Технологическая карта урока окружающего мира по теме "По страницам летописи", УМК "Перспектива", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о древних племенах, об их расселении на территории нашей страны.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить с народами древней Руси;

2.Познакомить с исторической картой о племенной многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности.

Предметные:

1.Проявлять уважение к традициям своего народа и других народов.

2.Показывать на исторической карте места обитания разных племен.

Развивающие:

1.Развивать познавательные интересы;

2. Развивать умение выказывать своё отношение к историческим данным;

Личностные:

1.Осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории

2.Проявлять интерес к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

3.Относиться уважительно к мнению другого обучающихся.

 

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2.Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 17.11.2023

Школа: Средняя общеобразовательная школа №104

Класс: 4 «Б»

Урок: 2

Время: 9:40 – 10:20 Кабинет: 210

Студент: Мухамедьярова Элина Владиславовна

Группа: 45

Учитель: Нестерова Лариса Александровна

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока « По страницам летописи»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о древних племенах, об их расселении на территории нашей страны.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить с народами древней Руси;

2.Познакомить с исторической картой о племенной многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности.

Предметные:

1.Проявлять уважение к традициям своего народа и других народов.

2.Показывать на исторической карте места обитания разных племен.

Развивающие:

1.Развивать познавательные интересы;

2. Развивать умение выказывать своё отношение к историческим данным;

Личностные:

1.Осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории

2.Проявлять интерес к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

3.Относиться уважительно к мнению другого обучающихся.

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2.Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспектива» учебник Окружающий мир: 4 кл.: Учебник : в 2 ч. Ч.2/[А.А Плешаков.].

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учебной деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа. 

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

Добрый день, ребята! Меня зовут Элина Владиславовна, и сегодня я проведу у вас урок истории.

- Давайте подравняемся, улыбнемся друг другу и настроимся на продуктивную работу. Тихо и спокойно сели девочки, теперь еще тише сели мальчики.

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

УУРД:

- выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Учебная презентация

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация  

(4 – 5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, П

Словесный: опрос, беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Самоконтроль с образцом на доске.

1. Повторение пройденного материала.

-Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Для того, чтобы повторить предыдущую тему, вы по работаете в группе. Вам нужно разгадаем кроссворд.

1.Как фамилия выдающегося российского археолога;

2.Имя ученого, изучавшего древний народ более двух тысяч лет назад;

3.Редкостный талант А.П. Окладникова - находить древние…;

4.Историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда

письменности еще не было;

5.Великий степной коридор из Азии в …;

6.Древний народ, о котором более двух тысяч лет назад писал Геродот;

7.Вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников;

8.С 7 по 3 век до н.э. скифы господствовали в Северном…

-Молодцы, хорошо. А теперь скажите мне, какое слово у нас получилось красным цветом?

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Ответы:

1.Окладников

2.Геродот

3.Памятники

4.Археология

5.Европа

6.Скифы

7.Раскопки

8.Причерноморье

-летопись

УУРД:

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; аргументировать свою позицию, мнение.

УУКД: 

- принимать цель совместной  деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Учебная презентация

Слайд 2

Слайд 3

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: презентция

Приёмы: организация учебного общения.

Самоконтроль

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Правильно, а как вы думаете, почему именно это слово?

-Хорошо, предыдущий ваш урок назывался, путешествуем с археологами, а как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

-Ребята, как вы считаете, какие цели мы будем преследовать?

-Хорошо.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-наша следующая тема связана с летописью

Тема урока: По страницам летописи

Цель:

1.Узнать, что такое летопись, путешествие по страницам летописи.

2.Рассмотреть, на

какой территории жили древние племена, образ их

жизни

УУРД:

- составлять план действий;

- принимать себя и других не осуждая.

УУПД:

- работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД:

- воспринимать и формулировать цели и задачи

деятельности на уроке.

Учебная презентация

Слайд 4

«Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф,

Словесный:

беседа.

Наглядный: презентация

Устный взаимоконтроль

-Итак, а сейчас я предлагаю вам побывать в Киево-Печерском монастыре, где некогда жил летописец Нестор и писал он там свою летопись «Повесть временных лет».

-Посмотрите на слайд, как выглядит этот монастырь, а сейчас обратите

внимание на рисунок на странице 12. Это барельеф в Киево-Печерской лавре. На нем изображен монах Антоний, который в 1051 году основал этот монастырь. А рядом - монах Нестор-летописец.

-Все вместе мы совершим сейчас мысленное путешествие по страницам его летописи. Кто знает, что такое летопись?

-Летопись Нестора приведет нас на просторы Восточно-Европейской равнины, где издревле жили разные народы.

-На странице 13 представлена карта расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины.

- Ребята, скажите, что обозначает территория, выделенная розовым цветом? Зеленым? Светло зеленым?

-Назовите, название племен, которые встретились вам на карте?

-Найдите второй абзац на стр.12 и прочитайте первые 2 предложения.

- О чём вы узнали из этих предложений?

- Посмотрите на карту: одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», а как вы думаете, почему они так назвались?

Отвечают на вопросы

-это исторический жанр древнерусской литературы,

представляющий собой погодовую, более или менее

подробную запись исторических событий.

Территория восточных народов, западных, южных народов

-славяне, кривичи, вятичи, северяне, дреговичи, древляне, волыняне, радимичи

-Название славянских племен словно рождены той землей, где они поселились. Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели».

-Потому что там были плодородные поля.

УУРД:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

- выявление причинно-следственных связей.

УУКД:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Учебная презентация

Слайд 5, 6, 7, 8, 9

Учебник

Слайд 10

Учебник

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,

Словесный:

беседа, опрос

Приёмы:

Самоконтроль и взаимоконтроль.

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

-Я вам предлагаю поработать в парах и определить, почему именно такие названия имеют племена. В этом вам помогут карта, логические рассуждения и учебник на стр.12

Поляне – плодородные земли (поля, степи).

Древляне – «сели в лесах», среди деревьев.

Дреговичи – дрягва (болото).

Полочане – берега реки Полоты.

Северяне – жили севернее какого-то другого племени.

Ильменские словене – просто оставили себе свое имя и название озера.

Кривичи – имя родоначальника Крива.

Радичи – имя родоначальника Радим.

Вятичи - имя родоначальника Вятко.

Защита работ. Учащиеся называют племя, причину названия племени и показывают место расселения на карте.

Итак, мы с вами убедились в том, что названия племён происходит от местности, где они селились, или по имени основателя рода.

- Посмотрите внимательно на карту. Вблизи, каких географических объектов селились все славяне?

-Как вы думаете, почему?

- Ребята, как вы думаете, у всех этих племен были одинаковые условия для жизни? А одевались они одинаково? Сейчас мы с вами рассмотрим женские украшения разных племен, ваша задача определить, чем они похожи и чем отличаются.

-Ребята, а теперь откройте страницу 14 и прочитайте текст «в мире жить - с миром жить». Будьте готовы ответить на мои вопросы.

1. Как между собой жили славянские племена?

2. Как образовалась древнерусская народность?

3. Какие народы называли братскими?

-Молодцы ребята, вы хорошо поработали.

Отвечают на вопросы

Выполняют задания в

тетради, совершают

самопроверку.

Название племени

Причина названияя

Поляне

Древляне

дрягва (болото)

Берега реки Полоты

Северяне

Оставили себе свое имя и название озера

Имя родоначальника Крива

Радичи

Имя родоначальника Вятко

-Вблизи водоёмов, рек

-Защита от врагов, давала воду для приготовления пищи, рыбу, можно было путешествовать по рекам

-да\нет

УУРД:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

- устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

УУКД: 

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Учебная презентация

Слайд 10

Карточки

видео

ФИЗМИНУТКА

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 – 5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

И,П

Практический: самостоятельная работа

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации, измерения.

Взаимоконтроль

1. Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

Тест: если согласны с выражением, то поставьте отметку в столбце «да», если же не согласны, то в столбце «нет» и исправьте в столбце «коррекция»

1.Монах Нестор написал библию. (летопись)

2.Летописи писали на пергаменте.

3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях. (лесов, деревьев)

4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива.

5.Русские, украинцы и белорусы всегда враждовали. (дружили)

Выполняют задание на карточках и обмениваются ими для взаимопроверки.

Выполняют

самостоятельную работу.

ФИО

Да

Нет

Коррекция

1

2

3

4

5

УУРД:

- владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

УУПД:

- выявлять причинно- следственные связи;

Учебная презентация

Слайд 11

Включение в систему знаний, повторение

(7 – 8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Наглядный: презентация

Практический:

задание

Приёмы: организация домашней работы.

Самоконтроль и взаимоконтроль

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

-Для того чтобы закрепить, то о чём мы с вами сегодня говорили, давайте ответим на несколько вопросов:

- Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины?

- Чем можно объяснить названия древних славянских племён?

- Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими?

Выполняют задание в тетради

-весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва

-«Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели»

-жили рядом, объединялись в семьи, рождали детей

УУРД:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

- выявление причинно- следственных связей.

Учебная презентация

Слайд 12

Учебник

Рефлексия деятельности

(2 – 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

- Какими знаниями вы можете поделиться по теме, которую мы сегодня изучали?

- Что для вас было сложным? Что показалось легким?

- Теперь, пожалуйста, изобразите собой шкалу успеха.Покажите, насколько вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, научились применять свои знания.

Если: 

• Слабо – сидите за партами.

• Хорошо – просто стойте.

• Отлично – стоя похлопайте в ладоши.

- Спасибо за урок!

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

Проводят самооценку

УУРД:

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД:

- выражать свою точку  зрения в устных и письменных текстах.

Учебная презентация

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".

В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....

Технологическая карта урока окружающего мира "В лес за грибами" 1 класс

Класс 1Предмет: окружающий мирТема: В лес за грибами. (Съедобные и несъедобные грибы.)Тип урока: урок открытия новых знаний.Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Разнообразие грибо...

2016/2017 Технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга Саратовской области"2 класс ПНШ

На уроке рассматриваются интересные факты исчезающих и редких видов животных и растений...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....

Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...