Технологическая карта урока окружающего мира "В лес за грибами" 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Максимкина Наталья Петровна

Класс 1

Предмет: окружающий мир

Тема: В лес за грибами. (Съедобные и несъедобные грибы.)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Разнообразие грибов».

Цель урока для учителя:  формирование   универсальных учебных действий   в процессе  открытия новых знаний.

Задачи урока: 1) образовательные: расширить понятийную  базу за счет включения в нее новых элементов;

2) развивающие: уметь выделять и сравнивать  отличительные признаки съедобных грибов, делать выводы на основании рассуждений;

3) воспитательные: формировать  навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Технологическая карта урока

ФИО учителя: Максимкина Наталья Петровна

Класс 1

Предмет: окружающий мир

Тема: В лес за грибами. (Съедобные и несъедобные грибы.)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Разнообразие грибов».

Цель урока для учителя:  формирование   универсальных учебных действий   в процессе  открытия новых знаний.

Задачи урока: 1) образовательные: расширить понятийную  базу за счет включения в нее новых элементов; 

2) развивающие: уметь выделять и сравнивать  отличительные признаки съедобных грибов, делать выводы на основании рассуждений;

3) воспитательные: формировать  навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Цель урока для обучающихся: узнать, какие признаки помогут отличить ядовитые грибы. Научиться различать грибы, правильно собирать в лесу.

Планируемые результаты 

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Формируемые  понятия:   съедобные грибы, несъедобные грибы: ложные, ядовитые,

Предметные умения: характеризовать и описывать грибы, распределять по группам живые организмы, аргументировано доказывать, что грибы относятся к живым организмам; различать съедобные и несъедобные грибы, называть их отличительные признаки.

Готовит рабочее место.

Вступает в сотрудничество с одноклассниками.

Ставит, принимает учебную задачу и сохраняет её до конца учебных действий.

Планирует свои действия (практическая работа: лепка пластинчатого или трубчатого гриба).

 Действует согласно инструкции учителя.

Учится понимать информацию, представленную в вербальной форме, в изобразительной, модельной.

Применяет  для решения задачи логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации.

Учится использовать готовую модель для изучения строения объекта (гриба)

Учиться осознавать учебно-познавательную задачу.

.

Учится использовать речевые средства для решения задач общения в диалоге. Учится  высказывать свое мнение. Учится слушать и слышать другого.

Осуществляет   совместную деятельность в малых группах.

Учится  высказывать свое мнение. Учатся слушать и слышать другого

Формирование положительного отношения к процессу учения.

Формирование осознания себя как гражданина России, обретение чувства любви к её природе.

Формирование осознания ценности природы как источника удовлетв. потребностей человека и её значения для здоровья.

Формирование навыков безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе. Проявляет доброжелательное отношение к одноклассникам

Ход урока:

  Назва-ние  

этапа урока

                                                       

           

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности обучаю-щихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Подготовить-ся  к продуктивной работе на уроке.

Фронтальная

Здравствуйте,  ребята!  

Учитель организует проверку  готовности учащихся к уроку, читая зарифмованные строки:

Готов ли ты начать урок?

Проверяй-ка  вместе с нами:

Клей,  учебник,  

Пластилин,  не спеши!

Если все на месте?

Поднимите руки вместе!

Учитель организует   мотивирование к учебной деятельности.

Послушайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
 О каком доме идет речь? 

С2. (Лес).

 Учитель организует  учащихся на построение сети ассоциативных связей.

О чём вы подумали,  услышав слово лес?

Лес - это часть живой природы.

Красивые у нас, в Шарыповском районе, леса?

Ребята, я приглашаю вас на прогулку в осенний   лес. А сопровождать нас будет старичок-лесовичок. Знаете, кто это?

У  меня есть вот такая большая корзина!   Как вы думаете, для чего она?  

Проверяют наличие учебника, пластилина, клея.

Слушают загадку, отгадывают.

Отвечают: о деревьях, цветах, птицах, грибах..

Учащиеся отвечают, рассказывают:  «Очень красивы! У нас самые красивые леса!»

Отвечают: это сказочный персонаж,  он следит за порядком в лесу!  

Учащиеся отвечают:

для … Мы идём в лес за грибами.

Готовит рабочее место.

Положительный эмоциональный настрой.

Формирование осознания себя как гражданина, обретение чувства любви к природе родного края.

Диагностику регулятивных, коммуникативных, личностных УУД реализую посредством наблюдения за деятельностью обучающихся.

диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

2

Актуализация опорных знаний

Актуализировать  опорные знания: грибы – отдельное царство природы,  строение гриба, условия роста.

Работа в парах.

С3 А вам приходилось ходить за грибами? Зачем люди их собирают? Гриб это часть живой или неживой природы? Почему?

Учитель организует смену деятельности,  

 актуализирует знания учащихся по правилам работы в парах.

Работать будете в парах.  Назовите правила  работы в парах.  С4

Выполните  задание: распределите  живые организмы по группам, к которым они относятся. Проверьте себя.  (урок 9, задание 2 УМК «Начальная школа 3.0 Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия»)

Сделайте вывод.

 Работа с моделью «строение гриба».

 Продолжаем работать в парах. Приклейте таблички с   названиями  частей гриба на своё место.

Пары, поменяйтесь моделями и проверьте работу.

Продолжите  предложение:

Грибы – живые …

Отвечают: питательная ценность, польза пеших прогулок на свежем воздухе в тишине леса, масса радостных впечатлений от грибных находок.

Называют правила  работы в паре.

Выполняют задание  2 в программе, проверяют.

Делают вывод: Грибы – не растения, не животные, а отдельное царство.

Работают  в парах:  приклеивают таблички с   названиями  частей гриба на своё место. 

Осуществляют взаимопроверку, находят ошибки, исправляют

Продолжают предложение: Грибы – это живые существа. Со своим строением и условиями роста: влага, тепло и питательные вещества.

Учится использовать речевые средства для решения задач общения в диалоге.

Планирует свои действия. Применяет  для решения задачи логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации: распределяет по группам живые организмы.

Учится использовать готовую модель для изучения строения объекта (гриба).

Действует согласно инструкции учителя.

Диагностика предметных рез-тов выполняется в программе  УМК «Начальная школа 3.0 Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия».

 Задание  на проверку усвоения строения гриба с использованием модели.

 

3

Выявление места и причины затруднения

Выявить причину  затруднения.

Фронтальная

Представьте,  вы заходите в лес и вам повезло, вы видите  много грибов! Постановка проблемы: Какие грибы можно срезать и положить в корзину?

Как выбрать?

Одни учащиеся  затрудняются ответить, другие называют знакомые им грибы.

 Отвечают: нужно знать грибы, какие можно собирать, какие нет

Понимает причину затруднения

Наблюдение

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Сформулиро-вать тему и цель урока, обсудить план учебной деятельности для достижения учебной задачи урока.

Фронтальная

Сформулируйте тему урока.

 

Давайте попробуем определить цель  урока?

Какое   умение  необходимо грибнику?

  Как  узнать признаки ядовитых грибов?

Формулируют тему:  съедобные    и    несъедобные грибы. Формулируют  цель с помощью учителя или самостоятельно: 

узнать, какие признаки помогут отличить ядовитые грибы.

 Отвечают: научиться различать грибы, правильно их собирать в лесу.

Перечисляют возможные средства получения нужной информации: спросить у взрослых, прочитать в учебнике, посмотреть в интернете..

Ставит, принимает учебную задачу.

Планирует свои действия.

Беседа по вопросам, наблюдение

5

Реализация построенного проекта.

Познакомиться  с понятиями: ядовитые, ложные.

Индивидуальная, фронтальная

Вспомните, какую цель поставили?

Организует  разрешение проблемной ситуации  на основе выбранного средства - учебника.

1. Работа с учебником.

Откройте страницу 20 в учебнике.  Почему ученик объединил эти грибы в одну группу и поставил знак опасности?  Какие признаки ядовитых грибов он указал? С7

Прочтите текст под рисунком.

 

Какие  бывают грибы?

Как отличить?

Учитель организует учащихся занять позу «руки за спинку стула» с целью  сохранения здоровья – спина прямая!

Ложные грибы этих признаков не имеют, но они опасны. Посмотрите на слайд, как ложные грибы похожи на съедобные. Если грибник сомневается, съедобный ли это гриб, он не положит в корзину.

Учитель организует физическую паузу для отдыха и визуальное запоминание некоторых грибов.

А сейчас, давайте встанем, пройдёмся «по лесу»,  на слайдах вы увидите грибы,  если узнаете, назовите их.

 Минутка для здоровья  «Грибная охота» 13,14,15,16.

Павел  шел, шел, шел –
Подберезовик нашел.
Настя шла, шла, шла –

Подосиновик  нашла.

Дима шел, шел, шел.
Мухомор  нашел.
Вера  шла, шла, шла –
Сыроежку нашла.

Узнать, какие признаки помогут отличить ядовитые грибы.

Обучающиеся  рассматривают грибы, называют признаки ядовитых грибов – кольцо на ножке, наличие мешочка у основания ножки гриба, яркая окраска.

Обучающиеся читают текст.

Отвечают: съедобные и несъедобные.

Формулируют вывод:

У несъедобных ядовитых грибов кольцо на ножке, мешочек у основания ножки гриба,  яркая окраска.

Обучающиеся  принимают позицию «руки за спинку стула», слушают учителя,

рассматривают соответствующий слайд презентации.

Встают, имитируют движения,  идут, наклоняются, называют, «собирают» грибы,  при «находке» ядовитого не наклоняются, обходят стороной.

Сохраняет  учебную задачу Действует согласно инструкции учителя.

Учится понимать информацию, представленную в вербальной форме, в изобразительной, модельной.

Умение сделать вывод

Беседа по вопросам, наблюдена

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 Применить новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух: различить съедобные и несъедобные грибы.

Групповая

Ходить в лес за грибами интересней дружной компанией.

Учитель организует смену деятельности. 

Вы сейчас поработаете в группах. 

Учитель актуализирует знания учащихся по правилам работы в  группе: назовите  правила работы  в группах.  С14

2. Групповая работа. 

 Соберите в корзину съедобные грибы. Собирайте только молодые, известные вам грибы. Помните, старыми и несъедобными можно отравиться!

 Полные корзинки набрали!

Учитель организует взаимопроверку. Группы, поменяйтесь местами – проверьте корзинку одноклассников! Если в ней съедобные грибы, возьмитесь за руки!

Назовите грибы, которые не взяли в корзинку. Проанализируйте.

Укажите сходство и различия грибов.

 Назови признаки отличия ядовитых грибов.

Настоящие грибники знают правила поведения в природе! А вы знаете?

Обучающиеся  встают, переходят к специально отведённому месту для работы в группах.

Работают  стоя. Называют правила работы в группе.

Договариваются, распределяют роли, назначают ответственного.

Обучающиеся наполняют корзины грибами, проговаривая названия известных им грибов, аргументируя свой выбор.

Группы меняются местами, проверяют, берутся за руки, либо исправляют ошибки, проговаривают своё согласие-несогласие.

Называют  ядовитые грибы – мухомор, бледная поганка.

Анализируют, указывают,  перечисляют известные признаки.

Называют  правила безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Осуществляет   совместную деятельность в  группах. Учится  высказывать свое мнение. Учится слушать и слышать другого

Планирует свои действия, договариваются, распределяют роли, назначают ответственного.

Проявляет доброжелательное отношение к одноклассникам.

 Различает  съедобные и несъедобные грибы, называет  их отличительные признаки.

Осуществление взаимопроверки

Формирование навыков безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Наблюдение за деятельностью уч-ся в группах

Контрольное  задание: соберите съедобные  грибы.

 

Беседа, наблюдение

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнить  задание самостоятельно, проверить себя.

Индивидуальная  форма работы

Организует ситуацию успеха, мотивирующую  каждого  к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Практическая работа:

  Я сделала для вас вот такие символические корзинки.  Вспомните  строение гриба, слепите съедобный гриб – пластинчатый или трубчатый   и положите в корзинку. Помните  о признаках, которые есть у ядовитых грибов.

Организует  исполнительскую рефлексию выполнения задания

Какой гриб вы положили в корзинку, назовите, докажите, что он – съедобный.

Я желаю, чтобы  вы из леса всегда возвращались с полными  лукошками.  Надеюсь, что сегодняшний урок и советы СТАРИЧКА - ЛЕСОВИЧКА помогут вам стать  настоящими ГРИБНИКАМИ.

Проявляют самостоятельность. креативность..

Доказывают, называя отсутствие признаков ядовитых грибов.

Обучающиеся рассматривают буклеты, символические корзинки для грибов.

Сохраняют учебную задачу.

Модель (из пластилина) съедобного пластинчатого или трубчатого гриба.

8

Включение в систему знаний и повторение.

Выявить  границы применимости нового знания повторить понятия,  содержание учебного материала.  

Фронтальная

Организует включение в систему знаний и повторение учебного материала.

А сейчас давайте поиграем.  Вставайте в круг. Игра называется  «Эстафета». Ваша задача передавать гриб и называть слово,  относящееся к теме нашего урока. Слушайте друг друга внимательно, не повторяйте слова!

Назовите  понятия, относящиеся к теме урока.

Назовите съедобные грибы.

Назовите несъедобные грибы.

Встают в круг, играют, называя слова:

гриб, шляпка, ножка, споры, ядовитый, лес, корзина, грибница, съедобный, ложный, несъедобный, шляпочный, трубчатый, пластинчатый и т.д.

Называют   съедобные грибы: подберёзовик…

Называют  несъедобные грибы.

Различает  съедобные и несъедобные грибы

Наблюдение, дидактическая игра

9

Рефлексия учебной деятельности.

Оценить деятельность, зафиксировать затруднения.

Фронтальная,

Организует  оценивание учащимися собственной деятельности.

Какую  цель  поставили  в начале урока?

 Достигли её?

Укажите отличия на модели гриба.

Выскажи  своё мнение: чему научился?

В чём затрудняешься?

Организует  фиксацию возможных неразрешённых  затруднений.

Организует эмоциональную рефлексию.

Понравилось вам в лесу, где много грибов?

Берите свои корзинки, пора возвращаться домой.  

Обучающиеся повторяют цель урока: узнать, какие признаки помогут отличить ядовитые грибы.

Отвечают: да, узнали признаки отличия.

Я умею отличить съедобный гриб от ядовитого гриба.

Я затрудняюсь…

 Я знаю, какие признаки помогут отличить ядовитые грибы.

Я смогу научить

Обучающиеся отвечают.

Встают, исполняют песню «Мы идём с лукошками»

Сохраняет  учебную задачу до конца учебных действий.

Называет  отличительные признаки.

Оценивает свои достижения на уроке

Беседа, наблюдение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Технологическая карта урока окружающего мира " Полезные ископаемые" 3 класс

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: Полезные ископаемыеЦели урока:  Расширить знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.Планируемые результаты:•...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звери - млекопитающие". 1 класс

Окружающий мир 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" На уроке учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными отличительными признаками этой группы животных. ...