают ребус Отвечают на вопросы учителя | Беседа Слайд № 13 - 19 Слайд № 20 Слайд № 21 Работа по учебнику Слайд № 22 Слайд № 23 Слайд № 24 Слайд № 25 Слайд № 26 Слайд № 27 Слайд № 28 |
Физкультминутка | 1 мин | Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. Выше ноги! Стой, раз, два! Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. Руки перед грудью ставим, И рывки мы выполняем. Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! От души мы потянулись И на место вновь вернулись. | Выполняют упражнения | |
Закрепление изученного материала | - Сейчас мы проверим, как вы поняли и запомнили животных по типу их питания. Вы поработаете парами. Вам нужно найти среди зверей хищников и растительноядных. (Приложение 2) Сначала вы должны распределить между собой роли, кто из вас будет контролёром, а кто – исполнителем. Помните, что вы можете меняться ролями и соблюдайте правила работы в парах:
- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. - Поднимите руки те ребята, которые не допустили ошибок при выполнении этого задания. А теперь поднимите руки, у кого были незначительные ошибки. Поднимите руки, кто не смог справиться с этим заданием. - Молодцы, что вы все справились с этим заданием. - А теперь поиграем в следующую игру - Составьте название животного из букв. (Приложение 3) ВОЛК ЛИСА СОВА СЛОН -Кто из них лишний? Почему? - Многие из животных сейчас находятся под угрозой исчезновения, поэтому их нужно беречь. Послушайте стихотворение. Если из гнезда упала птица – - Любите природу, не обижайте животных, и тогда ваши дети будут радоваться богатству нашей планеты. Многие звери стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Знаете ли Вы, ребята, почему она так называется? -Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных. Перед вами Красная книга России. Туда занесены и редкие звери. | Работают в парах Находят лишнее животное и объясняют почему | Работа в парах с карточками Слайд № 29 Слайд № 30 | |
Рефлексия | 1 мин | Сегодня я узнал(а), что … . Теперь я могу … . Мне понравилось …. Я хотел(а) бы ещё узнать …. Кем вы ощущаете себя в конце урока? (Медведем, которому хочется спать…. или белочкой, которая полна сил и готова к дальнейшей работе) | Оценивают свою работу на уроке | Фронтальный опрос Слайд № 31 Слайд № 32 |
Итоги урока | 1 мин | – О какой группе животных мы сегодня говорили? (О млекопитающих. Млекопитающие – это животные, которые вскармливают свое потомство молоком.) Что нового узнали на уроке? Что означает слово “Млекопитающие”? Чем покрыто тело зверей? Мехом. Как ещё можно назвать зверей? Млекопитающие. – Чем покрыто тело млекопитающих? (Тело покрыто шерстью.) Сколько пар ног у них? (2 пары ног.) Имеются ли зубы? (Есть зубы.) Какими рождаются детёныши? (Детёныши рождаются живыми.) Чем выкармливает их мать? (Молоком.) – Итак, млекопитающие характеризуются тем, что они рождают детёнышей живыми, выкармливают их молоком, у них есть зубы, которые позволяют им питаться как растительной, так и животной пищей, их тело покрыто волосяным покровом. У одних млекопитающих он очень короток и редок, как, например, у бегемота, слона, носорога. | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальный опрос |
Приложение 1
ПОСЛАНИЕ №1.
Наше тело покрыто перьями, у нас одна пара ног, есть клюв и крылья.
ПОСЛАНИЕ №2.
У нас шесть ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники.
ПОСЛАНИЕ № 3.
Мы живём в воде, вместо ног у нас плавники, а кожа покрыта чешуёй.
ПОСЛАНИЕ № 4.
Мы покрыты шерстью, обычно у нас две пары ног, своих детёнышей мы кормим молоком. Но у некоторых из нас совсем нет ног, а своё потомство мы тоже кормим молоком.
(Приложение 2)
(Приложение 3 )
Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ - | Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ - | Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ - |
Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ | Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ | Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ |
Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ | Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ | Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ |
Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ | Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ | Составьте название животного из букв. ЛКВО - САЛИ - ВАСО - ОНСЛ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....
План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....
Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")
Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: формирование ценностного отношения к животным, посредством выделения существенн...
Конспект урока по окружающему миру 3 кл.Тема:Растения – производители
Цели: -осмысление блока новой учебной информации. – ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения; – уметь перечислять особенности хвойных и цветковых р...
Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»
Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...
Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»
Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...
План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»
Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....