Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учебной деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. Добрый день, ребята! Меня зовут Элина Владиславовна, и сегодня я проведу у вас урок истории. - Давайте подравняемся, улыбнемся друг другу и настроимся на продуктивную работу. Тихо и спокойно сели девочки, теперь еще тише сели мальчики. | Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.
| УУРД: - выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.
| Учебная презентация Слайд 1
|
Актуализация знаний и мотивация (4 – 5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, П Словесный: опрос, беседа.
Приёмы: организация учебного общения.
Самоконтроль с образцом на доске. | 1. Повторение пройденного материала. -Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Для того, чтобы повторить предыдущую тему, вы по работаете в группе. Вам нужно разгадаем кроссворд. 1.Как фамилия выдающегося российского археолога; 2.Имя ученого, изучавшего древний народ более двух тысяч лет назад; 3.Редкостный талант А.П. Окладникова - находить древние…; 4.Историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда письменности еще не было; 5.Великий степной коридор из Азии в …; 6.Древний народ, о котором более двух тысяч лет назад писал Геродот; 7.Вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников; 8.С 7 по 3 век до н.э. скифы господствовали в Северном… -Молодцы, хорошо. А теперь скажите мне, какое слово у нас получилось красным цветом? | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Ответы: 1.Окладников 2.Геродот 3.Памятники 4.Археология 5.Европа 6.Скифы 7.Раскопки 8.Причерноморье
-летопись | УУРД: - признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУПД: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; аргументировать свою позицию, мнение. УУКД: - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. | Учебная презентация
Слайд 2
Слайд 3
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: опрос, беседа. Наглядный: презентция
Приёмы: организация учебного общения. Самоконтроль | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. -Правильно, а как вы думаете, почему именно это слово? -Хорошо, предыдущий ваш урок назывался, путешествуем с археологами, а как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
-Ребята, как вы считаете, какие цели мы будем преследовать? -Хорошо. | Отвечают на вопросы, поставленные учителем.
-наша следующая тема связана с летописью
Тема урока: По страницам летописи Цель: 1.Узнать, что такое летопись, путешествие по страницам летописи. 2.Рассмотреть, на какой территории жили древние племена, образ их жизни | УУРД: - составлять план действий; - принимать себя и других не осуждая. УУПД: - работать по предложенному плану, выдвигать свой план. УУКД: - воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке. | Учебная презентация Слайд 4 |
«Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Словесный: беседа. Наглядный: презентация
Устный взаимоконтроль
| -Итак, а сейчас я предлагаю вам побывать в Киево-Печерском монастыре, где некогда жил летописец Нестор и писал он там свою летопись «Повесть временных лет». -Посмотрите на слайд, как выглядит этот монастырь, а сейчас обратите внимание на рисунок на странице 12. Это барельеф в Киево-Печерской лавре. На нем изображен монах Антоний, который в 1051 году основал этот монастырь. А рядом - монах Нестор-летописец.
-Все вместе мы совершим сейчас мысленное путешествие по страницам его летописи. Кто знает, что такое летопись?
-Летопись Нестора приведет нас на просторы Восточно-Европейской равнины, где издревле жили разные народы.
-На странице 13 представлена карта расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины. - Ребята, скажите, что обозначает территория, выделенная розовым цветом? Зеленым? Светло зеленым? -Назовите, название племен, которые встретились вам на карте?
-Найдите второй абзац на стр.12 и прочитайте первые 2 предложения. - О чём вы узнали из этих предложений?
- Посмотрите на карту: одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», а как вы думаете, почему они так назвались? | Отвечают на вопросы
-это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Территория восточных народов, западных, южных народов
-славяне, кривичи, вятичи, северяне, дреговичи, древляне, волыняне, радимичи
-Название славянских племен словно рождены той землей, где они поселились. Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели».
-Потому что там были плодородные поля. | УУРД: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению. УУПД: - выявление причинно-следственных связей. УУКД: - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; - ответственно выполнять свою часть работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. | Учебная презентация Слайд 5, 6, 7, 8, 9
Учебник
Слайд 10
Учебник |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф, Словесный: беседа, опрос Приёмы: Самоконтроль и взаимоконтроль.
| 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. -Я вам предлагаю поработать в парах и определить, почему именно такие названия имеют племена. В этом вам помогут карта, логические рассуждения и учебник на стр.12
Поляне – плодородные земли (поля, степи). Древляне – «сели в лесах», среди деревьев. Дреговичи – дрягва (болото). Полочане – берега реки Полоты. Северяне – жили севернее какого-то другого племени. Ильменские словене – просто оставили себе свое имя и название озера. Кривичи – имя родоначальника Крива. Радичи – имя родоначальника Радим. Вятичи - имя родоначальника Вятко.
Защита работ. Учащиеся называют племя, причину названия племени и показывают место расселения на карте. Итак, мы с вами убедились в том, что названия племён происходит от местности, где они селились, или по имени основателя рода.
- Посмотрите внимательно на карту. Вблизи, каких географических объектов селились все славяне? -Как вы думаете, почему?
- Ребята, как вы думаете, у всех этих племен были одинаковые условия для жизни? А одевались они одинаково? Сейчас мы с вами рассмотрим женские украшения разных племен, ваша задача определить, чем они похожи и чем отличаются.
-Ребята, а теперь откройте страницу 14 и прочитайте текст «в мире жить - с миром жить». Будьте готовы ответить на мои вопросы. 1. Как между собой жили славянские племена? 2. Как образовалась древнерусская народность? 3. Какие народы называли братскими?
-Молодцы ребята, вы хорошо поработали.
| Отвечают на вопросы
Выполняют задания в тетради, совершают самопроверку.
Название племени | Причина названияя | Поляне |
| Древляне |
|
| дрягва (болото) |
| Берега реки Полоты | Северяне |
|
| Оставили себе свое имя и название озера |
| Имя родоначальника Крива | Радичи |
|
| Имя родоначальника Вятко |
-Вблизи водоёмов, рек -Защита от врагов, давала воду для приготовления пищи, рыбу, можно было путешествовать по рекам
-да\нет
| УУРД: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению. УУПД: - устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа. УУКД: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | Учебная презентация Слайд 10 Карточки
видео |
ФИЗМИНУТКА Видео |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4 – 5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | И,П Практический: самостоятельная работа
Приёмы: организация учебного общения, анализ информации, измерения.
Взаимоконтроль | 1. Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний. Тест: если согласны с выражением, то поставьте отметку в столбце «да», если же не согласны, то в столбце «нет» и исправьте в столбце «коррекция»
1.Монах Нестор написал библию. (летопись) 2.Летописи писали на пергаменте. 3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях. (лесов, деревьев) 4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива. 5.Русские, украинцы и белорусы всегда враждовали. (дружили)
| Выполняют задание на карточках и обмениваются ими для взаимопроверки.
Выполняют самостоятельную работу.
| УУРД: - владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; УУПД: - выявлять причинно- следственные связи;
| Учебная презентация Слайд 11
|
Включение в систему знаний, повторение (7 – 8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
| Ф, П Словесный: беседа. Наглядный: презентация Практический: задание Приёмы: организация домашней работы.
Самоконтроль и взаимоконтроль | 1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.
-Для того чтобы закрепить, то о чём мы с вами сегодня говорили, давайте ответим на несколько вопросов:
- Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины?
- Чем можно объяснить названия древних славянских племён?
- Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими?
| Выполняют задание в тетради
-весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва
-«Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели»
-жили рядом, объединялись в семьи, рождали детей
| УУРД: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУПД: - выявление причинно- следственных связей.
| Учебная презентация Слайд 12 Учебник |
Рефлексия деятельности (2 – 3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа, опрос.
Приёмы: организация учебного общения. | 1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Какими знаниями вы можете поделиться по теме, которую мы сегодня изучали? - Что для вас было сложным? Что показалось легким? - Теперь, пожалуйста, изобразите собой шкалу успеха.Покажите, насколько вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, научились применять свои знания. Если: • Слабо – сидите за партами. • Хорошо – просто стойте. • Отлично – стоя похлопайте в ладоши.
- Спасибо за урок! | Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.
Проводят самооценку | УУРД: - признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУПД: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. УУКД: - выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. | Учебная презентация Слайд 13 |